Авторство: Дулуман Е.

О смысле жизни.


05.03.2003 Письма/Смысл жизни

О смысле жизни:

(Продолжение переписки верующего Романа Верникова и атеиста Евграфа Дулумана)
 
     СОДЕРЖАНИЕ:
Письмо Романа Верникова.
Ответ Евграфа Дулумана:
 

Письмо Романа Верникова:

----- Original Message -----

 

To: duluman@alfacom.net

 

Sent: Tuesday, June 03, 2003 11:34 PM

 

 

Здравствуйте, профессор. Мой ответ в файле. С уважением Роман
Верников.

 

 

 

Уважаемый профессор. Ещё раз благодарю Вас за ответ. Недавно я открыл философский словарь 1986 г. издания, и прочитал: "Смысл жизни - регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность." Упорно задавая Вам вопрос "зачем?", я спрашивал Вас не о том, зачем жить в физическом плане, не о том, зачем удовлетворять материальные потребности. Я спрашивал, зачем атеисту жить духовной жизнью, иметь нравственный стержень. Вы в своей "теореме о смысле жизни" совершенно справедливо выделяете три "ипостаси" человека, как существа биологического, социального и духовного. Согласно учению Христа, все три природы присутствуют в человеке, причём иерархия этих природ такая же, какую Вы указываете: низшая ступень - биологическая природа, следующая ступень - социальная природа, и высшая, главная ступень - природа духовная. Все три природы находятся в гармоничном единстве. Пребывание человека на первых двух ступенях имеет смысл только для его предстоящего восхождения на ступень высшую и главную. В противном случае человек остаётся "бесплодной смоковницей". И удовлетворение материальных потребностей, и рождение детей, и защита Родины, и тяготы, и лишения - для христианина всё подчинено одной цели - принести плод духовный, очиститься, реализовать замысел Божий, т.е. стать человеком в полном смысле этого слова - из образа Божия превратиться в подобие Божие. Душа по природе своей - христианка. Стремление к гармонии, красоте, высоте так же естественно для неё, как для птицы - стремление ввысь. Какие желания, чувства, мысли возникают у нас, когда мы слушаем, например, Баха, или созерцаем "Сикстинскую мадонну"? Мысли о земном благополучии? Почему душа наша рвётся прочь от земли, когда мы соприкасаемся с прекрасными творениями человека? Почему человек вообще создавал их? Зачем ему это? Для христианина ответ очевиден- и почему, и зачем. А вот для атеиста? Моему герою-атеисту совершенно непонятен этот вектор его души. Он, отнюдь, не скот, не бездушный чурбан, которому неизвестны высшие чувства, потребности. Он просто НЕ ПОНИМАЕТ, ЗАЧЕМ, откуда у него это, и почему он должен держаться этого вектора, если он заранее знает, что он никуда не ведёт. Вокруг него мелькает яркая реклама сигарет и презервативов -"Поддайся искушению, уступи соблазну". Все поклоняются золотому тельцу, все стремятся к материальному благополучию. И правильно стремятся. К чему ещё стремиться, если мы - лишь плоть и кровь. Это естественно, это осязаемо. В нас сильны плотские страсти, потребности. Мы знаем, что, удовлетворив их, мы получим реальное, осязаемое удовольствие, наслаждение - будь то вкусная еда, много денег, или красивая женщина. Даже если нам придётся хорошо потрудиться (заработать миллиард долларов, стать суперпуперзвездой, или прибить надоевшего соседа), чтобы удовлетворить похоти нашего тела, мы знаем: награда - вот она, здесь у нас. А что мы получим, если будем жить праведной жизнью, то есть следовать велениям совести? Только геморрой, да доброе имя в среде таких же сумасшедших, ибо все "нормальные" люди будут в лучшем случае называть нас чудаками. Так зачем жить по совести, если Бога нет? - вот что я у Вас спрашивал, дорогой профессор. Ведь это только в сказках добро обязательно побеждает. А в реальности? Вы, конечно, помните, что говорится в Писании про последние времена. Вас не смущает такое совпадение? В современном "высокоразвитом" мире царит, побеждает, жирует зло (хотя для атеиста добро и зло - лишь словесные конструкции). Зло (разврат, страсть к наживе, эгоизм) уже чуть ли не объявлено добродетелью. Чтобы жить во зле, т.