Авторство: А-сайт
Посмотреть и оставить отзывы (65)
Как можно верить в ложь? Проголосуйте за атеизм и против клерикализации на правительственном форуме «Сильные идеи для нового времени» В чем разница между неверующим и атеистом? Связь бедности стран с религиозностью граждан Избранные работы по философии науки, атеизма и религии (2009-2019)
Клерикализация России – путь в новое варварство
26.03.2013 Новый русский атеизм/Атеизм
16 марта 2013 года в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол "Клерикализация России – путь в новое варварство".
ЗАЯВЛЕНИЕ
Мы, участники круглого стола «Клерикализация России – путь в новое варварство»
- ученые, преподаватели, политики, общественники – с тревогой наблюдаем за набирающим
обороты процессом клерикализации государственных и общественных институтов России.
Этот процесс – прямое следствие идейного кризиса, поразившего российское общество. Власть видит в религии инструмент закабаления народа.
95 лет назад в революционной России был принят Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет закреплял светский характер государства и системы образования, свободу совести, объявлял всенародным достоянием собственность религиозных организаций. Декрет имел конституционное, основополагающее значение в сфере регулирования государственно-церковных отношений.
Конституция Российской Федерации 1993 г., хотя и в более размытых формулировках, все же закрепила отделенность религиозных организаций от государства, невозможность установления никакой религии в качестве обязательной, гарантировала каждому право свободно выбирать иметь и распространять религиозные и иные убеждения (ст.14 и 28 Конституции РФ).
Сегодня эти конституционные принципы находятся под угрозой. Наступление религиозных организаций на светские основы нашего общества осуществляется по нескольким направлениям.
I. Сращивание государства и церкви.
Последние годы высшие чиновники РФ и ряда субъектов Федерации без стеснения демонстрируют свои симпатии к религии. Признаком хорошего тона для лидеров страны и некоторых национальных республик стало участие в религиозных обрядах и церемониях, регулярные публичные встречи с иерархами религиозных организаций. Все это транслируется финансируемыми из бюджетов телеканалами и, тем самым, преподносится населению как норма.
При содействии властей церковь активно проникает в Вооруженные силы. Становится реальной угроза духовного насилия над военнослужащими, антиконституционного навязывания им религии.
Наметилась тенденция к использованию репрессивного аппарата государства в угоду настроениям церковников. Детонатором этого процесса стало прошлогоднее дело «Пусси Риот», после которого общественность заговорила о появлении в РФ религиозного правосудия, карающего не за гражданские преступления, а за преступления против веры. В этом же ключе лежат и грядущие законодательные новеллы, связанные с криминализацией «оскорбления чувств верующих». Фактически речь идет о попытках возродить средневековые нормы, преследующие за «святотатство» и «богохульство».
Установление православного рождества в качестве общегосударственного выходного дня стало еще одной вехой на пути фактического присвоения православию статуса государственной религии.
Сегодня для религиозных организаций создан особый налоговый режим. От налогообложения полностью освобождены операции по реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями, а также организация и проведение религиозных обрядов, церемоний или других культовых действий. Российский законодатель не считает реализацию церковью продукции собственного производства розничной торговлей. Осуществляется эта коммерческая деятельность без применения контрольно-кассовой техники. Необлагаемая налогами финансово-хозяйственная деятельность религиозных объединений позволяет им аккумулировать значительные средства. Таким образом на территории России создан огромный сегмент общественных объединений, вовлеченных в рыночный оборот и, при этом, осуществляющих свою деятельность в чрезвычайно льготных условиях.
Превращению религиозных организаций в крупнейших собственников способствует и процесс реституции церковного имущества. После введения в действие федерального и региональных законов «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», этот процесс ускорился и вызвал справедливые массовые протесты работников культуры, борцов за сохранение историко-культурного наследия и простых граждан.
II. Клерикализация научно-образовательной сферы.
Еще в 2007 году проходивший под патронатом Русской православной церкви XI Всемирный русский национальный собор объявил о необходимости установить «диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира наконец прекратилась в российской образовательной системе». Перед нами – открыто провозглашенный церковниками курс на ликвидацию монополии материалистического (то есть научного) видения мира, агрессивное проникновение в сферу образования.
