Авторство: Иванеев С.

На пути к высшей стадии духовности


24.04.2014 СМИ/Гуманизм и атеизм

Президент "Ассоциации граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма" Сергей Иванеев предоставил А-сайту свое интервью "Центру религиоведческих исследований". Оригинал материала расположен на сайте religiopolis.org.

Интервью

Процесс клерикализации различных сфер жизни светского общества и государства устраивает немногих. Но, оставаясь вполне реальным на фоне общей социальной апатии, он вызывает все более острое беспокойство неравнодушных к будущему страны сознательных россиян. Одним из примеров гражданской активности в этом направлении можно считать недавнее появление в России общественной организации под названием "Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма".

Несмотря на достаточную ясно сформулированные цели Ассоциации в ее наименовании, RP не могла не интересовать конкретика. Наш корреспондент беседует с президентом новой организации Сергеем ИВАНЕЕВЫМ*.

Сергей Васильевич, развитие светскости и гуманизма, заложенное в качестве, вероятно, сверхзадачи вашей Ассоциации, в России и до революции 1917 года и после перестроечного периода дезориентированности выглядит делом нелегким. Как видятся Вам его перспективность именно сейчас?

Начну с того, что нельзя было сформулировать в названии, которое, все же, не может означать полной программы. Ассоциация задумывалась нами, как организация разумно мыслящих граждан России, объединенных идеей помочь развитию общественного сознания населения. Подчеркиваю, что не просто "мыслящих", но и "разумно" – то есть, мыслящих трезво и конструктивно. Организация, как догадываетесь, имеет просвещенческий характер. Опорой ее видятся не романтические мифы, а передовые научные идеи, гуманитарные знания, культурные традиции народов России. Мы хотим напомнить соотечественникам об исключительной важности воспитания в людях совести, нравственности, стремления к справедливости, как о первостепенных ценностях светскости и гуманизма, без чего у страны не будет будущего. Думаю, спросите "а как вы будете это делать?". Правильный вопрос.

И ответ на него очень простой: мы сторонники диалога между носителями разных мировоззрений и убеждений и, поэтому, основой методологии видим открытое общение с любыми оппонентами. Ну и, конечно, доведение до всех неравнодушных сограждан элементарных научных знаний, дефицит которых очень отчетлив из-за развала образования, а теперь и атаки на науку. Очень важным здесь будет и привитие навыков культуры поведения в цивилизованном светском обществе. Без овладения ими как можно большим числом людей нельзя рассчитывать на достойное, комфортное и безопасное проживание в нашей стране. Да и, в мире в целом, где набирают обороты процессы глобализации, а значит, множатся глобальные проблемы и вызовы всему человечеству.

Я уверен, что доказывать высокую актуальность нашей идеи нет никакого смысла – это очевидно. Поэтому, если Ассоциация привлечет думающих людей в России, то ее деятельность существенно послужит формированию в стране жизнеспособного современного гражданского общества с менталитетом XXI века, отвечающего статусу современной ОБЪЕДИНЁННОЙ НАЦИИ по гражданству (по формулировке ООН).

И все же, для достижения поставленной глобальной цели, наверное, не обойтись без каких-то отдельных этапов? Как Вы видите составляющие процесса будущей деятельности Ассоциации?

Чтобы пояснить это покороче, лучше всего просто перечислить основные задачи нашего проекта. После долгих и горячих обсуждений мы пришли к формулировкам, в которых четко зафиксирована суть.

Первая наша задача, это "поднятие уровня менталитета и культуры поведения населения России посредством обучения современным гражданским знаниям и этикету с одновременным сокращением числа граждански неграмотных, невежественных и бескультурных в стране". Вторая – "изменение парадигмы общественного развития с превалирования насаждения страха и наказания граждан на более действенную - воспитание, обучение и просвещение".

Третья – "коррекция ценностных ориентиров, с парадигмы: ДЕНЬГИ – ВЛАСТЬ – СОБСТВЕННОСТЬ на РАЗУМ – МОРАЛЬ – ПАТРИОТИЗМ – СПРАВЕДЛИВОСТЬ". Четвертая – помощь в осознании россиянами того, что во всех сферах жизни и деятельности "главным, к чему сводится и на что опирается все остальное, являются РАЗУМ и МУДРОСТЬ". Это так называемые "ноосферные принципы жизни", смысл которых в достижении объективного блага. Ну и пятая, которую можно считать первым условием будущего успеха, это "формирование, структурирование и умножение светского сектора гражданского общества – подлинной элиты нации, оплота конституционного строя в России".