е. современной добродетели тебе нужно иметь наглость, жёсткость, хитрость, да, желательно, стопудовые мышцы - всё. Вот всё, ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СВОЕГО ЖИРНОГО КУСКА СЧАСТЬЯ НА ЗЕМЛЕ. Счастья, которое Вы в своей "Теореме..." объявляете смыслом жизни. Вы, конечно, говорите, что счастье у каждого своё. Да, и в нашем  духовном дерьме (простите за резкость) находятся жемчужины, для которых " ... есть лишь покой и воля..." Но их единицы. Основная масса хочет жрать и размножаться. Чем их счастье хуже? Я спрашиваю Вас: ЧЕМ ДЛЯ АТЕИСТА ЗЛО ХУЖЕ ДОБРА? Вы говорите, что такие вопросы только человек задаёт, а весь остальной мир живёт себе и живёт, и не мучается. Вы, я так понял, и человека призываете "не опустошать свою единственную жизнь", а жить себе поживать, потому что так надо. Да только ничего не поделаешь - человек такое дурацкое существо, что всегда ему мало. Хочется ему совершенства, идеала. Вы говорите ему: "Идеала нет, есть только то, что есть. Постарайся быть счастливым с тем, что есть". Человек старается, старается, а потом послушает Баха, Чайковского, почитает Достоевского, Евангелие,- и снова недоволен. Недоволен тем, что чувствует - вот здесь правда, счастье, здесь моё место, для этого я создан. А потом вспоминает, что этого нет. Всё фантазии, иллюзии. Есть лишь работа, еда , размножение и место на кладбище. Это чувствует и мой герой-атеист. Он интуитивно хочет быть с Бахом, но понимает, что Баха нет, а вот полуголые лесбиянки на телеэкране - они есть. И только они- больше ничего. Так зачем, - он думает- мне идти к Баху долгим тернистым путём? Лучше попрыгаю с лесбиянками. Вы скажете: так что же, раз Баха нет, так надо обязательно быть скотом? Нет, не обязательно, - ответит он - но скотом быть проще. Вы говорите, что атеизм сделал много для улучшения физического существования человека. Очень спорно - ведь многие учёные, инженеры, врачи (Паскаль, Фарадей, Ньютон, Попов, Менделеев и др.) были людьми верующими, и не стоит приписывать весь научно-технический прогресс атеизму. Церковь и не осуждает достижения науки и техники. Она призывает использовать их во благо, ради добра. Не важно, ездит человек на лошади, или на машине - главное, чтобы Бога любил и ближнего (хотя, конечно, многие достижения техники утяжеляют духовную жизнь). А вот что, спрошу я Вас, сделал атеизм для удовлетворения духовных потребностей человека, что является такой же объективной реальностью, как потребность в еде? Это, безусловно, абсурдный вопрос. Ведь духовные потребности - это именно потребности в неземном, в идеальном, в вечном, т.е. в том, что атеизм отрицает. Вы делите человека на биологическую, социальную и духовную составляющие. Но атеизм гармонично "укладывался" бы в человеческой душе, если бы в человеке присутствовали только две первые компоненты. Духовная потребность была, есть и будет высшей человеческой потребностью. И всегда люди будут искать Бога, и находить, ибо только с Богом добро будет добром, а зло - злом.

