Авторство: Новые известия

В поисках верного пути


02.05.2013 СМИ/Конституция и религии

Недавно католическое и протестантское население России отметило Пасху. Заметив в Москве довольно внушительное количество празднующих, «НИ» решили выяснить, не сократилось ли в последнее время число православных в стране. Опрос экспертов показал, что незаметная тенденция к переходу людей из-под влияния Русской православной церкви (РПЦ) в другие христианские конфессии присутствует, и связана она с несогласием с теми решениями, которые принимают представители РПЦ. В свою очередь в самой РПЦ эту тенденцию не замечают и называют абсурдом

Владимир Цыкарев перешел в католицизм из православия 11 месяцев назад. Поначалу он хотел уйти из христианства, но понял, чтоРПЦ и христианство нельзя считать единым целым. «Решение вызревало давно – еще до скандалов с часами, нанопылью и «троюродными сестрами», с теми звериными высказываниями по отношению к оступившимся женщинам (речь идет о девушках из группы Pussy Riot. – «НИ»), – аргументировал г-н Цыкарев свою позицию. – Я не мог больше терпеть, что от моего имени как христианина высказывают человеконенавистнические идеи и призывы».

Последние исследования «Левада-Центра» показывают, что с 2009 года количество людей, причисляющих себя к православным, сократилось на 6%. Точной статистики по переходам людей из православия в другие христианские конфессии в России нет. Зато есть количество зарегистрированных христианских общин (церковных приходов, монастырей, подворий), которое публикует Министерство юстиции. Согласно этим данным, на сентябрь 2012 года зарегистрировано 14 616 православных общин, 4409 – протестантских и 234 – католические.

«Происходит довольно мощное развитие и у католиков, и у протестантов, и эта тенденция в последние года три усиливается», – говорит «НИ» президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин. При этом, по его словам, протестантских и католических организаций намного больше, чем в отчете Минюста: «В зависимости от региона от трети до половины общин не регистрируется», – утверждает эксперт. «У нас на одну зарегистрированную общину приходится две незарегистрированных. У нас на самом деле около 15 тысяч протестантских общин», – говорит профессор Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Анатолий Пчелинцев. По его словам, количество католических общин, в отличие от протестантских, остается на прежнем уровне.

Опросы показывают, что в России считают себя православными от 56 до 80% людей. «Большинство из них не знают элементарных основ религии и называют себя православными в силу национальной идентичности», – говорит Анатолий Пчелинцев. Количество настоящих православных, по мнению опрошенных «НИ» экспертов, колеблется в диапазоне от 3 до 7%. Переход истинно верующих людей из православия в другие христианские конфессии практически невозможен и случается редко. «Рост числа прихожан других христианских церквей происходит за счет потенциально православного русского населения, которые заявляют, что принадлежат к православной культуре, являются патриотами, но выбирают другую веру», – говорит Роман Лункин.

Роман Лункин отмечает государственную идеологию, которую предлагает РПЦ. «В православной церкви наряду с верой или иногда вместо веры во Христа предлагается вера в великую святую Русь, в государство, в патриотические ценности, в «Единую Россию», но только не во Христа. Люди, которые выбирают другую христианскую церковь, сознательно выбирают просто веру», – утверждает собеседник «НИ». Он полагает, что оттолкнуть людей от РПЦ мог и недавний скандал с Pussy Riot. Но не из-за того, что люди поддерживают девушек, а потому, что «в православии они видят часть государственной машины, которой не хватает милосердия и следования именно Евангельским заповедям».

«Мы наблюдаем небольшой кризис веры в России, который связан с неэтичным поведением православных священников, замешанных то в авариях, то в незаконных стройках. Это вызывает отторжение людей от веры», – считает Анатолий Пчелинцев. Словом, наши собеседники допускают, что скандалы вокруг РПЦ в целом и отдельных священников – в частности, могли стать для отдельных людей катализатором принятия решения о переходе в другую конфессию. Однако не исключено, что эти люди также уйдут и из католической или протестантской церкви, если что-то подобное случится и там.

«Со стороны кажется, что людей, которые уходят из-за скандалов в РПЦ, много, но я таких не знаю», – сказал «НИ» протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель православного храма святой мученицы Татианы при МГУ. Он уверен, что люди, которые недовольны политикой РПЦ и выступают на эту тему в блогах, печати, – это люди, которым нужно психологически оправдать то, почему они прекратили ходить в церковь. «Умный человек из-за встречи с непорядочным режиссером не прекращает ходить в кино. Если он увидел какого-то недостойного священника, это не означает, что вся церковь плохая», – говорит протоиерей.

