О жертвоприношениях
После разрушения римлянами в 70-м году в Иерусалиме Второго храма массовые жертвоприношения животных в иудаизме по техническим соображениям прекратились. Просто стало негде производить ритуальный забой скота и заниматься его жаркой. Сама жизнь поставила точку в этом чудовищном обряде, на что Иегова никак не отреагировал. Надо думать, что, храня молчание, он согласился с ходом истории, с её цивилизационными процессами.
Трудно себе представить, чтобы вся эта огненно-кровавая процедура сохранялась и сегодня. Что-то ещё в большей степени дискредитирующее иудаизм придумать было бы невозможно.
Иудаизм переходит на другие формы служения Богу: молитвы, изучение Торы и строгое следование содержащимся в ней другим ритуальным и этическим предписаниям. Реформаторские направления в иудаизме исключило из своих молитвенников всякое упоминание об обряде жертвоприношения. Иудейские обряды, занимавшие немалое место среди 613-ти заповедей Торы, были «временно приостановлены» на неограниченный срок. Все задачи, возложенные на коэнов, в один миг стали неуместными. Поэтому правоверный иудей теперь должен молиться, поститься, читать Тору, и лишнего в целях сохранения веры ничего не делать.
Лишившись Храма, евреи повсюду, где им пришлось жить, стали строить синагоги. А если строительство оказывалось невозможным, то синагогой становился чей-то дом. Главную роль в синагогах начинает играть раввин, которым может стать уже любой еврей. Под воздействием внешних обстоятельств, но не благодаря могучей божьей воле, происходит невозможная и непредставимая ранее демократизация всей религиозной системы иудаизма.
А вот христианство, в отличие от иудаизма, принципиальное главенствование жертвы как таковой сохраняет, превратив её в центральный элемент не только культа, но и всего вероучения. Добровольное самопожертвование Иисуса, Сына Божия, выступает в качестве единственного способа спасения людей от смерти путём его личного признания каждым человеком.
В форме евхаристии (вкушения плоти и крови Христовых) жертвоприношение остается главным таинством христианского вероисповедания, основой всего церковного культа. Принимая жертву, христианин, независимо от своей конфессиональной принадлежности, тем самым обязуется принести себя в жертву Богу-Отцу. Жертва, принесённая Богом, служит каждому человеку обязательством повторения того же самого уже им самим. Бог пожертвовал ради тебя, но и ты теперь будь добр принести ему жертву.
Владимир Рослов
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 2849