Правительство и Минкульт России: “Вопросы религиозного самоопределения находятся вне сферы полномочий и функций государственных органов”
28.11.2015 Письма/Конституция и религии
Оказывается, что все права и свободы граждан надежно защищены Конституцией России, и поэтому атеисты могут спать спокойно. Их свободе мысли и слова никто и ничто не угрожает, а если в обществе и происходят какие-то процессы религиозной агрессии и экспансии, то это к деятельности государственных органов не имеет никакого отношения и, вообще говоря, не подлежит государственному регулированию, как следует из соответствующих статей Конституции РФ.
Итак, что же и как защищает Конституция РФ в религиозной и антирелигиозной деятельности? Рассмотрим и проанализируем (с моими комментариями) те немногие статьи, которые имеют прямое или косвенное отношение к этой сфере.
ИЗ ГЛАВЫ 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Ст.2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Комм. Прекрасная общечеловеческая, гуманистическая идея, ставящая на первое место не тоталитарные права государства, общества или его отдельных классов и групп, включая религиозные объединения с идеями верховенства над людьми и обществом неких мифическим богов и “святых троиц”, а права и свободы самой личности, гражданина, индивида. Следует вспомнить, что в христианстве и исламе личность есть “ничто” - “божья тварь”, целиком зависящая от бога и от церкви, а цена прав и свобод такой личности (включая право на жизнь) – копейка. Без прав и свобод, гарантированных каждой личности, не может быть разумного, справедливого и процветающего государства.
Ст.7, п.1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Комм. Социальное, социум – от лат. socialis - общественное, связанное с жизнью и отношением людей в обществе, т.е. смысл всех прав и свобод личности не абсолютен, но относителен и существует лишь в рамках общества, отношений с другими людьми, обладающими априорно такими же правами и свободами, как и данная личность. Свобода каждого индивида кончается там, где начинается свобода другого человека, и социальное государство призвано гармонизировать отношения людей (насколько это возможно).
Ст.13. 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Комм. Идеологическое многообразие – это замечательная идея, соответствующая биологическому назначению Человека Разумного, или Человека Творящего, создающего комбинационным путем новую, рукотворную, бесконечно разнообразную искусственную реальность, дополняющую собой естественную реальность Природы и Вселенной. Идеологические ограничения определенного толка (например, религиозные) способны затормозить развитие общества на века и тысячелетия. По п.2 сильно сказано, но расплывчато, неопределенно и сомнительно. Идеология – это система идей. Любое государство, как единое целое, не может существовать без той или иной формы государственной идеологии. В частности, сама рассматриваемая Конституция устанавливает государственную идеологию определенного образца. Если это не так, то в Основном законе следовало бы дать особое определение понятию идеологии. По п.5 также сильно сказано, но очень размыто и очень опасно. Главный вопрос – что является разжиганием социальной, расовой, национальной и религиозной розни? Социальные, расовые, национальные и религиозные исследования и дискуссии всегда связаны с рассмотрением противоречивых вопросов, конфликтных ситуаций, неоднозначных выводов, которые можно при желании трактовать в ключе разжигания розни. Неопределенность понятий ведет к манипулированию законами, что недопустимо (и что имеет место на практике).
Ст.14. 1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Комм. Определение России как светского государства требует пояснений. Согласно словарям русского языка Даля и Ожегова, понятие “светский” определяется через синонимические понятия “не церковый”, “мирской“ (относящийся к миру, т.е. к общему, людскому; “в миру жить – мирское творить”), “гражданский” (общественный, общинный). Этим понятиям противоположны понятия “духовный” (данное понятие монополизировала церковь, хотя, на самом деле, духовное есть деятельность мозга, сознания человека в любых физических и умственных сферах деятельности, включая науку, искусство, культуру), “церковный” (мирянам противостоит духовенство, клир, монашество). Таким образом, светское – не церковное, не религиозное, не монашеское, не клерикальное. “Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной” – это, конечно, замечательное положение, особенно в том случае, если государство в своей правоприменительной практике ему твердо следует. Из п.2 следует, что религиозные объединения отделены от государства, т.е. осуществляют свою деятельность независимо от государства, как и государство свою - независимо от них (?). Понятие отделения размыто, а потому им можно манипулировать. Например, финансовая, материальная, имущественная, земельная или иная помощь государства религиозным объединениям не нарушает ли принцип отделения?
ИЗ ГЛАВЫ 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Ст.17. 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Комм. По п.2 и п.3 важно утверждение о том, что каждый человек и гражданин, в частности, независимо от того является ли он верующим или безбожником, имеет от рождения такие же права и свободы, как и другой, т.е. как верующему, так и атеисту, следует понимать, что их личная свобода всегда ограничена свободой и правами своего оппонента.
Ст.18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Комм. Еще раз подчеркнута основная идеология Конституции – приоритет в государстве и обществе прав и свобод человека и гражданина по отношению к любым законам, деятельности власти и правосудия. К сожалению, эта декларация на практике не выполняется (права и свободы граждан ущемляются в угоду чиновникам государственных органов и третьих лиц, в том числе в результате коррупции).
Ст.19. 1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Комм. Декларируемое равенство прав и свобод всех граждан, в частности, независимо от отношения к религии и убеждений, есть великая идея, которая сплошь и рядом нарушается в правоприменительной практике.
