Авторство: Барнетт А.
Посмотреть и оставить отзывы (14)
Как можно верить в ложь? Проголосуйте за атеизм и против клерикализации на правительственном форуме «Сильные идеи для нового времени» В чем разница между неверующим и атеистом? Связь бедности стран с религиозностью граждан Избранные работы по философии науки, атеизма и религии (2009-2019)
Имеется ли что-то хорошее в атеизме? (Is there anything good about atheism?)
Copyright by Adrian BARNETT.
Translated and reprinted
by permission of the author.
(Авторские права принадлежат Адриану Барнетту.
(Авторские права принадлежат Адриану Барнетту.
Переведено и публикуется по разрешению автора.)
Филипп находит Нафанаила и говорит ему:
«Мы нашли Того, о котором писал
Моисей в законе и пророки, -
Иисуса, сына Иосифова из Назарета.
Но Нафанаил сказал ему:
«Может ли быть что-нибудь доброе из Назарета?»
(Евангелие от Иоанна,1:45-46).
Недавно называющий себя толерантным, исследовательским и уважительным к посетителям
сайт «Христос есть Господь» (Jesus-Is-Lord.com) сделал следующий выпад в адрес атеизма:
«Задумайтесь вот над чем: Что атеизм предлагает вам? Может быть вечную жизнь?
Или душевный комфорт? Или Любовь? Или Доброту? Или же спокойствие в полночь, когда
никого нет вокруг?.. Ничего из этого атеизм вам не предлагает...
Атеизм ничего, кроме богохульства, адского огня и гнева Божьего, вам не предлагает,
и предложить не может. Атеизм будет рассказывать вам невероятные и потрясающие
сказки о том, что обезьяны – ваши родители, рыбы – ваши двоюродные братья и что
у вас нет никакой надежды. Живите сегодняшним днем. Когда вы умрете, значит -
умрете...
Если вы последуете зловредным советам атеистов и умрете без Христа, то вечно
будете сожалеть об этом и тогда вспомните, что кто-то вам говорил об Истине, но
вы насмеялись над ней…
Атеизм – явление исключительно отрицательное. Атеисты только громят религиозные
верования, но у них ничего нет за душой, что можно было бы предложить взамен того,
что они критикуют. |
Изложенное выше обвинение в адрес атеизма во многих отношениях справедливо. Ведь
атеизм – это, просто, отсутствие веры в Бога. Атеизм не говорит вам, какой образ
жизни вам избрать или как относится к другим людям. Конечно, точно то же самое
можно сказать о теизме (В данном случае речь идет о вере в Бога – Переводчик.).
Если вы только верите в Бога, то это вовсе не говорит о том, какой образ жизни
вы избрали для себя. Верующий всегда старается вести себя не в соответствии с
верой в Бога, а в соответствии с вероучением той религии, приверженцем которой
он является. В этом плане вера в Бога и неверие в существование Бога одинаково
не имеют отношения к практической жизни верующего или атеиста. При этом важно
не то, верите ли вы в Бога или не верите в него, важно то, где именно в окружении
кого вы проживаете.
Куда ведет вас атеизм? К эмоциональному вырождению? К рассудочно холодной безнадежности?
К отчаянию и негодованию? - Нет и еще раз нет! Атеистические убеждения на
деле ведут нас к совершенно противоположным последствиям.
Люди, которые не приемлют религиозного вероучения, чувствуют потребность в том,
чтобы как-то самому управляться с жизненными проблемами. Атеизм предлагает человечеству
свою теорию гуманизма, которая дает каждому человеку направление в поисках решения
всех жизненных проблем.. . Гуманизм не предлагает нам по каждому отдельному
случаю жестких предписаний. Но на многих сайтах Гуманистов можно найти приемлемые
базовые идеи по каждому конкретному случаю. Зайдите хотя бы на сайт (Fredrik Bendz has a good list of Humanist sites) или скачайте себе материалы из атеистической библиотеки (an extensive collection of humanist texts).
Что еще реальное и жизненное, кроме гуманизма, предлагает человечеству атеистический
образ жизни? Если вы верующий, то и вы можете найти в атеизме очень много поучительного
и полезного для себя. Это достаточно красноречиво свидетельствует о том, что
атеисты не являются людьми не от мира сего, что они ведут такой образ жизни, которому
могут подражать даже верующие. Перечислим некоторые из особенностей атеистического
образа жизни.