 

 

Ответ Евграфа Дулумана:

 
Уважаемый Роман ВЕРНИКОВ!
 
Рома-а-а-а-н…
Я вынужден принимать Ваше писание за искреннее выражение Ваших мыслей и оценок обо всем том человечестве, которое не православное. Да и православное для Вас только то, что находится в ограде Московской Патриархии. Или я ошибаюсь?
 

1. Есть ли смысл жизни

вне Православной церкви?

Если ошибаюсь на Ваш счет, то публично поправьте меня и признайтесь, считаете ли лично Вы  достойными уважения и живущими осмысленной – в Вашем личном понимании – жизнью проклятого Московской патриархией митрополита Филарета Денисенко, а вместе с ним и всех гамузом верующих его Православной церкви, так называемого, Киевского патриархата? Ведь он и его последователи тоже православные. Или не православные? А члены существующей и действующей в России Заграничной Православной церкви, они-то православные или не православные? А патриарх константинопольской православной церкви Варфоломей? Он сейчас в ссоре с Московским патриархом. Он, Варфоломей, живет осмысленной жизнью или не осмысленной?

 
Когда заходите в православный храм и начинаете крестить своего лба, то посмотрите искоса вокруг себя: все молящиеся там имеют смысл жизни, ищут смысл жизни или не имеют и не ищут? А Вы не присматривались к митрополиту Владимиру Котлярову? Я вместе с ним учился в Троице-Сергиевой Лавре: он – в семинарии, а я в духовной академии. Он, облагая попов оброками на покупку себе престижных заграничных авто, живет осмысленной жизнью или не осмысленной? А как там с патриархом Алексием Вторым Ридигером? Этим хищным волком в стаде овец христовых; орденоносцем от бывшего КГБ СССР, клепавших доносы на братьев своих меньших? Этого сотрудника фашистов во время оккупации Эстонии? Этого дезертира и двурушника, обольстителя девушки и святотатца?.. Одним словом Азазеля-Дроздова? Жизнь его имеет смысл или смысла не имеет? Что же Вы только печетесь о своей душе, да о своей душе. А почему не помыслите о душах православных, которых влекут в гиену огненную Ваши отцы святые? Да и о своей душе подумали бы серьезно. Подумайте: спасут ли Вашу душу такие Иуды, в лучшем случае – слепцы, которые берутся вести зрячих? По словам Христа, они и сами в яму упадут (сиречь – в ад) и Вас с собою увлекут (Матфея, 15:14).
А куда Вы денете баптистов, адвентистов, пятидесятников, мормонов, иеговистов и еще 2000 разных наименований верующих, называющих себя христианами и во что бы то ни стало живущих по Его заветам? Или они тоже – того? Они тоже живут скотской жизнью? Скотской – да? А если не скотской, то почему и Вы лично не вместе с ними? Ведь в массовом, по плотности,  в их среде тех, кто и субъективно (по своим внутренним убеждениям и соответствующим этим убеждениям самооценкам и самочувствию) и объективно (по внешним проявлениям их поведения) гораздо и гораздо больше являются подлинными христиане, нежели Вы и Ваши единоверцы в Вашей Православной церкви. Все они всей душой - за Христа, за Бога. Ну, так как? У них, этих для Вас иноверцев, жизнь имеет смысл или смысла не имеет?..

–  Отвечайте! Отвечайте!! Нечего юлить и соскальзывать с прямого ответа на прямой вопрос и начинать языкоблудничать в отношении бессмысленности жизни атеистов, агитировать их на аморальное поведение да скотский образ жизни. Я Вам всегда прямо отвечал на прямо поставленный Вами вопрос.

 

 

2. Ежели бы Вы, Роман, лично были атеистом

Не делайте вида, что я, мол, не ответил на Ваше «Зачем?». На все Ваши конкретные  «Зачем» я ответил исчерпывающе конкретно.  А Вы опять говорите о том, что Вы не понимаете: зачем это атеисту быть добрым, а не злым, жить человеком, а не скотом? Не понимаете, так постарайтесь понять. Не судите обо всех, в первую очередь об атеистам, по своей мерке: «Вот, ежели бы я лично был атеистом, я бы… Я бы… Я бы был скотом и был бы счастлив  в своем скотстве».

 

Я Вам уже писал и еще раз скажу: «Роман! Не ставайте атеистом! Вам это противопоказано. Вы – человек, над скотской природой которого нужен постоянный, Всеведущий, при Вас постоянно присутствующий, Вездесущий, Бог, который видит Вас насквозь… Без такой Всемогущей узды Вам никакими своими внутренними силами не обуздать присущие Вам скотские инстинкты. В Вашем внутреннем существе таких мотивов и сил, обуздывающих Вашу скотскую натуру, нет… Оставайтесь мне верующим. Так будет лучше для окружающих Вас, для Ваших, как написано в евангелиях, ближних».

 

Христианская религия, как никакая другая религия в мире, рассчитана на высшей меры эгоистов, для которых кроме их собственной души – то есть, их самих – ничего дороже в мире нет. Во имя спасения своей души верующий христианин должен не взлюбить весь мир и все, что в мире (1 Иоанна, 2:15); возненавидеть мать свою, отца, жену, детей и всех ближних своих, чтобы быть достойным Бога и Христа (Матфея, 10:37); должен вырвать свой глаз и отсечь соблазняющий член (Матфея, 5:29-30; 18:9; Марка, 4:43-49)  должен недопивать, недоедать, плакать и молится о своих мнимых и действительных грехах,  какими и были все святые православной церкви. Как конкретно и буквально эти изуверческие заповеди Иисуса Христа выполнялись на деле, можно прочитать в «Житиях» православных святых

 

 Вообразив себя атеистом, Вы, Роман можете вообразить себя без веры в Бога, но в тоже время никак – ну, никак; ну, ни за какие коврижки! – не можете  вообразить себя без пропитавшего Вашу душу шкурного эгоизма. Я только не берусь отгадать: откуда у Вас эта инфекция: или Вы с рождения подхватили эту заразу или Вас позже укокошила христианская эпидемия. А может быть здесь случилось по принципу: какое ехало, такое и встретило?. [Здесь я пересказал по-русски емкую украинскую пословицу: «Яке їхало, таке й здыбало”.]