Отметим, что во время скандала с Pussy Riot публично разорвали свои отношения с церковью такие люди, как дьякон Сергей Баранов и сотрудник Института перевода Библии Родион Попов. При этом еще в декабре 2012 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что не знает о случаях ухода верующих из РПЦ после череды скандалов в СМИ, а «крикливые заявления» отдельных лиц о потере доверия к РПЦ свидетельствуют о том, «что эти люди по образу жизни и по содержанию своей веры никогда Церкви и не принадлежали». Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин также в одном из интервью заявил, что разговоры об уходе людей из РПЦ абсурдны: «Да, есть какое-то не очень большое число людей, которые отошли от церкви. Но за последние два-три года стало гораздо меньше неверующих или полуверующих людей, большинство из них стали православными».

Одной из причин появления большого количества «выкрестов» Роман Лункин называет политику РПЦ, которая воспитывает безответственное отношение к вере: «Ты крещен, ты православный – и всё. Конечно, требуется еще что-то, но это не обязательно. В других христианских церквях требуют больше. Нужно участвовать в жизни прихода, заниматься социальной работой, не пить, не курить и так далее». Кстати, у католиков есть курсы катехизации, подготовки ко вступлению в католичество. В России они длятся год, их нужно посещать не реже раза в неделю. «Возникает масса вещей, которые включают человека в нормальную религиозную и церковную жизнь. Сплоченный приход, характерный для протестантов и католиков, – это сильный, влиятельный институт гражданского общества, а люди хотят гражданской активности», – уверен Роман Лункин.

Общины протестантов сплоченнее, а потому – привлекательнее, считает Анатолий Пчелинцев. «Я недавно был в Самаре в общине баптистов и удивился. У них там и уроки английского языка, и уроки игры на скрипке и фортепиано, и карате, и благотворительная столовая», – рассказывает эксперт. Анатолий Пчелинцев не отрицает, что в православии такое тоже встречается, но у протестантов общинная жизнь поставлена гораздо лучше. Г-ну Пчелинцеву в беседе с «НИ» возражает Владимир Вигилянский: «Все это есть и в православных храмах».

«В 12–13 лет я сама ходила в православную церковь постоянно», – рассказала «НИ» протестантка Полина Смирнова. По ее словам, она просто повторяла то, что делали взрослые, не вникая в суть обрядов: «Было непонятно, но вариантов не было». В церкви протестантов девушка осталась по нескольким причинам. «Во-первых, я познакомилась с людьми, которые были искренне во мне заинтересованы, поддерживали меня и не оставляли одну. Во-вторых, мне объясняли всё, что было непонятно, и форма проведения служений и других встреч была такой, что я могла на них приходить с удовольствием, а не заставлять себя». Девушка считает, что в православии у нее не было ни таких глубоких переживаний, ни ответов на вопросы. «Здесь мне помогли буквально с первого момента, как я зашла в церковь: везде проводили, все объяснили, рассказали, показали, не навязывая», – заключает Полина Смирнова.

Еще один недостаток православия, отмеченный Анатолием Пчелинцевым, – это ведение службы на старославянском языке. Люди его не понимают. «Сейчас Библия продается на каждом шагу. Люди хотят ее изучать и знать, а в протестантских общинах Библию изучают подробнее», – говорит эксперт.

«Я перешел в другую церковь из-за того, что меня никто ничему не учил. Пришлось «лопатить» все самому», – рассказал «НИ» протестант Роман Власенко. «Это у плохих священников люди ничего не понимают, а у хорошихпонимают все, – возражает Владимир Вигилянский. – У нас в храме всегда лежат стопки Евангелия и отрывки из Апостола на русском языке. Взяв такую бумажку пять раз, на шестой уже не берут. У нас в воскресенье бывает около 500 прихожан. Мы распечатываем около 100 экземпляров. Берут русский текст человек 20–25. Те, кто ходят постоянно, все понимают».

Пополнение рядов отличных от православия христианских конфессий, по словам Романа Лункина, означает, что люди перестали бояться другой веры. «Советская привычка считать, что все, кроме православных, – сектанты, постепенно проходит», – говорит он. «Я практикующий социолог, ездил по регионам, издавал религиозный атлас России и могу подтвердить, что уже десять лет назад нельзя было сказать, что русский человек – это только православный», – говорит Роман Лункин.


Посмотреть и оставить отзывы (33)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Расскажи-ка, дядя, про Конституцию,…
  • К проблеме упоминания бога в конституции
  • Конституция и бог
  • Губернатор Питера "слил" Исаакиевский собор
  • Случай на конференции (быль)

    Пришествий на страницу: 3346