Если вы утратили веру в Бога, то вместе с ней вы отказались считать правдой религиозную
концепцию креационизма (творения), религиозную трактовку проблем биологии, космологии
и других научных проблем. Естественно, что вы после отказа от религии захотите
выяснить, а что же действительно говорит наука о том, о чем вам до сих пор говорила
религия. Таким образом у вас возникает внутренняя потребность узнать правду о
том и об этом. Став атеистом, вы уже не можете не хотеть учиться, не учиться на
самом деле. Ряд атеистических концепций оспариваются не только богословами, но
и в среде самих атеистов. Это затрагивает ваши атеистические убеждения, и вы
во имя своего личного мировоззренческого комфорта вынуждены знакомится с атеистическими,
религиозными и научными новинками, продумывать их лично для самого себя. Скажу
лично о себе: чем больше я изучаю эволюцию и астрономию, тем большей становится
моя потребность еще и еще изучать их проблемы.
Религия запрещает своим верующим “мудрствовать лукаво”, то есть свободно размышлять
над проблемами религиозного мировоззрения (например, о сущности самого божества,
откуда оно взялось, зачем ему нужно было создавать Вселенную и человека; подвергать
сомнению творимые церковниками чудеса, справедливость библейских сообщений), доискиваться
скрытых тайн природы и обо всем мыслить так, как написано в Библии, или Коране,
или в Трипитаках, как учит церковь, как проповедует священник. Став атеистом,
вы сразу почувствуете величественный смысл свободы и возможности размышлять о
том, о чем вам раньше церковью запрещалось даже заикаться. Вы можете рассуждать
о бесконечности Вселенной, ее познанной и непознанной части закономерностей, о
величии человеческого духа, и не только, но и о таких вещах, как красота человеческого
тела и вкусах парижской кухни, о проблеме планируемой семьи и сущности преступлений,
да хоть о гомосексуализме и евтаназии, о коррумпированности властей предержащих
и принцессе Диане. Перед пытливым умом атеиста нет запретных областей познания.
Вы свободны в выборе предмета познания и качестве суждения об этом предмете. Возможно,
в некоторых случая вы придете к тем же заключениям, к которым вас приводит церковь.
Но и в таком случае: какое может быть сравнение того, что со слепым тупоумием
навязывается церковью, с тем, что стало моим личным выводом на основании логики,
практики и собственного открытия?!
Все это называется свободомыслием, которое может повести вас к исследованию и познанию того, что вам, как бывшему
верующему, исследовать и познавать было запрещено. Вы не обязаны подчиняться учению
вашей церкви или традиции – вы можете исследовать и познавать предметы и явления
по своему собственному усмотрению. Вы, как атеист, уже не сможете удовлетворяться
глупыми отказами: “Пути Господни неисповедимы”, “Человеку не дано знать это”
или “Поскольку это сказано в Библии, то это – правда”.
Атеист чувствует себя виноватым в совершении аморальных действий. Однако у него
нет угрызения совести по поводу нарушения тех постановлений, которые установлены
церковью. Так, исходя из библейского текста: «Кто смотрит на женщину с вожделением,
тот уже прелюбодействует с ней в сердце своем» (Матфея, 5:28), христианство обязывает
мужчин чувствовать свою вину за восхищение женской красотой. Ислам, к примеру,
заставляет женщину, появившуюся в обществе с открытым лицом, чувствовать свою
вину за введение в грех искушения мужчин. Есть христианские вероисповедания (к
примеру, православное, католическое), которые объявляют человека аморальным, если
он в дни церковного поста ест мясомолочные продукты или позволяет себя развлечься в компании, посетить
театр, петь светские песни.
А ведь лучше бы самому определять, что такое Добро и что Такое Зло – что полезно,
а что вредно для вас самих и для ваших ближних – чем слепо принимать за непререкаемые
моральные поучения какого-то совершенно потустороннего арбитра. На вопрос, почему
тот или иной поступок, то или иное поведение вы считаете аморальным, многие верующие
отвечают: «Потому, что так учит моя церковь, и я верю, что это грех, что это
аморально». Теистическая мораль переполнена чисто религиозными предписаниями,
которые не имеют никакого морального значения. Среди этих предписаний есть такие,
которые диаметрально противоположны тому, что предлагается в двух даже близких
друг к другу вероисповеданий. Так, католическая церковь считает поклонение иконам,
паломничество к святым местам богоугодным делом и показателем высокой морали христианина,
а протестантизм считает это богопротивным идолопоклонством и показателем морального
разложения (или моральной незрелости) христиан.
Атеизм же позволяет вам давать моральную оценку поступков других и своих собственных,
исходя из той пользы или вреда, который наносят ваши поступки другим людям, а
в отношении поведения к самому себя - руководствоваться правилами общечеловеческой
морали, чувством собственного достоинства и ответственности перед самим собой
за свое поведение. Атеист ответственен за свое поведение не перед несуществующим
Богом, не по правилам чуждого земному человеку религиозного и церковного учения,
а перед обществом, перед другими людьми и перед своей собственной совестью. Атеизм
воспитывает своих последователей так, чтобы они могли сами и сознательно определять,
что такое Зло, а что такое Добро.
