Любовь и мистерии
© Анисковец А. Н.
ЛЮБОВЬ И МИСТЕРИИ
(Авторские извлечения из книги «Код Иоанна»)
Рис. 1 к титульной обложке книги
«12Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания…
35 … кто нашел меня, тот нашел жизнь», (Притчи Соломона, 8:12,35).
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
КНИГЕ «КОД ИОАННА»
В начале 13-го века за чтение, хранение либо распространение гностического апокрифа «Тайная книга Иоанна» сжигались тысячи людей на кострах инквизиции, а против общин катар, богомилов, альбигойцев и других христианских сект устраивались кровавые крестовые походы, инициированные «наместником» бога на земле - римским папой Иннокентием III с его знаменитым лозунгом: «Убивайте всех - Бог узнает своих». Вина этих убиенных заключалась лишь в исповедании раннего христианского учения, безосновательно объявленного ересью «великим понтификом» и его ближайшим окружением.
Наивно было бы полагать, что существующие сейчас в интернете варианты «Тайной книги Иоанна», в которых приводится диалог учителя с неофитом Иоанном так напугали в прошлом высших служителей культа, если не допускать, что имелись «ключи» к расшифровке тайных апокрифических знаний в ракурсе не приемлемом для ортодоксальной христианской церкви. Ведь уже на тот момент в средневековой Европе существовали более радикальные религиозные секты, не говоря уже о языческих и атеистических направлениях, мирно уживавшихся между собой.
Для выяснения причин преследований христианами своих же единоверцев (не говоря уже об иноверцах), автор по принципу «Исследуйте Писания…», (Ин 5:39); «…при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело», (Второзаконие, 19:15) путём сопоставления нескольких доказательств, восстанавливает имеющиеся пробелы объективного восприятия древних учений. В этой связи апокриф «Тайная книга Иоанна» рассматривается исходя из богатого духовного языческого наследия наших праотцов и праматерей: «Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников», (Псалом 110:6) в соответствие с ещё добиблейскими заповедями: «Почитай отца твоего и мать» (Исх. 20:12; Мф. 15:4; Ефесянам, 6:2); «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы», (Притчи Соломона, 20:20); «Проклят злословящий отца своего или матерь свою», (Втор. 27:16).
Структурно книга состоит из томов, частей, глав, подглав, статей (сокр. «ст.», пронумерованных арабскими цифрами) и пунктов (сокр. «п.», пронумерованных римскими цифрами). При написании данной книги автором использовалась общедоступная религиозная и философская интернет-литература, извлечения и ссылки на которую приводятся по ходу изложения текста.
Отдельные фрагменты апокрифа «Тайная книга Иоанна» вплетены в канву содержания данной книги под призмой авторского мировоззрения. Диалоги в логической последовательности комментируются автором со ссылками на цитаты из священных писаний и произведений древних мыслителей, дополненных соответствующими по смыслу авторскими стихами, иллюстрациями и текстовыми вставками в квадратных скобках. Жанр книги, построенный на древних образцах апокалипсической литературы, позволяет наиболее полно раскрыть замысел автора, о том, что было «написано» и почему «они ничего из этого не поняли»: «…Сын Человеческий идет, как писано о Нем …», (Мф. 26:24); «…31и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом… 34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного», (Лк. 18:31,34)… Там, где тайны, чудеса и идолы, там нет места религии, вере и мудрости… Код к расшифровке подобных «тайн», «чудес» и других надуманных идолов лежит в далёком прошлом: «Несколько тысяч лет тому назад только посвященные, стоявшие на высших ступенях, знали высшую мудрость. И современный человек на высших ступенях может знать не больше, даже, скорее, меньше, так как нет уже ныне в мире таких мудрых. Древняя мудрость – предел стремления для нынешнего человека… Само христианство делается понятным лишь в свете древней мудрости», (Николай Бердяев, «Смысл творчества») и это далёкое прошлое открываемо, ибо «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу», (Мк. 4:22)…
Приятного путешествия в древнюю мудрость, уважаемый читатель!
Анисковец А. Н.
ТОМ 1
ГЛАВА 3
Ст. 19.
I
Термины, понятия, комментарии
Христос (от др.-греч. «Χριστός») — «помазанник». В религиозных мистериях древнего Египта и древней Греции помазание символизировало схождение духа божьего на неофита в целях его посвящения со стороны высших сил. В повседневной жизни помазанными духом божьим считались цари, первосвященники и пророки.
Эту же традицию помазывания или христования переняли и древние иудеи. Изначально Христосами (мессиями, помазанными) называли первосвященников (Лев.4:3 ,5,16), пророков (Пс.104:15), а после установления монархии в Израиле эпитет «Христос» (помазанник) начали употреблять по отношению к царям. Посвящение царей на трон и священников на служение совершалось в Израиле через торжественное помазание елеем. Иудейские пророки предвозвещали (предсказывали) пришествие царя из рода Давида, «помазанника», который, являясь одновременно священником и царём, исполнит всё то, что Израиль ожидает от истинного Царя мира: (1 Царств, 22:10; 2 Царств, 7:12; Исаии, 9:7; Иеремии 23:5; Даниила 2:44; Михея, 4:17).