В рамках провозглашенного курса в школьную программу в качестве федерального образовательного компонента включена псевдонаучная дисциплина «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В перечень научных специальностей РФ включена «теология». Открываются богословские факультеты в государственных ВУЗах.
Очевидно, что креационистские попытки подменить науку верованием отбрасывают страну с дороги прогресса. Можно ли всерьез говорить при таких условиях о курсе на инновационное развитие экономики?
III. Попытки превратить религию в основу общественной морали и нравственности.
Сегодня религиозные объединения пытаются выступать в роли последней инстанции в вопросах духовно-нравственного облика народов России. В этом они активно поддерживаются правящим классом страны. При содействии Минкультуры РФ, региональных и местных властей за бюджетные средства снимаются киноленты, проводятся фестивали и праздники, пропагандирующие религию, ее историю и догмы. К этим мероприятиям привлекаются несовершеннолетние.
Устами представителей религиозных организаций озвучиваются мракобесные предложения по ограничению прав женщин, запрету абортов, приданию статуса гражданина РФ человеческому эмбриону и т.п.
Успешное насаждение подобных дикостей говорит о серьезном этическом вакууме в сознании миллионов наших соотечественников, снижении общего культурного уровня народов Российской Федерации.
Мы заявляем – клерикализация государственных институтов и общественной жизни России недопустима!
Усиление влияния религиозных объединений, клерикальная ревизия конституционного принципа светскости грозит нам политической и культурной деградацией, разрушением основ демократии, новым варварством.
Мы не отрицаем права каждого исповедовать ту или иную религию, иметь, менять и распространять свои религиозные убеждения. Острие нашей критики направлено не против веры и верующих. Основная мысль, заставившая нас выступить с этим заявлением – дать отпор огосударствлению религиозных организаций, навязыванию церковного мракобесия в качестве социальных, нравственных, а затем и правовых норм, нападкам на научное материалистическое мировоззрение.
Мы призываем общественные и политические организации России, просветительские общества, всех сограждан:
Этот процесс – прямое следствие идейного кризиса, поразившего российское общество. Власть видит в религии инструмент закабаления народа.
95 лет назад в революционной России был принят Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет закреплял светский характер государства и системы образования, свободу совести, объявлял всенародным достоянием собственность религиозных организаций. Декрет имел конституционное, основополагающее значение в сфере регулирования государственно-церковных отношений.
Конституция Российской Федерации 1993 г., хотя и в более размытых формулировках, все же закрепила отделенность религиозных организаций от государства, невозможность установления никакой религии в качестве обязательной, гарантировала каждому право свободно выбирать иметь и распространять религиозные и иные убеждения (ст.14 и 28 Конституции РФ).
Сегодня эти конституционные принципы находятся под угрозой. Наступление религиозных организаций на светские основы нашего общества осуществляется по нескольким направлениям.
I. Сращивание государства и церкви.
Последние годы высшие чиновники РФ и ряда субъектов Федерации без стеснения демонстрируют свои симпатии к религии. Признаком хорошего тона для лидеров страны и некоторых национальных республик стало участие в религиозных обрядах и церемониях, регулярные публичные встречи с иерархами религиозных организаций. Все это транслируется финансируемыми из бюджетов телеканалами и, тем самым, преподносится населению как норма.
При содействии властей церковь активно проникает в Вооруженные силы. Становится реальной угроза духовного насилия над военнослужащими, антиконституционного навязывания им религии.
Наметилась тенденция к использованию репрессивного аппарата государства в угоду настроениям церковников. Детонатором этого процесса стало прошлогоднее дело «Пусси Риот», после которого общественность заговорила о появлении в РФ религиозного правосудия, карающего не за гражданские преступления, а за преступления против веры. В этом же ключе лежат и грядущие законодательные новеллы, связанные с криминализацией «оскорбления чувств верующих». Фактически речь идет о попытках возродить средневековые нормы, преследующие за «святотатство» и «богохульство».
