Авторство: Чайник

Трактат о "слове божьем", о злополучной "тверди" и о несчастной вере православной


22.11.2018 Статьи/Библия

"И самовар у вас электрический, и вера у вас не православная".
Κατα Жванецкому


 Как известно, "вначале было слово", причём слово это было божье. Учитывая, что богов наплодилось как собак не резанных, то и "слов божьих" имеется как гуталина. Среди этих "слов" большой популярностью у публики пользуется "слово божье" первобытных евреев, первый том которого выпущен под редакцией Моисея. Почему популярно именно оно, а не, к примеру, вот это, написанное благородным гекзаметром:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
 Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
 Многие души могучие славных героев низринул
 В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
 Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля)
вопрос, конечно, интересный, но его рассматривать не будем – о вкусах не спорят. Мы попробуем рассмотреть сложные взаимоотношения, сложившиеся между первобытноеврейским "словом божьим" и современным православием, которое, как клятвенно уверяют сами православные, единственное из множества религиозных доктрин, является "истинной верой".
 И взаимоотношения эти рассмотрим на одном единственном примере – что означает в "слове божьем" термин "твердь" и как этот термин понимает современное православие.
 Итак, представим нашего героя взыскательной публике:
 Бытие 1
 6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью.
 8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй
 14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной …;
 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю.
 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
 20 …и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
 Если под "твердью" понимать свод из некого материала, то в тексте нет никаких противоречий – всё благостно и богоинженерно (недаром "увидел Бог, что это хорошо"). Бог создал несущую конструкцию и деловито разместил на ней "светила". Попутно твердь выступает в роли разделяющей поверхности между разными водами. Единственная шероховатость, это полёт птиц "по тверди", но как будет показано ниже, шероховатость эта мнимая.
 Но странное дело – православных созданный Яхве свод почему-то категорически не устраивает. Они почему-то крутят носом и подвергают сомнению правдивость "слова божьего". Вот несколько образчиков их толкований:
 А. П. Лопухин "Толковая Библия"
 …"да будет твердь..." Твердь — буквально с подлинника "распростертие," "покрышка" ибо таковой евреи представляли себе небесную атмосферу, окружающую земной шар, как это особенно ярко выражено в известных словах Псалмопевца: "простираешь небеса, как шатер". Эта твердь или атмосферическая оболочка земли, по общебиблейскому воззрению, считается местом рождения всяких ветров и бурь, равно как и всевозможных атмосферических осадков и перемен погоды.
 Авторитетный православный богослов считает, что "твердью" евреи называли атмосферу, и что это "общебиблейское воззрение". Вынужден заметить, что Лопухин слегка приврал – не считали евреи "твердь" атмосферой и не было это "общебиблейским воззрением".
 Иеромонах Серафим Роуз "Православное понимание книги Бытия"
 Некоторые попытались найти в этом отрывке "ненаучное" изображение небес…
 …Нам представляется, что слово "твердь" в Писании обладает двумя оттенками смысла: один вполне четкий и "научный", а другой общий. В общем значении "твердь", "небеса" или "небо" имеют более или менее одинаковый смысл: звезды названы "светила на тверди небесней", "по тверди небесней" летают птицы. Утратив специфическое значение слова "твердь", мы обычно опускаем его в таких описаниях и говорим, что и звезды, и птицы видны "в небесах". Представление о том, что звезды вделаны в кристаллические сферы, принадлежит античной языческой мысли и не должно быть переносимо на Богодухновенный текст Писания.
 …"Твердь" в Писании, таким образом, есть своего рода естественная перегородка или фильтр, разделяющая два уровня атмосферной влаги. В наше время мы не наблюдаем такого определенного явления, которое можно назвать "твердью". Быть может, на первобытной земле было по-другому?
 …Обычные для нас дожди не могут быть причиной этого. Но в тексте изображено даже нечто худшее: был освобожден громадный запас подземных вод, а "твердь", – атмосферный кондиционер, постоянно поддерживающий в воздухе наличие массы воды, очевидно, в форме облаков, как это имеет место на планете Венера даже теперь, – была буквально "прорвана" и истощила свое содержимое на землю.
 Совершенно напрасно иеромонах делает сложное лицо и врёт, что существованию "тверди" как твёрдого купола, мы обязаны мнению неведомых "некоторых" и "античной языческой мысли" – ниже будет показано, какие титаны православной мысли считали, что "твердь" это именно твёрдый купол и иеромонаху должно стать стыдно за своё непочтительное отношение к "некоторым". А из путаного объяснения иеромонаха следует, что и он считает "твердь" атмосферой со специфическими свойствами, которые были, но сплыли.
 Епископ Василий (Родзянко) "Творение мира и о идеe "двойного" творения."
 …Это Небо по-английски Heaven, не то же самое, что sky. По-русски мы не можем это разделить, ибо Небо - иной мир, а sky - ракия по-еврейски, или, как это переведено нашим синодальным переводом на русский язык, - твердь. Немножко не совсем точно тоже. Это не означает какую-то твёрдую сущность, в которой не пробьёшься, нет, а это означает то, что мы теперь называем атмосфера, атмосфера вокруг нашей планеты, надо сказать, исключительное явление во всей солнечной системе. Ни одна планета атмосферы как земля не имеет. И в этом отношении вот эта твердь, эта атмосфера именно так и понимается, потому что, когда сказано "птицы полетят в тверди" - это в атмосфере, а не в каком-то покрове твёрдом.
 Простенько и со вкусом – "твердь" это атмосфера. Причём епископ в отличие от вышеприведённых товарищей и аргументирует, почему это так – потому, что птицы не могут летать "в каком-то покрове твёрдом". Что касается – "ракия не означает какую-то твёрдую сущность", то тут епископ врёт и не краснеет.
 Митрополит Николай (Ярушевич) "Слово, сказанное 27 ноября 1959 года в церкви Воскресения Словущего в Москве"
 ... В Библии сказано, что Бог создал твердь небесную и на тверди небесной утвердил светила. Есть такое выражение в первой книге Бытия. Но нужно знать древнееврейский язык, чтобы понимать, что "твердь" (древнееврейское "ракия") имеет два смысла — и буквальный, и более широкий — воздушное пространство.
 Митрополит намекает, что ему не чужды знания древнееврейской лингвистики, вот они и подсказали, что слово "ракиа", которое переведено как "твердь", означает "воздушное пространство", сиречь атмосфера. Но или по невежеству или сознательно, и митрополит врёт по поводу "два смысла".
 Диакон Андрей Кураев "Размышления о первой главе книги Бытия"
 …В первые же три дня разделяются три великих пространства (славянское слово твердь тщетно старается передать смысл еврейского слова ракия ("пустое пространство"), происходящего от глагола рака - "простирать, растягивать" и его греческого эквивалента в Септуагинте).
 Здесь мы имеем уже другой вариант – "твердь" это пространство. И снова аргументация лингвистическая – "ракиа", по словам Кураева, имеет значение "пустое пространство". Странно, что не могут договориться два великих лингвиста, дьякон и митрополит – какое всё-таки "пространство" сотворил Яхве – "воздушное" или "пустое". Попутно дьякон не удержался и для пущей убедительности соврал – "греческий эквивалент в Септуагинте" и близко не стоял возле пространства.
 Богословские лекции епископа Сергия (Соколова). Лекция 5. О втором дне творения
 …Твердь — воздушное пространство, или видимое небо. Происхождение тверди — видимого неба — можно представить так. Неизмеримо громадная масса первозданного жидкообразного вещества распалась по мановению Божию на миллионы отдельных шаров, которые закружились на своих осях и понеслись каждый по своей отдельной орбите. Пространство, образовавшееся между этими шарами, стало твердью, ибо в этом пространстве движение новосозданных миров утверждено Господом на определенных и неизменных законах тяготения, так что они не сталкиваются между собой и нисколько не мешают друг другу. Вода над твердью — это новосозданные жидкообразные шары, которые потом покрылись корой и окрепли и с четвертого дня творения заблестели и заискрились вверху над нашими головами, а вода под твердью — это наша планета Земля, расстилающаяся у нас внизу под ногами. Все это носило название воды, потому что во второй день творения еще не получило прочного устройства и крепких форм, было жидким, похожим на воду.
 Этот епископ не вполне определился – "твердь" у него и "воздушное пространство" и "пространство между шарами".
 Архимандрит Исаия "Догматическое богословие."
 …В этот день происходит устроение пространственной структуры мироздания. Создается твердь (по-гречески στερέωμα - опора, основа) - некое основание, фундамент космоса (ср. основавший землю на тверди ее). Однако, как изъясняет святитель Василий Великий, не следует думать, что твердь - это нечто твердое и жесткое в физическом смысле слова. "Напротив того, поскольку все, лежащее выше (то есть ангельские миры), по природе своей тонко... и для чувства неуловимо, то в сравнении с этим тончайшим и неуловимым для чувства она названа твердью". Твердь - это оболочка, в которую заключен видимый мир.