Ассоциация – понятие социальное и ее создание, как известно, предполагает коллегиальность. Вы уже упомянули о коллективных обсуждениях идеи. Это были просто Ваши коллеги, или кто-либо из участников проекта?

Это были учредители или, как еще говорят, соучредители Ассоциации. Кстати, уже их имена могут служить подтверждением, насколько серьезно и квалифицированно мы стремились подойти к созданию нашей общественной организации. О себе говорить не стану и попробую представить вам других соучредителей.

Это Игорь Иванович КОНДРАШИН. Я считаю его одним из наиболее талантливых философов в нашей стране. Изучать его работы я начал по совету своего недавно скончавшегося друга из Киева - Евграфа Каленьевича Дулумана, который на мой взгляд, вошел в один ряд с такими украинскими и русскими именами, как Шевченко, Франко, Галан, Белинский, Чернышевский, Добролюбов Плеханов и многие другие. В ряд клеймивших позором тех, кто своим лакейством перед властно-церковными кругами стремится удержать сознание наших братских многострадальных народов на уровне феодально-клерикального XIII века. Это он настоятельно рекомендовал мне обратить внимание на работу Игоря Ивановича "Диалектика материи - Системный подход к основам философии", и его совет для меня был решающе авторитетным.

Дальше мне придется заглянуть в записи, чтобы не упустить ничего из заслуг профессора Кондрашина. Игорь Иванович – философ, Президент Российского отделения Всемирного философского форума, лауреат Международной Премии мира Гузи, Вице-президент некоммерческой организации " Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма", ректор Аристотелевской философской академии ВФФ, автор нескольких книг по научной философии и гражданским знаниям, в том числе: "Диалектика материи - Системный подход к основам философии", в которой содержится описание новой онтологической модели Бытия, основанной на движении в трёх глобальных категориях: времени - качестве - пространстве, которое обеспечивает развитие материального мира; "Истины бытия в зерцале сознания - Системный подход к диалектике менталитета", раскрывающей ноосферный аспект гармоничного развития мыслительных способностей человека и общественного прогресса; "ПАМЯТКА гражданина России", содержащая основы гражданских знаний для населения страны; "КОДЕКС светского поведения - Светская БИБЛИЯ", в которой подробно описан свод рекомендуемых "норм и правил" поведения современного человека и гражданина.

Еще один соучредитель, это Элеонора Владиленовна БАРКОВА - доктор философских наук, профессор кафедры философии РЭУ им. Плеханова. Элеонора Владиленовна специализируется в области философии культуры, разрабатывая парадигму экофилософии как всеобщей формы культуры XXI века и методологии развития многомерной модели бытия, сохраняющей человека, природу и культуру. Ученый руководит Российским отделением Сократовской философской школы Всемирного философского форума по подготовке Граждан Земли-XXI века в соответствии со Среднесрочной стратегией ЮНЕСКО.

Далее Нелли Алексеевна МОИСЕЕВА – тоже доктор философских наук и заведующая кафедрой философии Российского государственного аграрного заочного университета (ФГБОУ ВПО РГАЗУ). Сферой ее научных интересов является ментальность и русский национальный характер, социальные коммуникации и культурный диалог, изучение и сохранение культурного наследия, национальных традиций и регулирование межнациональных отношений. И, наконец, аспирант кафедры философии РЭУ им. Плеханова Ольга Маратовна БУЗСКАЯ, которая занимается глубокими исследованиями с позиции философской антропологии проблем коммуникации в современном мире в их эколого-аксиологическом измерении.

Судя по составу совета учредителей и научной специализации подход к созданию вашей Ассоциации формальным не назовешь. Но, все-таки, почему она была создана именно сегодня, а, скажем, не пару или пять лет тому назад, когда ее цели и задачи выглядели не менее актуальными? Был ли к тому какой-то главный или решающий импульс?

