Авторство: Валя С.
Посмотреть и оставить отзывы (11)
Чиновники хотят подарить РПЦ 30 памятников деревянного зодчества Пушкин и ислам Сказка ложь, да в ней намек Падал прошлогодний снег Киркоров сплясал на кресте. Иереи в истерике
Коллективный портрет
Хорошо известна картина И.Е.Репина «Крестный ход в Курской губернии”. В ней
дан коллективный портрет верующих дореволюционной России конца 19-того века.
Поразительные типы, яркие сцены рельефно изображают тупой фанатизм одних, шизофренический
восторг других, верноподданническое холуйство третьих, хитрую морду четвертых,
сытое самодовольство и самоуверенность пятых … Захотелось нарисовать такой коллективный
портрет верующих нынешней России – каковы они, что в них изменилось за прошлые
годы, когда вера была предана верующими и отменена властью, какие они нынче? Это
полезно - что бы при обсуждении вопросов веры перед лицом стоял не абстрактный
образ верующего, а некий портрет. Это поможет лучше понять истоки и причины веры
в мистические образы и смыслы, и цель к которой движется этот «крестный ход».
К сожалению, я не художник и отобразить это явление художественными средствами
мне не дано, но сделаю попытку дать словесный портрет некоторым типажам, который,
может быть, использует нынешний «Репин». К тому же такой коллективный словесный
портрет может быть дополнен новыми «мазками» - «полотно» открыто для творчества.
Итак, «палитру» и «кисть» в руки и приступаем:
1. «Профессионалы» - эти самые колоритные, это те, кто получил религиозное образование,
поэтому все ясно понимают и осознают, получают за «работу» заработную плату -
за обслуживание культа, то есть, за веру. Выглядит это не очень нравственно и
вызывает сомнения в искренности веры – может величина искренности зависит от
величины зарплаты?
2. «Политики» - изображают верующих из вполне рациональных политических соображений,
так сказать для пользы дела – расширение электорального поля, повышение популярности,
укрепление власти и т.п. Выглядят не убедительно, иногда, даже, смешно.
3. «Фанатики» - люди из разных слоев и с разным уровнем интеллекта и образования,
чаще – малообразованные, часто – экзальтированные особы из, так называемой, творческой
среды. Люди с проблемами в личной жизни, часто с нарушением психики. На этой стадии
не способны адекватно воспринимать окружающий мир. Нуждаются в помощи психотерапевта
или даже психиатра. Роль таковых, в данном случае, принимают на себя попы.
4. «Идиоты» - люди с неразвитым интеллектом и малообразованные, поэтому не способные
оценивать окружающий мир и делать выводы, следуют за теми, кто их поведет.
5. «Артисты» - так называемая, творческая «интеллигенция», которая все понимает,
но в этой среде, привыкшей играть роли, в данный момент, модно стало демонстрировать
свою, внезапно, необыкновенно возросшую духовность и взывать к народу, что
бы он так же последовал за ними в лоно. Но безнравственность большинства из этой
среды, вызывает недоверие к их искренности, брезгливость и отторжение.
6. «Зомби» - люди, воспитанные с детства в строгой религиозной среде, у которых
не было, сначала, возможности, а потом и желания взглянуть на окружающий мир другими
глазами.
7. «Конформисты» - люди, которым не хочется разбираться в этой «тонкой материи»
и которые «верят», на всякий случай (а вдруг, действительно, что то там есть),
«верят», потому что верят их родители, знакомые (за компанию), потому что сейчас
«так принято», потому что это - народная традиция.
8. « Психотерапевты» - это те, кто использует церковь и церковные ритуалы, как
и аутотренинг, для поддержания своего психологического и физического здоровья,
своего рода, медитация. Для достижения максимального эффекта желательно иметь
податливую психику, которая легко входит в транс. Наверно, можно достичь такого
эффекта тренировками во время богослужений. Полезно внушить себе, что ты веришь.
9. «Ученые» - по большей части, люди гуманитарного образования, но встречаются
и технари. Все понимают, но используют религию для эпатажа, что бы как-то выделиться
из среды, показать себя неординарными личностями. Используют авторитет науки,
который многократно превышает их собственный авторитет в науке, для популяризации
ненаучных истин.
10. “Подсвечники» - охранники и прочая челядь, снующая по церквям за власть имущими,
олигархами, чиновниками.
11. «Уголовники» - олигархи, воры, убийцы, пытающиеся замолить свои «грешки».
12. «Моралисты» - всё понимают, но считают, что для борьбы с моральным разложением
общества и безнравственностью, в том числе и собственных детей, все средства
хороши, так сказать, «ложь во спасение». Не находят других средств воздействия.
Верят, что сохранение народной православной традиции поможет сохранить единство
народа и выжить ему, как народу.
13. «Террористы» - крайне циничные подлецы, которые используют религию и фанатизм
верующих для достижения радикальными средствами политических, экономических, территориальных
претензий.
14. Возможны комбинации, например, «фанатики-идиоты», «террористы-фанатики»,
«идиоты-подсвечники», «ученые-психотерапевты», «зомби-профессионалы» или «политики-моралисты»
и т.д.
Вот такой у меня получился «крестный ход». Не знаю, удалось ли «лучше
понять истоки и причины веры в мистические образы и смыслы» - мистическое в «полотне»
почти не видно, а вот истоки и причины просматриваются - необразованность, оболванивание
и банальная корысть.
Причина того, что верующие не воспринимают здравого смысла и логических
аргументов в дискуссиях о боге, даже такой железной логики, как в статье П.Михайловского
«Бог не существует», тоже просматривается из портрета – одни не способны мыслить
логически (да и, вообще, мыслят с трудом), другие мыслят очень логично, и очень
здраво отстаивают свои цели, как видно из портрета, не всегда имеющие отношение
к вере. Цель «крестного хода» размыта – у каждого «ходока» своя, хотя общее направление
хорошо известно.
Теперь дело за критиками и посетителями «выставки» - полотно открыто, предлагаю
желающим, в том числе и верующим, дополнить «картину» своими красками, желательно
не только черными и ядовитыми – и так все получилось мрачновато.
Коллективный портрет не верующих изобразить труднее – здесь меньше колоритных
типажей – лица представляются затронутыми интеллектом – у одних слегка, другие
– просто замученные. У атеистов выражение лица злое, у материалистов – мудрое,
как у старого Леонардо. Есть еще пофигисты, но они не представляют интереса для
художника.
Наверняка, найдутся желающие нарисовать карикатуру или шарж на самого «художника»
- я их предвосхищу, изобразив автопортрет - физиономия совершенно обыкновенная
- «совок», как выражаются нынешние «купи-продай», евролибералы и прочие спекулянты
- инженер, на пенсии, из тех про кого часто юморил А.Райкин, по поводу их зарплаты.
Но, не смотря на его шуточки и низкую зарплату, участвовал в нескольких серьезных
разработках, для внедрения которых в народное хозяйство был построен опытный
завод и два серийных, один из них – за рубежом. Как видите, жил и работал сам
и давал жить и работать другим. Так что я без страха, не зажмуривая глаза, могу
смотреть в лицо любому богу и художнику.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 4911