Люди, которые думают, что будущее не наступит
Как писал один известный журналист: «Люди — существа странные, и во все времена им казалось, что реальность, в которой они живут, вечна и неизменна». Однако жизнь движется вперед. В древности знаменитый Александр Македонский захотел дойти до восточного края Азии. К его услугам было всё, что только могло дать его время — все силы его царства, немалые богатства, непобедимая армия. Много лет он потратил на достижение этой цели, но дошел только до Индии, когда его соратники, уставшие, постаревшие и израненные, сказали, что дальше не пойдут. А впереди еще оставались огромные просторы Китая. Минули века и вот уже немало мореходов совершали плавания на Восток за каких-то 3-4 года. Затем развитие человечества создало независимые от ветра пароходы и железные дороги, так что такое путешествие занимало уже считанные недели. Тогда вышел роман Ж.Верна с поразительным для тех времен названием «Вокруг света за 80 дней» и несколько путешественников не без труда, но смогли в реальности совершить такую кругосветку. В наше же время — это всего несколько часов на самолете. А чтобы просто узнать, что там делается, так и этого не надо. Радио, Интернет, телефон донесут до нас известия оттуда практически мгновенно.
Однако, странное дело, даже уже когда вовсю велись опыты над такими изобретениями, множество людей, и простых, и занимающих видное положение, считали все это невозможным.
Судите сами. В 1836 году доктор Ларднер, выступил с нашумевшим докладом, где доказывал: будущее парусного судоходства непоколебимо! Пароходы – чушь! «Намерение установить регулярную связь между Ливерпулем и Нью-Йорком посредством паровых судов так же несбыточно, как стремление создать линию Ливерпуль-Луна» - заявил уважаемый эксперт, и его слова перепечатали многие тогдашние газеты, невзирая на то, что еще в 1819 году американское судно «Саванна» пересекло Атлантику, часть пути проделав на паровой тяге (остальное время – под парусами).
Минуло всего два года, и в 1838 британский пароход «Сириус» пересек Атлантический океан за пятнадцать с половиной дней, ни разу не воспользовавшись парусами.
А как доставалось от недалеких людей строителям первых железных дорог!
В 1822 году появилась брошюра некоего Бенжамена Томпсона, где указывалось на полную нерациональность применения гладких колес на гладких же рельсах.
"Железные дороги помешают коровам пастись, а курам нести яйца, отравленный паровозом воздух будет убивать пролетающих над ним птиц, сохранение фазанов и лисиц станет невозможным, дома по краям дороги погорят, лошади потеряют всякое значение, овес и сено падут в цене, дорожные гостиницы будут разорены, само путешествие будет опасным, так как в случае взрыва паровоза вместе с ним будут разорваны и путешественники..."
Особенным нападкам подвергается идея применять паровую тягу. "Трехмесячное обозрение" писало следующее.
"Но что может быть более явным и смешным абсурдом, чем предположение применить локомотивы, путешествующие в два раза быстрее, чем почтовые кареты. Мы скорее допустим, что жители Вульвича охотнее согласятся полететь на ракете, чем довериться милости подобной машины, несущейся с такой скоростью. Нет, отдайте нам нашу старую матушку Темзу взамен железной дороги. Мы уверены, что парламент для всех санкционируемых им рельсовых дорог ограничит скорость восемью или девятью милями в час, которая по свидетельству авторитетных лиц только и может быть допущена без вреда для здоровья".
Шли годы и все новые и новые завоевания человечества считались подобными людьми невозможными или ни к чему не годными.
«Такое устройство, как телефон, имеет слишком много недостатков, чтобы рассматривать его, как средство связи. Поэтому считаю, что данное изобретение не имеет никакой ценности...» (Из прений специалистов в компании «Western Union» в 1876 г.)
В 1913 году самарский архиерей Симеон узнал, что группа русских инженеров выступила с предложением построить недалеко от Самары гидроузел. Он тут же написал об этом графу Орлову-Давыдову: «На Ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электростанции. Явите милость своим прибытием сохранить божий мир в Жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии.» Однако в 1959 году Волжская ГЭС вышла на полную мощность.
В 1921 г. редакторы New York Times вовсю издевались над работой доктора Годдарда: «Профессор Годдард не знает взаимосвязи между действием и противодействием и не понимает, что для получения реакции нужно что-нибудь получше вакуума. Похоже, ему не хватает элементарных знаний, которыми каждый день оперируют школьники». Ракеты невозможны, бушевал редактор, потому что в космосе нет воздуха и, значит, не от чего отталкиваться. Нынешние же конструкторы прекрасно знают, что в пустоте ракетные двигатели работают даже лучше — газы в их соплах могут эффективно расширяться до давления ниже атмосферного.
- Уверяю вас, ракеты – тупые существа, дрессировке они не поддаются, как не поддаются дрессировке крокодилы. Летать вы их не научите: палка с постоянным смещением центра масс летать устойчиво не может. Я читал о давних попытках применения ракет в армии, но в конце концов от них всегда отказывались...
Так говорил выдающийся авиационный инженер-конструктор Евграф Шекунов в беседе с Сергеем Королевым. Говорил в тот момент, когда реактивные снаряды «катюш» уже били по немцам, а немцы уже строили Фау-2.
«В будущем компьютеры будут весить не более, чем полторы тонны...» (журнал «Popular Mechanics», 1949 г.)
«Не вижу причин, по которым кто-либо захочет иметь компьютер у себя дома!» (Кен Олсон, основатель и президент корпорации «Digital Equipment», 1977 г.)
Но прекратим на время приводить все новые и новые примеры человеческой глупости. Задумаемся же о том, каковы причины этого? Их три.