Скажу откровенно, основанием для создания Ассоциации стало внедрение клерикально-черносотенной идеологии в Вооруженные Силы Российской Федерации со стороны правящей группы, которое приняло какой-то катастрофический характер. На волне предоставленных отдельным религиозным организациям политических преференций, ситуация создалась дикая и парадоксальная. Посудите сами, с одной стороны клерикальное наступление на армию, где "духовные лица" фактически играют роль "политруков", а с другой стороны агрессивное отношение к религиям, оставшимся "непривилегированными" и к неверующим согражданам, атеистам. С одной стороны, религия отделена от светского государства по Конституции РФ, а с другой – в органах управления ВС, которые являются составной частью федеральных органов исполнительной власти, действует клерикальная цензура...

Насколько известно, Вам довелось лично столкнуться с эффектом "клерикального администрирования" в светском государстве?

Совершенно верно. Кстати, это тоже в некотором роде придало мне решимости для ускорения создания Ассоциации...

О решении не позволить Вам присутствовать и выступать на научно-методической конференции в ВА РВСН им. Петра Великого мы в свое время сообщали. Причем, решение было принято в военной академии священнослужителем, и согласно Вашей справке на этот счет, Вы обратились в Главную военную прокуратуру. Принесло обращение какой-нибудь результат?

Да, эффект был. Военный прокурор Власихинского гарнизона в ответ на мое обращение (исх. № 1096 от 27.03.14 г.) дал справедливую оценку антиконституционным действиям командования академии, нарушениям требований ст. 8 Федерального закона от 28 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" и п.4 ст.4, п.3 ст.6, п.4 ст.16 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125 "О свободе совести и о религиозных объединениях". На предмет этого прокуратура направила акт прокурорского реагирования начальнику штаба РВСН, что конечно справедливо.

Но, одновременно, поставила себя в неловкое положение, когда сообщила, что "священник Яковлев А.С. назначен на должность помощника начальника академии по работе с верующими военнослужащими 1 сентября 2011 г." на основании ...решения Президента РФ.

То есть?..

То есть, "око государево" мне недвусмысленно сообщило, что нарушение моих прав и законных интересов произошло из-за представителя Русской православной церкви священника Яковлева А.С., занимающего штатную должность помощника начальника академии по работе с верующими военнослужащими. Как выяснила прокуратура, он единолично на правах секретаря Оргкомитета конференции исключил меня из числа участников на основании упомянутого решения. Таким образом, в документе косвенно прослеживается причинно-следственная связь между нарушениями моих прав и антиконституционным решением "гаранта Конституции", которое противоречит конституционно-правовым основам светского государства. Поясню: принцип отделения религиозных объединений от государства для военной службы как разновидности государственной службы означает, что религиозные объединения не участвуют в организации и осуществлении военной службы, не оказывают какого-либо влияния на деятельность военнослужащих.

Да, документ, направленный Вам прокуратурой, в самом деле содержит много любопытного, и наверняка был бы оценен правовыми экспертами по достоинству. Но, как бы Вы сами его прокомментировали?

Самому комментировать, все же, этичнее для себя. Это действительно дело экспертов. Но, думаю, что для изучения прокурорского документа было бы логично привлечь независимых религиоведов и правоведов, так как там явно прослеживается анекдотическая ситуация. Например, "Нештатных и штатных религиозных организаций в академии не выявлено", и сразу же за этим следует "представитель Русской Православной Церкви в лице священника Яковлева А.С. занимает штатную должность помощника начальника академии по работе с верующими военнослужащими, действует на законном основании в рамках своих должностных обязанностей". Исходя из содержания этого "шедевра" получается, что церковь выступает, как бы "нелегалом": регистрации ее деятельности в Академии нет, но деятельность ведется.

Иными словами, получается, что в ответе прокуратуры есть основания для обращения в суд. Но, кому претензии предъявлять? В письме есть ссылка на решение, оспаривать которое было бы не столько правовым, сколько политическим шагом...

Вы имеете в виду указание в письме прокуратуры на распоряжение представителя правящей группы, в котором нарушаются базовые принципы конституционализма – верховенства права, светскости, демократии, разделения властей государственной и внутрицерковной и т.д.?