 "Мужик, ты понял, что сказал?". Архимандрит, как буриданов осёл, застрял между "фундаментом космоса" и "оболочкой, в которую заключен видимый мир". К сожалению, архимандрит не поведал миру, что конкретно является "фундаментом космоса" и нафига вообще космосу "фундамент". Также очень любопытно было бы услышать – "оболочка" это физическая конструкция или фигура речи? Если конструкция, то, что она собой представляет?
 Диакон Даниил Сысоев "Летопись начала"
 …Твердь называется так потому, что является фундаментом космоса ("Стереома" - опора, основа. греч.). А поскольку все лежащее выше - по словам св. Василия - по природе тонко и неуловимо для чувства (речь идет об ангельских мирах), то в сравнении с этим тончайшим и неуловимым для чувства она названа твердью. Так назвать ее можно еще и потому, что она еще и сейчас не поддается разложению. Хотя учение уже разрушили атом, но не нашли еще возможности манипулировать с пространством ("Ракиа" - по-еврейски и значит "пространство, протяжение"). Это свойство тверди существует благодаря одобрению Божию "очень хорошо", которое и ставит границы разрушительным стремлениям человека.
 …Надо заметить, что Писание, говоря о сотворении неба-тверди, часто употребляет термин "распростер", что, очевидно, означает расширение пространства во время творения. Видимо, это учение Писания подтверждается, открытым в 20-тых годах ХХ века, красным смещением далеких галактик. Возможно оно и подтверждает теорию расширения Вселенной, но вовсе не свидетельствует о мифическом "Большом взрыве", необходимом эволюционистам. Как следствие этого распростертия неба, мы можем наблюдать во Вселенной множество галактик, подобных водоворотам, возникающих при раздвигании рук в воде.
 Дьякона тоже потянуло на "фундаментостроение" и "фундаментом" является пространство. Если присмотреться к пейзажу, который рисует дьякон "при раздвигании рук в воде", то очень симпатично выглядит на фоне "красного смещения" пробегание "далеких галактик". И что особенно замечательно, так это то, что "расширение Вселенной" окончательно опровергает "мифический "Большой взрыв", (Свят! Свят! Свят! Матерь божья, спаси и сохрани!), который "необходим эволюционистам", не к ночи будь помянуты.
 Крайне любопытным является метод, который позволяет архимандриту Исаии и дьякону Сысоеву притянуть за уши "фундамент" и "опору".
 Есть два текста – еврейский ВЗ и его греческий перевод – Септуагинта. Термину "твердь" в ВЗ соответствует "ракиа", а в Септуагинте "стереома". Подробное их рассмотрение приведено ниже, а пока что ограничимся тем, что "ракиа" имеет значение "свод", "стереома" же имеет два значения – "твердое тело" (тот же свод) и "основа, опора". Богословы "свод" с негодованием отвергают и втискивают в "ракию" "пространство". Примем богословскую поправку и тогда получаем, что "ракиа" со "сводом" и "пространством" и "стереома" со своими "сводом" и "основой, опорой" не имеют между собой ничего общего при исключении "свода". Вывод при таких исходных данных единственный – "стереома" как перевод "ракии" явная ошибка переводчиков. Тупик? Отнюдь – "нет в мире таких крепостей, которых большевики богословы не могли бы взять". Из "ракиа" берётся "пространство" из "стереомы" – "основа" и дело в шляпе – получите "фундамент космоса".
 Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) "Начало времен"
 …День второй. Бог отделяет воды от вод твердью и называет твердь небом. Это небо-твердь, в подлиннике поименованное покрышкой или распростертием, - явление видимого мира, а не духовное Небо начала.
 Если что-то неясно здесь - ступайте к астрофизикам. Они объяснят, как во Вселенной твердь вакуумных пространств разделяла воды от вод газовых туманностей.
 "Восток дело тонкое". Среднеазиатский архиепископ от греха подальше, не надеясь на свои способности понимать "слово божье", отсылает любопытствующих к "астрофизикам". Вот только где это можно отыскать таких "астрофизиков", которые в курсе неведомой "тверди вакуумных пространств"(sic!) и в состоянии поведать о загадочном разделении "воды от вод газовых туманностей", епископ не сообщает.
 Протоиерей Стефан Ляшевский. "Библия и наука о сотворении мира"
 …Возможно, что выражение "вода над твердью" надо понимать в смысле мирового эфира, поэтому из данного текста мы берем только основной смысл его – создание тверди или неба, т.е. вселенной, космоса, звездных миров.
 "Смешались в кучу кони, люди". Протоирей соорудил винегрет из всего, что попалось под руку и обозвал его твердью. Очень перспективный подход.
 Священник Евгений Порфирьев "Православная естественно-научная апологетика"
 …Во второй день Господь устрояет пространственную структуру мира видимого и окончательное отделение "тверди" - видимого вещественного мира от "вод, которые выше тверди", невидимого ангельского мира.
 Подход протоирея развивает священник-"естественник" – твердь, оказывается, это всё "видимое", причём, должным образом "структурированное".
 Архиепископ Виктор (Пивоваров) "Начало и конец"
 …Достаточно долго под словом "твердь" разумели какое-либо покрытие земли, но по мере развития естествознания от такого истолкования пришлось отказаться: никакого покрытия в его прежнем понимании нет, разве что за них принять плотные слои атмосферы, защищающие землю от вторжения мелких метеоритов - воды над твердью. Но атмосфера явление производное, создавшееся за счет действия настоящей тверди – гравитации, всемирного тяготения, которое относится к фундаментальным силам, является вторым после света законом тварного бытия. Вся небесная механика основана на гравитации: она удерживает все миры в замечательном единстве. Всё находящееся на земле и даже это покрытие улетучилось бы в космос при исчезновении гравитации. Все материальные миры и устроены и содержатся Богом посредством гравитации - подлинной тверди. В таком случае старая "твердь", как бы её не представляли - твердым или газообразным покрытием, может удерживаться только этой настоящей твердью - гравитацией.
 "Вот где собака порылась!" – архиепископ точно знает, что ни "покрытие", на котором настаивали (как будет показано ниже) "отцы церкви", ни "атмосфера", на которой настаивают некоторые богословы, "твердью" не являются. На роль "подлинной тверди" он номинирует "гравитацию". Не иначе как об этом рассказал архиепископу бог в частной беседе. К сожалению, бог так и не поведал, что это за "воды" НАД гравитацией и ПОД гравитацией, а то архиепископ и об этом сообщил бы. Но не судьба.
 cвящ. Петр Здрилюк "Умное делание или формирование личности в православии"
 …Но теперь нас волнует слово "твердь" Не будем создавать лишних проблем: положим, что здесь имеются ввиду законы природы, достаточно твердые и неизменные
 Православный жрец наглядно показывает, что волнение плохой помощник в решении серьёзных вопросов – он так разволновался, что "твердь" у него трансформировалась в "твердые законы природы".
 Епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант). "Возникновение мира и человека. Опыт согласования Библейского повествования с научными открытиями".
 …Со временем газы, пыль и метеориты, которые вращались вокруг первобытного Солнца, стали собираться в астероиды, кометы, протопланеты, среди которых росла и набирала массу наша первобытная Земля. Всю эту вращающуюся вокруг Солнца хаотическую массу пророк Моисей назвал "водой над твердью," т.е. над внешней оболочкой Земли, а пары, пыль и газы, окутывающие примитивную Землю — "водою под твердью." Естественно, что здесь пророк применяется к менталитету своих современников, которые видимое небо воспринимали как твердый свод, или колпак, к которому, как фонарики "приделаны" звезды. На современном языке можно сказать, что под действием гравитации пары, пыль и газы уплотнились вокруг недавно возникшей земли, а межпланетные газы были вытолкнуты за пределы солнечной системы мощным солнечным ветром. Часть этих газов и пыли сгустились в так называемых "внешних" планетах — Юпитере, Сатурне и Нептуне. Образование планет солнечной системы и очищение межпланетного пространства завершает второй день творения.
 "Епископа понесло". "Твердь" у него обязана своим появлением "менталитету" евреев. При этом подразумевается, что Моисей был полностью в курсе современной теории образования Солнечной системы, но молчал, как рыба об лёд.
 Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин "Священная Библейская История Ветхого Завета"
 ...Предметом творения второго "дня" является твердь. Твердь в еврейском тексте выражается словом "ракиа", что значит - пространство, шатер. Бог назвал твердь небом. Итак, во второй творческий день или период, по слову Божию образовавшиеся атомы и молекулы из первозданного света стали объединяться в громадные космические облака, в которых начинают зарождаться ядра будущих звезд и планет.
 …Итак, второй библейский день надо понимать как период образования космических тел, в том числе и нашей планеты. В нашей солнечной системе этот процесс был завершен в четвертый день.
 Соврав по ходу дела, что "ракиа" это "пространство, шатер", дальневосточный епископ уверяет, что "предметом творения второго "дня" является" пространство, но в тоже время оный день "надо понимать как период образования космических тел". Что же в таком случае у него "твердь" – "пространство" или "космические тела" ведомо только богу и епископу.
 Митрополит Иларион (Алфеев) "Во что верят православные христиане"
 …Во второй день Бог создает "твердь" - пространство, обладающее прочностью, стабильностью, твердостью.
 Пространству, оказывается, присущи "прочность" и "твердость" – забористую траву курит митрополит.

