Многие христиане требуют большей «толерантности» со стороны атеистов, добиваясь,
чтобы те прекратили критиковать религию, но насколько «терпимыми» являются сами
христиане? Христиане нередко представляют свою религию как идеальный сплав любви
и толерантности, но недавние исследования показали, что призывы к толерантности
вызывают у христиан рост нетерпимости.
Учёные-психологи из Канады и США (Oth Vilaythong и др.) установили, что эффект
от таких призывов определяется тем, являются ли они христианскими. Христианский
призыв к любви и терпимости не оказывает заметного влияния, в то время как буддийский
призыв к любви и терпимости, как правило, делает христиан заметно более нетерпимыми.
В одном из вариантов исследований учёные использовали христианское «золотое правило»
- «относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». В другом они
использовали буддийский эквивалент - «ненависть никогда не одолеть ненавистью,
но можно одолеть её добротой».
Исследование проводилось в интернете, в рамках проекта «Подсознательные ассоциации»
(
Project Implicit). Таким образом, оно затрагивало как христиан, так и буддистов из разных стран
мира.
Прежде всего, отметим, что, как было установлено, буддисты изначально оказались
менее склонны к проявлениям гомофобии. Обращение к ним с «золотым правилом» –
как в христианской, так и в буддийской версии – никак не влияло на их уровень
гомофобии.
То же самое наблюдалось и среди христиан, когда им напоминали христианское «золотого
правило». Степень гомофобии у них была выше, чем у буддистов, и она не уменьшалась
после напоминания. Результат был одинаков, независимо от того, определялась ли
их степень гомофобии явным путём (т. е. им задавались прямые вопросы) или косвенно
(путём определения скорости, с которой у них возникали ассоциации при виде изображений
однополых и разнополых пар).
Но когда христиане слышали буддийское «золотое правило», они проявляли значительно
более высокую степень гомофобии (по крайней мере, в своих ответах на прямые вопросы;
влияния на косвенную реакцию выявлено не было). Они также выражали большую убеждённость,
что гомосексуализм это образ жизни, а не неотъемлемое свойство личности.
Почему же так происходит? Исследователи полагают, что здесь имеет место действие
эффекта разделения людей по принципу принадлежности к своей или чужой группе.
Простой призыв к толерантности от посторонних может быть воспринят как критика,
а это, в свою очередь, приводит к тому, что люди обижаются и в результате становятся
более нетерпимыми. Призыв к толерантности от «своих» не воспринимается как критика
и потому не вызывает обиды, но он и не делает людей более терпимыми – по-видимому,
потому что они изначально не особенно стремились быть таковыми – даже если именно
этому, как утверждается, учит эта их архиважная религия.
Существует, безусловно, немало подтверждений тому, что критику со стороны посторонних
люди обычно встречают в штыки. Об этом говорят и научные исследования, и наш повседневный
опыт, так что такое объяснение представляется весьма правдоподобным. Однако важно
отметить, что буддийские идеи терпимости никоим образом нельзя рассматривать как
прямую критику. Просто они были интерпретированы как критика. Какие в связи с
этим могут быть сделаны выводы относительно жалоб на то, что атеисты «сбивают
людей с пути», чрезмерно критикуя религию?
Я сам неоднократно отмечал, что никакие мои усилия не могут полностью избавить
меня от обвинений в нетерпимости. Уже само существование атеистического сайта
вызывало недовольство христиан. В своих письмах они жаловались, что этот сайт
– и вообще всё в таком роде – уводит верующих с пути истинного. Кажется несомненным,
что даже просто серия позитивных заметок, без какой-либо прямой критики теизма
или религии, всё равно была бы воспринята этими людьми как грубость, проявление
нетерпимости, и стала бы для них причиной обидеться.
А коли это так, то нам следует без колебаний высказывать свои мысли и критические
замечания. Нам не следует скрывать своего критического отношения, надеясь, что
тогда наши взгляды встретят большее понимание – ведь этого не будет в любом случае
(не говоря уже о том, что есть что-то глубоко неправильное в том, чтобы скрывать
свои подлинные мысли ради благосклонности власть имущих). Это ещё один гвоздь
в гроб позиции тех наших лжесоюзников, которые настаивают, что атеистам следует
унять критику, дабы смягчить христиан.
Сайт функционирует в соответствии с 28-й статьей конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Атеизм – это умение и желание относится к людям по-человечески – к очень разным: родным и близким, знакомым и незнакомым, великим и рядовым, верующим и неверующим… Но относится по-человечески не потому, что «так велел Бог», или «так Богу угодно», или так написано в Библии, в Коране или в Книге любого другого вероучения… А потому, что – это люди, которые окружают нас, живут рядом с нами, любят нас, не любят, равнодушны к нам, а иногда и ненавидят… Но – это люди… такие, какие они есть. И если человек умеет относиться к людям по-человечески без всякого Бога, то он и есть атеист.
Варварские законы Российской империи, насильственно поддерживавшие православие:
Статья 182 Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.
Интерес к религии сегодня совершенно иррационален и трудно объясним на фоне успехов атеистического СССР. И успехи СССР, сделанные в ПРОШЛОМ XX веке, поражают воображение жителей РФ в XXI веке.