ОДИННАДЦАТАЯ   ЗАПОВЕДЬ   ХРИСТИАНСТВА
( К вопросу о христианской морали и 10 заповедях.)

Христиане часто ссылаются на так называемые десять заповедей - декалог, составляющие, по их мнению, основу христианской морали. Но, как это ни странно, они часто сами не всегда знают, что представляют собой эти самые десять заповедей. Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к первоисточнику - библии.

Известно, что Моисей часто разговаривал с богом лично. В одном из таких разговоров (Исход, 20) бог сообщил ему   в 14 стихах памятные десять заповедей. Мы не будем приводить их по причинам, которые выяснятся в дальнейшем; кроме того, они многим известны. Напомним лишь одну - не убивай.

Итак, Моисей получил от бога откровение, содержащее суть христианской морали. Однако на этом разговор не окончился. Кроме того, что позже было названо заповедями, Моисей получил ещё весьма  конкретный рабовладельческий кодекс ( иметь рабов для христиан вполне "морально"   - и в ветхом и в новом завете приводятся дельные советы по содержанию рабов ), и поучения об уголовном законодательстве и технические советы по созданию храма.
Интересно, например, обратить внимание на тот факт, что вся христианская мораль уместилась в 14 стихах, 20 главы Исхода, в то время как рекомендации по пошиву одежды для священников занимают аж 43 стиха 28 главы. Без сомнения это отражает этические приоритеты христианства.

Вот что произошло дальше. Выдолбив заповеди на каменных плитах - скрижалях, Моисей по совету же богу поспешил обратно своему народу. Те же, за недолгое отсутствие Моисея совсем отбились от рук - плясали вокруг золотого тельца. В гневе Моисей разбивает скрижали. Но это пол беды. То, что начинается потом, просто ужасает. Цитируем 27 и 28 стихи  32-ой главы Исхода.

27. И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро своё, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
28. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трёх тысяч человек.

Т.е., вместо исполнения одной из упомянутых заповедей  (не убивай!), данных богом, он, не успев ещё толком сойти с горы, от имени бога устраивает кровавую резню своего же народа.  (Заметьте, это как же надо было потраться, чтобы за одну ночь зарезать 3000 человек?)

Более того, Можно сказать , что в 27 стихе Моисей провозглашает 11-ую заповедь христианства - "Убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего." Ведь это сказал "Бог Израилев"!

Но история на этом не кончается. Совершив этот богоугодный поступок, Моисей опять идёт к богу, у которого, видимо в результате упомянутого богоугодного поступка " приобрёл благоволение" (Исх. 33,17). На этот раз, добрейший бог высоко моральных израильтян сам пишет на скрижалях новую версию заповедей, взамен тех, которые были на разбитых Моисеем скрижалях. Заметим, именно новую, так как старая оказалась непригодной (трудно, трудно не убивать!), да и была уничтожена Моисеем.
Отметим так же, что ещё один вариант декалога, присутствующий в библии, а именно в 5-ой главе Второзакония полностью, идентичен первому, а следовательно не имеет силы, так САМ бог уже написал новый вариант. И не просто, как в случае с первым вариантом декалога, сообщил что-то лично Моисею, но и сказал при этом "вот, Я   заключаю завет".  (Исх. 34, 10) - т.е. обозначил легитимность этих  заповедей для всех, в него верящих.

Итак, какую форму приняли десять заповедей в конечном варианте. Цитируем 34 главу Исхода с некоторыми опущениями:
14. Ибо ты не должен поклоняться богу иному, Кроме Господа.
17. Не делай себе богов литых.
18. Праздник опресноков соблюдай.
19. Все разверзающие ложесна - Мне.
21. Шесть дней работай, а в седьмый день покойся.
22. И праздник седьмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года.
25. Не изливай крови жертвы моей на квасное.
25. И жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра
26. Самые первые плоды принеси в дом Господа, Бога твоего.
26. Не вари козлёнка в молоке матери его.

Профессор К. Будде в "Истории древнееврейской литературы" на основе анализа оригинального, а не переведённого текста, излагает 10 заповедей следующим образом:

1. Не поклоняйся иному богу.
2. Не делай себе литых богов.
3. Все первородные принадлежат мне.
4. Шесть дней работай, а в седьмой день отдыхай.
5. Праздник опресноков соблюдай в месяц, когда закончится хлеб.
6. Соблюдай праздник седьмиц, праздник первых плодов пшеничной жатвы и праздник собирания плодов в конце года.
7. Не изливай крови жертвы моей на квасной хлеб.
8. Тук от праздничной жертвы моей не должен оставаться всю ночь
до утра.
9. Самые первые плоды  земли твоей принеси в дом господа, бога твоего.
10. Не вари козлёнка в молоке матери его.

А теперь, даже если не принимать во внимание 11-ую заповедь, которую Моисей изложил сразу же, после уничтожения первых десяти, даже если забыть про то, что само появление 10 заповедей обагрено кровью тысяч людей, скажите, о какой моральной основе может идти речь в десяти заповедях? Какую мораль, можно построить на их основании?

Copyright : Demian c 1999. / Авторские права принадлежат: Димьян, 1999 г.
Статья может тиражироваться и распространяться любым издательством или частным лицом , при условии сохранения целостности и неизменности текста. Во всех других случаях необходимо разрешение автора или его непосредственных представителей.