 Итак, подведём итоги – у православных по поводу "тверди" наблюдаются разброд и шатание – то ли это атмосфера, то ли это свойство атмосферы, то ли это пространство, то ли это "вакуумное пространство", то ли это "твёрдые" законы, то ли это всё вместе, что видит православный, подняв очи горе, то ли это "гравитация", то ли это "менталитет". Получается что, отказавшись от "тверди-свода", православные так и не смогли выяснить, что же это такое сотворил Яхве во второй рабочий день, всё думают думу горькую – чем же он занимался.
 Теперь рассмотрим аргументацию противников "тверди-свода" и начнём с воздуха.
 Как уже говорилось, единственным аргументом "воздушников" является то, что если "твердь" это твёрдый свод, то тогда строка:

 Бытие 1:20 … и птицы да полетят над землею, ПО тверди небесной.

смотрится некошерно – дескать, птицы обязаны летать по воздуху, а не карабкаться по "тверди". Согласимся с "воздушниками", заменим все упоминания "тверди" на "воздух" и полюбуемся полученным результатом:

 Бытие 1
 6 И сказал Бог: да будет воздух посреди воды, и да отделяет он воду от воды.
 7 И создал Бог воздух, и отделил воду, которая под воздухом, от воды, которая над воздухом
 14 И сказал Бог: да будут светила на воздухе небесном
 15 и да будут они светильниками на воздухе небесном, чтобы светить на землю
 17 и поставил их Бог на воздухе небесном, чтобы светить на землю
 20 … и птицы да полетят над землею, по воздуху небесному.


 Н-да, не впечатляет. С птицами теперь полный порядок, но всё остальное ахинея несусветная. Так что "воздух" положение не спасает. Но самое интересное, что птиц спасать от их нелёгкой участи вовсе и не требуется – оказывается, птиц давным-давно спас Лопухин:
Бытие 1:8. И назвал Бог твердь небом.
"небом..." На языке евреев существовали три различных термина для выражения этого понятия, соответственно их мнению о существовании трех различных небесных сфер. То небо, которое называется здесь, считалось самым низшим и ближайшим местопребыванием птиц, доступным непосредственному взору
 Оцените юмор ситуации – Лопухин в толковании на Быт. 1:6 говорит, что "твердь" это атмосфера и тут же сам выясняет, что у евреев существовало ТРИ "различные небесные сферы" – одна сфера "твердь" и другая сфера воздух (атмосфера). Так, когда же Лопухин врал – при толковании на Быт. 1:6 или на Быт. 1:8?
 Проще всего спросить самих евреев, как у них обстоят дела с "твердью":
 …В трактате Песахим, 94б, Гемара говорит: "Еврейские мудрецы сказали, что днём солнце проходит под небосводом, а ночью солнце проходит над небосводом. А нееврейские мудрецы сказали, что днём солнце проходит под небосводом, а ночью солнце проходит под землёй". Рабейну Хананэль объясняет мир мудрецов следующим образом (см. комментарий к означенной гемаре): "Ночью солнце проходит над небосводом с запада на восток. А когда оно доходит до отверстия, сквозь которое светит внутрь, наступает рассвет, пока солнце пробивается сквозь толщу небосвода. Когда оно пробьётся и выйдет на сторону, с которой люди могут его видеть, оно тотчас восходит над землёй и озаряет её, и весь день идёт с востока на запад… то же и на закате – солнце пробивается сквозь толщу небосвода, а едва оно пробьётся, как звёзды сразу становятся видны".
 …Итак, перед нами картина мира соответственно представлениям мудрецов: Земля – плоский диск, вроде мелкой тарелки, а на ней "сидит" купол неба. Этот купол представляет собой полушарие, твердь которого и есть небосвод. Небосвод обладает реальной толщиной, отличной от нуля. Днём Солнце находится в пути, пролегающем под этим куполом ("днём солнце проходит под небосводом"), а ночью путь его лежит над небосводом (!). Иначе говоря, вместо того, чтобы ходить по кругу, Солнце движется туда-сюда: то над куполом, то под куполом.
 Желающим более детально ознакомиться с еврейской космогонией рекомендую пойти по этой ссылке – здесь подробно всё расписано.
 Итак, еврейские "мудрецы", которые собаку съели (и не одну) в толковании Торы, внимательнейшим образом Тору изучив, пришли к выводу, что "твердь" это твёрдая, непрозрачная конструкция, имеющая определённую толщину.
 Возможно, Лопухин Талмуд не читал, и ему были незнакомы изыскания еврейских "мудрецов" в этой области, но уж как толковал Тору Раши он, как профессионал, обязан был знать:
 6. И сказал Б-г: Да будет свод
да будет свод. Да укрепится свод. Хотя небеса были сотворены в первый день, они все еще были текучими и застыли во второй день от окрика Святого, благословен Он, когда Он сказал: "Да будет свод". О том же сказано [Иов 26, 11] : "Столпы небес колебались" весь первый день, а во второй (день) "оцепенели они от окрика Его", подобно человеку, который замирает от окрика того, кто внушает ему страх [Хагига 12а].
 Вот что говорит ещё один еврей, к слову которого прислушиваются и христиане:
 Иосиф Флавий "Иудейские древности"
 …После этого Он во второй день раскинул над всем небо, потому что Он счел необходимым отделить небо от всего остального, как нечто самостоятельное, и окружил его КРИСТАЛЛОМ, в который, на пользу орошения земли, включил весьма кстати воду и сырость
 И, наконец, свидетельство одного почтенного еврея, лично (sic!) знакомого с Яхве, который на пару с дьяволом проводил над этим евреем увлекательные эксперименты на выживаемость в экстремальных условиях. Звали этого еврея Иов, и вот что он пишет в своих мемуарах:

 Иов 37:18 Ты ли с Ним распростер небеса, ТВЕРДЫЕ, как литое зеркало?

 Таким образом, ещё раз с грустью отмечаем, что православный богослов соврал, когда сказал, что "твердью" евреи считали атмосферу.
 Какие же выводы из всего изложенного? Выводы для "воздушников", увы, неутешительные – посчитав, что процесс полёта птиц в случае наличия твёрдого свода выражением "по тверди" описывается неправильно, они совершенно упустили из вида, что замена свода на "воздух" приводит к несуразностям в остальных стихах. Все эти "ПОД" и "НАД" воздухом, "светила поставленные НА воздух", воздух, как разделитель "вод" не лезут ни в какие ворота.
 Что бы внести успокоение в метущиеся души "воздушников" предлагаю им помедитировать над этим стихом, в котором птицы летают уже вполне кошерно:

 Втор. 4:17 … изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает ПОД небесами

