Двенадцать лет назад я купил модем – и влип в мировую паутину. Жизнь сразу стала
разнообразнее: скольких новых людей я узнал, во сколько дискуссий ввязался – об
истории и о фантастике, о воспитании детей и о программировании баз данных, о
правах потребителя и о глюках винды. Ну и, разумеется, о Православии, о Церкви.
В 90-х, правда, православных сайтов и форумов было совсем немного, зато спустя
несколько лет они размножились в геометрической прогрессии.
Но еще тогда я обратил внимание на странную закономерность: чем более возвышенным
был предмет дискуссии, тем более нервным становился ее тон, тем больше случалось
обид, тем чаще звучали личные оскорбления. О базах данных говорили спокойно, о
книгах – уже эмоциональнее, о педагогике – на повышенных тонах, о политике – тут
уже звучала артиллерия, о Православии... – вот тут уже бабахало оружие массового
поражения. Православные воцерковленные христиане демонстрировали такое презрение
к оппонентам, такую жестокость, так лихо швырялись обвинениями в ереси (а то и
в сатанизме), что волосы вставали дыбом.
Где же любовь к ближним, не говоря уж об элементарной воспитанности?
За двенадцать лет, впрочем, лучше не стало. Более того, с появлением блогосферы
это "оружие массового поражения" стало поистине ядерным. Примеры у каждого перед
глазами. Обличают постоянно. В экуменизме, в антисемитизме, в иудействе, в младостарчестве,
в миссиофобии, в миссиофилии, в филокатоличестве, в апостасии, в апокатастасисе,
в обновленчестве, в ретроградстве, в монархизме, в либерализме, в уранополитизме...
и, конечно же, в ереси! Каждый сам себе Вселенский Собор, каждому видно, какой
гнусный ересиарх расселся по ту сторону экрана!
Может показаться, что я сгущаю краски. Немало ведь есть в православном интернете
замечательных, добрых, тактичных людей, никому не сказавших ни единого злого слова!
Да, это правда. Может быть, таких даже и большинство. Только вот голос их почти
не слышен, а крики, оскорбления, насмешки – этого "добра" в избытке.
А еще может показаться, что автор – "весь в белом", что он с неких заоблачных
высот скорбно смотрит на все эти безобразия и пускает слезу. Увы, я сам во всё
это давным-давно вляпался. Я тоже встревал в дискуссии, отпускал насмешливые комментарии,
видел в оппонентах напыщенных ничтожеств или злобных врагов, которым спуску давать
нельзя! Всё, что я наблюдал в сети, я мог бы увидеть и в зеркале – будь такое
зеркало, которое показывает не тело, а душу. Самое печальное – что я вовсе не
готов начать с понедельника новую жизнь и стать образцом корректности.
А речь ведь не только об интернете. В реальной жизни происходит все то же самое.
Не столь, быть может, громко, не столь ярко – но происходит. Меньше скандалов
– но ничуть не меньше равнодушия. Нам порой вообще наплевать, кто вместе с нами
стоит в храме, кто вместе с нами, скрестив руки, подходит к Чаше. Интернет – это
лишь надводная часть айсберга.
Стоит, однако же, разобраться, отчего всё это происходит. Почему православные
люди зачастую так отвратительно, безлюбовно и бессовестно ведут себя и с ближними,
и с дальними?
Ответ, лежащий на поверхности: грехи. "Стандартный набор джентльмена": гордыня,
честолюбие, властолюбие... Ответ, столь же верный, сколь и банальный. Да, все
мы, христиане, грешны. Да, наши грехи проявляются в наших отношениях с ближними
и дальними. Да, с ними надо бороться, причем способы борьбы давно известны.
Но только ли в грехах дело? Нет ли каких-то других причин, относящихся уже не
столько к состоянию души каждого из нас, сколько к окружающему нас пространству?
Как в песне Галича: "Что-то нехорошее в воздухе". Ведь воздух (понимаемый, конечно,
метафорически) влияет на душу, он либо провоцирует ее болезни, либо, напротив,
исцеляет их. Апостол Павел писал: "Не обманывайтесь: худые сообщества развращают
добрые нравы" (1 Кор. 15:33). Мне кажется, это не только про какие-то конкретные
коллективы, но и про ту культурную среду, в которой мы все варимся.
А воздух – он ведь прозрачен. Одно дело, когда ты видишь в себе, допустим, грех
осуждения, борешься с ним, следишь за собой, каешься – и все равно срываешься.
И совсем другое – когда ты вовсе не замечаешь в себе осуждения, потому что на
привычном тебе языке это уже называется иначе: принципиальность, гласность, гражданская
позиция, "не могу молчать", "на войне как на войне", "называть вещи своими именами",
и так далее, и тому подобное. Ты привык к этим словам, они на слуху, на языке
и в сердце. Умом понимаешь, что существует такой грех – осуждение, но тут же успокаиваешь
себя, что когда ты называешь X садюгой-инквизитором, Y – тупицей и неучем, а Z
– тайным обновленцем, ты не осуждаешь людей, а обличаешь зло, и успокаиваешь себя
словами апостола: "и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте" (Еф.
5:11).
Думаю, здесь дело не в какой-то особой повышенной личной греховности (как известно,
каждый из нас "из них же первый есмь аз"), а в тех стереотипах, что мы, воцерковившись,
принесли с собой (и в себе) в Церковь.
