Фишкины мышки
Фестиваль песчаных скульптур в Перми
Смотреть по адресу:
http://fishka-anna.livejournal.com/56136.html
Этим летом скульпторы и художники России съехались в Перми и на его пляже построили целый парк песочных скульптур. Каждый экземпляр художественного творчества насыщен огромным жизненным, философским, социально-политическим, художественным, и поэтическим смыслом. В словесной, письменной, лапидарной форме этот смысл излагался на стоящем рядом стенде. Стой, смотри, восхищайся, размышляй и усваивай лично для себя! Здесь полная свобода и неотвратимо навязываемое толкование. А поэтому каждый видит, оценивает в силу своего дара души и, конечно, – ума и жизненного опыта. Кому как дано…
Со своей стороны хочу обратить внимание на скульптурную композицию №12, на которой представлено двойное содержание Нагорной проповеди Христа, который обращаясь к своим последователям, как дословно написано на стенде, говорит:
12. Евангелия от Матфея, 5:5, 7-8
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
*скульптор Николай Торхов, Москва
Это дословная цитата: лицевое, внешнее, зримое и слышимое обещание Иисуса Христа верующим, которых он призывает уподобляться доверчивым и покорным овцам.
На тыльной стороне песчаной композиции показано то реальное содержание евангельского обещания, которое в действительности получат и получают от Нагорной проповеди поверившие Христу овцы.
Возле скульптурного изображения №12 надолго задерживались посетители. Вокруг него, осмысливая показанное, высказывались размышления вслух, возникали дискуссии, на него наиболее широко откликнулись различные (церковные, атеистические и мировоззренчески индифферентные) СМИ, текст одного из них публикуется ниже.
Игорь Аверкиев
Искусствоведы в рясах и их министр культуры
18 июля 2012 года
Я в долгожданном отпуске. Пермских и российских новостей не читаю, реально отдыхаю. Но одна пермская новость до меня всё-таки дошла.
Поначалу всё выглядело как очередной, популярный ныне, православный скандал, который, мне казалось, после нежданной «катастрофы» с Pussy Riot, в Перми смогут разрешить, не прибегая к помощи идиотизма. Не получилось – прибегли.
Как я понял, история с «кукишем Иисуса Христа» на сегодня закончилась тем, что благодаря «переговорным способностям» пермского министра культуры Александра Протасевича, саму скульптуру, слава богу, низвергать не стали, а только «закрыли от зрителей скандальный кукиш». Типа, такое вот «соломоново решение».
Поделюсь, как всё это выглядит для меня, человека, не обременённого православным фундаментализмом и не являющегося поклонником провокаторш из Pussy Riot.
Скульптура московского художника Николая Торхова, по мотивам евангельской фразы из «нагорной проповеди» Иисуса Христа «кроткие духом наследуют землю» - это образное атеистическое высказывание, которое в Перми оказалось под запретом и было подвергнуто цензуре со стороны министра культуры Пермского края Александра Протасевича. Да, речь идёт именно об официальном запрете публично выражать атеистическую позицию, поскольку авторская концепция скульптуры и сам образ Иисуса Христа, созданный Николаем Торховым, иллюстрируют известный лево-атеистический тезис о социальном двуличии любой религии и особенно христианства, которое «на словах заботится о «сирых, убогих и кротких», а на самом на деле всегда обслуживает, оправдывает и оберегает интересы сильных мира сего».
Скульптура Николая Торхова - не оскорбление, не провокация и не пустой эпатаж, а осознанная рациональная критика христианства в привычной художественной форме антирелигиозной сатиры. И критика, и сатира в отношении религий в нашей стране дело вполне нормальное, конституционное, а в условиях нарастающей реакционности и фундаментализма православия и ислама, я считаю, и политически оправданное.
Приказывая скрыть от зрителей основную смысловую часть скульптуры Николая Торхова, министр культуры Пермкого края, тем самым официально запретил публичное высказывание атеистической позиции, критику религии, антирелигиозную сатиру и в целом создал опасный для края прецедент властного пренебрежения к свободе совести и свободе творчества. Я понимаю, что такая позиция Александра Протасевича соответствует современным властным настроениям в России, а ссылки на российскую Конституцию для стандартного российского чиновника – либо «смех на полочке», либо нечто очень не патриотическое и антигосударственное. Но здравый смысл, художественный и политический вкус образованного человека и естественную тягу к свободному обсуждению идеологических позиций никто у нас не отменял, и, слава богу, отменить не может. Как никто не отменял и обязанности российского интеллигентного человека противостоять всякому мракобесию и претензиям на духовный монополизм, от кого бы они ни исходили. А Александр Протасевич, до сего времени, как минимум, выглядел интеллигентным человека.
Впрочем, атеизм, антиклерикализм и прочие, не нравящиеся режиму, взгляды можно формально запретить, но они никуда не денутся, разве что по привычке уйдут в подполье и там, как водится, ещё больше окрепнут и поднимутся. С точки зрения развития инакомыслия, запреты - всегда благо. Да, речь идёт именно о цензуре, так как «скрыть от зрителей скандальный кукиш», то есть по идеологическим мотивам скрыть основную смысловую часть скульптуры как сатирического художественного произведения, это тоже самое, что из цензурных же соображений вычеркнуть все крамольные фразы из сатирического романа, превратив его в «сахарную водичку для импотентов» (Алексей Толстой «Хождение по мукам») - и мотивы цензорские у культурного министра, и поступок цензорский.
