Авторство: Дулуман Е.
Посмотреть и оставить отзывы (3)
Как можно верить в ложь? Проголосуйте за атеизм и против клерикализации на правительственном форуме «Сильные идеи для нового времени» В чем разница между неверующим и атеистом? Связь бедности стран с религиозностью граждан Избранные работы по философии науки, атеизма и религии (2009-2019)
Интервью газете «Экспресс»
06.12.2011 Новый русский атеизм/Атеизм
Дулуман Е.К.
Вопрос: Может ли человек прожить всю свою жизнь без веры в бога, Абсолют…?
Ответ: В результате длительного эволюционного развития 40 тысяч лет тому назад на
планете Земля появился человек современного вида – Homo sapiens sapiens. Выйдя
из животного мира, этот человека не верил в бога, как не веруют в бога и животные.
Только через 15 – 20 тысяч лет своего существования у человека появляются первые
признаки религии. Еще через 10 - 15 тысяч лет религия прочно укрепилась в человеческом
обществе. В историю, которая ознаменована была появлением письменности, человек,
а с ним и все человечество, входит с твердо укоренившейся в нём религией. В современном
мире, по исследованию специалистов, примерно 80% взрослого населения земного
шара признают себя верующими в бога.
Не каждый человек, называющий себя верующим, является такими на самом деле. Так,
исследования в России, Украине и Беларуси, показывают, что около 70% современных
граждан этих стран называют себя православными, но настоящими православными –
«воцерковленными», как называют их священнослужители, - являются всего 2 – 5%. В настоящее время, тоже по исследованию ученых, 20% взрослого населения Земного
шара являются убежденными атеистами. Они живут и умирают без веры в бога.
«Абсолют» же отставим в сторону. Не каждое, вызнаваемое богом существо, является
абсолютным или владеет признаком абсолютности. К тому же «Абсолют» относится к
понятиям философским, а Вы меня спрашиваете о религии.
Вопрос: А можно ли говорить о вере в науку?
Ответ: Говорить можно все. Но наука дает человеку не веру, а знание. В этом плане
надо правильно ставить вопрос: «Можно ли знать науку»? На это есть правильный
ответ: «Да! Можно». А на вопрос: «Можно ли верить науке?» следует ответить: «Если
ты чего-то там не знаешь в науке, то подлинной науке можно и поверить». Академик,
лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов говорил: «Кто ничего не знает,
тому по необходимости приходиться верить».
Вопрос: «Почему так много людей в мире, где научно-технический прогресс приобретает бешеное
развитие, ещё веруют в Христа, Иегову, Аллаха,, Будду? Не является ли это только
данью традиции?».
Ответ: Начну отвечать сразу с примера. Наиболее типичной страной, в которой, как
Вы выражаетесь, «научно-технический прогресс приобретает бешеное развитие», является
сейчас Япония, в которой насчитывается всего 7 -10 процентов верующих. Правда
религиозные обряды разных религий исполняются японцами как национальные или международные
празднества. На Рождество и Новый год они ставят и украшают елки, делают праздничные
покупки; на Пасху пекут куличи и красят яички, на день рождения императора идут
в храм Якусуни... Исследователи шутят: «Если посчитать, сколько людей в Японии
почитают религиозные праздники, то окажется, что верующих в Японии в несколько
раз больше, чем самих японцев.
И еще. Во всемирном масштабе установлено, что, за исключением США, чем беднее
страны, чем ниже в них научно-технических прогресс и уровень научных знаний,
тем выше у них религиозность. И наоборот, научно-технических прогресс и распространенность
научных знаний всегда соседствуют с высоким уровнем атеизма населения страны.
А теперь по сути Вашего вопроса. В разных местах люди веруют в разных богов.
