Противоречит ли религиозная вера науке
Кирилл Галабурда
Выяснению вопроса противятся богословы. Заявлено, будто религия учит одному, наука - тому, что с этим "одним" общего не имеет. Наука делает опыты с материей, но религия занимается вещами нематериальными. Поэтому не способны вера с наукой ни противоречить, ни взаимно подтверждаться.
Это неправда. Религия тоже претендует на подтверждение через эксперименты, наблюдения. Библия говорит, якобы наблюдение природных явлений доказывает и существование Бога. Православные святые подтверждают.
Следовательно, религиозное вероучение с наукой говорят об одном. Но говорят одинаково либо противоположно?
Одни православные святые заверяют (вопреки вышецитированному), будто не Бога надо познавать через науки, но науки становятся понятны только познавшему Бога. Следовательно, наука с религией полностью совместима. Другие православные святые возражают, якобы не полностью. Третьи - что полностью несовместима. Один и тот же православный святой утверждает и первое, и второе, и третье.
Еще православные лидеры воюют и против отдельных отраслей знания: филологии, медицины, психофизиологии, космологии, астрономии, геологии, физики, математики.
Если религиозная вера науке действительно противоречит, остается выбирать: или признать вероучение, подгоняя под него науку; или признать науку, подгоняя под нее вероучение. Последний вариант православные святые осуждают. Но применяют.
По-видимому, православные святые сами себе прекословят, и мы попробуем исследовать эту проблему самостоятельно.
Противоречит ли Библия науке?
Предыстория библейских представлений о вселенной
Библию знаем от семитов. Не менее тысячелетия варварами гоняли свои стада по краям Аравийской и Сирийской пустынь. Нередко появлялись на западе, в Древнем Египте, чтобы торговать, на заработки либо вселяясь.
В Египте верили, будто небеса твердые: медные либо железные. Небесная твердь стоит на столбах. На тверди много воды. По ней "плывут... звезды... до края неба". Эта вода выпадает осадками. Возможно, через "двери неба". Судя по тому, что солнце способно за раз осветить все страны мира, земля плоская. Реки вытекают из-под земли, текут и подземно. Землю Божество держит Его рукой.
Древнеегипетская культура влияла на кочующие племена семитов. Которые стали вторгаться в города Палестины. Приблизительно XIII в. до н.э. можно датировать библейскую веру в то, что на людей способны нападать звезды. Библейские книги, рассказывающие про завоевание Палестины, выставляют небесные светила маленькими, способными понимать человеческую речь, а всю землю - размером с Ирланию.
В начале первого тысячелетия до н.э. кочевые семиты сформировали свое государство. Которое в 926 г. до н.э. распалось на царства Иудейское да Израильское. Можно предположить, что части Библии, говорящие про наполненную водою небесную твердь и светила на ней, возникшие после земной флоры, причем луна больше любой из звезд, написаны в Израиле до VI в. до н.э. Вера же в то, что дожди выпадают из открывающихся в небе дыр и земля покоится на воде, впервые высказана частями Библии, писаными в Иудее. Той эпохою нужно датировать библейскую веру, что площадь земли не превышает площади Европы. Это связано с обстоятельством: Иудейское царство было возле портов, имевших отношения со многими странами - земля казалась больше.
Библейские тексты с инструкциями для жрецов объявились с VIII в. до н.э., но ничего нового про вселенную не сообщили. Кроме смутной перепевки древеегипетской веры, будто небеса металлические. Только библейская книга 621 г. до н.э. сказала про загадочные "небеса небес" и что звезд на небе 601730 штук, а небесная твердь незамкнута. Также сказано, что земля наделена краями, между которыми население земли все. Следовательно, земля плоская.
Библейские пророки VIII в. до н.э. сказали, будто небесная твердь круглая. Земля то не больше 4 млн. км², то не больше 1 млн. км². И покоится на чем-то твердом. Полтора столетия спустя добавили, будто небо не твердь, а шатер из утонченной ткани, земля же круглая, но в то же время четырехконечная, то есть не круглая!
На время написания библейской жреческой и пророческой литературы приходится завоевание Палестины, разрушение Иерусалима Халдеей. С 586 по 589 гг. до н.э. евреи жили депортированными между рек Евфрат и Тигр. Именно тогда составители Библии ближе всего были знакомы с вавилонскими представлениями про вселенную.
Древнейшие вавилоняне верили в космическую гору Кур, имеющую глиняный под, оловянную вершину. Гору Боги разделили на металлическое небо да плоскую землю. За поверхностями которых огромные толщи воды. Земля - сравнительно небольшой округлый остров, а Мировой океан около нее того меньше. Преисподняя, сказано, полна воды.
Вавилонское мироздание подобно библейскому. В Библии про царя Вавилона говорится, что пытался по горе добраться до небесной тверди. Вышецитированная фраза про земной круг аналогично вписывается в мифологию вавилонян. Как и поднятие неба ввысь Богом.
В 539 г. до н.э. Халдейское царство пало. Персы завоевали, разрешив евреям обратно вернуться в Палестину. Самые матерые сионисты так и сделали. Железною рукою переселенцами правил Ездра-пророк. При помощи приближенного к иранскому царю Неемии напомнил (по мнению верующих) или сочинил (по мнению безбожников) первые пять книг Библии, приписав авторство Моисею.
С этого момента стали составлять сборники текстов, известных нам как Библия. Не ранее I в. до н.э. были готовы все книги, которые мы называем Ветхий завет.
Как описывается вселенная в Библии
По мнению Библии, земля накрыта тонкойтвердой поверхностью. Не то палаткой, не то сводом. Небесная твердь поставлена на земле
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 4523