Авторство: Цоглин Аркадий
-- Одно спасение – пост да молитва.
-- Молись иконе да будь в покое.
-- Пост да молитва небо отворяют.
-- Богу молиться – вперед пригодится.
-- Деньга не бог, а полбога есть.
-- Деньга попа купит и бога обманет.
В них подчеркивалось могущество денег, превосходящее силу бога в представлении простых людей.
Постулат божьего всемогущества и милосердия, внушаемый церковниками, вызывал порой у людей ироническое отношение, что отражалось в пословицах:
-- Бог поберег и вдоль и поперек.
-- Ох, ведает про то бог, отчего живот засох.
-- Кто сам себя стережет, того и бог бережет.
Интересно, что в некоторых пословицах сохранилось воспоминание о раннем периоде крещения Руси. В частности, о кровавом принуждении к новой вере в древнем Новгороде народ сложил пословицу -- « Добрыня крести мечом, Путята — огнем». Здесь употребляются имена князей, заставлявших народ принять христианскую веру насильно. О том, как трудно приживалась христианская вера на Руси, свидетельствуют пословицы того времени:
-- Веру переменить – не рубашку переодеть.
-- Менять веру – менять и совесть.
-- Един бог без греха.
-- Один бог безгрешен.
-- Виновен да повинен – богу не противен.
Но ожидаемого смирения не получалось. О своей греховности простые люди часто тоже говорили с иронией:
-- Согрешающих видим, о кающихся бог весть.
-- Благословясь не грех.
-- Что грешно, то и потешно.
-- Не скажешь: аминь, так и выпить не дадим.
В ответ на настойчивые призывы священников регулярно молиться в церкви народ сочинил немало остроумных пословиц:
-- Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы.
-- Не до обедни, коли много бредни ( т.е. хозяйственных забот).
-- Нужда — богомолка.
В пословицах выражалось и скептическое отношение к церковным постам. Это чувствуется в таких выражениях:
-- Постись духом, а не брюхом.
-- За еду не быть в аду.
-- Бес и хлеб не ест, а не свят.
Люди отстаивали право самим решать, поститься им или нет:
-- Среда да пятница в доме не указчица.
Опыт показывал, что длительные посты истощают тело, наносят вред здоровью. Это наблюдение породило такие пословицы:
-- Зачал говеть, да стало брюхо болеть.
-- Рада бы душа посту, так тело бунтует.
Часто сельские люди делали вывод о необязательности постов:
-- Пост не мост, можно и объехать.
-- Согрешил, накрошил да и выхлебал.
-- Кому скоромно, а нам на здоровье.
* * *
-- Сковородный звон лучше колокольного.
-- Не строй семь церквей, пристрой семь детей.
-- Поп сидя обедню служит, а миряне лежа богу молятся.
-- Голодному да заботному долга обедня.
-- На бедняка и кадило чадит.
* * *
Я -- царь, я -- раб,
Я -- червь, я -- бог!
-- Ваши слова да богу в уши.
-- Он живет как у Христа за пазухой.
-- Он бога за бороду ухватил (об удачливом человеке).
-- Все божье да государево.
--Богом да царем Русь крепка.
-- Никто, как бог да государь.
-- Бог ведает да царь.
Но в народе о верховной власти и ее божественном происхождении сложили другие пословицы, куда более точно отражавшие реальное положение вещей.
-- За глаза и про царя говорят.
-- Царский праздник не наш день, а государев.
-- Царю из-за тына не видать.
-- Царю в народе, а киселю в брюхе место будет.
-- Муха и царю кусает брюхо.
-- Веник в бане и царя бьет.
-- Царь без слуг как без рук.
-- Богу и царю служить – без штанов всю жизнь ходить.
-- Шахтер богу не родня: его бойся как огня.
* * *
-- Поп в колокол, а мы за ковш.
-- Попы за книжки, а мы за пышки.
-- Шел в церковь, а попал в кабак, ну, ин так.
-- Хоть церковь и близко, да ходить склизко.
-- Три попа, да заросла в церковь тропа.
-- Старичок Сергеюшка в шелк-бархат всю братию одел (пословица говорит о Троице - Сергиевой лавре).
-- Не земля монастырь кормит, а мужичок.
-- Монастырщина что барщина.
-- Мир нечестив, а им сыт монастырь благочестив.
-- Не от бога лавре благодать, а от богомольцев.
В этих пословицах видно осуждение корыстолюбия монастырского начальства.
Решение человека стать монахом в пословицах тоже получало негативную оценку:
-- От беды в чернецы.