 

 

3. Христианина лишают биологических потребностей

и социального благополучия

Во имя спасения своей души – Вы, Роман,  конечно, не забыли, что хотя это спасение и в загробном мире, но это спасение на вечность – христианин должен отказаться от всех материальных – земных – утех, в том числе от утех, которые испытывает человек в процессе выполнения своего биологического смысла существования, биологического предназначения: воспроизводства рода своего. (Я имею в виду не только счастливый процесс оплодотворения, но и счастье биологического взращивания, общественного воспитания, духовного взросления грядущих поколений). Или Вы считаете воспроизводство рода своего – бессмысленным скотским делом. Или Вы при оплодотворении своей жены не испытывали чувства удовольствия и радости. В таком случае Вы, оставаясь во всем своем скотском естестве, являетесь скотом несчастным. Если Вас матушка Природа лишила способности к оргазму, то Вы в своей биологической основе уже ущербный и частично (по моей Теореме о смысле жизни – на одну треть) несчастный человек. А если Вы, к тому же, ущербны в социальном плане и смотрите на людей глазами Лютера, который говорил, что нехристианин «не молится, а пьёт да жрёт и испражняется, как скот» и в этом видит свой смысл жизни, то вы еще на одну треть лишены социального смысла жизни.

 

 

4. Компенсаторные пути к смыслу жизни

Конечно, человек такое существо, которое свои недостатки (несчастья) в биологической жизни и даже в социальной, может полностью компенсировать жизнью духовной. Николай Васильевич Гоголь был импотентом, Николай Островский – стал паралитиком, немым и слепым, но оба в высшей мере компенсировали себе в литературном творчестве и прожили в высшей степени осмысленную жизнь. Или Вы такого о Гоголе не знали? Или Вы считаете, что Николай Островский прожил бессмысленную жизнь? 

 

А вот в наши дни живет в Кембридже и заведует там кафедрой Ньютона парализованный человек Стивен Хавкин. Два года тому назад, в день его 50-летия, приехали в Кембридж  выдающиеся ученые мира, Нобелевские лауреаты и провозгласили Хавкина  Ньютоном и Эйнштейном наших дней. Он, по всемирному признанию, - величайший ученый мира: математик, физик, космолог… Он говорить не может, но слышит. У него действующая только одна рука, при помощи которой он пишет на компьютере и озвучивает написанное в своих лекциях студентам… Хавкин – воинствующий атеист. Прочтите его, переведенную на все языки цивилизованных народов, книгу: «Краткая история времени». Он, что?, по-вашему, доказывая несуществование  Бога и не молясь Ему, тоже живет бессмысленной жизнью?..

 

Или все это и подобное этому Вам невдомек? Духовно бедный Вы человек! По-видимому, Вы ничего, кроме молитв, не читаете, не знаете и знать не хотите. А зачем Вам все то, что не ведет Вас в счастливый загробный мир? Мне Вас искренне жаль! Бе-е-е-едный Вы, бедный…

 

5. Подвиги и героизм атеистов – бессмысленны ли?

И еще. В борьбе с фашизмом советские люди, - в своем подавляющем большинстве будучи  и не православными, и не верующими в Бога, - положили свою жизнь на алтарь Родины. Они умерли во имя жизни своего народа. Большинство, так мне думается (а я имею право так думать, поскольку на личном опыте знаю войну, у меня отец на фронте погиб), умерли за Родину сознательно, по своему желанию. Были и такие, которые умерли по принуждению, не по своей воле. Но это не меняет дела. Они умерли со смыслом. Погибшие воины  своей смертью доказали, что их жизнь и их смерть во имя Родины имела смысл! А Вы так не считаете? По-видимому, не считаете… У Вас смерть Зои Космодемьянской со словами: «Товарищи! Сталин придет!»; смерть Александра Матросова, смерть защитников Брестской крепости смысла не имеет?..  Ну! Ну, проблейте что-нибудь в ответ на мой прямой вопрос?!