 Но если и после этого "воздушники" не угомонятся, то придётся открыть им страшную и кровавую тайну – в древнееврейском языке для описания полёта птиц в небе используется конструкция עַל־פְּנֵי  רְקִיעַ  הַשָּׁמָיִם (ал пне ракиа гашамаим), которую правильно перевести как "вдоль тверди небес" или "перед твердью небес" (буквально "ал пне" означает – "перед лицом"). Такая же конструкция в контексте полета птицы встречается и в Лев. 14:53 – אֶל־פְּנֵי  הַשָּׂדֶה (ал пне гасаде) – вдоль поля.
 ("Воздушники" должны благодарить Вадима Журавлева, одного из авторов Научно-популярного интернет-портала "Наука и религия", который указал на это обстоятельство). Особенно должен быть благодарен великий лингвист Земли Русской дьякон Кураев – у него, хотя он и не "воздушник", эти треклятые птицы также вызывают большое опасение:
 …Если в шестом стихе перевод ракия и στερέωμα как "твердь" еще понятен, то в двадцатом он становится совсем уж странен. "Птицы да полетят над землею, по тверди небесной", – благословляет Творец. Но по тверди скорее все-таки ездят, а в пространстве можно и летать.
 Самое же печальное в "проблеме птиц" это то, что богословы, которых удивляют полёты "по тверди", расписываются в своей крайне низкой квалификации. Допустим, им не под силу изучить библейский иврит, но их удивление доказывает, что они, кроме Синодального, других переводов в глаза не видели. Если бы они хоть краем глаза заглянули в Церковнославянскую Библию (а в РПЦ церковнославянский считается гораздо кошернее, чем современный русский), то обнаружили бы следующее:
Быт.1:20 И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя ПО земли, ПО тверди небесней. И бысть тако.
 Может быть, тогда удивление от полётов "ПО тверди" компенсировалось бы удивлением от полётов "ПО земли" и желание удивляться рассосалось само собой. А после этого богословам, прежде чем бросаться толковать "слово божье", не помешало бы освежить знание русского языка и узнать, что предлог "по" не только указывает на действие, совершающееся непосредственно на поверхности чего-либо, но и:
 Словарь Ефремовой
 по предлог 1) с дат. и вин. пад. Употр. при выражении пространственных отношений: 1) с дат. пад. - указывая на: …б) предмет, ВДОЛЬ которого совершается действие...
 Для закрепления материала богословам следует почитать Вульгату. Хотя Вульгату взяли на вооружение гадкие паписты, но всё же, автором её был Иероним, которого и православная церковь проводит по ведомству "отцов церкви". И сказано в Вульгате следующее:
Ge.1:20 Dixit etiam Deus: Producant aquae reptile animae viventis, et volatile super terram SUB firmamento caeli.
 "SUB firmamento", если богословы и латынью не владеют, означает "ПОД твердью".
 Теперь займёмся "пространственниками". Применим тот же метод – заменим "твердь" на "пространство" и посмотрим, что получится:
Бытие 1
6 И сказал Бог: да будет пространство посреди воды, и да отделяет оно воду от воды.
7 И создал Бог пространство, и отделил воду, которая под пространством, от воды, которая над пространством.
14 И сказал Бог: да будут светила на пространстве небесном …
15 и да будут они светильниками на пространстве небесном, чтобы светить на землю.
17 и поставил их Бог на пространстве небесном, чтобы светить на землю,
20 И сказал Бог… и птицы да полетят над землею, под пространством небесным
 И снова замена показывает, что "пространство", как и "воздух", могут налезть только на тесно прижатые верующие уши, во всяком случае, пока сторонники этой идеи не приведут правдоподобные объяснения всем этим "НАД", "ПОД" и "НА" пространствам всерьёз её рассматривать не приходится.
 Но что бы поставить все точки над ё попробуем разобраться с еврейской лингвистикой.
 В Ветхом Завете слово רָקִיעַ (ракиа) встречается 17 раз. В Синодальном оно 12 раз переведено как "твердь" и 5 раз как "свод". Причём все 5 раз "свод" употреблен в таком контексте, который явно указывает – "пространство" это или всё-таки твердый свод:
Иез. 1:22 Над головами животных было подобие רָקִיעַ (свода), как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их
Иез.1:23 А под רָקִיעַ (сводом) простирались крылья их прямо одно к другому…
Иез.1:25 И голос был со רָקִיעַ (свода), который над головами их…
Иез.1:26 А над רָקִיעַ (сводом), который над головами их, было подобие престола…
Иез.10:1 И видел я, и вот на רָקִיעַ (своде), который над главами Херувимов…
 Так как сложно предположить, что "пространство" может выглядеть "как вид изумительного кристалла, простертого сверху", а также учитывая все эти "над", "под" и "на" "пространства", то становится очевидным, что "ракиа" это именно твёрдый свод.
 Откуда вообще растут ноги у идеи, что "ракиа" имеет что-то общее с "пространством", что можно как-то из "ракии" получить "пространство", если в словаре Стронга у "ракии" сиротливо стоят только два значения – "свод" и "небосвод"? Идея произрастает из того, что академик Зализняк называл "любительская лингвистика" – утверждается, что слово "ракиа" происходит от глагола רקע (рака), поэтому "пространство" следует искать в этом глаголе. Но что означает "рака"? Еврейско-русский словарь Стронга даёт такие значения:
 - распростирать
 - расстилать
 - топтать
 - топать
 - разбивать (в тонкие металлические листы)
 - обкладывать
 - покрывать
 - простирать
 Как легко заметить, никакого "пространства" здесь нет и не предвидится. Но есть три значения, которые "смутно мне напоминают индо-пакистанский инцидент" – в которых "пространственники" чают узреть вожделённое пространство – "распростирать, расстилать, простирать". Каким макаром из этих значений можно вырулить в "пространство" одному Яхве известно. С тем же успехом можно и из "простыни" получить "пространство", а если очень надо, то и "пространство космическое".
 Для справки:
 Шанский H.M. и др. "Краткий этимологический словарь русского языка".
 Пространство. Заимств. из ст.-сл. яз. Образовано с помощью суф. -ьство от пространыи - "широкий, просторный".
 Простыня. Собств.-русск. Образовано от простой. Первоначально - "простое, не сшитое полотно".

 А дьякону Кураеву этого показалось мало и он отчебучил дополнительно:

 Русскому же читателю смысл слова "ракия" может стать вполне понятен, если он вспомнит евангельские слова Христа: "если кто скажет брату своему "рака" (пустой человек)…

 Увы, нашему лингвисту невдомёк, что греческий арамеизм "рака" произошел не от древнееврейского רקע (рака – распростирать, расстилать и пр.), а от ריק (рик – пустота, тщета), отличающегося от "рака" и по написанию и по звучанию, что это совершенно разные слова.  Следует также сказать, что даже если допустить, что во времена написания Торы "ракиа" имела и те значения, которые ей приписывают богословы, это ни на йоту не приблизит их к вожделенной цели, если все значения, кроме "твёрдого свода" находятся в вопиющем противоречии с контекстом. Более того, если вспомнить, что Септуагинту переводили именно евреи, которых трудно заподозрить в незнании еврейского языка, то на "пространстве" придётся поставить крест. Ведь греческое слово στερέωμα (стереома), которым передана в Септуагинте "ракиа", имеет ТОЛЬКО два значения:

 Древнегреческо-русский словарь Дворецкого
 στερέωμα  1. твердое тело
 2. основа, опора

 Как видите, ни о каком "пространстве", и ни о каком "греческом эквиваленте", о котором врёт Кураев, не может быть и речи. Попутно это ставит вопрос и перед "воздушниками" – как из στερέωμα получить воздух.
 Если Кураев заявил о "греческом эквиваленте" без всякого обоснования, то богослов и по совместительству философ В.Н. Ильин аргументирует, каким это образом στερέωμα стала "пространством":

 В.Н. Ильин "Шесть дней творения"
 …Очень много возражений в духе критиканствующего неверия вызвал термин "твердь". Предполагали, что здесь утверждается представление о твердом кристальном небе, на котором впоследствии укрепятся светила…
 Ложность… утверждения разоблачается путем точного чтения и правильного толкования библейского текста. Славянорусскому слову "твердь" соответствует древнееврейское rakiah. Точное значение этого слева есть "протяжение"; евр. rakiah, в греческом перевод LХХ στερέωμα - собственно, пространство (отсюда - стереометрия - геометрия в пространстве).

 На первый взгляд деваться некуда – стереометрия это действительно "геометрия в пространстве" или как точнее определяют словари:

 Толковый словарь Ефремовой
 Стереометрия ж. Раздел элементарной геометрии, изучающий фигуры, лежащие в пространстве.

 И раз в значении термина "стереометрия" фигурирует "пространство", то расположиться оно может только в "стерео", коль скоро любому школьнику известно, что "метрия" это "измерение".
 Но так ли это? Ведь в то же время любому школьнику известно, что дословное значение термина "геометрия" это "землемерие" и уж здесь точно нет никакого "пространства". Однако если заглянуть в словарь, то можно обнаружить следующее:

 Толковый словарь Ефремовой
 Геометрия ж. Раздел математики, в котором изучаются пространственные отношения и формы.

 Так откуда же взялось "пространство" в "геометрии"? Дело в том, что назначение толкового словаря это краткое описание содержания терминов. В данном случае содержанием терминов "стереометрия" и "геометрия" является описание того, чем являются эти разделы математики, а не каковы значения слов, из которых образовались соответствующие сложные слова. Таким образом "пространство" и в описание "геометрии" и в описание "стереометрии" попало не из значений слов "гео" и "стерео", а из описания соответствующих разделов математики.
 И если раздел математики "геометрия" описать через "земля" затруднительно, то содержание термина "стереометрия" можно раскрыть и непосредственными значениями составляющих его слов:

 Словарь Даля
 Стереометрия ж. греч. часть геометрии, измеренье тел

 Так что "ложность… утверждения" богослова-философа "разоблачается путем" элементарного невежества означенного субъекта.
 Чтобы закрыть вопрос со "стерео" следует сказать, что есть такие термины как "стереокино", "стереозвук" и т.п., в которых "стерео" не может означать "твердое тело", а значит "объемный", "пространственный". Однако это "стерео" не из στερέωμα (стереома), а из очень похожего, но всё же другого слова στερεός (стереос):

 Древнегреческо-русский словарь Дворецкого
 στερεός  1. твердый, жесткий
 2. крепкий, сильный
 3. плотный, массивный
 4. перен. жесткий, суровый, неумолимый
 5. веский, реальный
 6. мат. телесный, объемный
 7. мат. кубический

 Возвращаясь к "пространственникам" – вместо того чтобы влезать в дебри непонятной им этимологии, можно порекомендовать прилежно матчасть учить – специально для них один из столпов православия популярно всё пояснил:

 Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский "Толкование на книгу Бытия"
 …Предмет творения второго дня есть твердь רָקִיעַ. Некоторые новейшие толкователи прелагают: простершие, или пространство, выводя сие понятие из употребления слова רקע (Ис. XL. 19), но семьдесят толковников, сообразно как с знаменованием и употреблением слова רקע (Пс. CXXXV. 6. Ис. XLII. 5. XLIV. 24), так и с понятиями древних о небе, постоянно переводят: στερέωμα - твердь, которая как бы силою существа своего дает твердость и прочность образованиям небесных и земных тел.

