Авторство: Лодыгин Кирилл

Православие перелезло через школьный забор и отгородилось дверью. В Нижнем Новгороде РПЦ МП отобрала школу


15.10.2010 Статьи/Образование

Месяц назад попалось мне на глаза интервью новоиспеченного Орехово-Зуевского епископа Пантелеимона (Шатова): "Если меньше 5% людей ходят в храм по воскресным дням, если люди не знают Евангелие, если люди не воспитаны в христианских заповедях, не научены этим заповедям, то о чем можно говорить? Это дикий народ, у нас просто новое средневековье, страшное варварство". Воля ваша, но, по-моему, это уже за гранью.
И я знаю, что найдется множество людей, которые скажут: "Прав, прав батюшка, Верно все говорит…" И вот как раз поэтому нужно при любой возможности высказываться против.
Я благодарен редакции сайта "Полярная Звезда", которая согласилась опубликовать текст в его первозданном виде, несмотря на то, что исполнен он в жанре провинциальной журналистики.
Письмо родителей школы № 113 уже было растиражировано нижегородскими СМИ и, кажется, наделало шуму. Во всяком случае, по нашим сведениям, чиновники из Департамента образования Нижегородской области высказывали директору школы недовольство по поводу того, что история с передачей части помещений школы под размещение православной гимназии получила широкую огласку.
Напомним. Образовательное учреждение Нижегородской епархии, которое до того размещалось в поселке Зеленый город, переехало в стены 113-й школы в августе, во время летних каникул. Решение о передаче помещений школы православной гимназии было полной неожиданностью как для родителей учеников, так и для коллектива школы. Сколь либо внятного обоснования произошедшему нет до сих пор.
 
 
Я присутствовал на встрече родительского комитета школы с депутатом Городской думы от Нижегородского района Вадимом Агафоновым. Г-н Агафонов, когда был поднят вопрос о "соседях", заявил: школы теперь переведены на подушевое финансирование, объем финансовых поступлений напрямую зависит от количества учеников. Школа № 113 считается малокомплектной и, видимо, это было основным аргументом за подселение православной гимназии. "Видимо" – потому, что эта версия личное предположение г-на Агафонова. Чем же на самом деле руководствовался мэр (а решение о передаче помещений было принято им лично), депутат не знает. Позвольте, - тут же возразил Агафонову кто-то из родителей, - для того, чтобы разместить гимназию, в школе был расформирован класс, состоящий из двенадцати человек. Накануне 1 сентября двенадцать семей вынуждены были искать новое место для обучения своих детей. Вместо них в школу въехало пятнадцать (!) гимназистов. Ну и где тут существенное увеличение численности учащихся? Г-н Агафонов не нашелся что на это ответить.
 
Разумеется, ситуацию вокруг 113-й школы вынуждена была комментировать Нижегородская епархия. Пресс-секретарь Нижегородской епархии Виталий Груданов заявил журналистам: "Размещение начальных классов православной гимназии в школе №113 осуществлялось в пустующих помещениях. И все работы, которые были связаны с обустройством этих классов, в том числе и финансовые затраты, несла и несет Нижегородская епархия". Кроме того, по заявлению Груданова, гимназия располагается всего-то в двух классах школы.
 
Если не стесняться называть вещи своими именами, г-н епархиальный пресс-секретарь многократно соврал. Меня вот всегда ставило в тупик такое вранье, мелочное и, главное, легко проверяемое. Достаточно зайти в школу, пройтись по этажам, чтобы убедиться, что гимназия заняла не два, а четыре кабинета, – фактически два крыла школы на втором и третьем этаже. Кроме того, для проведения занятий гимназией используется спортивный зал школы.
 
Про пустующие помещения тоже ложь. Какие же пустующие, если для вселения гимназистов были вынуждены расформировать класс и выставить на улицу уже учившихся в школе детей? В одном из доставшихся гимназии классов ранее располагался школьный музей. Теперь его судьба непонятна.
 
Ну и про финансовые затраты, которые, якобы, понесла епархия. Гимназисты вселились в отремонтированные и подготовленные к 1 сентября помещения, отремонтированные в том числе усилиями родителей того самого расформированного класса.
 
Представители родительского комитета школы интересуются у директора: какие финансовые выгоды получила школа, предоставив гимназии помещения на правах безвозмездной аренды. Получают ответ: "Они согласились оплачивать свою часть коммунальных услуг". – "А платить за охрану?" (Если вдруг кто не в курсе, теперь в каждой школе на входе стоит человек в форме охранного предприятия, задача которого – не пропускать в школу посторонних.) – "За охрану платить они пока не готовы".
 