И это является, как Вы правильно выражаетесь, «данью традиции». Именно в силу традиции в Европе и Америке веруют в Христа, в Азии – в Аллаха,
на Дальнем Востоке – в Будду и богиню Аматерэсу, на Севере России – в шаманов
и разных духов. Но наряду с этим и в органической связи с этим вера в того или
иного бога вообще, то ли в богов разных является результатом превратного воспитания подрастающего поколения. Без традиции и без превратного воспитания вера в бога
или в богов ни при каких других условиях в массовом порядке не появляется и не
существует.
Вопрос: «Некоторые называют атеизм своего рода религией. Как Вы относитесь к этим суждениям?»
Ответ: Эти суждения в корне неверны. Религия – это форма общественного сознания, которая
включает в себя верования в существование сверхъестественных существ (богов, духов, чертей, ангелов);
систему обрядов (молитв, поклонений, праздников на честь этих существ) и чувства любви, страха, благодарности, зависимости от этих сверхъестественных существ.
Без веры в богов, молитв и обрядов нет религии. Атеизм же – это мировоззрение,
которое не отравлено верой в богов, чертей, духов. Никаких обрядов в атеизме нет,
атеист не испытывает ни страха, ни благоговения ни других чувств перед элементами
своего мировоззрения.
Вопрос: Какая из современных религий, по-вашему, является наиболее прогрессивной? Или
таких в принципе нет?
Ответ: Понятие «Прогрессивная» к религии и религиям в принципе не применимо. Религия
никогда не была и не может быть прогрессивной. Есть религии более развитые или
менее развитые. Но «развитые» никогда не означает «прогрессивные», а неразвитые
- непрогрессивные. В науке религии классифицируются по разным признакам: первобытные
(ранние), поздние и современные; родоплеменные, национальные и мировые; политеистические,
генотеистичные и монотеистические; и так далее. Но «прогрессивные» – никогда не
прилагается к религиям, поскольку они таковыми не являются.
Вопрос: Что сейчас можно предложить современнику вместо религии, веры в бога?
Ответ: Вместо веры в бога современному человеку предлагать ничего не надо. Если люди
в мире болеют, корью, малярией, гриппом, то разве нужно им вместо этих болячек
предлагать другие: рак, СПИД, птичий или коровий грипп, саркому? Религия – это
болезнь духа. А болезнь надо лечить, а не заменять другой болячкой.
Вопрос: Как вы думаете, сколько новых религий может появиться в следующие 500 лет? А
какие обесценятся? Что этому будет способствовать?
Ответ: Гадать не буду. Меня и Вас это никак не касается и не коснется. Не коснется
и наших современников. В обозримом будущем нам и нашим наследниками предстоит
сосуществовать с этими религиями, которые уже есть.
На этот вопрос я ответить не могу, да и не берусь, хотя порассуждать на эту тему
и смог бы. Но не в интервью же…
Вопрос: А сможет ли произойти так, что люди оставят все религии?
Ответ; Я думаю, что во все обозримое нами будущее время религия будет существовать,
как будут существовать и другие недостатки и пороки человека: зависть, лень, глупость;
безответная до безумства любовь, самоубийство и религиозное мракобесие… Хотя человечество
обязано и будет бороться с этими недостатками. Надежды на полный успех в преодолении
религии пока мало. Самое главное, главнейшее здесь в том, что в существовании
религии заинтересованы господствующие эксплуататорские классы. Только после ликвидации
эксплуатации человека человеком можно будет
начинать серьёзный разговор об окончательном преодолении религии. Эксплуататоры сами себя ликвидировать не будут, а религия сама собой не отомрет. Эксплуататорам
и религии надо так или эдак помочь.
Вопрос: Если говорить непосредственно о Вас, то всегда ли Вы были атеистом?
Ответ: Нет, не всегда. В молодости я был верующим человеком. «Верующим» - это сильно
сказано. Я был верующим, который хотел точно знать: есть ли бог или его и вовсе
нет? Для решения для себя этого вопроса я после окончания 8 класса средней школы
поступил в Одесскую духовную семинарию, где вскоре стал глубоко, до фанатизма,
православным верующим. После окончания духовной семинарии я поступил в Московскую
духовную академию, которою окончил в 1951 году, получив ученую степень кандидата
богословия. Потом год работал в Саратовской духовной семинарии помощником инспектора
и доцентом основного и нравственного богословия.