 

Общество себя защищает. Народ хочет жить. Это естественное право. И умереть в защите своего общества – это значит со смыслом отдать свою единственную и неповторимую жизнь. В войне против фашизма мы были правы. И за лозунг: «Наше дело правое – враг будет разбит» умирали, не надеясь на спасение своей души, на загробную вечную жизнь. Как, по-вашему, умершие в борьбе с фашизмом атеисты, будут гореть в аду или их все-таки Ваш милосердный и справедливый Бог пригреет в раю? Если вздумает отвечать, на что у меня мало надежды, то, опять, не юлите.

 

 Порассуждали бы, случая ради, на предложенную тему. Если забыли, то вспомните слова Горького: «Пускай ты умер! Но в песне смелых всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету». «Безумству храбрых поем мы песню». «Что сделаю я для людей», - сильнее грома вскрикнул Данко. И вдруг он разорвал руками свою грудь и вынул из нее свое Сердце. Оно сияло как Солнце, сильнее Солнца…»  И горящее Сердце Данко вывело людей из темного леса. Впрочем, выйдя из лесу, толпа радостно побежала и на радостях своими ногами растоптала сердце Данко. Ну, так как? Был смысл в поступке Данко или его, смысла, не было? Вот таких Данко, шкурно не трясущихся над своей душонкой, воспитывает атеизм и атеизм подвигает их на подвиги. А Вы свою душу за эту толпу, за своих сограждан, можете положить? Исчезнуть в небытии? Можете? Смогли бы? – То-то! А Вы осмеливаетесь бездумно, со злобой и смакованием поносить атеизм.

 

Итак, мы порассуждали с Вами об аспекте биологического и социального смысла жизни. А теперь, давайте, перейдем к аспекту духовному.

 

 

6. На чем произрастает и в чем выражается

личностный смысл жизни

В идеале, - а идеал, это точка, к которой надо стремится – человек, в качестве не человека как биологического существа, не человека, как существа социального, а человек, как личность, как существо духовно-нравственное, приходит в мир, чтобы осуществить свои духовные потенции, свои врожденные таланты. Для того, чтобы состоятся как личности, каждому реализовать свои духовные потенции, надо, во-первых, непременно родиться  биологически здоровым «кандидатом в человеки», возможно, родится с определенными задатками способностей, таланта и гениальности, а во-вторых, найти себя в общественной жизни.

 

Впрочем, каждый человек биологически предуготован к разнообразному проявлению своей уникальной человечности и в этом смысле потенциально талантлив и даже гениален. У Николая Островского, например, не было и не воспитано с детства задатков к писательству, но трагические обстоятельства и социальные потребности подвинули его на проявление своей духовности именно в литературе. Не будь Островский инвалидом, не будь социальных потребностей на его писательскую деятельность, он канул бы в вечность безымянным. Родись Бах в племени современных нам африканских биндибу,  Гете – в племени навахо 18 столетия, ни первого, ни второго для нас сейчас бы не существовало. Да и если бы Вы лично родились, к примеру, в Бирме, Вы о православии не слыхали бы ни сном, ни духом; в молитвенном экстазе били бы себе в барабан да медитировали смотрением себе в пупа. И что бы Вы тогда говорили о смысле жизни? Пофантазируйте публично, если у Вас хватает для этого творческого воображения.

 

Вы мне можете сообщить, что лично благодарите Бога, который сподобил Вас родится в России и в православной среде. Но ведь не меньше Вас и буддист благодарит своих богов, которые сподобили его родится именно в Бирме и таким образом приобщится в учению Будды, а не Христа. Или Вы так не думаете? Если так не думаете, то поезжайте в Бирму, там Вы приобщитесь к подлинно божественной истине. А то залезли в свое православное болото и услаждаетесь, и услаждаетесь болотными испарениями, да поносите, и поносите все то, что не обоняется православием.