Министр культуры посчитал художественный образ с атеистическим и сатирическим обращением к христианству идеологически недопустимым и принял меры, чтобы извратить смысл произведения до противоположного: без кукиша и столпившихся за Христом агнцев, жаждущих «наследовать землю» – скульптура представляет из себя обычного благостного Христа, как если бы песочный фестиваль проводился на паперти. Представляете, какое издевательство над художником: он делал одно, а зрителю показывают совершенно противоположное, но от его имени. После министерского вмешательства от сатиры осталось лишь совсем чуть-чуть: песчаность незыблемого Иисуса Христа - великого героя, мученика, ставшего спустя две тысячи лет кумиром закомплексованных неврастеников, немощных телом и нищих духом (о-о-о, да я ницшеанец).
Главный тезис Александра Протасевича и его православных
вдохновителей: скульптура Николая Торхова оскорбляет чувства верующих. Говоря
об «оскорблении» кого-либо произведением искусства, мы попадаем на зыбкое и
малопочтенное в России поле лингвистической, искусствоведческой и
религиоведческой экспертизы. Упаси меня бог брать на себя их роль. Мои
аргументы просты, правда, более эмоциональны, чем рациональны.
1. Взгляните на фотографию скульптуры Николая Торхова, что вы видите перед
собой: критику христианства, сатиру на один из его постулатов или злонамеренное
оскорбление автором чувств верующих? Для меня очевидно: зла и желания оскорбить
в этой скульптуре нет.
2. Оскорбление - это когда в злом эстетическом кураже художники рубят
иконы, наделяют образ Христа всякими скабрезными аллюзиями и мотивами, когда
устраивают панковский шабаш в храме и тому подобное. Сравните всё это со
скульптурой Николая Торхова и почувствуйте разницу.
3. К сожалению, подавляющее большинство людей воспринимают любую критику в
свой адрес как оскорбление – так люди устроены. Я знаю лишь один способ
научиться в отношении себя отличать одно от другого – развивать собственную
душу лучшими интеллектуальными, духовными и художественными творениями
человечества и прилежно трудиться над обузданием собственной гордыни. По
гамбургскому счету дело это, конечно, безнадёжное, но в любом случаев
подвигающее к адекватной самооценке. И идиот – не всегда оскорбление, иногда –
это просто констатация факта.
Под конец не могу удержаться, но всё-таки очень поразил меня Александр Рудольфович.
Увещевая художников в связи со скандалом вокруг песчаной скульптуры Николая Торхова, Александр Протасевич пишет: «так ли уж нужно художникам в Перми самореализовываться через написание на холсте нецензурных слов, образов «ниже пояса» или ваяние неприличных жестов, прекрасно понимая, что эти шедевры точно могут оскорбить какие-то очень важные и глубинные чувства многих людей? Я уж не говорю о неокрепших душах наших детей, которым сложно объяснить, почему слово из трёх букв (не «мир») на заборе – это неприемлемо, а это же слово на выставленной к публичному показу картине – это произведение искусства… Не впадая в ханжество, хотел бы просто по-человечески призвать уважаемых художников-экстремалов к уважению неписанных законов этики».
Восхитительно. Всего несколько месяцев назад этот же самый человек, почти в этой же должности, как «лучший ученик» обсуживал, оправдывал, прикрывал самые разухабистые циничные и оскорбительные для многих пермяков провокации Марата Гельмана и его клиентов-экстремалов, уж точно наплевавших на «неписанные законы этики» и гостеприимства, добавлю от себя. В те недавние времена Александр Рудольфович, как все, ходил по гельмановским выставкам и, как все, рукоплескал каллиграфически выведенному «слову «не мир» из трёх букв». (Или я что-то пропустил? Или всё время культуртрегерской оккупации Александр Протасевич, как заместитель министра культуры был суровой внутренней оппозицией «гельмановскому режиму», бескомпромиссно критиковал его за то же, за что пожурил сегодня художников, но безжалостные Гельман с Мильграмом затыкали ему рот и под угрозой увольнения запрещали публично высказываться? Тогда очень хочется подробностей).
И смотрите, как ловко этот «лучший, но законспирированный ученик» поставил скульптуру Николая Торохова в один ряд с «нецензурными словами и образами «ниже пояса». Так же ловко он под переговорный шумок выделил места в культурных совещательных органах для «искусствоведов в рясах», видимо, готовя общественное мнение для выведения из тени традиционных «искусствоведов в штатском» - художественную цензуру-то уже реабилитировали в Пермском крае.
Я понимаю: требовать от чиновников высоких мотивов и
благородных поступков – противоестественно. Суть чиновнической профессии -
выживание в служении. Чиновники тем и хороши для дела, что бесчувственны на
работе и не рефлексивны, они потому и полезны обществу, что могут быть
«социальными автоматами». Но не настолько же.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3679