«Иерогамия - (греч. «iero» – священный, «gamo» – брак) – священный брачный союз бога и богини, универсальная тема большинства древних мифологий, восходящая к сюжету брака Земли-богини и Неба-бога (Геи и Урана в греческой мифологии, Земли-матери и Неба-отца в славянской мифологии, и т.д.). Тема священного брака как начала всякого бытия включена в космогонические, теогонические,антропогонические мифы многих народов; с развитием религиозных аграрных культов тема священного брака становится стержневой мифологемой ритуалов, направленных на обеспечение плодородия, а также важнейшей мифологемой календарной обрядности; существенную роль мифологема священного брака играла в семейных (брачных) обрядах народов мира. В ритуалах некоторых религий Древнего Востока участником священного брака могло выступать лицо высокого общественного положения (царь, царица, верховный жрец или жрица). С иерогамией связаны распространенные в древних культурах обычаи заключения символических браков между божеством и девушкой или юношей (сообразно полу божества), которые либо подвергались ритуальному умерщвлению, либо в качестве «посвященных»божеству персон переходили на особое общественное положение», (Учебный словарь-минимум по религоведению под редакцией профессора И.Н. Яблокова).
В древности выделяли три вида иерогамии:
1) Небесную (божественную) — священный брак между Духом и Материей. Мужское начало олицетворяло Дух, а женское – Душу (Материю).
2) Иерогамию Священных Писаний, в которых бог-жених и муж вступает в брачные отношения со своей невестой (женой) – избранным народом и его представителями – пророками.
3) Земную, подразделявшуюся на:
- храмовую (священную, ритуальную, религиозную, сакральную, культовую и т. п.);
- греховную (в форме женской проституции);
- семейную (плотский брак).
II
СИМВОЛИЗМ ИЕРОГАМИИ
Рис. 21.
Древние андрогинные символы небесной иерогамии
Боги древности были андрогинами (гермафродитами), одновременно сочетавшие в себе Отца (мужское начало) и Мать (женское начало): «Иегова является и андрогинным, и антропоморфным божеством», (Мэнли Палмер Холл. «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии»). Иерогамия между мужской (Духом) и женской (Душой, Материей) половинами божества считалась небесным актом начала творения (эманации) более низкого третьего начала (Сына, Христа) – в этом и состояла мистическая тайна языческой Троицы. Христианская Троица состоит только из мужских ипостасей, неспособных к творению жизни.
III
О НЕБЕСНОЙ ИЕРОГАМИИ
В СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЯХ
Рис. 22.
Падение Духа в Материю.
И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса [дефлорация Духом небес или лона Материи] и Духа, как голубя, сходящего на Него», (Мк. 1:10).
"И Слово [2-й Проявленный Логос, Мировой Дух, Христос, Премудрость, София] стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца", (Ин.1:14).
« Господь имел [во время акта небесной иерогамии] меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони», (Притчи Соломона, 8:22).
«Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне…», (Песнь песней 6:3).
«… в ряде [гностических] исследований указывает бракосочетание, соединяющее формообразующий Логос с материальной Вселенной, или Софией», (Виолет Мак Дермот, «Идея Плеромы в Гностицизме»).
«Таково уж устройство вещей, что желающим приблизиться к Нему на пути [священной иерогамии] встречаются вначале существа низшего порядка, а потом уже все более достойные, подле же и вокруг самого Царя – самые высшие, царственные или, по крайней мере, близкие к его царственной природе и, наконец, лишь за ними появляется вдруг сам высочайший царь», Плотин, Эннеады, V.5:3).
«Первая любовная связь Зевса начинается именно с Герой... И как супруга верховного бога, она, конечно, его «вторая половина», главная среди богинь. А ее имя означает «Охранительница» или «Госпожа». Обо всех детях Геры говорили, что они были… зачатыми непорочно и рожденными ею без мужа (и без какого-либо другого мужчины)», (Галина Борисовна Бедненко Марго, «Греческие богини. Архетипы женственности»).
«Брачное священнодействие — ритуал признания того, что мужчина нуждается в женщине так же, как и женщина в мужчине. Мужское и женское начала дополняют друг друга в мире и сочетаются. Подобным образом в алхимических трактатах особое значение придавалось символизму свадьбы, единения Солнца и Луны», (Галина Борисовна Бедненко Марго, «Греческие богини. Архетипы женственности»).
«Мужское – солнечное; женское – лунное. Женское светится лишь отраженным солнечным светом. Через мужское человек причастен Логосу; через женское – природной Душе Мира [Материи]», (Николай Бердяев, «Смысл творчества»).
IV
ХРАМОВАЯ ИЕРОГАМИЯ
ВЫСШАЯ ФОРМА ХРАМОВОЙ ИЕРОГАМИИ
Рис. 23.
Царь Христос и Святая Дева храмовых мистерий.
Христа ждёт храмовая жрица -
Невеста Солнца и Любви,
Бурлящей чистою криницей
В её божественной крови.