 И ещё один момент, о котором "пространственники" дружно умалчивают – если "пространство" Яхве сотворил только во второй день, то тогда чем же он занимался в первый? Ведь сказано в "слове божьем", что в первый день Яхве трудился в поте лица и успел наваять "небо", "землю", "свет", "тьму", на заднем плане отсвечивали "бездна" и "вода". А все эти ингредиенты для своего существования как раз и требуют пространства. Но раз пространство создано во второй день, то тогда в первый Яхве сачковал и только имитировал бурную деятельность. Так что придётся "пространственникам" определятся – что и когда создавалось.
 Теперь нервных просят не читать следующие три абзаца – с ними без последствий могут ознакомиться только сильные духом, которые заплатили налоги и спят по ночам спокойно:

 …Начало второго дня (периода) Творения связано с Вселенской катастрофой, когда из глубин несоизмеримо древних и мрачных произросли корни вселенского зла. Внешняя сторона Творения покрылась мельчайшей паутиной "трещин", бездонных разломов. Ужас заключался в том, что трещины и разломы мешали распространению СВЕТА по внешней стороне Лица Вселенной. ТВОРЦУ удалось остановить и частично предотвратить ужасные последствия этой катастрофы. От Могучего Речения "Да будет свод (ракия)" Вселенная оцепенела от страха, и "паутина" трещин разомкнулась, образовав, однако, на внешней стороне двуединой Сущности Бытия замкнутые сферообразные скорлупки. Эти замкнутые скорлупкообразные трещины ТОРА и называет ракиями (ударение на "и").
 Таким образом, Второй день (этап) Творения был посвящен устранению последствий Вселенской катастрофы, вызванной, по всей видимости, грехопадением Человека. Следствием этой Катастрофы оказалось создание на внешней стороне Естества твердых скорлупок различных масштабов, начиная с ракий элементарных частиц, далее – коры планет и оболочек звезд и, в конце концов, мембран биологических клеток.
 …С помощью ракий (точнее – элементарных частиц) ТВОРЦУ удалось разомкнуть и локализовать бездно-трещины и разломы и высвободить место для распространения СВЕТА, но победа не была полной, поскольку остались неуничтожимая шелуха – частички материи (ракии), которые так или иначе препятствуют распространению света и Света. Из этих частичек (скорлупок) темные силы зла основали свои бастионы – планеты. Планеты (скопление частичек материи, собираемых планетарными демонами посредством гравитации) не пропускают свет и СВЕТ в свои недра – гнездилища мрачных духов.

 Спешу успокоить публику – это продукция не православного богослова, это уже творчество конкурирующей фирмы, полученное в результате действия Кабалы на мозг некого кандидата технических наук. Любознательные могут более подробно ознакомиться с этим эпикризом здесь, а мы "вернёмся к нашим баранам" – настал черёд и "менталитетчиков". Они правильно поясняют, откуда взялась "твердь" в "слове божьем". Вот что откровенно говорит Мень:

 Священник Александр Мень "Исагогика"
 …6. Шестоднев и естествознание. Говоря о "тверди" как оболочке, которая отделяет небесные воды от вод земных, бытописатель имеет в виду древневосточное представление о Вселенной. Согласно этому представлению, Земля со всех сторон объемлется мировым Океаном. Снизу ее поддерживают прочные "столпы", а сверху ограждает "твердь", по которой двигаются светила.

 Против этого трудно возразить – действительно, в сказках первобытных евреев, коими является Библия, "бытописатель" записал свои фантазии об устройстве Вселенной. Но в этом случае перед православными сразу же возникает проблема – они то уверяют, что вся Библия это "слово божье":

 Святой праведный Иоанн Кронштадский "Моя жизнь во Христе"
 …Всё Слово Божие есть единая истина, целостная, нераздельная, и если ты признаёшь за ложь ОДНО какое-нибудь сказание, изречение, СЛОВО, ты погрешишь против истины всего Священного Писания, а первоначальная истина его есть Сам Бог.

 Следует отметить, что "святой" в этом плане вовсе не открыл Америку – такую же концепцию высказывал и апостол Павел:

 2Тим.3:16 ВСЁ Писание БОГОДУХНОВЕННО

 Если принять во внимание, что под "писанием" Павел понимал только Ветхий Завет, по причине "наличия отсутствия" на тот момент Нового Завета, то ставить под сомнение правдивость именно ВЗ, это значит обвинять в некачественной работе "святого духа".
 И вот "менталитетчики" прямым текстом говорят, что таки просочились в "слово божье" фантазии первобытных евреев. Но каким образом выяснить – где заканчиваются фантазии евреев, а где начинается истинное "слово божье"? Может весь Шестоднев, целиком и полностью, это горячечный "бред сивой кобылы, опившейся шнапса"? А может и вся Библия…!? Увы, "менталитетчики" не дают ответа на этот вопрос, они его деликатно обходят.
 Впрочем, "менталитетчики" за свои попытки опорочить "слово божье" будут держать ответ перед Всевышним, а мы сейчас выясним – как же ОБЯЗАН православный понимать "твердь". Обязанность же эта вытекает из следующего:

 Правила Шестого Вселенского Собора, Трулльскаго (Пято-Шестого).
 Правило 19.

 Предстоятели церквей должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и разсуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец: и аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители церкве в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающаго.

 Правила Вселенских Соборов обязательны к исполнению теми, кто числит себя по ведомству православия. А 19 правило недвусмысленно гласит, что "слово Писания" следует понимать ТОЛЬКО так, как его "изложили светила и учители церкве в своих писаниях".
 Вот теперь и посмотрим, как же понимали "твердь" "светила и учители церкве в своих писаниях":

 Преп. Ефремъ Сиринъ "Толкованіе на первую книгу, то-есть на книгу Бытiя"
 …По прошествии ночи и дня в вечер второй сотворена твердь; и она с сего времени тенью своею производила следующие за тем ночи.
 …Ибо вот облака и твердь, сотворенные вначале, породили тьму
 …Твердь сотворена в вечер второй ночи, как и небо сотворено в вечер первой ночи. Вместе с происхождением тверди исчезла сень облаков, которые, в продолжение ночи и дня, служили вместо тверди. Поелику твердь сотворена между светом и тьмою, то тьма заняла место над твердью, как скоро с удалением облаков удалена и тень облаков.
 …Посему, если твари дают тьме бытие и прекращают оное, то следует, что тьма есть произведение тварей (ибо она есть тень тверди), и что тьма перестает быть при другой твари (ибо исчезает при солнце).

 У "Препа", так же и как у еврейских мудрецов, "твердь" это некая непрозрачная конструкция, которая "тенью своею производила следующие за тем ночи", но ни о её толщине, ни о материале, из которого она сделана, "Преп." предпочитает не распространятся.

 Кирилл Иерусалимский, Поучения огласительные или тайноводственные
 Огласительное поучение девятое

 …Созерцая пространство небес, они должны были бы поразиться удивлением, они должны бы поклониться Тому, Который поставил небо, яко камару, и из жидкого водного существа соделал ТВЕРДЫЙ СОСТАВ НЕБЕСНЫЙ; ибо сказал Бог: да будет твердь посреде воды. Однажды сказал Бог, и стала твердь и не разрушается

 Коллега "Препа" весьма уверенно рассказывает о технологии создания "тверди".

 Блаженный Феодорит Кирский "Вопросы на восьмикнижие", вопрос 12 - одно ли небо или их два?
 …И по времени и по способу сотворения должно было уразуметь различие небес: одно создано прежде света, другое - после света; одно - из ничего, ДРУГОЕ ИЗ ВОД. Ибо сказано: "да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды". … Первое небо не названо твердью, но с самого начала наименовано небом. А сие получило наименование от самой вещи. Поскольку составилось из текучей сущности вод, и жидкое вещество СТАЛО НЕПРОНИЦАЕМЫМ И ТВЕРДЫМ, то наименовано твердью. А потом, поскольку оно вверху, и заменяет для нас первое небо, то наименовано небом. Водное же естество Бог всяческих разделил на две части: и одну часть поместил над твердью, а другую оставил внизу, чтобы воды, которые вверху, своей влажностью и холодностью ПРЕПЯТСТВОВАЛИ ОГНЮ СВЕТИЛ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕД ТВЕРДИ, а воды, оставшиеся внизу, своими испарениями питали воздух, согреваемый и иссушаемый огнем, который вверху.