Ну, да. И я, конечно, понимаю, что наш российский конституционализм является имитационным, так как господствующая государственно-политическая элита коррумпирована и признавая незыблемость несправедливой, криминализированной "приватизации", отрицает всякую возможность национализации ряда отраслей производства. Чего стоит один лишь отказ от введения прогрессивного налога на доходы, получаемые олигархическим капиталом – хотя бы в условиях финансового кризиса...

Тем не менее, если вернуться к перспективам Ассоциации, мы совершенно не собираемся использовать гуманистическую идею для борьбы за власть в обществе, или даже использовать известные приемы пропаганды и социального программирования в ходе гуманистического просвещения.

Но, как же тогда Ассоциация рассчитывает провести "идеи в жизнь"?

Во-первых, собственным примером. А во-вторых, мы готовы помочь нашей власти сформировать своеобразный "гуманистический спецназ" из учёных и специалистов. В первую очередь философов и социопсихологов, которые могли бы начать глобальное наступление на идеологические основы деструктивных явлений и процессов. Среди них и психологическое зомбирование людей лживыми и несбыточными идеями, и переворачивания общественной морали с ног на голову, и экстремизм, и терроризм, наконец – в том числе и международный.

Кстати, об экстремизме... Самый популярный сегодня вопрос: а как Вы относитесь к факту присоединения Крыма?

Это вопрос политический. Мне, как военному юристу, не хотелось бы касаться данной темы. Могу поделиться лишь возникшей у меня личной ассоциацией. В своей первой публицистической статье "Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции" молодой Маркс вплотную подходит к материалистическому выводу о том, что внутренним, скрытым источником, определяющим политическую деятельность существующего государства, является частный интерес. То есть, это экономический интерес частных собственников. Поэтому, следуя выводу о такой закономерности гениального Маркса, трудно не признать, что мотив присоединения полуострова мог быть иным, нежели его официально трактует Кремль.

Тогда хотелось бы вернуться к сформулированному Вами понятию "гуманитарного спецназа". Вы считаете, что в ситуации с терроризмом следует целиться в корень проблемы?

Да, я в этом убежден. Причем, это не менее трудное, но и не менее, а в чем-то и более эффективное занятие, чем вооружённый отпор террористам. Идеологическая борьба с терроризмом начинается с мировоззренческого просвещения невежественных масс людей, откуда, в основном, и берутся эти безумные злоумышленники. Даже странно, что такой службы нет ни в одной стране. В результате, главные задачи борьбы с идеологическими корнями международного терроризма в мире вообще никем не обсуждаются и не решаются.

Поэтому усилиями специалистов требуется выработать широкомасштабную программу, которая будет предусматривать специализированное "антитеррористическое просвещение" с использованием достижений научного знания и воспитания общепринятому светскому, разумному поведению тех слоёв и групп населения, которые представляют особый риск. Кроме того, здесь нужна и развернута пропаганда отрицательного отношения здравомыслящих, нормальных людей к идеям, порождающим терроризм – культовой или идеологической исключительности и избранничества, нацизма, расизма. Такое же отношение должно вырабатываться и к другим тотальным болезням современности – например, коррупции, наркомании, мошенничеству.

Я уверен, что человечество способно, а значит и должно, в конце концов осознать и понять, что только в том случае, когда решением текущих мировых проблем будут заниматься сведущие в науке и философии политики, мир станет безопаснее и нравственнее, а насущные проблемы будут решаться гораздо более эффективным образом, чем сейчас.

Интересно, что в полном созвучии с этой идеей Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун год назад выступил с глобальной инициативой "Образование и воспитание прежде всего", имея ввиду главным образом гражданское образование.

ЮНЕСКО включила в свою "СТРАТЕГИЮ 2014 – 2021" продвигать формирование глобального гражданства через гражданское образование для ВСЕХ в течение всей жизни.

Вот и хочется надеяться, что эти призывы будут услышаны и в нашей стране...

* Сергей Васильевич ИВАНЕЕВ - кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук, подполковник юстиции запаса, Президент некоммерческой организации "Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма".


Посмотреть и оставить отзывы (6)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Ересь человекопоклонничества - это и есть истинное христианство! (полемическая заметка)
  • В Москве состоялся митинг "Антиклерикализм-2015"
  • Есть ли миссия у российских гуманистов?
  • Цели и смыслы
  • Атеисты всех стран, объединяйтесь!

    Пришествий на страницу: 5219