Установление православного рождества в качестве общегосударственного выходного дня стало еще одной вехой на пути фактического присвоения православию статуса государственной религии.
Сегодня для религиозных организаций создан особый налоговый режим. От налогообложения полностью освобождены операции по реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями, а также организация и проведение религиозных обрядов, церемоний или других культовых действий. Российский законодатель не считает реализацию церковью продукции собственного производства розничной торговлей. Осуществляется эта коммерческая деятельность без применения контрольно-кассовой техники. Необлагаемая налогами финансово-хозяйственная деятельность религиозных объединений позволяет им аккумулировать значительные средства. Таким образом на территории России создан огромный сегмент общественных объединений, вовлеченных в рыночный оборот и, при этом, осуществляющих свою деятельность в чрезвычайно льготных условиях.
Превращению религиозных организаций в крупнейших собственников способствует и процесс реституции церковного имущества. После введения в действие федерального и региональных законов «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», этот процесс ускорился и вызвал справедливые массовые протесты работников культуры, борцов за сохранение историко-культурного наследия и простых граждан.
II. Клерикализация научно-образовательной сферы.
Еще в 2007 году проходивший под патронатом Русской православной церкви XI Всемирный русский национальный собор объявил о необходимости установить «диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира наконец прекратилась в российской образовательной системе». Перед нами – открыто провозглашенный церковниками курс на ликвидацию монополии материалистического (то есть научного) видения мира, агрессивное проникновение в сферу образования.
В рамках провозглашенного курса в школьную программу в качестве федерального образовательного компонента включена псевдонаучная дисциплина «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В перечень научных специальностей РФ включена «теология». Открываются богословские факультеты в государственных ВУЗах.
Очевидно, что креационистские попытки подменить науку верованием отбрасывают страну с дороги прогресса. Можно ли всерьез говорить при таких условиях о курсе на инновационное развитие экономики?
III. Попытки превратить религию в основу общественной морали и нравственности.
Сегодня религиозные объединения пытаются выступать в роли последней инстанции в вопросах духовно-нравственного облика народов России. В этом они активно поддерживаются правящим классом страны. При содействии Минкультуры РФ, региональных и местных властей за бюджетные средства снимаются киноленты, проводятся фестивали и праздники, пропагандирующие религию, ее историю и догмы. К этим мероприятиям привлекаются несовершеннолетние.
Устами представителей религиозных организаций озвучиваются мракобесные предложения по ограничению прав женщин, запрету абортов, приданию статуса гражданина РФ человеческому эмбриону и т.п.
Успешное насаждение подобных дикостей говорит о серьезном этическом вакууме в сознании миллионов наших соотечественников, снижении общего культурного уровня народов Российской Федерации.
Мы заявляем – клерикализация государственных институтов и общественной жизни России недопустима!
Усиление влияния религиозных объединений, клерикальная ревизия конституционного принципа светскости грозит нам политической и культурной деградацией, разрушением основ демократии, новым варварством.
Мы не отрицаем права каждого исповедовать ту или иную религию, иметь, менять и распространять свои религиозные убеждения. Острие нашей критики направлено не против веры и верующих. Основная мысль, заставившая нас выступить с этим заявлением – дать отпор огосударствлению религиозных организаций, навязыванию церковного мракобесия в качестве социальных, нравственных, а затем и правовых норм, нападкам на научное материалистическое мировоззрение.
Мы призываем общественные и политические организации России, просветительские общества, всех сограждан:
- объединить усилия в борьбе с клерикализмом и отстаивать свободу совести повсюду и для всех;
- бороться за действительное отделение системы образования от церкви;
- последовательно противиться перетеканию бюджетных денег, получаемых от налогоплательщиков, в религиозные организации;
- бороться за равенство перед законом граждан и юридических лиц, независимо от их религиозной принадлежности;
- поддержать антиклерикальные законопроекты, внесенные депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга И.И. Комоловой;
- выражать свою солидарность с каждым, кто борется, защищая конституционный принцип светского характера российского государства;
- поддержать настоящее заявление и присоединиться к нашей борьбе.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 10713