Авторство: Марков Александр
Посмотреть и оставить отзывы (125)
Кредиты и религия Ученые придумывают способы утилизации усопших людей Террамация Аркадизмы РПЦ получит от государства 27 млн на поддержку Донбасса
Истоки неприятия
Научно-информационный журнал
ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ • 9(70)'2007
Общество и наука: истоки неприятия
А.В. Марков
доктор биологических наук,
старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН
markov_a@inbox.ru
В последнее время все больше ученых с горечью признают, что пропасть между прогрессом
науки и отсталостью общественного сознания, прозябающего в плену невежества и
предрассудков, расширяется день ото дня. Не секрет, что современная научная картина мира слишком сложна для массового сознания. Сегодня никто не может вместить все знания, добытые наукой. Но это не единственная
причина живучести предрассудков, суеверий и лженаучных идей в современном обществе.
Не менее важно и несоответствие многих выводов современной науки врожденным свойствам и наклонностям
человеческой психики и устоявшимся стереотипам общественного сознания.
Недавно опубликованные в журнале «Science» результаты исследований сотрудников
психологического факультета Йельского университета (США)* свидетельствуют о психологическом феномене интуитивного отторжения научных
знаний массовым сознанием, который получил название «сопротивление науке». Авторы
выявили связь между психологией маленьких детей и неприятием научных теорий
взрослыми людьми. В частности, по их мнению, свойственная детям «неупорядоченная
телеология» — стремление приписывать каждому предмету цель, ради которой он был
кем-то и когда-то создан, — может быть одной из причин удивительной живучести
креационизма. По результатам опросов, 42% взрослых американцев убеждены, что люди
и животные существуют в нынешнем виде с «начала времен». Но и среди тех, кто признает
эволюцию и естественный отбор, лишь немногие знают, что это такое (обычно полагают,
что эволюция — загадочный закон природы, в силу которого дети лучше приспособлены
к среде обитания, чем родители). Впрочем, «сопротивление науке» проявляется не
только в восприятии эволюции: множество людей верят в чудеса, неподтвержденные
медицинские практики, привидения, астрологию и т. д.
Казалось бы, ну и пусть себе верят — лишь бы не «чудили» на практике. В конце
концов, благодаря научному прогрессу большинство населения развитых стран сегодня
может жить припеваючи, вообще ничего не зная об окружающем мире. Увы, в современном
обществе именно от невежественных масс зависит в итоге государственная политика и в таких наукоемких областях, как нынешние исследования изменений климата,
нано- и биотехнологии и т. д.
«Сопротивление науке» в той или иной мере присуще всем народам и культурам и
проистекает, по мнению авторов, из двух базовых особенностей детской психики.
Первая связана с тем, что дети знают «изначально», вторая — с тем, как они усваивают
новые знания.
Наука противоречит изначальным представлениям детей об устройстве мира. Даже
годовалый младенец — отнюдь не «чистый лист», он обладает своим пониманием физического
мира и человеческих отношений. Малышам прекрасно известно, что материальные
объекты обладают плотностью, устойчивостью во времени (продолжают существовать,
даже если их не видно), без поддержки падают и т. д. Они понимают также, что поступки
окружающих людей осмысленны и целенаправленны, а их эмоции отражают отношение
к разным ситуациям. Эти исходные представления служат необходимой основой для
дальнейшего обучения, но они же порой и серьезно затрудняют восприятие научных
идей.
Например, детская убежденность в том, что без опоры предметы падают, мешает поверить
в шарообразность Земли (ведь тогда все люди и предметы «на той стороне» попадали
бы вниз). Современная научная концепция полностью воспринимается ребенком обычно
лишь в возрасте 8—9 лет, а до этого в нее вносятся те или иные коррективы. Например,
ребенок может верить, что Земля шарообразная, но при этом считать, что люди живут
только в «верхнем» полушарии, а снизу не живут, потому что сваливаются.
Некоторые детские предрассудки оказываются настолько стойкими, что даже школьное
образование не позволяет их преодолеть. Например, многие студенты американских
колледжей убеждены, что шарик, выкатившийся из кривой трубки, будет двигаться
по искривленной траектории.
Что касается массового (на уровне общественного сознания) неприятия теории эволюции
и некоторых других достижений биологии, то основная причина этого кроется в другой
особенности детской психики – присущей малышам склонности видеть во всем, что
их окружает, результат чьей-то целенаправленной деятельности. Этот любопытный
феномен, получивший название «неупорядоченной телеологии», с недавних пор стал
предметом пристального внимания психологов.
Удивляться не приходится, ведь человеческий мозг изначально развивался именно
как приспособление для решения практических задач, целеполагания и придумывания
путей достижения цели. Самые насущные задачи для высших приматов (и людей в том
числе) всегда были связаны с общественными отношениями, например, с борьбой за
положение в общественной иерархии. Для решения этих задач необходимой оказывалась
прежде всего способность понять мотивы поступков своих соплеменников, основанная
на рефлексии, на суждении о других «по себе». Немудрено, что такое понимание распространяется
на весь окружающий мир, и ребенок или дикарь, услышав гром, решают, что звук
произведен кем-то и для чего-то.
Так, специальное исследование подтвердило твердую убежденность четырехлетних
детей в том, что все на свете существует «для чего-то» (львы - чтобы смотреть
на них в зоопарке, тучи — чтобы шел дождь), подтвердило их приверженность креационизму
(все создано с какой-то целью). Эти интуитивные представления мешают им, взрослея,
воспринимать идею эволюции, как изначальные наивные представления об устройстве
мира мешают смириться с шарообразностью Земли.