 

Роман, молодой 27-летний великовозрастный юноша, будьте интеллигентом! Смотрите на весь мир, на всю Эйкумену. Это смотрение всего мира обеспечивает Вам современная цивилизация. «Пойди и посмотри», - говорил апостол Филипп, увидев Христа (Иоанна, 1:46). Пойдите и посмотрите Будду! Или Магомета. Или Заратустру. Или приезжайте в Киев и увидите третье лицо Святой Троицы – Марию Дэви Христос. С Марией Дэви Христос я устрою Вам личное свидание. Обещаю и держу слово! И уверен, что везде при таком христианском смотрении Вы увидите уверенность в смысле жизни разных верующих. Правда, содержание смысла разных верующих разное. Вон шахиды сознательно и преднамеренно идут на смерть во имя Аллаха, во имя своей веры, своего народа… У них, по-вашему, жизнь имеет смысл или там никакого смысла нет? Если нет, то в чем тогда смысл святых монахов, которые заживо себе похоронили в пустынях, в лесах и прочее. В чем смысл жизни Серафима Саровского? Он учил православных довольствоваться  поеданием травки  лесной, стоянием на камне да молчанием?.. Хороши мы были бы, если бы все последовали образу жизнь этого отшельника, цього відлюдька (человеконенавистника). Впрочем, кому-то его поучения оказываются очень выгодны не только в духовном, но и в социальном да в материальном планах. Вы не догадываетесь кому выгодны? Помедитируйте, пожалуйста, на эту тему, а я тем временем опять за свое: за духовный аспект смысла жизни.

 

 

7. Как атеист смотрит на смысл жизни

Я, как атеист, считаю, что смысл жизни человека заключается в реализации биологического, социального и духовного его аспектов. В идеале  - в реализации всех трёх аспектов смысла жизни человека.

 

Но подавляющее большинство людей зачастую не реализуют полностью всех трех аспектов смысла своей жизни. По этому поводу я могу негодовать, выть, во все стороны: налево и направо, вширь и вглубь, вверх и вниз - посылать проклятия, и брызгать слюной… Положение дел от этого не измениться. С фактами надо считаться. А если тебя факты не устраивают, попробуй устроить факты по-другому. Именно к этому, к устройству условий для осмысленной жизни, и призывает атеистическое мировоззрение.

 

Если у вас твердое религиозное мировоззрение и ничего кроме этого мировоззрения не побуждает Вас на поступки, то Вы ни в коем случае не будете вступать в спор  с Богом из-за существования условий для бессмысленной жизни, а будете покорно принимать бессмысленность этой жизни. Все в руках божьих. Даже волосы на голове каждого из нас сочтены Богом и ни один волосок не выпадает без Его соизволения (Матфея, 10:30; Луки, 12:7). Против Бога, который есть, не попрешь: «Добро и зло приемли равнодушно, и не оспаривай Глупца» (почти что Пушкин).

 

Атеизм не верит в Бога. Атеизм знает, что Бога – нет! А раз Бога нет, то ты, Человече, сам должен создавать условия для того, чтобы в этих условиях прожить осмысленную жизнь. Именно в таком порядке: 1. Создать условия; потом – 2. жить осмысленной жизнью. При этом надо иметь в виду, что смысл жизни – это не какая-то вещь, а оцениваемый нами процесс жизни, это определенное свойство нашей жизни, свойство которое осуществляется нашей жизнедеятельностью.

 

У некоторых людей нет силенки (мужества, знаний, ума) отказать Богу в существовании. Есть такие люди, и таких немало. Атеизм к таким людям снисходителен. Он их понимает. Он уважает определенные  человеческие слабости верующего. Он оставляет верующему его веру в Бога, веру в загробную жизнь, но всячески пытается ему показать и доказать, что он, верующий, вместе с атеистами в равной мере заинтересован в устройстве нормальной жизни на земле, в этой жизни. Или, по-вашему, верующему человеку нормальная человеческая жизнь на земле «до лампочки», «по барабану», поскольку он весь из кожи вон лезет на небеса? Если Вы так думаете, то Вы глубоко ошибаетесь. Да Вы на себя посмотрите! Вы же не стремитесь к образу жизни бомжа.  Если к этому не стремитесь, то имейте в виду, что к  этому не стремятся и атеисты. Вот и давайте вместе устраивать для человека условия, которые не приносят ущерба ни биологической, ни социальной, ни духовной жизни человека. И если мы взялись именно такие условия создать человеку для его осмысленной, счастливой, жизни, то при таком подходе вопрос о Боге можно отставить в сторону, оставить его на личную совесть каждого верующего и неверующего, не придавать вопросу о Боге обязательного для всех первостепенного общественного значения. Как говорил Жан-Поль Сартр: «Есть Бог или Его нет, - это в практической жизни ничего не меняет».