-- Дожила голова до черного клобука.
-- Постриженный – что отпетый.
-- Келья гроб – и дверью хлоп.
-- Вчера с кистенем, сегодня с четками (среди монахов были и преступники).
О монахах резко говорили «Монах -- он умом не ах» (комментарии излишни).
Аркадий Цоглин, г. Саратов
Посмотреть и оставить отзывы (226)
С заутрени на парашу Еврейская старина по Второзаконнику История по Священнику Были ли церковные гонения в СССР? Гибель империи: Российский урок и наглая ложь архимандрита Тихона (Шевкунова)
Как верили предки. Народные пословицы о религии
Важной составной частью культурного богатства народа заслуженно считаются пословицы
и поговорки. В них отчетливо и всесторонне и притом в сжатой форме воплотилась
вековая мудрость этноса. Пословицы охватили все стороны народной жизни, немало
в них и суждений о религии, церкви и ее служителях. В прошлом усилиями власти и церкви в жизнь общества веками внедрялись
религиозные обряды и понятия, что не могло не наложить сильный отпечаток на образ
мыслей народа. В некоторых кругах общества бытует мнение, что наши предки были
неколебимо набожны и глубоко преданы Богу. Даже возникло определение русского
народа «народ – богоносец». Это мнение создано деятелями церкви, так как очень
выгодно им. Церковники придумали и внедрили в сознание народа большое количество
изречений, основанных на традиции и выражающих назидательный характер их проповеди.
Например:
-- Одно спасение – пост да молитва.
-- Молись иконе да будь в покое.
-- Пост да молитва небо отворяют.
-- Богу молиться – вперед пригодится.
Авторы этих церковных пословиц пытаются выдать их за народную мудрость. Но подлинные
народные пословицы заметно отличаются от подобного поучительного словотворчества,
хотя тоже нередко говорят о вере и молитве. В прошлом широко употреблялась пословица
«Вес да мера – христова вера». Как возникло такое сравнение? Для простых людей
вес и мера были реальными величинами. Уравнивание с ними веры в бога явно не в
пользу последней. С этим связана другая народная пословица — «Вес – не попова
душа». Глубокая вера несовместима с таким пренебрежительным отношением к служителям церкви. Снижение образа бога путем сравнений было частым явлением в фольклоре. Вот несколько
образцов пословиц такого рода:
-- Деньга не бог, а полбога есть.
-- Деньга попа купит и бога обманет.
В них подчеркивалось могущество денег, превосходящее силу бога в представлении простых людей.
Постулат божьего всемогущества и милосердия, внушаемый церковниками, вызывал порой у людей ироническое отношение, что отражалось в пословицах:
-- Бог поберег и вдоль и поперек.
-- Ох, ведает про то бог, отчего живот засох.
-- Кто сам себя стережет, того и бог бережет.
Интересно, что в некоторых пословицах сохранилось воспоминание о раннем периоде крещения Руси. В частности, о кровавом принуждении к новой вере в древнем Новгороде народ сложил пословицу -- « Добрыня крести мечом, Путята — огнем». Здесь употребляются имена князей, заставлявших народ принять христианскую веру насильно. О том, как трудно приживалась христианская вера на Руси, свидетельствуют пословицы того времени:
-- Веру переменить – не рубашку переодеть.
-- Менять веру – менять и совесть.
Критически относясь к догматам этой христианской веры, люди говорили: «Свой вертеп
лучше Синайской горы». Для них свой дом, даже убогий, был важнее священной горы,
на которой, по библейской легенде, пророк Моисей разговаривал с богом! Близка
по смыслу к этой пословице и другая – «Наша горница с богом не спорница: каково
на дворе, таково и в ней». Под видом безропотного преклонения перед высшей силой
здесь сказалась горькая ирония по поводу бедной жизни.
Церковь постоянно внушала народу мысль о его греховности, чтобы вызвать чувство
религиозного покаяния. Она пустила в обращение такие афоризмы:
-- Един бог без греха.
-- Один бог безгрешен.
-- Виновен да повинен – богу не противен.
Но ожидаемого смирения не получалось. О своей греховности простые люди часто тоже говорили с иронией:
-- Согрешающих видим, о кающихся бог весть.
-- Благословясь не грех.
-- Что грешно, то и потешно.
-- Не скажешь: аминь, так и выпить не дадим.
До сих пор широко бытует пословица — «И рад бы в рай, да грехи не пускают». В
ней проявилось мнимое смирение, а, по сути, пренебрежение церковной райской сказкой.