Во-первых, иногда это бывает разочарование ученых и изобретателей, приложивших огромные силы, чтобы добиться чего-то нового, порой недостижимого для тогдашнего уровня техники. «Если дело пойдет такими темпами, человек не полетит еще 1000 лет» - сказал как-то Уилбер Райт своему брату Орвиллу после неудачного испытания одного из первых своих планеров. Тогда они выяснили, что таблицы Отто Лилиенталя — одного из первых немецких планеристов, оказались непригодными для их дела. Но ничего, когда первая досада прошла, они сделали себе аэродинамическую трубу с весами для измерения подъемной силы и постепенно получили необходимые данные на небольших моделях. После чего первыми в мире смогли много и успешно летать на своем самолете. Так что эта причина подобных высказываний — она самая редкая.
Гораздо чаще встречается вторая причина — недостаток воображения, ограниченность и самая обычная тупость. Но довольно часто она возникает не сама по себе.
И вот тут мы переходим к третьей, самой важной причине подобных настроений. Недавно кто-то подметил: «Мнение — оно как транспорт. Не имеешь собственного — пользуешься общественным». Недалекие люди обычно послушно повторяют вслед за знакомыми, то, что насаждается газетами или телевидением. В советское время они, как все, восхищались достижениями науки, а сейчас такие же люди всерьез принимают росскозни о плоской Земле. Эти простачки не имели бы никаких выгод от того, что зарезали бы какое-то новшество. Но за ними стоят те, кто пытается остановить историю в своих эгоистичных интересах. Так, в случае с железными дорогами против их строительства выступали владельцы почтовых карет, судоходных каналов, коннозаводчики. Порой это даже не скрывается. Когда в Англии парламент одобрил строительство железных дорог, аристократ с многозначительным именем Коффин (coffin - гроб) разразился яростной речью против проекта рельсовой дороги.
"Желал бы я знать, что станется со всеми теми, кто вложил свои деньги в постройку и ремонтирование больших дорог? Что будет с каретниками и шорниками, с владельцами почтовых карет, кучерами, трактирщиками, коннозаводчиками и лошадиными барышниками? Да ведает ли палата о том, что повлечет за собой дым и грохот, свист и завывание локомотива, несущегося со скоростью 10-12 миль в час. Ни скот, работающий на полях, ни скот, мирно пасущийся на лугах, не сможет без ужаса вынести этого.»
А потом уже слепо верящие им простачки и продажные журналисты и вовсе не стесняются выглядеть полными идиотами, заявляя, например, что если кто-то докажет возможность развить скорость свыше 10 миль в час, то он "согласен вместо бифштекса позавтракать тушеным колесом от такой машины". Некоторые даже говорили, что ветер, врывающийся в окна вагонов на такой «чудовищной» скорости, задушит пассажиров!
Наша история тоже полна таких примеров. Вот один случай. Первые системы электрического освещения делались на постоянном токе. Можете представить себе, сколько стоили батареи или аккумуляторы, способные целую ночь освещать богатый особняк тогдашними неэкономичными лампочками. Да и далеко передавать их энергию было невозможно. Но вот в конце 19 века изобретатели предложили другие системы, такие же, как мы используем сейчас. На больших электростанциях вырабатывалось много и дешево переменного тока, он преобразовывался трансфоматорами и мог передаваться на многие сотни километров. А потом теми же трансформаторами понижался до нужных потребителям напряжений. Да вы и сами видели такие трансформаторные будки рядом со своими домами. Но тогда против этой системы выступили предприниматели, неплохо зарабатывавшие на старых системах, которые могли быть только игрушкой для богатеев. А уж какие глупости писали нанятые ими журналисты! Системы переменного тока называли еретическими, ненациональными и даже утверждали, что "...трансформаторы начисто запрещены во всех порядочных государствах Запада и терпятся разве в какой-нибудь Италии, падкой на дешевизну".
Как говорил один из величайших политиков — Ленин, «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.» Не будем же плестись в хвосте за событиями, а лучше сами заранее предскажем, какие глупости насчет прогресса станут городить у нас сейчас подобные личности.
Чего хотят нынешние реакционеры в нашей стране? Они хотят жить продажей только нефти и газа, а не созданием массовой высокотехнологичной промышленности. Ведь она породит множество инженеров, квалифицированных рабочих, ученых — людей думающих и знающих себе цену. Поэтому реакционеры будут всячески выставлять невозможным или невыгодным всё, что позволяет обходиться без нефти и газа — электромобили, солнечные и ветровые электростанции, электрические самолеты.
Им не нужна новая космонавтика, которая сделает безбрежный космос ближе. Они не хотят, чтобы появились новые современные ракеты и космические корабли, которые сделают ненужным бесконечно модернизируемое старье полувековой давности. Значит, они станут оплевывать тех, кто в такой космонавтике добивается реальных успехов — Илона Маска, Джефа Безоса и других.
Станут подстрекать носителей совершенно диких взглядов, что космоса вообще не существует.
И, наконец, они не хотят, чтобы наши люди узнали об успехах других, о возможности лучшего устройства общества. Не хотят, чтобы люди через свободу информации и непосредственное общение друг с другом могли проверять то, что преподносит им телевидение. А это значит, что они будут всячески выступать против Интернета, приписывать ему убийства и самоубийства, эпидемии, автоаварии, ураганы, терроризм и все прочее в таком роде.
Так что, зная заранее, что они нам станут вещать, запасаемся попкорном и готовимся прикалываться над лжецами-врагами прогресса, когда они продолжат дело идиотов, рассуждавших о вкусе вареного колеса от паровоза.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 5582