 

Здравый смысл подсказывает, а практика демонстрирует, что наличие разнообразных верований в Бога всегда вредно влияет на земную жизнь человека. Или Вы думаете по-другому? Вы, по-видимому, думаете: «Вот если бы все люди были православными типа Московской патриархии, тогда на земле была бы тишь да гладь да божья благодать?» Не будьте наивными. Тысячу лет Русь мается православием, и никогда в ней не было «тишь да гладь да божья благодать». А сейчас мы вовлечены в глобализм, в условиях которого только придурок может мечтать о том, что только тогда на земле наступит «тишь да гладь да божья» благодать, когда все народы станут верующими на кшталт Московской патриархии.  Московская патриархия себе самой такой «тишь да гладь» не обеспечила, на 1000 лет лишила этой «тишь да гладь» весь русский православный люд (вспомните хотя бы о старообрядческом расколе, который привел к уничтожению половины населения России), а сейчас сеет лють да вражду к иноверцам, к «тоталитарным сектам», к «папизму», к атеизму, да и ко всем – неправославным и к «не так православным». Аль Вы не читаете изданий Московской патриархии, не слушаете проповедей православных попов?  Бедный, Вы, бедный человек. И ничего-то Вы не слышите, и ничего-то Вы не знаете, и ничего-то Вы  знать не хотите… А еще берете на себя смелость дерзновенно лаять на атеистов Ай, да мудрый человек: ни к чему не приглядывается, ни к чему не прислушивается, а все знает! Знать, силен он!

 

 

8. В чем смысл моей жизни

Теперь о том, как атеист, в том числе и я лично, рассматривает смысл своей жизни. Если начать с самого детства, то с 12 лет я начал ставить себе вопрос: «Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Для чего я живу? В чем смысл моей жизни?» Конечно, эти вопросы я разрешал в духе общественного мнения. Не осуждайте меня, несмышленыша. Это было естественно для меня, для Вас, для всех без исключения приходящих в мир. Благодаря обществу, охватом от семьи – родственников – села до всей страны, я научился говорить, приобрел знания, усвоил все другие элементы духовной жизни. С 12 лет я начал все находящееся во мне духовное богатство перемалывать через свое «Я». Потом начались мои встречи и беседы с сельским священником, который до войны был директором школы. Его речи затронули мою душу и я стал верующим и по его рекомендации поступил в духовную семинарию. Там я укрепил свою веру богословскими знаниями и практикой личной православной жизни. Я искренне верил в Бога, разделал православное мировоззрение, испытывал наслаждения от молитвенного, обрядового общения с Богом. За шесть лет прилежной православной жизни – у меня тогда не было никакой личной жизни: жил для Бога и в Боге, постигал божественную премудрость – я закончил 4 класса Одесской духовной семинарии, 4 курса Московской духовной академии и стал кандидатом богословия. В моем аттестате из 28 оценок  было всего две четверки, а остальное – пятерки. Хотите - верьте, хотите - не верьте, но я православное вероучение знал до подноготной, став кандидатом богословских наук. Изучив православие, я узнал правду о нем.

 

Правда о православии заключается в том, что оно, в конце концов, - только одно из 2000 существующих христианских вероисповеданий. И среди всех других христианских вероисповеданий православие не имеет никаких преимуществ: ни вероучительных, ни доказательных, ни психологических, ни исторических, ни, тем более, научных…Мало того, православие по ряду параметров значительно и значительно поступается перед другими христианскими вероисповеданиями. В том, что Россия веками пасла задних в ряду христианских стран, значительная вина именно нашего родненького – будь оно неладное – православия...

 

В 1757 году Священный синод Русской православной церкви рекомендовал царице Елизавете заточить Ломоносова в монастырь. А в духовных учебных заведениях до начала 19 столетия талдычили о «Коперниканской ереси». Крепостничество, вопреки официальному мнению и протестам православной церкви (одни протесты святого московского митрополита Филарета Дроздова чего стоят) было ликвидировано только в 1861 году. Или, по-вашему, ликвидация крепостничества – это зло? До революции 1917 года в царской России было 80% неграмотного населения, 60% отравленных алкоголем. В начале 20-го столетия для борьбы с алкоголизмом по инициативе Льва Николаевича Толстого создавались «Общества трезвости», впрочем, потом поддержанные и церковью. С середины 19 столетия русская армия была самой многочисленной в мире, но вооружена она была хуже всех христианизованных стран. Россию били турки, англичане и французы в Крымской войне в 50-х годах 19 столетия. Били япошки в 1904-1906 годах. Били кому не лень в первой Мировой войне. Но зато, но зато у нас солдаты были снабжены вагонами икон, получали православное божье благословение на убийство других христиан. У нас был кликушествующий Иоанн Кронштатский, беснующийся в верхах Гришка Распутин, иеромонах Иллиодор, поп Гапон, бродила по Санкт-Петербургу блаженная Ксения, да принимал православных богомольцем в дурдоме Корейша… А о быте и моральном взлете православного духовенства читайте Лескова (хотя бы его классику - «Соборяне») да того же Достоевского…