 "Блаженный" развивает "тайноводственную" технологию и дополняет её важными деталями.

 Св. Антоний Великий "Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония"
 …есть большое различие в названиях: одно дело - небо, а другое - твердь. И уже из этого названия мы все узнаем: видимое, думается, ТВЕРЖЕ, чем невидимое. Моисей сказал: "В начале сотворил Бог небо и землю". А показывая сотворение ТВЕРДОГО, он написал: "И сказал Бог: да будет твердь". И Исайя указал на то, что первое - тонкое и легкое в своей сущности, а второе - БОЛЕЕ ТВЕРДОЕ и густое тело, когда возгласил: "Утвердивший небо, как дым, натянувший, как кожу". А о видимом возгласил: "Сведший небо, как свод". А прежде Он небо растянул как кожу, а о видимом сказано, что свел небо как свод. ….Но можно сказать о сущности видимого неба, которое КАК ЛЕД ЗАГУСТЕЛО Божией волей и, укрепленное, подражает надмирному небу. Оба существуют так, что держат все под собою и несут себя божественной силой.
 …Вода оказалась выше земли, когда сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да разлучает она посередине воду. И тотчас ЗАМЕРЗ ЛЕД и удержал на себе половину вод. …Так застыла над нашей головой твердь.
 …Так как я сказал, что твердь - как лед, она сотворена ради подъема светил, я говорю о жаре солнца и луны, и всего остального хора звезд, которые родились от огня; чтобы от их зноя не растаяло то, что замерзло. Ради этого так и устроено, что вода, расплескавшись во множеств выше, ОСТУЖАЕТ ЖАР И УМЕРЯЕТ ПЛАМЯ. Так что тамошняя густая влага выдерживает огонь светил.
 …Ибо твердь сохраняется не только оледеневшими надмирными водами, но и внизу пламя светил умешивается от замерзшего тела. …Так и высокое солнце, Христос, Который в сравнении с огнем Истинное Солнце, искусно упорядочил: так что восходит то из одного места лето, то из другого места зима. Чтобы солнце, не начиная сиять одного и того же конца, НЕ ПОВРЕДИЛО КРАЙ ТВЕРДИ, и не спалило что из творения.
 …Я скажу, что высшее небо более тонкой сущности, ибо оно выше и легче. А замерзший лед [тверди] толще видимого у нас, ибо он выдерживает то, что над миром.

 Вот что значит "великий" – "все мозги разбил на части, все извилины заплёл" и получился у него гимн "тверди". В прозе.

 Святитель Феофил Антиохийский "Послание к Автолику"
 …В самом начале повествования о сотворении мира священное Писание говорит не об этой тверди, которую мы видим, но о другом небе, для нас невидимом, по которому это видимое нами небо названо твердью и НА КОТОРОМ хранится половина вод, чтобы служить человечеству для дождей, ливней и рос.

 У "святителя" нет и капли сомнения в том, что "твердь" призвана выполнять функцию водохранилища для "дождей, ливней и рос".

 Иоанна Златоустого "Беседы на Книгу Бытия"
 Его же беседа о втором дне творения, а также против сказавшего, что нам, христианам, не следует говорить при освящении: "Господь Саваоф"

 … Во второй день Бог сказал: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. Так Бог сотворил небо, не то — горнее, а это — видимое, создав его на подобие льда из отвердевших вод. Хочу я представить это дело наглядно, потому что многое можно легче понять чрез рассмотрение, чем изъяснить словом. Допустим, что вода поднималась над землею на тридцать локтей. Теперь, Бог сказал: да будет твердь посреди воды, и вот в середине вод образовалось сгущение на подобие льда, которое подняло половину воды вверх, а половину оставило внизу, как и написано: да будет твердь посреди воды и будет да отделяет она воду от воды. Почему же Бог называет его твердью? Потому, что сделал его твердым из неплотного и разреженного естества вод... Итак, будучи утверждено среди вод, небо подняло половину вод вверх. Но для чего вверху воды? Ради какой нужды? Чтобы кто-нибудь пил? Чтобы кто-нибудь плавал? А что вверху есть воды, свидетельствует Давид, говоря: небеса небес и вода, которая превыше небес. Заметь же мудрость Создателя. Небо, сгущенное из вод, было ледяное. Между тем оно должно было принять огонь солнца и луны и безконечное множество звезд, должно было все наполниться огнем. Чтобы от такого жара оно не сожглось и не уничтожилось, Бог и распростер на хребте его эти моря вод, для защиты последнего, дабы, таким образом, оно могло противостоять пламени и не сгорать.

 Беседы на книгу Бытия Беседа IV
 …По сотворении, говорит, тверди, Бог повелел одним водам находиться под твердию, а другим над ПОВЕРХНОСТЬЮ тверди. Но, спросит кто-либо, что же такое твердь? ОТВЕРДЕВШАЯ вода, или СГУСТИВШИЙСЯ ВОЗДУХ, или какое-нибудь другое ВЕЩЕСТВО? Никто из благоразумных прямо решать это не станет. Надобно с великою благодарностию принимать слова (Писания) и, не выступая за пределы нашей природы, не испытывать того, что выше нас, а только знать и держать у себя (в уме), что по повелению Господа произошла твердь, которая разделяет воды, и одну часть их содержит под собою, а другую выше лежащую может НОСИТЬ на своей ПОВЕРХНОСТИ.

 Два варианта одной "Беседы" приведены потому, что некоторые богословы считают, что первый вариант Златоусту не принадлежит. Различаются эти варианты тем, что первый описывает "твердь" подробно, включая правила противопожарной безопасности, предусмотренные Яхве. Второй же более сдержан, но и из него следует, что "твердь" это твердая конструкция, на поверхности которой находится вода.

 Севериан Гавальский "О творении мира"
 …Так Бог сотворил небо… создав его наподобие льда из отвердевших вод.

 Этот "учитель церкви" не сомневается в наличии твёрдой конструкции "наподобие льда".

 Исидор Севильский "О природе вещей"
 …Так, высший круг неба он отделил особой границей, сделал его повсюду равномерным и равноудаленным отовсюду и поместил в нем силы духовных тварей. /Огненную/ природу этого неба Создатель умерил водами, чтобы пламя находящегося сверху огня не охватило нижележащие элементы. Затем он сделал ТВЕРДЫМ круг нижнего неба, наделив его множеством разных движений, а не единым и однообразным. Это небо он назвал твердью, так как оно поддерживает верхние воды.

 И это "светило" абсолютно уверено в наличии "твердого круга нижнего неба", и также сообщает о предусмотрительности Яхве, создавшего противопожарный запас воды в нужном месте.

 Августин "О книге Бытия буквально". Глава X
 …Пусть только знают они, что как название тверди не ведет нас необходимо к мысли, что небо стоит неподвижно (ибо твердь называется твердью, можно думать, не по причине неподвижности, а по причине ТВЕРДОСТИ, в виду ли своей собственной твердости или же потому, что служит пределом, разграничивающим высшие воды от низших), так, с другой стороны, и движение светил не мешает нам признать неподвижность неба, если только истина убедит нас, что оно стоит неподвижно.

 Этот "отец церкви" не испытывает ни малейшего сомнения в существовании "тверди".

 Василий Великий "Беседы на Шестоднев"
 Беседа 3 "О тверди."

 …Но мы говорим, что, поелику передано нам и другое имя и особенное назначение второго неба, то оно отлично от сотворенного в начале, имеет естество более плотное и служит во вселенной для особенного употребления.
 …Ибо спрашивают у нас: если тело тверди шарообразно, как показывает зрение, а вода текуча и скатывается с возвышенностей, то как было возможно утвердиться воде на кривой окружности тверди? ...ежели видим какую вещь с внутренней вогнутости кругообразною, нет еще необходимости заключать, что и внешняя ее поверхность сделана шаровидно. Иногда видим каменные потолки в банях и постройку пещеровидных зданий, которые, если смотреть изнутри, выведены полукружием, а сверху строения имеют часто ровную поверхность. Посему ради таких причин не должны и сами они затрудняться в деле, и нас затруднять, как будто не можем удержать воды вверху.
 …Наименование тверди в Писании обыкновенно дается тому, что имеет превосходную крепость
 …Посему думаем, что и теперь употреблено cиe слово о каком-нибудь твердом естестве, достаточном к удержанию воды, которая удобно скатывается и разливается. Но на том основании, что по общепринятому мнению твердь представляется происшедшею из воды, не следует еще почитать ее подобною или отвердевшей воде или такому веществу, которое получает начало чрез процеживание влаги, как, например, камень кристалл...
 …однако же не осмеливаемся поэтому утверждать, что твердь состоит или из одного простого вещества, или из смешения простых веществ, ибо мы научены Писанием не давать себе свободы представлять умом что либо, кроме дозволенного.
 …Но нам о разделенных водах нужно сказать одно слово тем церковным толковникам, которые под видом применения и возвышенных размышлений прибегли к иносказаниям, утверждая, что под водами в переносном смысле разумеются духовные и бесплотные силы, и что вверху над твердью силы совершенные, а в визу, в местах надземных, наполненных грубейшим веществом, удержались силы лукавые
 …Отринув подобные сим учения, как толкование снов и басни старых женщин, мы под водою будем разуметь воду, и разделение, произведенное твердью, будем принимать сообразно с изложенною выше причиною.

