Авторство: Невзоров Александр
Посмотреть и оставить отзывы (39)
Пять главных грехов митрополита Илариона Комикс про деньги РПЦ В деревне Мучкапского района открыли молитвенную комнату РПЦ вторглась в Африку США внесли Россию в черный список по свободе вероисповедания
Попы должны пойти работать
Работа над проектом закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного
назначения» (речь идет, по сути, о возвращении имущества, национализированного
в годы СССР) началась еще в 2007 году. И все протекало относительно тихо-мирно,
пока 21 сентября на Пятом канале не вышла программа Ники Стрижак «Отдадим все
церкви?».
В эфир «Открытой студии» были приглашены представители заинтересованных сторон:
православный режиссер и актер Николай Бурляев, главный хранитель Эрмитажа Светлана
Адаксина, настоятель церкви протоиерей Георгий Поляков, публицист Александр Невзоров.
В яростной дискуссии сошлись с одной стороны Невзоров, а с другой — Бурляев с протоиереем. Александр
Глебович категорически высказался против передачи церкви не только музейного,
но и любого другого имущества. «Не отдавать попам ни черта!» — бросил он, покидая
студию. Неудивительно, что программа вызвала шумный резонанс. Николай Бурляев
даже назвал ее провокацией, в которую он оказался невольно втянут. Сегодня, когда
страсти улеглись, мы решили уточнить позицию одного из фигурантов программы.
- На интернет-форуме Пятого канала практически 90 процентов откликов поддерживает
Вашу позицию. С чем это связано, Александр Глебович? Неужели РПЦ так растеряла
симпатии людей?
— У христианства, будем откровенны, есть одно огромное преимущество: это великолепная система управления. Но она работает только при полном невежестве управляемых. Проблема не с прихожанами Русской православной церкви — проблема с невежеством. Это не вопрос кто противник, а кто сторонник церкви. Это в большей степени вопрос о том, кто придерживается средневековых принципов мировоззрения и поведения, а кто все-таки живет в XXI веке. Сейчас гораздо больше людей, которые получили пусть поверхностное, но образование, которые мыслят если не самостоятельно, то хотя бы пытаются.
— У христианства, будем откровенны, есть одно огромное преимущество: это великолепная система управления. Но она работает только при полном невежестве управляемых. Проблема не с прихожанами Русской православной церкви — проблема с невежеством. Это не вопрос кто противник, а кто сторонник церкви. Это в большей степени вопрос о том, кто придерживается средневековых принципов мировоззрения и поведения, а кто все-таки живет в XXI веке. Сейчас гораздо больше людей, которые получили пусть поверхностное, но образование, которые мыслят если не самостоятельно, то хотя бы пытаются.
- А может быть, общество видит мало реальных дел церкви, направленных на поддержку
обездоленных?
- Поддержка «сирых, униженных и оскорбленных» — по мировой практике — это всегда
лицемерие, это самая изощренная форма воровства. Если поковырять любую благотворительность,
под ней почему-то видны пистолеты Макарова, паяльники и золотые перстни. Так что
дело не в этом. Просто религия может существовать только в строго отведенных институциональных
и интеллектуальных условиях, а этих условий сейчас нет. Поэтому так велико количество
тех, кто меня поддерживает.
- Когда начиналась разработка законопроекта, государство не скрывало, что хочет
сэкономить на содержании бывшей собственности религиозных организаций. Ведь бюджет
тратит немало средств на текущие и капитальные ремонты, на оплату света, газа,
водоснабжения и т.д.
- В свое время, к примеру, я облазил все наши монастыри, начиная с Коневецкого,
и уверяю вас, что найти там хоть одну государственную копейку очень сложно. Поэтому
я подозреваю, что такая позиция государства — лукавство и лицемерие. К тому же
многие бывшие объекты церкви находятся в весьма приличном состоянии и даже приносят
доход.
- Представители РПЦ говорят, что возвращение ей бывшей собственности приведет к
реформе церковной экономики. Если Церкви передадут новые храмы, местные приходы
не смогут их содержать. Таким образом, богатые приходы (преимущественно в больших
городах) будут делиться с ними деньгами.
- В такую реформу я не верю. Прежде всего, потому, что экономически она эфемерна
и безграмотна. Да, существует огромное количество нищих приходов, но их проблема
решается просто: попы должны пойти работать. Если у них есть любимое дело, они
могут заниматься им в свободное от работы время.
- Вы сказали, что получение Церковью «бонуса от государства» опасно, так как
на эти средства она может снова «купить спички». Что Вы имели в виду?
- Когда я говорю, что очень опасно оказывать Церкви серьезную финансовую помощь,
я имею в виду, что не надо провоцировать их употреблять те методы, которые они,
в принципе, употребляют. Мы видим агрессию. Мы видим священника в студии, который
орет «Прикуси язык!». Мы видим православного Николая Бурляева, который называет
меня Сашенькой, читает мне стихи, а проиграв дебаты, бежит строчить донос в прокуратуру.
Знаете, у меня нет никаких оснований полагать, что церковники всерьез изменились
с XIV века, когда они жгли и выкалывали глаза. Вспомним, как совсем недавно они
устроили показательный процесс над московскими художниками, которые удачно или
неудачно, не знаю, нарисовали то, что им хотелось нарисовать. Мы видим, как запрещается
к постановке опера «Сказ о попе и его работнике Балде». Мы наблюдаем, как замалчивается
юбилей Льва Николаевича Толстого, который когда-то был предан анафеме. Мы видим,
как по обвинению в бесовщине закрывается музей Бабы-яги в Вологодской области.