Да будет честен брак и ложе непорочно,
Да будет благом встречи миг,
Да будет тайна скрыта прочно
От пошлых взоров и людских интриг.
«Священное бракосочетание (hierosgamos) материи и духа в unus mundus указывает на существование психоидного начала высшего уровня, которого может достичь человек.», (Юджин Моник. «Фаллос»).
«Внушительное святилище Бэла в Вавилоне как пирамида возвышалось над городом своими восемью башнями-ярусами, воздвигнутыми одна на другой. На верхней башне, куда взбирались по лестнице, обвивавшейся вокруг всего здания, располагался просторное помещение [Святое Святых в иудаизме], в котором стояло огромное ложе [ковчег завета в иудаизме], украшенное великолепными тканями и подушками, а рядом с ложем - золотой стол [жертвенник]. В храме не было ни одной статуи, и ни один человек не оставался в нем на ночь, кроме одной-единственной женщины, которую бог, по утверждению халдейских жрецов, избрал среди всех женщин Вавилона. Они говорили, что ночью в храм приходило само божество и спало на огромном ложе. Женщина эта, супруга бога, не могла иметь [порочных] сношений ни с одним смертным.
В Фивах (Египет) в храме Аммона в качестве супруги бога была верховная жрица храма. О ней, как и о смертной жене Бэла в Вавилоне, говорили, что она не имела [порочных] сношений с мужчинами. В египетских текстах она часто упоминается как "супруга божества"; как правило, она была не менее значительной фигурой, чем сама египетская царица. Согласно поверьям египтян, их монархи были прямыми потомками бога Аммона, который на время принимал обличье правящего фараона и в этом виде вступал в [духовное, непорочное] сношение с храмовой царицей. Во всех подробностях [символически] акт[непорочного] божественного зачатия изображен на барельефах и настенных росписях двух древнейших египетских храмов в Дейр-эль-Бахари и Луксоре; надписи, которыми снабжены эти росписи, не оставляют никакого сомнения относительно [духовного, символического] смысла изображаемого», (Джеймс Джордж Фрезер, «Золотая ветвь»).
«В Древнем Египте фараон считался воплощением бога Хора, его супругой была вся земля египетская [египетский народ], о которой он должен был заботиться и оберегать. Фараон [как и римский папа в настоящее время] был посредником между миром богов и миром людей и выступал от лица божественных законов», (Анна Бену, «Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты»).
Храмовая мистерия священного брака чаще всего происходила во время празднования Нового года, кульминацией которого являлась сцена иерогамии царя с верховной храмовой жрицей в храме, именовавшемся «Домом Царства Небесного», «Божьим Домом», «Домом божьей любви» и т. п.
Роль бога – отца играл верховный жрец храма, который предварительно на горе храма (Святая Святых - в иудаизме, царстве небесном – в христианстве) давал жениху (в христианстве соответственно - «мужу», «жениху», «Христу») и невесте (в христианстве соответственно - «жене», «Деве Марии», «Церкви») устные инструкции по исполнении сценария мистерии.
Роль царя (в христианстве соответственно – святого обручника Иосифа, Христа) исполняли правящие цари или Христосы, т. е. помазанные на царство: «... Сей есть Сын Мой возлюбленный [давал наставления брачующимся верховный жрец храма]; Его слушайте», (Мк. 9:9). Большинство из действующих царей желали, чтобы для церемонии храмовой иерогамии были избраны их дочери, сёстры, жёны: «Если кто спросит нас, например, о дочерях Лота, незаконно вступивших в связь с (их) отцом, или о двух женах Авраама, или о двух сестрах, вышедших замуж за Иакова, или о двух рабынях, родивших ему множество сыновей, то что можно ответить на это, кроме того, что это – некоторые тайны [древних храмовых мистерий] и образы духовных [непорочных] вещей, хотя и не знаем, каких именно вещей», (Ориген, «О началах», р.4). Верховный жрец [игравший роль бога] не перечил воле монарха в выборе ритуальной «невесты» из царского рода (в христианстве – из рода Иуды или Давида).
Храмовая иерогамия между царём и верховной жрицей должна была происходить в брачном покое (в иудаизме соответствует Святая Святых, а в христианстве - царству небесному), расположенном на самой вершине храма (горе Меру - в язычестве или восьмом небе – в христианстве). С наступление зари невеста (исполнявшая в этот день обязанности верховной храмовой жрицы)поднималась в «Святая Святых», молилась богу-покровителю храма: «Каждому народу, живущему на земле… по жребию дан некий общий покровитель, как и каждому храму – свой собственный», (Ямвлих, «О египетских мистериях», V:25), совершала иные ритуальные действия, после чего бодрствовала, ожидая прихода царя, именовавшегося живым богом на земле: «Итак, бодрствуйте [давал наставления невесте верховный жрец храма], потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий [жених, муж]», (Мф. 25:13; Мк. 13, 33); «13 Бодрствуйте [говорил невесте жрец храма], стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 14 Все у вас да будет с любовью», (1Коринф. 16:13-14)
Пришествий на страницу: 5448
Последние публикации на сопряженные темы