 К Амфилохию, епископу Иконийскому
 …в самом же деле многое (чтобы не сказать все) остается нам неизвестным, например: …самая сущность тверди, ТОЛЩИНА ЕЕ ОТ ВОГНУТОЙ ОКРУЖНОСТИ ДО ВЫПУКЛОЙ ПОВЕРХНОСТИ

 Толкование на пророка Исаию
 …Поскольку дни и ночи, месяцы и годы, все расстояния времени имеют начало от солнца, луны и ДВИЖЕНИЯ ТВЕРДИ, то с разрушением последних необходимо последует и конец времени.

 Василий определённо высказывается о том, что "твердь" существует, что она твёрдая, что она имеет определённую толщину, что у неё есть выпуклая поверхность, что она движется, а вот рассуждать о том, что же она собой представляет, не рекомендует.

 Григорий Нисский "О шестодневе, слово защитительное брату Петру"
 …Итак повторим последовательный порядок созданий. А он есть следующий: за предварившим все явлением повсемстнного и родового света по его удободвижности последовало округление тверди, определенное круговым обращением огня
 …Когда огонь единожды обтек самый крайний предел чувственного естества, почему в след за сим приходит в бытие твердь, о которой сказано, что она есть граница между верхними и нижними водами? Ибо думаю, что тверди, будет ли она одною из четырех стихий, или чем иным от них, нельзя представлять себе, как воображала внешняя философия, телом твердым и упорным; напротив того крайний предел чувственной сущности, по которому, по причине приснодвижимой силы, круговращается естество огня, сравнительно с вечным, бестелесным, неосязаемым свойством, назван в Писании твердью. Кто не знает, что все твердое сгущается по какому-то непременно упорству; а сгущенное и упорное не свободно от качества тяжести; тяжелое же по естеству не может быть стремящимся выспрь. Напротив того твердь выше всей чувственной твари; потому сообразность с разумом требует не представлять о тверди чего-то грубого и телесного, но, как сказано, по сравнению с умопредставляемым и бесплотным, все, что принадлежит к чувственному, хотя по естественной тонкости избегает нашего наблюдения, называется твердью. Посему, что было объято огнем во время его кругового обращения (объят же предел вещественной сущности), то, будучи однажды описано каким-то собственным своим пределом, по вещественной природе справедливо наречено твердью в сравнении с тем, что ниже, но наименовано и небом, как и свету дано имя день, а тьме – ночь.
 …Ибо слово Писания, по особому употреблению речений, одним небом называет предел более грубого воздуха, до которого возносятся облака, ветры и естество высокопарящих птиц; потому что говорит и о небесных облаках, и о птицах небесных; и не просто называет сие небом, но и с присовокуплением имени: твердь… Потом другим небом и твердью называет усматриваемое внутри неподвижной сферы, где совершают путь свой подвижные звезды. …Всякому же, сколько-нибудь обращавшему внимание на устройство вселенной, явно, что все то пространство, в котором светила вращаются при своем стремлении выспрь, и самый крайний предел чувственного мира, эту границу умопредставляемой твари, Писание называет и твердью и небом.

 Современные православные богословы, которым не нравится "твердь-свод", могут сослаться на "толкование" Шестоднева Григория Нисского. Это связано с тем, что если все остальные "отцы и учителя" церкви говоря о "тверди" считают её твёрдым сводом без всяких экивоков, то этот "отец" в данном вопросе водит козу. Существование тверди как некой конструкции он считает безусловным, но в отношении её твёрдости испытывает определённые колебания. Он полагает, что если "твердь" твёрдая и тяжелая, то она непременно должна была свалиться вниз. Поэтому он считал "твердь" чем-то очень тонким и невесомым. Вот это обстоятельство могут обыграть современные богословы, однако им придётся скромно умалчивать, что само существование "тверди" как некой конструкции Григорий под сомнение не ставил.
 Можно приводить цитаты и из трудов других богословов, но и этих достаточно, что бы понять, что не существовало НИ ОДНОГО "отца и учителя" церкви, который отметился толкованием Шестоднева и который бы ставил под сомнение существование "тверди-свода". На закуску приведём ещё выдержку из одной работы, предварив её такой цитатой из упоминавшегося уже современного богослова:

 Иеромонах Серафим Роуз "Православное понимание книги Бытия"
 …Святой Иоанн Дамаскин, Отец VIII века, чьи взгляды обычно резюмируют мнения Отцов первых веков христианства…

 И вот что резюмирует наш "святой":

 Св. Иоанн Дамаскин "Точное изложение православной веры"
 Глава VI "О небе"

 …Небом неба называется первое небо, находящееся над твердию. Таким образом получается два неба, так как и твердь Бог назвал небом. Священное Писание и воздух обыкновенно называет небом, так как он видим вверху, ибо Писание говорит: благословите вся птицы небесные, разумея при этом птиц воздушных, ибо путем для птиц служит воздух, а не небо. Так получаются три неба, о которых говорил Божественный Апостол. А если бы кто захотел и семь поясов принимать за семь небес, то он нисколько бы не погрешил. И на еврейском языке небо обычно называется во множественном числе — небесами. Поэтому Священное Писание, имея в виду сказать о небе неба, говорит: небеса небес, что означает небо неба, т. е. небо над твердию. И в словах: вода, яже превыше небес, небеса означают или воздух И твердь, или семь поясов тверди, или одну твердь, которая на еврейском языке обыкновенно называется во множественном числе небесами.
 … Небо гораздо более земли, но не следует допытываться того, какова сущность неба, ибо она нам неизвестна.
 Глава IX "О водах"
 …И прежде всего Бог сотворил твердь, служащую преградой между водою, яже бе над твердию, и между водою, яже бе под твердию; ибо, по Господню повелению, твердь утвердилась в средине бездны вод: Бог сказал, чтобы образовалась твердь, и она образовалась. Но почему Бог поместил воду над твердию? По причине сильнейшего жара, исходящего от солнца и эфира; ибо непосредственно за твердию простирается эфир, а на тверди находятся солнце с луною и звездами; и если бы сверху не было воды, то твердь от жара могла бы воспламениться.

 А теперь зададимся вопросом – читал ли оное резюме Роуз? Проницательный читатель сразу скажет – а как же иначе? Если Роуз сам рекомендует Дамаскина как выразителя взглядов предшествующих "отцов", то он просто обязан был прочитать то, что Дамаскин наваял. Но как тогда проницательный читатель пояснит эти слова Роуза:

 Некоторые попытались найти в этом отрывке "ненаучное" изображение небес, будто бы Моисей считал их каким-то твердым кристаллическим куполом, в который вделаны звезды и над которым находится вымышленный запас воды. Но ничего столь фантастического в тексте нет.

 Под "некоторые" Роуз имеет в виду ВСЕХ без исключения "отцов" вкупе со столь любезным ему Дамаскиным? Он считает, что "отцы" "попытались найти в этом отрывке "ненаучное" изображение небес" но у них облом получился, раз "ничего столь фантастического в тексте нет"? А откуда тогда "отцы" взяли именно твердый купол, обильно политый "вымышленным запасом воды"? Из Камасутры? Не попахивает ли это ересью? Православному, даже иеромонаху, хвост на "отцов" поднимать очень не рекомендуется. Но раз Роуз это себе позволяет, то является ли он православным? "Так, может быть, вы, святой отец, партийный?" (Киса Воробьянинов)
 Причём Роуз не одинок в своих пасквилях на "отцов". Вот что пишет Лопухин:

 Наивному уму первобытного еврея небесная атмосфера рисовалась в виде какой-то твердой покрышки, разделявшей собой атмосферические воды от земных вод

 Как легко может заметить проницательный и внимательный читатель, ВСЕ до единого "отцы" дружно голосовали за "твердую покрышку", за противопожарный запас воды на "тверди", созданный "лучшим другом пожарников" – Яхве. Поэтому с грустью приходится сделать вывод, что у ВСЕХ без исключения "отцов" были "наивные умы первобытных евреев". Подобный казус можно объяснить только тем, что в те времена у Яхве на складах была только такая модель ума, вот он её и вставлял "отцам".
 Или вот такой подход к "святоотеческому" наследию упоминавшегося уже митрополита:

 Митрополит Николай (Ярушевич) "Слово, сказанное 27 ноября 1959 года в церкви Воскресения Словущего в Москве"
 …Ведь еще в IV веке великий святитель Василий Великий, он же и ученый человек, прекрасно знавший современное ему естествознание, написавший книгу о творении мира, говорил: всем понятно, что твердь небесная, о которой говорится в Библии, это воздушное пространство (или, как мы называем сейчас, космическое), в котором расположены Творцом мира светила.

