Ошибка генерала
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ НЕУМЕСТНОСТИ ВВЕДЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО РЕГЛАМЕНТА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРАВОВОМУ И КУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ)
Директор ФСБ Александр Бортников подписал приказ об утверждении перечня данных, не содержащих гостайну, но которые запрещено передавать иностранным государствам[i]. Лица, которые передадут такую информацию, могут быть признаны иноагентами.
В перечень вошли 60 пунктов. Двадцать два из них касаются сведений в области военной деятельности РФ. Среди несекретных данных указываются сведения об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической и оперативной обстановки. Кроме того, информация о дислокации, численности и наименовании воинских частей, а также о преступлениях в армии и о ее моральном состоянии. Также в перечень вошли сведения о ходе и результатах рассмотрения сообщений о преступлениях и предварительного расследования, которые производятся следователями ФСБ и военных следственных органов СК России, за исключением сведений, преданных гласности с разрешения уполномоченных сотрудников ФСБ и СК.
Необходимо признать, безусловно, что данный шаг ФСБ России вполне понятен в условиях экономических санкций Запада как элемента гибридной войны, когда удары наносятся по стратегическим отраслям российской экономики и одновременно по ее финансово-промышленной элите.
Вместе с тем, мы наблюдаем, что некоторые чиновники Минобороны России часто достаточно тенденциозно скрывают недостатки, а проще сказать нарушения действующего конституционного законодательства в органах военного управления под прикрытием якобы секретности чувствительной для национальной безопасности информации.
По сути теперь действующий приказ ФСБ России может поставить под угрозу любую дискуссию в СМИ об обороне и военно-технической отрасли, освоении космоса. Фактически предложенный документ может криминализировать сбор даже самой безобидной информации, тем более, что даже в отношении автора данной статьи подобные методы использовались еще ранее.
Например, впервые на мой авторский текст в рубрике «Я так считаю»[ii] в «Независимой газете», крупнейшего авторитетного периодического издания современной России, последовал официальный грозный окрик представителя Минобороны России О.Ю. Веселкова[iii], обвинившего автора в «тенденциозности», а значит в некомпетентности.
Судя по тону письма на имя главного редактора «НГ» К.В. Ремчукова начальник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями ГлавПУРа ВС РФ косвенно вешает на автора ярлык «исламофоба», который якобы «давно уволенный с военной службы в запас» не обладает знаниями и опытом, чтобы писать по заявленной им теме. При этом по логике своего заявления генерал-отставник О.Ю. Веселков, получается, сам расписывается и в собственном отсутствии профессионализма, т.к. судя по данным издания «Коммерсантъ»[iv] г-н Веселков «после своего увольнения в январе 2012 года перешел на работу в ОАО «Лукойл-резерв-нефтепродукт», а через несколько месяцев стал главным федеральным инспектором, проработав в этой должности до мая 2016 года», а значит также, как и автор является «давно уволенным».
Претензии к автору статьи и к главному редактору уважаемой газеты строятся на том, что, дескать, ни первый, ни второй не обращались в Минобороны России с соответствующим официальным запросом, а значит не могут делиться своим взглядом на проблемы взаимоотношений между военнослужащими различных национальностей и вероисповеданий.
Однако, на дворе сегодня не 1937-й год, когда в публикациях необходимо согласовывать генеральную линию партии и правительства, и опубликована статья не в органе ВС РФ - «Красной Звезде», а в независимом издании, которая зарекомендовало себя за все годы своего существования в качестве объективного СМИ у читательской аудитории многих стран.
Ошибка г-на Веселкова О.Ю в том, что пока он в качестве ведущего специалиста ОАО «Лукойл-резерв-нефтепродукт» осуществлял оптовую торговлю твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами (код по ОКВЭД 46.71)[v] автор статьи в должности доцента в ведущей военной академии Сухопутных войск читал курсы лекций и проводил семинарские занятия по предметам: «Нормативное правовое обеспечение», «Правовое регулирование военного управления», «Правовая подготовка», где изучаемым на занятиях темам придавал прикладную направленность, показывая их практический смысл и связь с организаторско-управленческой деятельностью офицера-руководителя.
По роду своей деятельности автор отвечал не только за подготовку слушателей из России и стран ближнего и дальнего зарубежья по правовым дисциплинам ведущего центра Сухопутных войск, но и осуществлял преподавание гражданского права у курсантов прокурорско-следственного факультета Военного университета МО РФ, что свидетельствует о наличии богатого опыта проведения полевых исследований автором по вопросам гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в ВС РФ.
Именно поэтому при личных беседах автор неоднократно убеждался, что курсанты-мусульмане Военного университета МО РФ весьма критично оценивают принятие военной присяги и проведение выпуска в Подмосковье у Главного храма ВС РФ, желая проведения столь важного мероприятия на площадке без признаков религиозного культа.
После строительства православной часовни на территории Военного университета Министерства обороны РФ вполне ожидаемы и резонны вопросы курсантов-мусульман о причинах отсутствия здесь мечети. Но думаю, что это вопрос только времени.
Сферой научных интересов автора более 15-ти лет является деятельность по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний, направленная на укрепление и мировоззренческое расширение гуманистических ориентиров представителей культурной и научно-педагогической общественности. Основная тема исследуемых вопросов и соответствующих резонансных публикаций в этом направлении как раз и посвящена сегодняшним тенденциям законотворчества в органах военного управления, противоречащим конституционно-правовым основам светского государства[vi].
