Авторство: Рослов Владимир

Что происходит со светской школой?


08.08.2014 Статьи/Образование

Мы привычно воспринимаем школу как научное учреждение младшего звена. И это правильно. Школа призвана дать ребёнку основы реалистического мировосприятия, вооружить его знаниями, многотрудно добытыми человечеством в ходе всего своего существования. Проверенные опытом, эти знания оформлены в законы, которыми мы руководствуемся в повседневной жизни. Эти законы лежат в основе различных наук, преподаваемых в школе. Содержание школьного обучения основывается на положениях, соответствующих общепринятым фактам, и отражает современное состояние наук. Научность - важнейший дидактический принцип светского учебного заведения. В то же время, светскость школы – это тот глубоко укоренившийся принцип, который добыт человечеством в ходе культурно-исторической эволюции.
 
 
 
Школа, из которой науки уходят, заменяясь на нечто с ними не согласующееся, перестаёт быть школой в её установившемся понимании. Как раз нечто подобное в последние два десятилетия происходит с российской массовой школой. Шаг за шагом отступая от принципов светскости, она превращается в некий образовательный гибрид, в котором, наряду с научными знаниями о мире, уживаются и знания мифологические. В нарушение целостности учебно-воспитательного процесса прослеживается тенденция установить приоритет мифологических (религиозных) представлений над представлениями научными. Обнаруживается функциональный подход использования религиозных форм воспитания, имеющих свою специфику и направленность, при отказе от форм светского воспитания, имеющих совершенно другую методическую базу и целевую сущность.
 
Создаётся твёрдое впечатление, что школа выполняет некий заказ, заключающийся в воспитании послушного государству человека, в подобие образам богопослушания, представленным в вероучениях. Вооружение учащихся знаниями на современном научном уровне отодвигается на второй план. Человеку, которым государство манипулирует, совсем не обязательно знать законы физики. Послушание – важнее наук. Если всё валить в один мешок – не поднимешь. Вот и происходит сброс научного багажа школы в угоду сохранения инструментов для воспитания веры. Одновременно с помощью школы решается такая чуждая ей социальная функция как миссионерство – пропаганда и распространение церковью и активно верующими учителями православного вероучения. Внедряя в школьное образование мифологическую картину мира, систему своих взглядов на природу, общество, самих себя как особый род жизни, церковь воспитывает у учащихся способность иллюзорно воспринимать те системы социальных отношений, в которых человек не в состоянии сам управлять природными и общественно-культурными силами.
 
Но совсем от науки отказаться нельзя. И школа учит одновременно быть и светским и религиозным человеком, что усугубляет когнитивный диссонанс, существующий в масштабе всей нации. Обучение в школе перестаёт быть процессом познания действительности, а превращается в процесс освоения (изучения) представлений о мире с точки зрения той или иной религии. Фактически на познании мира, на его исследовании ставится жирная точка. Наряду с нарушениями научного принципа обучения в современной российской массовой школе нарушаются также и другие важнейшие дидактические принципы, из которых нужно в первую очередь указать на необходимость связи обучения с жизнью и принцип систематичности и последовательности обучения. На практике получается так, что одно и то же жизненное явление на разных уроках рассматривается по-разному – на одних уроках – по-научному, а на других – с религиозной точки зрения. Ни к чему иному, как к амбивалентному восприятию мира это не ведёт, а во многих случаях провоцирует у учащихся появление серьёзных психических отклонений.
 
Внедрение в практику российской школы знаний, базирующихся на мифологии той или иной религии, является посягательством на главенствующий принцип светского образования – его научность. Научное мировоззрение представляет собой органическое единство конкретно-исторического содержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную позицию человека. Отход от этого принципа предполагает воспитание принципиально иного типа личности, личности, чьи ценностные установки связаны с безусловным подчинением силам метафизического порядка. Такая личность теряет способности к творческому осмыслению и переделке мира, руководствуясь взглядами предопределённости на всё происходящее в мире, в том числе и в политической жизни. Христианская формула «Нет власти не от Бога» как нельзя лучше удовлетворяет господствующую власть и служит ей идеологическим объяснением ограничения свобод в обществе. Религиозные подходы в воспитании сковывают развитие конкретно-исторического мышления учащихся, ограничивают их возможности уже в школе овладевать способами грамотной оценки событий в стране и за рубежом, самостоятельно разбираться в потоке научной и политической информации мировоззренческого характера. Просматривается попытка с помощью религий воспитать человека, удобного для власти, который бы некритично поддерживал бы все её действия как внутри страны, так и в международной политике.
 