Глубоко изучив религию, я, в конце концов, узнал правду о религии. А правда эта
заключается в том, что в любой религии никакой правды нет! Придя к такому заключению,
я бросил семинарию, бросил церковь, бросил веру в бога и вернулся в родной колхоз,
где работал и заочно окончил среднюю школу. Поступил в Одесский кредитно–экономический
институт, после окончания которого окончил еще философский факультет Киевского
университета, где увлекся атеистической пропагандой, под влиянием которой сотни
православных и католических попов, десятки протестантских пастырей и десятки мусульманского
духовенства по моему примеру публично порвали с религией и верой в бога. За это
меня в 1959 году – через 7 лет после моего разрыва с религией - Московская патриархия
предала анафеме. После анафемы я окончил КГУ, аспирантуру при нем, защитил кандидатскую
диссертацию, а потом и докторскую. Сейчас я профессор Киевского политехнического
университета, читаю в нем философские дисциплины (философию, этику, религиоведение,
логику). А подробно о себе я написал в брошюре «Почему я престал верит в бога»,
которая размещена А-сайте ( http://www.ateism.ru ) на моем личном сайте http://www.sotref.com.
Вопрос: Вас пытается кто-либо убедить в существовании Бога?
Ответ: Я веду активную переписку с богословами, священниками и верующими. Они убеждают
меня, а я их переубеждаю. Как это происходит и что получается, можно прочитать
на указанном выше сайте.
Вопрос: А ваши родители и родственники верующие?
Ответ: Есть верующие, есть и неверующие. Но и с этими, и с теми мы живём дружно как
родственники. Верующие родственники не вмешиваются в мой атеизм, а я не вмешиваюсь
в их веру бога.
Вопрос: Пытаетесь ли Вы кого-то убедить, что бога нет? Пытаются ли Вас кто-нибудь переубедить,
что бог есть?
Ответ: И я их пытаюсь, и они меня пытаются. Обо всем этом они со мной, а я с ними
ведем нескончаемый разговор А-сайте на моем сайте www.sotref.com. Вот одна из последних переписок этого рода.
Краткое доказательство ложности религии
Из письма вопрошающего:
Студент четвертого курса факультета ИПСА Киевского политехнического институтута, мой
бывших въедливый студент еще второго курса N, ехидненько спрашивает:
Уважаемый Евграф Каленьевич!
Ответьте мне вкратце, общедостипно и по-русски[1]: «Какое наиболее сильное доказательство ложности религиозных верований в существование
сверхъестественного?»
Я ему ответил;
Такое доказательство есть. Вот оно:
- Все религии, её виды, подвиды и подвиды подвидов каждый в отдельности говорят,
что «Только, исключительно и только в наших собственных верованиях содержится полная,
нерушимая, святая и абсолютная истина. А все другие религиозные верования являються
искажением абсолютной истины, заблуждением, ложью». Это и есть самое убедительное, краткое и общедоступное доказательство того,
что все религии врут.
Е.К.Дулуман
[1] Студент пародирует обращение парижского студента, будущего основателя философии
позитивизма Огюста Конта (Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́нт (фр. Isidore Marie Auguste François Xavier Comte; 19.1.1798, Монпелье, — 5.9.1857, Париж), который обратился к Гегелю с вопросом:
«Уважаемый господин Гегель! Изложите, пожалуйста, мне содержание Вашей философии
вкратце, общедоступно и по-французки». Классик немецкой философии ответил: «Уважаемый мой младший коллега! Мою философию нельзя изложить ни вкратце, ни общедоступно,
ни тем более по-французки». Я говорю это студентам при изложении курса философии.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3733