 Читатель может развлечься и попробовать отгадать – как из того, что говорил Василий о "тверди", можно вырулить на "воздушное пространство", которое "лёгким движением руки" тут же превращается в "космическое". Особенно умиляет митрополитовское "всем понятно". Действительно, "всем понятно", что враньё лучший друг православного богослова.
 В общем, проницательный читатель уже давно понял, что современное православие это сплошной бардак. И связана такая ситуация, вероятно, с ослаблением веры православной, с общим развращением нравов и загрязнением окружающей среды. Именно поэтому и написан этот трактат, дабы наставить православных на путь истинный, вернуть их к истокам "истинной" веры.
 А ведь "были люди в наше время, не то, что нынешнее племя". Было время, когда вера православная тверда была и ни на шаг от "святоотеческого учения" не отступала. Вот несколько примеров:

 Палея Толковая
 Палея Толковая дошла до нас в семнадцати списках XIV — XVII вв… В Палее формулировались основы православного мировоззрения… Возможно, он получил распространение уже с XII в., но дошел до нас в списках XIV–XVI вв.

 И вот что эти "основы православного мировоззрения" говорят по рассматриваемому вопросу:

 …После этого "сказал Бог: "Да будет твердь"" — [это] день второй. Тотчас сгустился состав, с виду похожий на лед и [твердый], как хрусталь. Он называется твердью вследствие того, что Он отвердил ее из жидкой и слабой воды. Как дым, исходя от горящего дерева редким и слабым, наверху превращается в густое облако, так и водная стихия, будучи жидкой и редкой, вознесенная, отвержденная и поставленная Богом наверху, становится подобной льду. И разделяет Владыка воды: половину их возводит над твердью, половину же оставляет под твердью, ибо Владыка хотел устроить и поставить под твердью светила — Солнце, Луну и бесчисленное множество звезд — той же огненной природы. Поэтому Бог посылает на небесные хребты воды, чтобы они смачивали и остужали небесный свод.

 Как видите, всё строго по учению "отцов церкви", никаких тебе "пространств" и "менталитетов". Но может такая картина была только в XII веке? Смотрим век XV:

 Рогожский летописец
 Летописец Рогожский создан тверскими летописцами в первой половине XV в. и сохранился в единственном списке середины XV в.
 … Во второй день, в понедельник, сотворил Бог твердь внизу, наш покров, небеса эти. Половина воды взошла на твердь, и тотчас превратилась вода в ледовидный хрусталь, почему и назвалась твердь, ибо из жидкости среди неба и земли утвердил ее

 И здесь всё в порядке, никаких отклонений от генеральной линии. Идем дальше, в год 1618:

 Черниговский архимандрит Кирилл Транквиллион-Ставровецкий "Зерцало богословия"
 …Вода двух родов: одна - над твердью небесною, другая - под твердью на земле. Твердь небесная есть сухая, легкая, непроникательная материя, сверху которой Бог разлил воду для предохранения от верхнего эфирного огня, который бы иначе зажег твердь; но, чтобы не было темно на земле, Бог coтворил на тверди солнце, луну и звезды и вложил в них части эфирного света.

 Снова лепота и благолепие, душа радуется, когда встречаешь такое понимание "слова божьего", особенно на фоне сегодняшнего безобразия. Переместимся в начало века XVIII:

 Cвятитель Димитрий Ростовский "Поучение на Рождество Христово"
 …Что же означает слово "шамайм"? Как выразить его на нашем языке? Толкователи говорят, что слово это значит "водное". "Шамайм", то есть "водное" или "водянистое", и потому они рассуждают так: воды бездонные, над которыми носился Дух Божий, на еврейском языке зовутся "шама". Бог, отделив от тех вод некоторую часть, сгустил, ствердил ее, как кристалл или прозрачный алмаз: "Сказал Бог: "Да будет твердь посреди воды", - и стала твердь" (Быт. 1, 6). Эту-то твердь и назвал Господь "шамайм", то есть водная, ибо из воды она была создана, а потому и нашим очам кажется, что небо водянистого цвета.

 Хотя "святитель" и путает "водное" с "небесами", но это не мешает ему уверенно вырулить на твердь типа "кристалл или прозрачный алмаз". В конце XVIII века ситуация не меняется:

 Архиепископ Никифор (Феотокис) "Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Толкование 54"
 …В рассуждении сего заметь, что три суть неба: о двух упоминает Моисей, говоря: "в начале сотвори Бог небо и землю": вот небо едино! "И рече Бог, да будет твердь, И нарече Бог твердь, небо": вот и другое небо! А поелику слышим мы, что Божественное Писание назвало птицы, в атмосфере летающие, "птицы небесныя", то явствует отсюда, что и атмосфера зовется небом. Вот убо три неба!

 Архиепископ устав караульной службы "святоотеческого учения" знает чётко и вольнодумства себе не позволяет. И, наконец, последний оплот истинной веры православной в веке XIX:

 Святитель Феофан Затворник "Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном"
 …Он говорит: ""Третье небо" вот как понимай! Писание и воздух называет небом, когда говорит - птицы небесные, роса небесная: вот одно небо! И твердь оно означает именем неба: "нарече, - говорит, - Бог твердь небо": вот второе небо. Знает оно и еще небо, в начале сотворенное вместе с землею: вот третье небо.



 Итак, какой же должна быть "точная православная вера" в вопросе "тверди"? Истинный православный обязан уверовать, что Яхве в свой второй рабочий день соорудил некую конструкцию – "твердь", на которой в дальнейшем были размещены "светила" и которая отделяет воду "под твердью" от воды "над твердью". Выяснять, что собой представляет "твердь" – из чего она сделана, и каковы её параметры не рекомендуется – не следует "давать себе свободы представлять умом что либо, кроме дозволенного".
 Только при выполнении этого условия православный с полным правом может считать себя коллективным членом истинного "тела Христова". Если же субъект, контуженный православной религиозной доктриной, начинает подвергать сомнению существование "тверди", то он должен собрать свои пасочки и искать себе другой песочник – "истинное" православие несовместимо с подобным вольнодумством, несовместимо с тем, "чему нас учит семья и школа", то бишь "отцы и учители" православной церкви.
 Следует признать, что совершить "подвиг веры" и уверовать в "твердь" непросто. Мы могли видеть, что количество вранья на квадратный метр православного богословия превышает все допустимые нормы – только современный богослов затрагивает вопрос "тверди" как его неудержимо тянет соврать. Связано ли это с тем, что если православный богослов не соврёт, то целый день ходит как оплёванный или это только "твердь" благоприятствует такому поведению, вопрос открыт. И выяснить это должны дальнейшие исследования. Пока что можно только констатировать факт наличие вранья в богословской литературе при освещении вопроса "тверди".
 Вот такие грустные православные богословские пироги.


 P.S.
 После написания "Трактата" с ним ознакомились некоторые верующие и один православный использовал его для написания своей статьи – О твердом небе против "модернистов-воздушников. Ссылку на "Трактат" он не привел, ну да бог с ним.
 Существенно то, что в статье безоговорочно принимаются основные тезисы "Трактата":
 - "твердь" в Библии это твёрдый свод
 - именно так понимали "твердь" "отцы"
 - современные богословы в этом вопросе дружно "отцов" игнорируют и лепят всяческую ахинею.

 Одним из современных богословов, цитаты из работы которого использованы в "Трактате", был дьякон Кураев. Он, на момент написания своей работы (начало 90-х), был "пространственником" – уверял, что "твердь" это "пустое пространство".
 Каково же было моё удивление, когда обнаружил, что он в своём блоге поместил указанную статью под названием – Аще кто не верует, что земля плавает на воде и прикрыта крышкой с дырками..., поместил без купюр и комментариев, т.е. и он согласен с основными тезисами "Трактата".
 Воистину "вот что твердь животворящая делает!".
 Один только момент – в статье, скопированной Кураевым, есть строки:

 ...Невозможно смотреть без слез на современную апостасию православных богословов от изначального святоотеческого предания. Одна за другой выходят брошюры и статейки, в которых небесная твердь хульно перетолковывается, как нечто иное, чем писали о ней святые отцы и учители Церкви. Не желая цитировать эти громадные потоки противоречивой хулы современных богословов, бесстыдно глаголящих, что "твердь" это воздух", "атмосфера" или "космическое пространство".

 Учитывая, что среди авторов "брошюр и статеек", в которых "небесная твердь хульно перетолковывается" был и он, собственной персоной, то мог бы и покаяться за грехи молодости, тем более что покаяние для православного опция обязательная.
 Такие дела.


© Чайник


Посмотреть и оставить отзывы (0)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Не давайте святыни псам
  • Читая книгу «Левит»
  • Блуждая по Библии. Книга вторая «Исход»
  • Библия – идейная основа атеизма и совершенного общества
  • Читая книгу  «Бытие»

    Пришествий на страницу: 6178