История по Священнику
В годы Вавилонского пленения возникла альтернативная версия истории древних евреев, известная в науке под названием «сведения Священника». До нашего времени она дошла в виде фрагментов различных книг Библии (ТАНАХа). В отличие от рассказов анонимного историка Второзакония, она рассматривала, в основном, ранние времена еврейского заселения страны Ханаан. В том числе того времени, когда святилище бога Яхве располагалось в Хевроне.
Исследователи установили, что тексты, созданные Священником (мы будем их обозначать буквой С.), обладают определённым стилем: величественным, напыщенным. С. имел склонность к генеалогическим данным и количественным характеристикам событий. В своём словаре этот автор был близок к Моисееву закону. Священником его принято называть из-за усиленного интереса к культу и обряду, как в книге пророка Иезикииля. По его концепции, основное значение Торы состоит в упорядочении религиозных предписаний. Работа С. изложена в десяти главах книги Левит (Кодекс святости), изложенных как вечные требования для еврейского народа в области культа, чему должна быть посвящена вся жизнь каждого еврея. Он является автором и значительной части книги Бытие.
С. стремился также защитить имущественные права священников, потомков Садока, первосвященника в Храме при царе Давиде. Волновал его и вопрос об отношениях между священниками и пророками, довольно напряжённых в то время в силу конкуренции между этими двумя группами народных вождей. Автор подчёркивает святость Завета, заключённого Яхве с Ноем; с ним он связывает политическую власть над миром. Это событие представлено как начало времени заветов как средства связи Яхве со своим народом. В основе его этического кодекса лежат семь Ноевых законов. Как следует из Торы, в случае точного исполнения Ноем и его потомками этих законов они получают власть над всеми живыми существами на Земле и упорядочение природных явлений, столь важных для сельскохозяйственной деятельности. Потомству Ноя Яхве было предназначено сформировать всё будущее человеческое сообщество (Быт.10.1-7). Именно в свете такого предназначения Яхве сказал потомку Ноя Аврааму: «И благословятся в семени твоем все народы Земли за то, что ты послушался гласа Моего» и далее «И овладеет семя твое городами врагов своих» (Быт.22.18 и 17).Так, во время тягостного пребывания евреев в плену С. укреплял их моральный дух обещанием будущего господства над миром.
Говоря о торжественном обещании Яхве еврейскому народу, С. указывал на важную роль обрезания крайней плоти (брит-мила) как знака вечной связи евреев со своим богом. Высшей точкой истории народа, согласно этому автору, стало вручение Моисею Закона Яхве на горе Синай. С. наставлял евреев, что они не должны уклоняться от предписаний Закона ни при каких обстоятельствах, даже в годы политического упадка. Он подчёркивал важную роль гастрономических предписаний -- «кошер» или «кашрут». Согласно этим правилам, точное происхождение которых неизвестно, в пищу можно употреблять лишь небольшую часть живых существ. Потребление крови и продуктов, сочетающих мясо и молоко, запрещено. Автор-священник подробно разъясняет правила соблюдения религиозных ритуалов, показывая этим свой социальный статус ревностного служителя культа, от которого зависит вся жизнь народа. Например, принесение искупительной жертвы в день Йом- Кипур занимало целый день, что было призвано максимально укрепить власть священников в народе(Лев.16.29,23.26). В период составления Вавилонского талмуда этому был посвящён раздел «Йома».
Но С. постоянно помнит и о морали, настаивая на очищении людей от грехов. Это понятие трактуется расширительно: не только личные проступки, но и социальные нарушения прав. Яхве осуждает любое притеснение и несправедливость — утверждает священник. Так, заповедь «Глаз за глаз, зуб за зуб» позволяет пострадавшим защитить себя, это не призыв к злобной мстительности. В Торе есть места, смягчающие исполнение этой заповеди, где она изложена в виде денежной компенсации (Лев.19.15;Исх.21.24). Вероятно, они тоже написаны С.
Отличие взглядов этого священника от концепции автора Второзакония проявляется в том, что он не считает всех инородцев врагами евреев. С. призывает к терпимости: «…ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Лев.19.34). Этот автор тяготеет к пониманию универсальности бога для всего мира, а не только для евреев. Считают, что именно С. сочинил рассказ о сотворении богом мира за шесть дней, начинающий книгу Бытие. Он положил начало пониманию бога как высшего существа, невидимого и трансцендентального. Так намечается первая дорожка, связывающая иудаизм с будущим христианством. Благодаря творчеству С. возникла идея, что каждым элементом своего существования, любым достижением люди обязаны единственному божеству, которого Тора назвала Яхве (по другой транскрипции, Иегова). «Ты… поставил его (человека) владыкою над делами рук твоих…Ты подчинил его лишь себе» (Пс.8.7,6). Явно другому автору принадлежит рассказ Торы о создании Адама и Евы, их жизни в саду Эдем и нарушении ими воли бога. Здесь уже возникает идея борьбы добра со злом, противоречащая концепции С. Последний утверждает, что мир не может быть непокорным богу; мир добр, поскольку сотворён добрым богом Яхве. Эту концепцию поддерживает автор Псалмов словами: «Всё сделал ты премудро, да веселится Яхве о делах своих!» (Пс.103.24,31). Таким образом, С. выступает одним из основоположников еврейского мировоззрения, но не единственным. Он своими взглядами полемизирует с другими еврейскими авторами Торы. К сожалению, имена всех этих авторов остались неизвестными.
Творчество Священника даёт представление о реальной, а не мифологической истории евреев в древности. Оно отражало идейную борьбу в среде духовных наставников народа в период вавилонского изгнания.
Аркадий Цоглин
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 5308