Ст.28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Комм. Как верующие, так и атеисты, могут свободно выбирать, иметь и распространять свои убеждения и действовать в соответствии с ними. Остается вопрос: как в процессе такой деятельности избежать нарушений ст.13,п.5 и ст.29, п.2 (см. ниже) настоящей Конституции о разжигании религиозной розни, ненависти и вражды (критика атеистами религиозных убеждений или, наоборот, верующими безбожников, практически всегда ведет к такой розни по принципу: “ты – дурак; нет, ты сам дурак!”)? Противоречия между вышеуказанными статьями очевидны (выход в том, чтобы четко сформулировать понятие “разжигание религиозной розни, ненависти и вражды” в ходе религиозной и антирелигиозной деятельности граждан и их объединений).
Ст.29. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Комм. По п.1., свобода мысли и слова – великое завоевание европейской цивилизации, соответствующее биологическому назначению человечества. Свобода мысли не может и не должна ограничиваться какими-либо законами (по крайней мере, до тех пор, пока не восстановится общение между людьми на невербальном, полевом, духовном уровне). Но свобода слова может и должна ограничиваться законами общества, ибо свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого. По п.2 остаются вопросы относительно размытости понятия “возбуждение религиозной ненависти и вражды”, но очень важен тезис о запрете пропаганды религиозного превосходства (не может быть признано превосходство одной религии над другой, например, православия над исламом, или православия над какой-то религиозной сектой). Неясно, относится ли данное положение к атеизму (атеизм – это не религия, а научное мировоззрение) и его превосходству над религией?
Ст.30. 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Ст.45. 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Комм. По п.2. свои права и свободы могут защищать всеми способами как верующие, так и безбожники. В этом уже заложены все конфликтные ситуации. Именно поэтому важно определить в законе, что допустимо, а что неприемлемо в такой неминуемой борьбе, исходя из интересов общества в целом.
Ст.55. 1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Комм. По п.2 очень важное положение, которое в религиозно-атеистической сфере постоянно нарушается, причем в интересах церкви (как раньше, в СССР, нарушалось в интересах атеистов).
Таким образом, краткий анализ статей Конституции, относящихся к сфере религиозной и антирелигиозной деятельности, показывает, что, с одной стороны, Основной закон действительно защищает права и свободы граждан, включая атеистов, а, с другой стороны, содержит ряд нечетких, неоднозначных, размытых понятий, которые затрудняют правоприменение этого закона и позволяют им манипулировать в интересах отдельных групп и объединений граждан, включая религиозные объединения. В связи с этим возникает необходимость дальнейшей доработки отдельных статей Конституции. Я полагаю, что российским атеистам необходимо провести такую работу и представить свои предложения в Федеральное собрание РФ.
В последние годы в России приняты законы и подзаконные акты в сфере расширения прав и свобод верующих в ущерб правам и свободам других групп населения, в частности атеистов. Я уже подробно писал об одном из таких законов, названных мною “Законом о защите чувств верующих и богов” (см. в интернете Гуртовцев А.Л. “Закон о защите чувств верующих и…богов – закон с душком, которому 2,5 тысячи лет” или приложение 2 в моей книге “Думать или верить? Ода человеческой ослиности”). Сюда же относятся решения Минкульта России о введении в общеобразовательных государственных школах добровольно-обязательного курса “Основы православной культуры” и решения ВАК России о признании диссертаций по богословию (теологии) и уравнению их в правах с общепринятыми научными диссертациями в области естествознания, техники и гуманитарных наук (возврат к дореволюционной практике Российской империи). Полагаю, что такая подзаконная деятельность ряда государственных структур России находится в резком противоречии с вышерассмотренными статьями Конституции. Эта религиозно-правовая экспансия должна быть пресечена здоровыми силами российского общества. Никто, кроме самих здравомыслящих россиян, не остановит набирающее последние два десятилетие наступление религии на права и свободы гражданского, мирского, не церковного общества.
И последнее. Хотя следует приводить в порядок саму Конституцию и подзаконные акты, но главная проблема заключается не в законах, а в их правоприменительной практике. Давно известно, что плохие (или хорошие) российские законы компенсируются повсеместной практикой их невыполнения. Россия – светское государство, но почему ее руководители прилюдно, под объективом сотен камер демонстрируют свою приверженность титульной религии, неистово крестясь, ставя свечки, целуя иконы и мощи святых угодников? Почему при вводе в строй военной техники (кораблей, самолетов, ракет), электростанций, заводов и других крупных гражданских объектов появляются попы с метелками в руках, окропляющие эти объекты “святой” водой? Что, так будет надежнее, а без магических действий объект не заработает? Почему суды принимают от верующих граждан к рассмотрению дела по архаичным “обезьяним процессам”, требующим запретить преподавание в школах научной эволюционной теории Дарвина и восстановить преподавание “божьего закона” (пока церкви удалось ввести лишь его заменитель - “Основы православной культуры”)? Почему отменяются решения судей по экстремистской религиозной литературе и тут же фабрикуются декреты о запрете критики “священных книг” и неподсудности их экстремистских призывов к ненависти и насилию? Почему учителей в школах увольняют за то, что они не обеспечили нужный набор детей на религиозные факультативы?
И множество других почему, ответы на которые светские власти России не хотят или не могут дать. Вот и остается им лишь отсылать вопрошающих граждан к неработающим статьям Конституции России – Основного закона, по которому должна жить вся страна от мала до велика, но живет ли ???
Гуртовцев А.Л.
Минск, 25 ноября 2015 г.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3687