Правда, нередко атеистическое понимание и религиозное учение о Добре и Зле стимулируют
человека на одинаковые поступки. Но какая огромная разница между атеистом, совершающим
Добро в силу своего морального самосознания, и верующим, совершающим это же Добро
в силу церковного принуждения! Только морально ослепший человек не увидит разницы
между тем, кто на свободе, по своему изволению, трудится на благо ближнему своему,
и тем, кто на это же благо трудится в местах заключения под надзором и по тюремщиков
хотению. А ведь таким местом морального заключения для верующего является церковь,
а тюремщиком – сам Господь Бог.
«Пфе! Скажите еще, что атеизм – это интеллектуальный снобизм! Вы думает, что вы
такие умные только потому, что отрицаете существование Бога и такие дерзкие?!»
Изречением подобного трюка верующие выражают свое высокомерное отношение к атеистам,
в том числе и лично ко мне. Я вовсе не хочу сказать, что теизм – это интеллектуальное
бесчестие. Названием своего раздела я хочу подчеркнуть, что если атеист чего-то
не знает или чего-то не понимает, то он будет стараться до конца разобраться с
тем, что вызывает у него сомнение, или с тем, что ему поначалу не по зубам (если
содержание тех или иных научных знаний вызывает у него сомнение или до него «не
доходят», ему не понятны). Мы, атеисты, делаем все для того, чтобы определить, не является ли изучаемая
нами идея иррациональной (бессмысленной, не имеющей разумного содержания). Если
она окажется таковой, то мы или отбрасываем ее на разумных основаниях, или продолжим
искать в ней рациональный смысл. Что же касается теизма, то он сплошь и рядом
основан на вере в иррациональные идеи; призывает без всяких там исследований
принимать неразумное (иррациональное) за разумное (рациональное).
[Мне было сделано замечание, что я должен говорит не обо всех атеистах, а о «большинстве
атеистов», поскольку и среди атеистов есть иррационалисты и дураки. Ну что ж?
Справедливо. Как общество в целом, так и компания атеистов в частности, не без
уродов. Везде есть досадные исключения.]
Если я что-то считаю истинным, то это в силу весомости очевидности, но не потому,
что это сверхъестественное, или придуманное “свободным полетом мысли” или утверждением
религиозных лидеров. (Если же церковь меняет свои взгляды и начинает проповедовать
веру в “новые истины”, то ее верующие просто перестанут верить в старые мифы
и начнут верить в новые, таким образом для них вчера Абсолютной Истиной был Х,
но сегодня Абсолютной Истиной является Y, а вчерашний Х превратился из Абсолютной
Истины в Абсолютную Ложь.)
У атеиста существует потребность интеллектуальной честности по отношению ко всему
тому, что он принимает за Истину. В противном случае атеистом мог бы считать себя
всякий, кто просто слепо отвергает Бога. Но это еще не атеист, это, просто, -
безбожник.
Много верующих заявляют о своих глубоких чувства страха и удивления, когда они
видят нечто особенное в творении Божьем. Осенний листопад, радуга, цветы, бабочки,
гром и молния, утро на пастбище, заход солнца, водопад и так далее. «Как мудр
наш любимый Бог! Каков прекрасный мир создал он для моего эстетического наслаждения!»
– может подумать про себя каждый верующий.
Я тоже испытываю чувства восхищения, созерцая перечисленные выше явления. Но
не потому, что я при этом думаю о Боге, создавшего для моей духовной услады все
эти чудесные вещи. Я знаю (в меру моего образования) те причины, которые приводят
к названным великолепным процессам. Для некоторых людей землетрясения, эволюция,
преломление лучей, старение клеток в самом деле, является только предметом сухих
и скучных знаний. Но для меня все это – причина для восторга. Я дрожу перед слепыми
и злыми силами природы и боюсь катастрофических последствий их “пробуждения”.
При этом легче всего сказать: “Вот что величественное и страшное создал Бог!”
Но такие слова абсолютно ничего не значат. А я, атеист, хочу знать, как эти силы
“работают”, как формируется, развивается и отмирает клетка, как устроена Вселенная
и ее звезды, как именно рефракцией света создается радуга и что это такое “антиматерия”.
Выяснение хоть одной доселе неизвестной мне проблемы возбуждает у меня желание
знать больше и больше. Найти реальный ответ на вопрос намного важнее, чем приписывания
тайны этой вещи созданию одному/одной из тысячи богов и богинь различных религий.
(Свой восторг, который я чувствую при наблюдении окружающего мира, я попробовал
выразить в одной из своих статей на моём сайте: Godless Universe page.)
Я вовсе не стараюсь внушить, что атеисты понимают религию лучше самих верующих,
но я предполагаю, что атеисты понимают религию гораздо глубже, нежели значительная
часть верующих. Не надо, ведь, забывать, что подавляющее большинство современных
атеистов были некогда верующими. Несведущим это может показаться странным и довольно
вызывающим. Но это на самом деле именно так.