Система религиозного воспитания в школе имеет целью получить устойчивый педагогический результат в виде внушения ребёнку веры в бога, доведённой нередко до фанатизма. Её сила обусловлена опорой на все сферы личности ребёнка в целом: подсознательную, бессознательную, эмоциональную, а также на сознание, волю, навыки и привычные формы поведения. И эта система, в той или иной степени, пошагово осуществляется в российской школе вопреки Конституции, согласно которой Российская Федерация является светским государством, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
 
Представители религиозной педагогики в последнее время усилили своё внимание дошкольному воспитанию. Стратегия – верная, с расчётом на не столь отдалённую перспективу. Объясняется она тем, что маленький человек воспринимает, оценивает события и реагирует на них чувством, с помощью которого, минуя сознание, в подсознании формируется механизм управления поведением и стимулированием поступков. Страх божий, вера во Всемогущего, надежда на высшее покровительство и спасение укрепляются в области подсознательного, существуют автономно, консервативно, слабо поддаваясь влиянию сознания и опытного знания. В результате создаются благоприятные условия для интенсивного религиозного самовоспитания, для превращения Православия в константу национального сознания. В дальнейшем молодые люди обращаются к религии в поисках путей ухода от проблем общественной жизни и духовно-нравственного удовлетворения. Ярким примером может служить умножающийся уход молодёжи в монастыри, число которых в России за последнее время достигло уже многих сотен.
 
Церковная экспансия в российское образование началась задолго до официального включения в школьные программы предмета под названием «Основы православной культуры» (ОПК). Курс ОПК явился своеобразной вехой клерикализации российской школы. Надо отметить, что культурологичность названия служит лишь прикрытием целей катехизации детей и формирования религиозности у будущих поколений россиян. Было подготовлено несколько учебников. Самый известный из них – учебник ОПК Аллы Бородиной – является, по сути, пересказом "Закона Божия".
 
Включение предмета ОПК в школьные программы встретило определённое сопротивление в различных общественных кругах. Тем не менее, предмет, в конце концов, получил свою обязательную прописку в наших школах, несмотря на то, что в его содержании отмечались элементы национализма и ксенофобии. Здравые попытки воспрепятствовать преподаванию в школе сильно идеологизированного курса православия были проигнорированы. Не были приняты в расчёт также обращение 10 ведущих российских академиков к руководству страны за отмену преподавания курса ОПК и мнения ведущих специалистов, отмечавших все опасности учебного курса, в котором подчёркивается, что разделение на русских и нерусских, на православных и неправославных, традиционных и нетрадиционных сектантов провоцирует межнациональные и межрелигиозные конфликты. Протестом против государственной политики клерикализации общества явилась попытка выступления панк-группы «Pussy Riot» на амвоне московского храма Христа Спасителя.
 
В своё время Патриарх Алексий II, вынужденный защищаться от обвинений в церковной экспансии в систему светского образования, предложил считать светским такое образование, которое 1) не находится в финансовой и административной зависимости от религиозных организаций, и 2) не готовит клириков. Но такая характеристика светского образования не выдерживает серьёзной критики. Здесь важен вектор духовного зрения. В царское время школа находилась в полной административной и денежной зависимости от государства, а не церкви. В то же время, в большинстве этих школ господствовало православное вероучение. Административная и финансовая зависимость школы сама по себе ничего не говорит о характере образования.
 
Сегодня светское образование рассматривается с учётом следующих признаков:
 
Соблюдение школой права граждан на свободу совести, включая право на конфиденциальность убеждений, свободу открыто исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу мировоззренческого самоопределения, свободу мнений и убеждений;
 
Публичность образовательного процесса, основанного на открытости образования, его проницательности для общественного контроля и приоритете гражданских ценностей перед религиозными. Это означает, что образование перестаёт быть светским, если оно подчинено уставу, распорядку или системе ценностей, существенно расходящихся с гражданским кодексом и нормами гражданского общежития. Государственные школы, допускающие добровольное посещение в своих стенах религиозных занятий, и утверждающие не общегражданские, а конфессиональные ценности и идеалы (например, Православия), также не могут считаться местом получения светского образования;
 
Независимость школы от санкционирования и давления религии или идеологии, от религиозных объединений и структур, чья деятельность направлена на распространение идеологии или на обучение таковым;
 
Несвязанность образования с проведением религиозных обрядов в рамках образовательных программ, с обучением или навязыванием какой-либо религии или идеологии, с катехизацией или «воцерковлением», ненаправленность образования на профессиональную подготовку служителей культа.
 
Анализируя сегодняшнее положение российского образования, можно говорить о «хромающем отделении» школы от религии. В школах допущена сама возможность нарушения принципа светскости. Школьные администрации, педагогические коллективы и отдельные учителя, руководствуясь личными мировоззренческими позициями, могут вести целенаправленное религиозное воспитание, не встречая на этом пути серьёзного сопротивления. В общественное сознание внедряется мысль, согласно которой оценка действий человека и связанная с этой оценкой квалификация его духовно-нравственного достоинства является исключительной монополией церкви. Понятия духовности и религиозности, с точки зрения господствующей идеологии, становятся синонимичными категориями. Неверующий человек объявляется человеком недуховным. Повсеместно происходит нарушение 28-ой статьи Конституции, согласно которой «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
 
Педагог-психолог Владимир Рослов

Посмотреть и оставить отзывы (65)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Звездозаконием по образованию
  • Патриарх нашел средство от религиозных стрелков в школах - еще больше религии
  • Включат ли пастафарианство в школьную программу согласно планам?
  • Готовим атеистов к ЕГЭ
  • Выбор модуля ОРКСЭ как показатель религиозных предпочтений родителей

    Пришествий на страницу: 3636