Не верят люди в реальность христианского рая, и все тут!
В ответ на настойчивые призывы священников регулярно молиться в церкви народ сочинил немало остроумных пословиц:
-- Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы.
-- Не до обедни, коли много бредни ( т.е. хозяйственных забот).
-- Нужда — богомолка.
Реальная жизнь показывала людям тщетность молитв, что отразилось в пословице «Нет тяжелее: богу молиться да долги платить». Народ сознавал, что мотивом молитвы
нередко служит лицемерие. Отсюда пословицы — «Добрый вор без молитвы не украдет»,
«Зашел в чужую клеть молитвы петь», «Вор слезлив, а плут богомолен», «Иной по
две обедни слушает да по две души кушает».
Кто не слышал насмешливую пословицу — «Заставь дурака богу молиться, он и лоб
расшибет»? В ней проявилось ироничное отношение к умственным способностям истовых
богомольцев.
В пословицах выражалось и скептическое отношение к церковным постам. Это чувствуется в таких выражениях:
-- Постись духом, а не брюхом.
-- За еду не быть в аду.
-- Бес и хлеб не ест, а не свят.
Люди отстаивали право самим решать, поститься им или нет:
-- Среда да пятница в доме не указчица.
Опыт показывал, что длительные посты истощают тело, наносят вред здоровью. Это наблюдение породило такие пословицы:
-- Зачал говеть, да стало брюхо болеть.
-- Рада бы душа посту, так тело бунтует.
Часто сельские люди делали вывод о необязательности постов:
-- Пост не мост, можно и объехать.
-- Согрешил, накрошил да и выхлебал.
-- Кому скоромно, а нам на здоровье.
* * *
Выдающийся общественный деятель России ХIХ века Виссарион Белинский в своем знаменитом
письме Гоголю решительно возражал против установившегося официального мнения о
боголюбивости и особой религиозности русского народа. Он убежденно писал: «По-вашему, русский
народ — самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение,
страх божий. А русский человек произносит имя божие, почесывая задницу. Он говорит
об образе: годится — молиться, не годится — горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее,
и вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много
суеверия, но нет и следа религиозности…мистическая экзальтация вовсе не в его
натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности
в уме…». Интересно, что Белинский в подтверждение своих мыслей использовал одну
из выразительных народных пословиц.
Составитель знаменитого Толкового словаря Владимир Даль иллюстрировал слово «церковь»
такой пословицей: «Близко церковь, да далеко от бога». Смысл пословицы откровенно
атеистичен и антицерковен. И таких пословиц в словаре Даля немало:
-- Сковородный звон лучше колокольного.
-- Не строй семь церквей, пристрой семь детей.
-- Поп сидя обедню служит, а миряне лежа богу молятся.
-- Голодному да заботному долга обедня.
-- На бедняка и кадило чадит.
* * *
Церковь внушала народу противоречивые понятия. С одной стороны, утверждалось,
что человек — ничтожное существо, целиком находящееся во власти Бога. С другой
стороны, в богословии закреплена идея о том, что человек создан по образу и подобию
божьему. В результате, некоторые развитые люди стали сравнивать себя с богом не
только по внешности, но и по сути. Так, поэт Державин писал о людях, то возвышающих,
то унижающих себя:
Я -- царь, я -- раб,
Я -- червь, я -- бог!
Поэт отмечал в этих строках сложность жизни и человеческой натуры. Он догадывался,
что именно люди сотворили себе бога, наделили его многими своими признаками. Это
проявилось и в народных поговорках:
-- Ваши слова да богу в уши.
-- Он живет как у Христа за пазухой.
-- Он бога за бороду ухватил (об удачливом человеке).
В них богу приписывают человеческие органы (уши, бороду), он одет в обычную одежду
(имеет пазуху). В церковном мифотворчестве небесная божественная иерархия напоминает
земную государственную власть во главе с царем - самодержцем, который повелевает
целым отрядом архангелов и ангелов. В его услужении находятся многочисленные святые
угодники. Даже используется аналог тюрьмы – ад с его палачами и служителями —
чертями. Церковь активно поддерживала самодержавную царскую власть как богоугодную. С этой целью церковные
авторы придумали такие пословицы:
-- Все божье да государево.
--Богом да царем Русь крепка.
-- Никто, как бог да государь.
-- Бог ведает да царь.