 

После года работы на должности доцента и помощника инспектора Саратовской духовной семинарии я почувствовал себя в зловонной яме и открыто, с письменным уведомлением, порвал с православной церковью. Главная причина этого – в осознании бессмысленности свой жизни в лоне православия. Православная церковь не дает верующим смысла жизни. Она лишает их смысла жизни. Я  тогда видел свой смысл жизни в органической связи со своим народом, восстанавливающем разрушенное фашистами хозяйство, обустраивающего свою нормальную жизнь. Я  вернулся в свое родное село, стал рядовым колхозником в своем родном колхозе и в высшей степени счастлив своей жизнью. Тогда вся страна училась. Трудилась и училась. За всеми вместе решил учиться и я (До поступления в семинарию я окончил 8 классов). За год я окончил 9 и 10 класс Любашевской районной (в Одесской области) заочной Средней школы. Потом поступил на бухгалтерский факультет Одесского кредитно-экономического института.. Меня избрали председателем профкома факультета. Я вступил в комсомол, хотя мне было в то время уже 24 года. Как Вы лично считаете, студенческая жизнь имеет смысл или не имеет?

 

Пребывание в комсомоле, студенческая учеба и студенческая общественная жизнь были для меня содержательным куском смысла жизни. Эта жизнь захватила меня на столько, что у меня не оставалось времени для личных утех. Я не пил и не пью, не курил и не курю, не прелюбодействовал и не прелюбодействую… Мы, студенты, жили тогда возвышенным: готовиться к в высшей степени полезному для страны, для народа, для общества труду. Институтский комсомол втянул меня  в обмен мнениями по поводу религии и веры в Бога. Я на это не напрашивался, но и не очень сопротивлялся. Написал и опубликовал в студенческом сборнике статью об Иисусе Христе, конечно, статью – атеистическую.

 

Оглядываясь назад, я и сейчас доволен своей работой над атеистической статьей, хотя сейчас и вижу ее упрощенные суждения. Но написание статьи – это тоже кусочек смысла моей жизни. Я в ней себя реализовывал и студентам открывал частичку своей осведомленной души. Мало-помалу меня втянули в Общество «Знание», стали посылать читать лекции населению в селах и городах Одесской области. В чтении лекций, в просвещении верующих и неверующих я видел и сейчас вижу частицу смысла своей жизни.

 

После Кредитно-экономического института меня, по ходатайству и настоянию ЦК комсомола Украины, послали/приняли  сразу на 3 курс философского факультета Киевского государственного Университета. С этих пор я пошел по философской и атеистической линии.

 

Уже, будучи студентом КГУ, я в 1957 году выступил в Комсомольской правде со статьей «Почему я перестал верить в Бога». Статья вызвала огромные резонанс. Я получал десятки и сотни писем в неделю от верующих и неверующих. Завязалась переписка со своими бывшими соучениками и учениками по духовных учебных заведениях. Свыше полутора сотни православных попов, следуя моему примеру, порвали с православной церковью, другие - с верованиями своих вероисповеданий и включились в атеистическую пропаганду. Я и тогда и сейчас живу с сознанием того, что моя атеистическая пропаганда делала мою жизнь осмысленной.

 

В 1957 году я женился. В любви к жене и жены ко мне я тоже вижу значительную частицу смысла своей жизни. Чувство огромного счастья принесло мне рождение, детство, школьные годы моих трех дочерей. Я убежден: кто не обзавелся семьей, не имел детей, не испытал чувств родительского счастья, у того нет и не было чего-то очень значительного в его жизни.

 


Посмотреть и оставить отзывы (1)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Кто знает больше всех о смысле жизни?
  • Вечная жизнь как главная ложная идея религии
  • Смысл жизни, Бог, религия, жизнь после смерти, наука
  • Апологеты и миссионеры православия вызывают атеистов на диспут
  • "Рай - это сказка для людей, испытывающих страх перед темнотой"

    Пришествий на страницу: 3263