В Минобороны России об этом знают, т.к. по результатам неоднократных обращений автора в Главную военную прокуратуру России[vii] в целях проведения комплексной проверки по систематическим нарушениях свободы совести в органах военного управления, связанных с коллективными богослужениями и строительством на территории воинских частей и соединений православных храмов Московского патриархата, а также финансирования строительства Главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации в парке «Патриот», названного «Главным», сам же упомянутый начальник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями ГлавПУРа ВС РФ О.Ю. Веселков ранее дважды благодарил автора «за активную гражданскую позицию и заботу о благе государства и общества» (МО РФ исх.№ 172/7/1202д от 22 июня 2020 г., № 172/7/16023 от 31 июля 2020 г.).
Подтверждением этого является также то, что Президент Клуба военачальников Российской Федерации генерал армии А. С. Куликов предоставил право автору данной статьи выступить с докладом «Светская культура как средство гармонизации межнациональных отношений в целях укрепления обороноспособности государства в условиях глобализации» 21 марта 2019 года в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на научно-практической конференции по теме: «Межнациональные отношения в стране: состояние, проблемы и пути сдерживания негативного влияния на обороноспособность государства», в котором автором был сделан вывод о том, что религиозная этика не будет способствовать гармонизации и единению межнациональных отношений в военной организации государства с ее принципом религиозной исключительности и превосходства, а только светская мораль, являющаяся проводником общественного прогресса, гуманизма и культуры, должна лежать в основе светского образования военнослужащих.
В качестве примера неуместности введения религиозного регламента в светских ВС, нельзя не упомянуть о специфике религиозной морали ислама, изложенной в «Кабус-наме»[viii]. Для чего надо подавать хорошие советы другим и вершить для них добрые дела? – спросим мы у сторонников введения такой морали. Ответ мы получим по прочтении сорока трех глав книги - для собственного благополучия, в целях личной выгоды.
«Хорошенько приглядитесь к доброму и злому, недостаткам и добродетелям людским и установи, откуда их выгода и польза и в чем их доход и убыток, а тогда уже из всего этого ищи свою выгоду». На пути к этому все средства хороши: «Очень часто надо поступать бесстыдно, чтобы добиться осуществления цели».
Даже дружба рассматривается как немаловажное условие в осуществлении своих целей, где правоверным рекомендуется дружить лишь с теми, от кого можно извлечь выгоду, пользу. Если же обнаружится, что это невозможно, - брось такую «бесполезную» дружбу. Не пытайся помочь человеку избавиться от недостатков: «Если кто-нибудь сбивается с пути, не старайся направить его, все равно не сможешь. Ведь если дерево выросло криво и косо пустило ветви и поднялось, то выпрямить его можно, только спилив и обстругав». Никогда не забывай, что самый близкий тебе – это ты сам: «если у тебя даже будет тысяча друзей, то никто не будет тебе более близким, чем ты сам». «Различай среди друзей добрых и злых и дружи с теми и с другими, с добрыми дружи от сердца, а со злыми на словах, чтобы добиться дружбы и тех, и других, ибо не всегда бывает нужда в добрых, бывает иногда, что встретится надобность и в дружбе злых». Дабы не попасть когда-нибудь впросак, «друга по дружбе ничему не учи, ибо если он когда-нибудь станет врагом, то тебе повредит». Следовательно, в каждом своем друге необходимо видеть возможного врага, и потому едва ли нужно относиться к нему честно, с открытой душой.
Может ли подобное способствовать повышению уровня светской культуры и гражданственности у военнослужащих? Вопрос, как принято говорить, риторический.
Похожий по своей актуальности вопрос возникает не только в отношении религиозной морали ислама. Способствует ли формированию зрелого гражданского сознания молодого мусульманина культивирование другой религии в той же войсковой части? Внедрение, например, православных священнослужителей в жизнь воинских частей вызывает еще и напряженность из-за невольной неприязни представителей разных религиозных традиций друг к другу. Демонстративное православное «окормление» верующих ребят автоматически делит военнослужащих одной и той же части на «наших» и «не наших».
Каков же выход из столь очевидных проблем? Как ни парадоксально, он довольно прост и, можно сказать, лежит на поверхности. Это освобождение от демонстративного «окормления» представителей тех или иных религиозных традиций и неверующих с разработкой общей для всех военнослужащих концепции и методики светского правового характера.
Комплексная организованная деятельность по правовому и культурному воспитанию военнослужащих разных национальностей и религиозных традиций должна быть такой, чтобы формировать у них универсальную светскую мораль, не затрагивая при этом их личных религиозных предпочтений или неверия.
Военно-юридический журнал, 12/2021
______________________________________
[i] Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 28.09.2021 № 379 «Об утверждении Перечня сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным государством, его государственными органами, международной или иностранной организацией, иностранными гражданами или лицами без гражданства могут быть использованы против безопасности Российской Федерации». (Зарегистрирован 30.09.2021 № 65202)
[ii] https://www.ng.ru/facts/2021-08-17/10_513_army.html
[iii] https://www.ng.ru/ng_religii/2021-08-22/100_181121082021.html
[iv] https://www.kommersant.ru/doc/2994594
[v] https://www.audit-it.ru/contragent/1097746100187_ooo-lukoyl-rezervnefteprodukt
[vi] https://vpk-news.ru/authors/1367
[vii] http://peacesave.ru/sobytiya/364-povtornoe-obrashchenie-v-gvp-o-nedopustimosti-narushenij-konstitutsii-rf
[viii] «Кабус-наме». Изд-во восточной лит-ры, 1958, стр.69. «Кабус-наме» (XI в.) – мусульманский «Домострой».
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 8238