«Деды» вместо апостолов
Православный подполковник запаса предлагает с помощью помощников командиров по работе с верующими изучать биографии святых воинов, подвижников и мучеников («Жития в жизнь»). Автор в очередной раз выступает пропагандистом религии в армии и странным образом не замечает главного: введение института военного духовенства РПЦ МП под видом должностных лиц МО РФ противоречит конституционному принципу равенства всех религий перед законом (ст. 14 Конституции РФ).
Подполковник считает, что институт военного духовенства необходим, об этом говорит международный опыт демократических стран, которые сумели на практике воплотить капелланское служение, сохранив единство воинских контингентов и межрелигиозный мир. Вместе с тем автор вынужден признать научную интуицию члена Экспертного совета Комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Анатолия Пчелинцева, предупреждавшего об опасности прямой угрозы дедовщины по религиозному принципу, когда большинство будет избивать меньшинство за то, что кто-то «не нашей веры» либо не исповедует никакой.
Тон статьи, направленной на превосходство изучения военнослужащими житий перед «комфортной толерантностью и светским разномыслием», противоречит положениям Инструкции по организации правового обучения в ВС РФ (см. приказ № 878 министра обороны РФ от 7 декабря 2013 года), в приложении к которой определен примерный перечень тем и на первом месте следующая: «Основы государственно-правового устройства».
Освоение военнослужащими ОГПУ позволит им узнать, что право на свободу вероисповедания регламентировано федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», которым установлено, что оно может быть ограничено только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 2 ст. 3). Создание религиозных объединений в воинских частях запрещается (ч. 3 ст. 6).
Сущность реализации права военнослужащих на свободу вероисповедания заключается в создании необходимых благоприятных условий для этого. Однако обязанности командования по созданию таких условий возникают только с момента обращения военнослужащих с изложением намерений воспользоваться своим правом.
Сможет ли назначенный православный священнослужитель, занимающий должность помощника командира по работе с верующими, «участвовать в укреплении правопорядка и воинской дисциплины, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий» в подразделениях с призывниками с Северного Кавказа? Конечно, нет. Его просто не воспримут. Один из авторов монографии «Молодежь о религии и религиозном экстремизме» профессор С. Ш. Муслимов, проведя социологическое исследование, выяснил: более 40 процентов дагестанцев однозначно считают ислам истинной и последней мировой религией, которую должны принять все народы мира добровольно или принуждением.
Тем более мы наблюдаем усиление исламского фактора как во внутренней, так и во внешней политике России. Об этом говорит сам духовный лидер российских мусульман муфтий Равиль Гайнутдин. На Х международном форуме «Миссия религии и ответственность ее последователей перед вызовами современности» он заявил: «Именно мусульмане могут сегодня выступать в качестве консолидирующего общество элемента. Отчасти это связано с тем обстоятельством, что когда ведущая религиозная организация России – Русская православная церковь выступает с консервативной и традиционалистской повесткой, многими в обществе такая стратегия трактуется как попытка клерикализации общества. Артикуляция практически тех же тезисов со стороны мусульман воспринимается несколько мягче».
Мы, военнослужащие секулярного сознания, считаем, что мораль не требует религиозного обоснования, поскольку является результатом исторического обобщения человеческого опыта, закрепленного в культурных традициях общежития этическими нормами.
Православный автор видит, что в современной России культивируется индивидуализм и это способствует социальному отчуждению личности, дегуманизации, падению общего культурного уровня. Значительная часть призывной молодежи сформировалась «стихийно», на основе средств массовой коммуникации, социального мифотворчества, артефактов массовой культуры. Эти люди живут в обществе, но не понимают смысла социальности как основы творческой и продуктивной самореализации. Они ориентированы на себя и являются носителями массовой потребительской идеологии, которая далека от реальной культуры и человеческих ценностей.
Ни в коей мере не подвергая сомнению значение веры, необходимо подчеркнуть, что для самого выживания нашей страны в современном мире, для реализации ее культурно-человеческого, научного и другого потенциала, ценности и значимость светского образования, основанного на научной картине мира, на достижениях российской, западноевропейской и других цивилизаций, оказываются первостепенными. Светская культура ориентирует человека на освоение посюсторонней реальности. Она антропоцентрична и гуманистична.
Просвещение военнослужащих, основанное на научных принципах и здравом смысле, имеет очевидное преимущество по сравнению с тем или иным религиозным, неизбежно частным и ограниченным подходом к решению вопросов человеческого общежития.
профессор Академии военных наук
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3489