А принесли мы – партийное мышление. Печально, но факт: оно свойственно большинству
из нас, причем молодежи – не в меньшей степени, чем тем, кому за сорок. И неважно,
как мы двадцать лет назад относились к коммунистической идеологии – партийное
мышление было у всех. У кого-то советским, у кого-то антисоветским, но чертилось
оно по одним и тем же лекалам. Есть мы – правильные, знающие истину, вооруженные
передовым учением, призванные всех сделать такими же. Есть они – враги, отщепенцы,
темные силы, замышляющие козни, им присущи все мыслимые и немыслимые пороки. Они
– это, по сути, все, кто не мы. С ними – война до победного конца. Если враг не
сдается, его уничтожают. Если сдается, тоже – для вящей безопасности. Лес рубят
– щепки летят. Цель оправдывает средства. Грядущие поколения нам спасибо скажут.
Абсолютно неважно, какие конкретные формы такое умонастроение принимает. Неважно,
коммунизм ли это, национал-социализм, демократия, либерализм, плюрализм, космополитизм,
монархизм, постмодернизм или любой другой "изм". Важно, что мы, пропитавшись партийным
мышлением, и Церковь мыслим по тому же принципу. Конечно, мы на словах всецело
за любовь, милосердие, прощение, покаяние и так далее – но как доходит до дела,
мы ощущаем себя "бойцами невидимого фронта", которые "на войне как на войне" и
которым ради блага церковного все можно. Оскорбить, унизить, обмануть, предать
– для блага же, не хухры-мухры!
Благо это, впрочем, мы – как это и свойственно партийному мышлению – понимаем
весьма своеобразно. То есть чисто рационально. Чтобы больше было храмов, чтобы
рос процент воцерковленных, чтобы заткнулись наши противники, чтобы власть нас
слушала и слушалась. Словом, даешь план по валу!
А кто с нами не согласен... Тот, разумеется, или враг, или дурак. Партийное мышление
не предполагает права на ошибку. Как это так – признать, что вот этот человек,
говорящий столь очевидные для меня глупости, может быть умным, честным и порядочным?
Как это так – признать, что его заблуждения по данному вопросу еще не означают,
что он заблуждается абсолютно во всем? И уж совсем невозможно – признать, а вдруг
в тех глупостях, что он несет, есть какая-то частичная правда. Кстати, по той
же причине мы так редко извиняемся перед неверующими за какие-то явные обиды,
причиненные им церковными людьми. Нельзя же! Извиниться – это значит уронить партийный...
то есть церковный авторитет! Мы не можем показать слабину! "Сила Моя совершается
в немощи" (2 Кор. 12:9) – это же про апостола Павла, а не про нас.
Отсюда же – то, что я про себя называю "маркировка". Это когда, слушая оппонента,
мы вовсе не вдумываемся в суть его позиции, а ищем в его словах некие "маркеры".
Ага, прозвучало выражение "общечеловеческие ценности"! Ну теперь все ясно, это
либераст, это космополит, мы на него наклеим соответствующий ярлычок и словесно
уничтожим. А как иначе с этими либерастами? Или, к примеру, он процитировал Нилуса.
Все понятно, черносотенец-антисемит, сейчас будет бить-жидов-спасать-россию, наклеим
на него ярлычок и подвергнем остракизму. Наклеили ярлычки – и успокоились. Вписали
для себя происходящее в некую схему, поступили по шаблону. А что перед нами живой
человек – ну так где же его за ярлычком разглядеть?
И это вовсе не "детская болезнь левизны", не "неофитство". Партийное мышление
сплошь и рядом демонстрируют люди, пришедшие в Церковь еще в советские времена.
Демонстрирует, впрочем, и молодежь, которая с младенчества росла в церковной среде.
Демонстрируют, причем не так уж редко, и священнослужители.
Такая вот болезнь нашего времени, "такой по столетию ветер гудит" (вновь цитирую
Галича). Такой вот воздух – и вовне нас, и внутри. А вы думали, семьдесят лет
советской власти остались в учебнике истории?
Вопрос: как будем лечиться. Вновь на поверхности ответ: молитвой, покаянием.
Смирением и постом. И вновь все совершенно верно – с одной лишь оговоркой: партийное
мышление прекрасно умеет приспосабливаться к любой форме. Можно молиться по три
часа в день, исповедоваться за каждой всенощной, поститься до обмороков – и оставаться
тем же несгибаемым борцом невидимого фронта. Не воином Христовым, а солдатом партии.
Наверное, для начала нужно понять: а хотим ли мы вообще лечиться? Партийное мышление
– штука ведь психологически очень комфортная. Напрягаться особо не надо, и душу
греет чувство высшей правоты, и совесть не царапается, и сердце не болит. В раю
место забронировано – только вибрируй синхронно с линией партии... ой, то есть
Церкви.
А вылечиться – это как выйти из душного теплого мирка на морозный воздух, где
всё рядом: и горы, и пропасти, и ад, и рай, и ненависть, и любовь.
И Христос. - Царь царей, а не генеральный секретарь генеральных секретарей.
Сайт функционирует в соответствии с 28-й статьей конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Атеизм – это умение и желание относится к людям по-человечески – к очень разным: родным и близким, знакомым и незнакомым, великим и рядовым, верующим и неверующим… Но относится по-человечески не потому, что «так велел Бог», или «так Богу угодно», или так написано в Библии, в Коране или в Книге любого другого вероучения… А потому, что – это люди, которые окружают нас, живут рядом с нами, любят нас, не любят, равнодушны к нам, а иногда и ненавидят… Но – это люди… такие, какие они есть. И если человек умеет относиться к людям по-человечески без всякого Бога, то он и есть атеист.
Варварские законы Российской империи, насильственно поддерживавшие православие:
Статья 182 Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.
Все вы не раз читали, сколько священников и верующих было репрессировано за время правления коммунистического режима. А виноваты в этом, по заявлению церковников … атеисты! Это - случай так называемого безбожного вранья. И безбожно врут не атеисты, а священники.