И когда у такой агрессивной структуры, какой является Церковь, появляются финансовые
возможности, появляется и серьезная возможность влиять на социальную жизнь. На
самом деле им нужно увеличить производственные мощности по производству благодати
и сопутствующих ей аксессуаров (назовем их «магическими»). Это нормальный бизнес.
- Почему, на Ваш взгляд, при возврате имущества, национализированного в годы
СССР, приоритет отдается Церкви, а, скажем, не бывшим владельцам заводов и фабрик,
домовладельцам и раскулаченным крестьянам? Многие называют это нарушением Конституции,
где декларируется светский характер нашего государства.
- Потому что, как я уже говорил, существует иллюзия, что христианство является
хорошим способом управления. Сейчас с помощью части христианских лидеров государство
ищет ключики к собственному народу, ищет способы управлять им. В Кремле ведь полных
дураков нет... Но в течение ближайших двух-трех лет наступит глубокое разочарование.
Власть сообразит, что больше теряет, чем выигрывает, поскольку выяснится, что
да, есть 3-4 процента воцерковленных, фанатичных людей, но на самом деле они ничего
не значат ни на выборах, ни в системе управления.
- Уже после дебатов на Пятом канале в законопроект внесены поправки, запрещающие
передавать Церкви предметы из государственной части музеев, архивов и библиотек.
Проблемы больше нет?
- Проблема есть. Потому, что есть недвижимость. Вот есть, скажем, управление
дорожного хозяйства - некое городское учреждение, структурное подразделение власти.
Может ли оно заявить о своем праве владеть хотя бы километром городских дорог?
Но ведь такой же структурой была и Церковь. Ничего своего у неё никогда не было.
Потому что она была структурным подразделением государства. И она хочет быть им
снова. Но при этом не допускает ни одного замечания в свой адрес. Почему-то критика
в адрес управления дорожного хозяйства называется критикой, а в адрес Церкви —
хулой. Но в чем принципиальная разница между этими организациями? Одна заботится
о дорогах, а другая оказывает магические услуги. Вот и всё. Увидев, что все молчат,
мне пришлось вмешаться. Думаю, вы понимаете, что на эфир меня пригласила не только
Ника Стрижак. И, конечно, этот эфир был пробным камнем, чтобы узнать, каковы истинные
настроения в обществе. Поэтому той программой, думаю, мы очень многое сдвинули.
Мы не собираемся обижать верующих. Пусть они живут своей жизнью, молятся, выполняют
обряды. Но пусть не лезут в нашу светскую жизнь.
- Есть еще криминальный аспект проблемы. Существует такая воровская профессия
как «клюквенник», специалист по кражам из церквей и монастырей. Не будет ли им
проще работать, если церковные ценности вернутся из музеев обратно в церкви?
- Думаю, что эти «клюквенники» не успеют ничего украсть. Потому что как только
у людей оказывается в руках оригинал, изготовление новоделов уже не является большой
проблемой. Как это происходило при советской власти? Вот у вас, предположим, есть
икона «Георгий Победоносец» пятнадцатого века. На ней стоит инвентарный номер.
Берешь любую икону XIX - начала XX века с тем же сюжетом, сдираешь со старинной
иконы инвентарный номер и прикрепляешь на эту. Всё. У тебя есть икона «Георгий
Победоносец» с тем же самым инвентарным номером. Комар носу не подточит.
- Общеизвестно, что в юности Вы были певчим в церковном хоре. Менее известно,
что Вы, Александр Глебович, учились в духовной семинарии.
- Это громко сказано, хотя я был достаточно плотно инсталлирован в семинарию. Никакой
церковной карьеры я там не сделал. Хотя бы потому, что у меня традиционная сексуальная
ориентация. Но я считал своим долгом исследовать этот вопрос всесторонне и очень
серьезно. А исследовать надо всегда изнутри, глубоко погрузившись. И, надо сказать,
что все митрополиты, с которыми я находился если не в дружеских, то в достаточно
серьезных отношениях, знали о моих намерениях, моих сомнениях и о том, что я провожу
некое исследование.
- Значит, Ваше резко критическое отношение к РПЦ во многом основано на личном
опыте?
- Конечно. Я действительно всех их хорошо знаю. Трудно найти иерархов Русской православной
церкви, с кем бы я не был знаком. Пусть как хотят, так и развлекаются.
- Последний вопрос. В каких Вы сегодня отношениях с религией?
- Абсолютно ни в каких. Для меня идеи бога малоинтересны. Я считаю, что это узкий
вопрос для профессиональных астрофизиков. Пусть они решают, была ли вначале некая
разумная деятельность, которая спровоцировала «большой взрыв» и расширение Вселенной,
или нет. Стивен Хокинг, этот гениальный физик в инвалидном кресле, пришел к решению,
что такого «божественного толчка» извне не было. А ему как наследнику трона Эйнштейна
можно верить.
P.S. Слово «Бог» в прямой речи А.Г.Невзорова пишется со строчной буквы по его
настоянию.
Беседовал Андрей Юдин,
"Фонтанка.ру»
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3662