Другое интуитивное представление, свойственное детям, — дуализм, или идея о двойственной
природе мира, о различии между материальным и духовным (например, между телом
и душой, мозгом и сознанием). В США даже дошкольники знают, что мозг нужен для
осуществления некоторых ментальных функций, в первую очередь сознательных, например,
таких, как решение математических или иных задач. Но они решительно отказываются
верить, что мозг нужен и для таких вещей, как игра в прятки или любовь к брату.
Эта склонность к дуалистическому мировосприятию препятствует естественному усвоению
достижений современной нейробиологии, в частности, тезиса о том, что все «духовное»
в человеке определяется материальными процессами в мозге.
Однако противоречие между изначальным дуализмом человеческого мировосприятия
и современными научными взглядами порождает и причудливые социальные проблемы.
Например, дебаты вокруг допустимости экспериментов с животными, человеческими
эмбрионами и стволовыми клетками часто сводятся к рассуждениям о наличии у них
«души». Более того, применение магнито-резонансной томографии для изучения мозга
преступников привело к появлению весьма своеобразных суждений адвокатов: если
антисоциальные поступки человека определяются работой его мозга, то, стало быть,
он и не виноват, это «его мозг заставил его так поступить». Иными словами, не
только дети, но и достаточно взрослые дяди адвокаты отказываются воспринимать
научные данные о природе мозга и психики.
Многое в «сопротивлении науке» определяется врожденными свойствами человеческой
психики, но кое-что зависит и от культурной среды. Об этом свидетельствуют, в
частности, межнациональные различия в «сопротивлении» тем или иным научным идеям.
Скажем, неприятие эволюции у американцев выражено сильнее, чем у жителей большинства
других развитых стран.
В разных странах общеизвестными и не требующими доказательств считаются разные
наборы «истин». Такие идеи обычно усваиваются детьми без всякого критического
анализа (например, значение общеупотребительных слов, «вера» в микробов и электричество).
Существование микробов в развитых странах не подвергается сомнению — и дети тоже,
не задумываясь, проникаются искренней верой в их существование. Микробы не противоречат
«врожденной интуиции», а наоборот, помогают объяснить болезни, порчу продуктов
и т. п.
Однако большая часть знаний все-таки не принимается без доказательств ни детьми,
ни взрослыми. Когда дело касается научных знаний, даже взрослые люди почти ничего
не могут проверить по причине некомпетентности. В этом случае (т. е. почти всегда)
они вынуждены заменять непосредственную оценку достоверности знаний оценкой надежности
их источника. Если источник информации выглядит заслуживающим доверия, новое
знание с готовностью принимают на веру, даже если не поняли толком, о чем речь
(яркий пример: как уже отмечалось, даже те американцы, которые верят в естественный
отбор, часто не знают, что это такое).
Любопытно, что относится это не только к науке. В недавнем исследовании американским
избирателям предлагалось оценить политические программы той или иной партии (например,
республиканцев или демократов). Так вот, анализ показал, что оценки определялись
не содержанием программы и не отношением испытуемого к конкретным законам и действиям
правительства, а «партийной принадлежностью». Например, сторонники демократов
поддерживали и совершенно «недемократические» проекты, если им говорили, что
проект исходит от этой партии.
Дети же, как и взрослые, склонны оценивать достоверность информации по «весомости»
и «солидности» ее источника. Уже 4—5-летние дети знают, что взрослым известно
больше, чем сверстникам. Они знают, что среди взрослых есть специалисты разного
профиля и что в болезнях лучше разбирается доктор, а в сломанных велосипедах
-механик. Кроме того, дети гораздо охотнее верят тому «источнику знаний», который
демонстрирует полную уверенность в себе и своих словах. Мямли-ученые с их вечными
сомнениями и фразами типа «разумеется, пока это лишь предположение...» никакого
доверия у детей (и выросших из них взрослых, не испытывающих особого уважения
к науке) не вызывают.
Наиболее последовательными в этом смысле следует признать взгляды российских
наукоборцев, мечтающих, скажем, о том, чтобы в учебниках биологии в каждой главе
добавить сноску о том, что, мол, «есть и другая точка зрения...», и вдобавок ввести
в школах изучение религиозной картины мира. Конечно, учитель биологии, опутанный
«сносками», не сможет так надувать щеки на уроках, как преподаватель «альтернативного
предмета». Кому из них больше поверят дети — сомневаться не приходится.
В итоге американские психологи делают вывод, что «сопротивление науке» зарождается
из противоречий между интуитивными представлениями маленьких детей и тем, чему
их позже учат, а затем это «сопротивление» переходит из детства во взрослую жизнь,
укрепляясь по отношению к тем научным взглядам, которые не имеют всеобщей поддержки
в обществе, и становится особенно сильным, если существует ненаучная альтернатива
этим идеям, не противоречащая «элементарному здравому смыслу» и опирающаяся на
солидные, уважаемые и уверенные в себе «источники». В США так обстоит дело прежде
всего с эволюционной биологией и нейро-биологней: их выводы противоречат не только
детской интуиции, но и высказываниям многих солидных политиков и религиозных
деятелей.
В России, думается, ситуация не так уж отличается. И остается лишь утешаться
тем, что и там, и здесь креационисты, «фоменковцы» и прочие астрологи, конечно
же, ни в чем не виноваты. Просто «их мозг заставляет их так думать».
---------------
* Paul Bloom, Deena Skolnick Weisberg. Childhood Origins of Adult Resistance to
Science//Science. 2007. V. 316. P. 996-997.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3311