Так что пока все финансовые затраты епархии – двери, которые поспешно были установлены, чтобы отгородить "свою" территорию. Кстати, о дверях. Ну, то, что их установка моментально превратила, по крайней мере в глазах учеников и их родителей, всю эту ситуацию в захват, можно и не говорить. Это, по-моему, очевидно. Не надо быть специалистом в детской психологии. Достаточно помнить опыт собственного детства, чтобы предвидеть практически неизбежные теперь конфликты между гимназистами и "обычными" учениками. И, судя по тому, что на моих глазах директор школы внушала родителям ("Объясните детям, что это такие же ученики, что не надо воспринимать их враждебно…" ну и т.д.), какие-то трения уже были. Как эта отгороженность от общего мира школы влияет на учеников гимназии тоже, в общем-то, понятно. Может быть, это одна из целей православной педагогики: привить воспитуемым психологию человека из резервации. Не знаю, но, впрочем, не мое это дело.
 
Ложь г-на Груданова вызвала у родителей школы довольно бурную реакцию: "Такую организацию представляет и так врет!". На само деле ложь представителя Русской православной церкви не должна столь уж сильно их удивлять. Готовы они себе в этом признаться или нет, но вполне определенное мнение об этой организации у них сложилось, и сложилось, скорее всего, задолго до вторжения епархиальной структуры на их территорию.
 
Как представители родительского комитета школы видят происходящие? Разумеется, у них есть только догадки и предположения. Но в условиях, когда никакой официальной информации нет, когда представители власти не спешат их успокоить и даже, напротив, предпочли бы избежать огласки и общественного внимания, что еще остается людям, кроме как предполагать и домысливать? И ситуация видится им так.
 
То, что происходит – планомерный и продуманный захват здания в центре города (школа расположена на улице Ильинской). Школы теперь живут на подушевом финансировании. Въехавшая на территорию 113-й школы гимназия уже развернула деятельность по привлечению новых учеников. Собственно даже в цитировавшемся выше официальном заявлении епархиального пресс-секретаря содержится нечто, напоминающее почти неприкрытую рекламу: "Православная гимназия является обычным общеобразовательным учреждением, в которой осуществляются учебные программы в рамках образовательных стандартов. Любой родитель при желании может отдать своего ребенка не в обычный, а в православный класс". "Знаете, что уже говорят про нашу школу в округе? – спросила у депутата Агафонова одна из родительниц. – Что она теперь православная! (Прозвучало это примерно, как если бы было сказано: "У нас тут вспышка чумы!" - прим. автора) Нормальные родители теперь своих детей сюда не поведут".
 
 
Обычных детей будет все меньше. Гимназистов все больше. К тому же они территориально к школе не привязаны – их и сейчас привозят на учебу из области. Что мешает в будущем свозить их все больше? Гимназия разрастется как раковая опухоль и поглотит школу. Именно этого люди и опасаются . И то, что никто из представителей власти не поспешил их успокоить, только укрепляет их во мнении, что они поняли все правильно.
 
Конфликт (а это именно конфликт, как бы ни пыталась администрация школы сгладить ситуацию) в самом разгаре. Собственно, пока добавить больше нечего.
Ну разве вот еще что. Сама эта ситуация вокруг православной гимназии, очень живая реакция родителей учеников 113-й школы обнажают еще одну большую ложь нашего времени, ложь о якобы имеющем место быть в России православном ренессансе.
 
Люди, с которыми я разговаривал, и разговоры которых между собой я слушал (а я слушал внимательно), рано или поздно изрекали: "Я, конечно, не против православия (религии, Бога), но…" Дальше, говорящий начинал блуждать в словах, тщательно их подбирать. Это понятно.
 
 
Все эти люди – обычные российские обыватели, нормальные. Им, разумеется, не хочется, чтобы у собеседника возникли сомнения в их благонадежности или приверженности общественным ценностям. Но есть это проклятое "но". Привычка к ханжеству и лицемерию у каждого человека вырабатывается быстро. Невозможно жить в обществе и не получить соответствующую прививку. Неизбежное зло. Но в случае с православным возрождением доза становится с трудом переносимой или непереносимой вовсе. Люди не имеют ничего против Православия (хотя, вероятно, есть и идейные, которые все-таки имеют), но усиленно навязываемая много лет обществу официозная казарменная поповщина им определенно не нравится. И отсюда вот такая, совершенно нормальная реакция. Как сказала мне мама одного из первоклассников 113-й школы: "Ничего не имею против Бога, считаю, что традиция – это хорошо. Но если из школы сделают православную гимназию, я буду вынуждена своего ребенка куда-то переводить".
 
 
11 октября 2010 г.
 

Посмотреть и оставить отзывы (28)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Звездозаконием по образованию
  • Патриарх нашел средство от религиозных стрелков в школах - еще больше религии
  • Включат ли пастафарианство в школьную программу согласно планам?
  • Готовим атеистов к ЕГЭ
  • Выбор модуля ОРКСЭ как показатель религиозных предпочтений родителей

    Пришествий на страницу: 3940