Авторство: Цоглин Аркадий

Библейские книги пророков — слово Бога или человеческие документы?


09.11.2009 Статьи/Библия

Библия, т.е. Ветхий Завет содержит сочинения шестнадцати так называемых пророков, из которых наиболее известны книги Исайи, Иеремии и Иезекииля. В результате лингвистического анализа, произведенного учеными-библеистами в19 веке, установлено, что все они представляют собой антологии (сборники) произведений разных авторов, настоящие имена которых утрачены. Принадлежность пророческих писаний в течение многих веков носит церковно-традиционный характер. Эти произведения в целом выражают идеи, распространенные в иудейском обществе, начиная с 8 века до н.э. Пророки были учителями народа, его интеллектуальной элитой, общественными деятелями и философами. Из их сочинений явствует, что пророки считали себя выразителями воли Бога Яхве (традиционное название божества древних евреев, принятое в библейской литературе).
В отличие от Пятикнижия, где господствовала идея коллективной ответственности еврейского народа (иудеев) перед Яхве за соблюдение Завета, пророки развивали нравственно-этические идеи периода становления и независимого развития иудейского государства.
Пророк Амос утверждал, что его интересуют не ритуалы поклонения Богу, а только стремление к справедливости в обществе. Пророк  Михей подчеркивал, что Яхве требует от людей доброты и милосердия. Исайя пошел еще дальше. Он превратил Яхве из племенного божества в Бога всего человечества. Исайя считал, что иудеи избраны Богом для того, чтобы принести всем народам весть о едином Боге (его предшественники столь широко не мыслили и были сосредоточены только на внутренних проблемах Иудеи). Он также был суровым критиком социальных порядков в своей стране, резко осуждал произвол богатых и властных : «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле». Амос, Иеремия и Неемия клеймили эксплуатацию, ростовщичество и бессердечие богачей. Исайя  от имени Яхве заявлял, что религиозные обряды не имеют никакого значения, если их не совершать с чистой совестью; он обвинял богатых ханжей, которые  исполняли обряды в храме, совершали жертвоприношения  и постились, а затем угнетали бедняков и обирали сирот. Проповеди пророков к соплеменникам неизменно выдавались ими за волю Яхве, хотя они не могли таким способом  установить в стране более справедливые порядки. Как и сейчас, религия в древности служила только прикрытием для удержания и приобретения власти теми, кто имел силу и деньги.
В книгах пророков отразилась напряженная борьба частных интересов в иудейском обществе в период, предшествующий вавилонскому завоеванию. Они имеют большое историческое и культурное значение как источники сведений о верованиях и образе жизни древних евреев. Но выдавать пророческие сочинения за божественные откровения нет серьезных причин. Как и в целом Библия, книги пророков являются  творчеством людей, живших интересами своего времени.
Аркадий Цоглин, г.Саратов
 

Посмотреть и оставить отзывы (17)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Читая книгу «Левит»
  • Блуждая по Библии. Книга вторая «Исход»
  • Библия – идейная основа атеизма и совершенного общества
  • Читая книгу  «Бытие»
  • Библия – исторический феномен под грифом «секретно»

    Пришествий на страницу: 3776