Фразу «Все божье да государево» царь Иван Грозный включил в наказ гонцу, направляя
его польскому королю Сигизмунду. Такая идеология была очень выгодна ему и другим
самодержавным правителям. В ее основе лежат слова евангельского Христа: «Воздайте
кесарево кесарю, а божие богови». В связи с этим возникла и церковная пословица
— «Правда божья, а воля царская». В настоящее время стало модным идеализировать
царскую власть минувших веков. Это связано с усилением влияния православной церкви,
всегда поддерживавшей монархию. Создаются предпосылки для установления в России
политического строя, близкого самодержавному правлению (многолетнее управление
страной одного известного политика).
Но в народе о верховной власти и ее божественном происхождении сложили другие пословицы, куда более точно отражавшие реальное положение вещей.
-- За глаза и про царя говорят.
В недоговоренности этой пословицы скрыт намек, что говорят о царе недоброе, такое,
что страшно бывает высказать открыто. У нее был и более откровенный вариант, вошедший
в фольклорные сборники дореволюционного времени — «Заглазно и царя бранят». Были
в ходу и такие пословицы:
-- Царский праздник не наш день, а государев.
-- Царю из-за тына не видать.
-- Царю в народе, а киселю в брюхе место будет.
Если вспомнить, как говорили в народе о «кисельной сытости» -- «Барская милость — кисельная сытость», то последняя «царелюбивая» пословица приобретает явно иронический смысл.
Существовали и такие пословицы, в которых люди насмешливо снижали царский образ
или уравнивали себя с носителями высшей власти:
-- Муха и царю кусает брюхо.
-- Веник в бане и царя бьет.
-- Царь без слуг как без рук.
О недоступности народу царской власти сложили пословицу — «До неба умом не сигнешь,
до царя рукою». В ней проявилась и чуждость «неба» простым людям, не понимавшим
церковной веры. Широко бытовала пословица «Бог высоко, а государь далеко», возникшая
во время правления Петра I. В начале 20 века резко усилились бунтарские настроения
среди рабочих. Они выражались и в форме пословиц, в которых задевался образ бога. Например:
-- Богу и царю служить – без штанов всю жизнь ходить.
-- Шахтер богу не родня: его бойся как огня.
* * *
В Толковом словаре В.Даля собрано много пословиц, характеризующих отношение народа
к духовенству, которое зачастую было явно критическим. Ирония видна в таких пословицах:
-- Поп в колокол, а мы за ковш.
-- Попы за книжки, а мы за пышки.
-- Шел в церковь, а попал в кабак, ну, ин так.
-- Хоть церковь и близко, да ходить склизко.
-- Три попа, да заросла в церковь тропа.
Противопоставление церковных и народных интересов в этих пословицах совершенно
очевидно.
Целый пласт пословиц был связан с монастырями и монастырской жизнью:
-- Старичок Сергеюшка в шелк-бархат всю братию одел (пословица говорит о Троице - Сергиевой лавре).
-- Не земля монастырь кормит, а мужичок.
-- Монастырщина что барщина.
-- Мир нечестив, а им сыт монастырь благочестив.
-- Не от бога лавре благодать, а от богомольцев.
В этих пословицах видно осуждение корыстолюбия монастырского начальства.
Решение человека стать монахом в пословицах тоже получало негативную оценку:
-- От беды в чернецы.
-- Дожила голова до черного клобука.
-- Постриженный – что отпетый.
-- Келья гроб – и дверью хлоп.
-- Вчера с кистенем, сегодня с четками (среди монахов были и преступники).
О монахах резко говорили «Монах -- он умом не ах» (комментарии излишни).
До сих пор бытует фразеологизм «подвести под монастырь» с ясным значением -- подвергать кого-то неприятностям.
Эти пословицы красноречиво свидетельствуют о том, что в русском народе религиозная
вера была слаба и часто встречала насмешливое отношение. Не было большого почитания
церковных устоев и молитв. Люди видели, что церковь связана с неправедной властью
и поддерживает ее. Конечно, всегда была часть населения, подверженная церковному
влиянию — старые или душевнобольные люди, искавшие в религии утешения от житейских невзгод, убежища
от одиночества. Эта социально инертная группа и сегодня составляет церковную паству. Фанатизм был
и остается уделом православных сект старообрядцев, пятидесятников и т.п., ведущих
замкнутое существование. Но молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь,
стоит серьезно подумать о роли религии и церкви в прошлом и в настоящее время.
Хорошую помощь в этом им оказывает изучение русского фольклора, в том числе пословиц
и поговорок о боге, вере и церкви.
Аркадий Цоглин, г. Саратов
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 4666