Первый шаг к вере
25.01.2025 Статьи/Христианство
В старых рукописных сборниках и торжественниках встречается правдивый рассказ о чуде, совершённом св. Стефаном Сурожским вскоре после кончины, т.е. в конце VIII или в начале IX века. Тогда попущением Божьим на Сурож, теперешний Судак, напал русский князь с нерусским именем Бравлин. Дело это было не новое. Степенная книга царского родословия глаголет:
«Иже и прежде Рюрикова пришествия в словенскую землю, не худа бяша держава словенского языка; воинствоваху бо и тогда на многие страны, на Селунский град и на Херсон и на прочих тамо, якоже свидетельствует нечто мало от части в чудесах великомученика Дмитрия и святого архиепископа Стефана Сурожского».
Князь прибыл из болотистого Новгорода немного отдохнуть от государственных дел и встряхнуться. Отдыхая, Первоотдыхающий встряхнул, поставил на уши и опустошил все побережье Черного моря от Корсуня до Керчи.
"По смерти же святаго мало лѣтъ миноу, прiиде рать велика роусскаа изъ Новаграда князь Бравлинъ силенъ зѣло, плѣни отъ Корсоуня и до Корча, съ многою силою прiиде к Соурожу, за 10 дьнiй бишася злѣ межоу себе."
А на одиннадцатый удалым налётчикам, ушкуйникам новгородским удалось-таки с Божьей помощью взломать Железные ворота и город пал, словно рубль в 1992 году. Что, как и в 1992, положило начало Большому Грабежу населения.
Не теряя золотого времечка на шмон рядовых граждан, сам Бравлин с мечом в руке бросился к св. Софии, где покоились в драгоценном гробе мощи святого Стефана, рассек двери храма и заграбастал чужие плохо лежащие сокровища.
Ой, не зря говорится в Писании: «Не собирайте сокровищ земных!» - меньше будет грабежей. Но церковники всё собирают и собирают. И их всё грабят и грабят. Старая варяжскаяяя заповедь истину глаголет: «Если в поселении имеется церковь, то все остальные нищие». Но читать нравоучения жадному до наживы смертному также бесполезно, как рассказывать Чубайсу о нравственности.
В летописях православия много примеров, когда очередной святой, застав воров в своём жилище, не токмо не препятствовал им, а даже по мере сил помогал погрузить наворованное на осляти и добавлял что-нибудь от себя. На память. Потому как усвоил праведник основную мысль великого Сократа: «Чем меньше человек зависит от внешних предметов, тем больше он подобен божеству». Своей невозмутимостью.
А то вот тут недавно открыто грабили одного российского священнослужителя. Прямо на дому. Так он помер от возмущения, перешедшего в разрыв сердца, не пожелавшего расстаться с тленными земными благами. Хотя, казалось бы, Бог дал – Бог взял. Спокойней надо к таким мероприятиям относиться. С пониманием. Ведь для вас это возможность начать жизнь сначала. Особенно если грабят Власти.
Но Святой Стефан отнюдь не почувствовал себя счастливым.
- Глаз на ж… натяну! – пообещал нахалу святой Стефан, спуская овчарку гнева с поводка терпения. Но что толку взывать к язычникам! Тогда в отличие от нашего правительства, - дай Бог ему повышения цен на нефть - обещавшего каждому долю от продажи природных запасов, святой своё обещание выполнил: наглая харя Бравлина, хайло его чухонско-тевтонское, «повернулась назад». Пацан сказал – пацан сделал.
Говорят, ему видение
Всё мерещилось в бреду:
Видел света преставление,
Видел грешников в аду.
Поняв намёк, Бравлин вернул храму все награбленное и добавил ещё и всю награбленную в Крыму церковную утварь. С тех пор князья не забывали долю от награбленного отстёгивать Богу. А когда и это не помогло, наконец, решил с отчаянья креститься, поелику Святой Стефан явился к князю в видении и сказал: «Пока не крестишься в церкви моей, не возвратишься и не выйдешь отсюда». Сегодня мы назвали бы это мероприятие принуждение к православию.
Преемник святого Стефана архиепископ Филарет, в сослужении местного духовенства, тут же окунул князя, а затем и его бояр. После этого Бравлин почувствовал облегчение, но полное исцеление получил лишь тогда, когда, по совету духовенства, дал обет освободить всех пленных, захваченных на крымском побережье. Внеся богатый вклад святому Стефану, оставшийся без портков князь Бравлин удалился из Сурожских пределов, куда пошёл за шерстью, а вернулся бритым, как из клоповника. Нынче это называется конфискацией.
Из чего мы можем сделать вывод, что Всевышний создал человека весьма гнусным существом, которое отучить воровать можно только репрессиями, и Путь – понимаемый в даосском смысле – ведёт к добродетели через грехи и пороки. Не получается благодати без репрессий.
Захватчики были и счастливы уйти из захваченного города своими ногами, словно космонавты, промахнувшиеся не только мимо участка приземления, но и мимо покойницкой. Ну, а его полководцы кляли язычество и хвалили православие, словно наши генералы, которые в 1991 году, наперегонки побежали, тряся окороками, проклинать предыдущий общественный строй и восхвалять Его Величество Рынок.
Св. Стефан - лицо историческое, и память о нем закреплена месяцесловом Василия конца Х века, стало быть, и Чудо это подлинное. По этому месяцеслову св. Стефан пострадал за образа при царе Константине Копрониме (741-775 гг.), который задолго до комсомольцев запел частушку:
Брось, мамаша,
бить поклоны
На поповское старьё!
Для попа оно иконы,
А для нас утильсырьё.
Бог в спор двух подвижников православия вмешиваться не стал.
Нет также никакого сомнения, что подпись святого дошла до нас в отчёте о пятом заседании на седьмом вселенском Никейском соборе 787-го года: «Стефан, недостойный епископ города Сугдайского, охотно принимая все вышеописанное, подписался». Сугдею или Сугдаю русские называли Сурожем.
Из жития Стефана Сурожского мы узнаём, что мощи его и дальше покоились в алтаре св. Софии, защищая город от набегов и налётов до тех пор, пока вместе с св. Софией не были уничтожены в 1327-м году неким Агач Пасли в преддверии окончательного разгрома города турками в конце XV века. Против ислама святой оказался жидковат.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 138