Однако, мировоззрение атеиста и в публичном и в частном порядке оспаривается
проповедниками религии и простыми верующими, подвергается нелицеприятной критике.
А это вынуждает атеиста серьезно и до конца разобраться как со своим собственным,
атеистическим, мировоззрением, так и сущностью мировоззрения той или иной религии
или же религиозным мировоззрением вообще.
Когда христианин встречается с индуистом или мусульманином, каждый из них спокойно
принимает друг друга за того, кем сам по себе является его собеседник. Каждый
из них считает, что его собеседник молится не тому Богу или молится Богу ложному,
но он при этом верит в Бога, верит в существование сверхъестественного, и в этой
плоскости между ними есть что-то общее.
К сожалению много богословов и верующих имеют очень уж примитивные представление
о том, что из себя представляет атеизм и считают своим долгом бросить вызов атеизму,
молится за грешников атеистов, проклинать их, а иногда вынуждают их очистить город
или селение от своего, всех оскорбляющего, присутствия.
Все это, повторимся, вынуждает атеиста постараться понять: почему теисты веруют,
во что они и как они веруют и почему они сами, атеисты, не веруют? Таким образом
большинство атеистов христианизованных стран лучше знают Библию, чем масса верующих.
Нередко эти знания Библии приобретены ими тогда, когда они были еще верующими.
Многие верующие, которые называют себя христианами никогда глубоко и не задумывались
над своими христианскими верованиями. Они только что и умеют сказать: «Да, Бог
и Христос оберегают меня, и когда я умру, то, возможно, попаду в Царство Небесное,
в рай… Ну, все это уже не раз показывали по телевидению». Окружающие верующего
люди редко оспаривают его верования. Во всяком случае, не оспаривают до тех пор,
пока верующие сами не начинают обращать собеседника в свою веру. Но такие оспоривания
являются только вынужденным ответом на вызывающее поведение верующих.
Что же касается атеистов, то они всегда как магнитом притягивают к себе миссионеров
различных церквей и сект. В этой обстановке атеист вынужден и заинтересован
в изучении не одной религии, не одной церкви, не одной секты, а всех их вместе
взятых. (Недавно у меня завязалась на интернетовском форуме обмен мнениями (chat)
с молодыми верующими христианами. В процессе чата я упомянул и начал им рассказывать
о верованиях современных молодых индуистов и мусульман. Некоторые из моих собеседников
удивлялись: «И откуда это у Вас такие точные и подробные знания Индуизма и Ислама?»
На самом деле у меня нет глубоких знаний индуизма и ислама. Но при этом и они,
и я убедились, что у молодых христиан нет вообще не только знаний, но и каких-либо
представлений о существовании религий, отличных от христианства.)
Как бы это не звучало парадоксально, но отход верующего от религии дает ставшему
атеистом этому же верующему больше знаний своей религии, чем этих знаний было
у него до разрыва с верой в Бога.
Как атеист я убежден, что жизнь каждого из нас единственная и неповторимая. Нам
никогда не будет предоставлена возможность прожить еще одну жизнь.(Как писал Василий
Макарович Шукшин: “Нет для нас еще одного билетика на второй сеанс”. Переводчик.)
Мы обязаны сделать все возможное и лучшее для самих себя и для тех, кто придет
после нас. Наше познание Вселенной увеличивается с каждым днем, вопреки ретроградно
историческим и современным клерикальным попыткам вернуть нас в Темное Средневековье
(The Dark Ages). В меру увеличения научных знаний менее и менее остается лазеек
для суеверий. Наступающая на суеверия наука не оставляет никакого места Богу во
Вселенной…
Я убежден, что у нас есть все возможности, чтобы сделать наш мир лучше, а это,
кроме всего прочего, означает, что надо избавить человечество от суеверий, страха
перед неизвестным, от иррациональных угроз и вредных догм. Разве мы хотим, чтобы
наши дети, внуки и правнуки жили в мире, который управляется на основании устаревших,
библейских, заповедей и подчинялись им только потому, что так говорят священники?!
Мы должны объяснить им, почему нельзя причинять вреда ближним своим, а не говорить: «Не делай так, потому что
Иисус Христос, который все видит, будет поджаривать тебя за это в аду». Ребёнок
должен знать истину и понять причину того, почему тот или иной поступок является плохим, аморальным, и не считать
его плохим только потому, что их кто-то (Бог, священник, родители) объявил плохими.
Нет никакого смысла надеяться и ждать, что Бог когда-то удосужится разбираться
в наших проблемах и каким-то образом решить их ко всеобщему удовольствию. Эти
проблемы полностью наши и только для нас. Лично я не думаю, что в ближайшее время
(или когда бы то ни было в будущем?) религия отомрет. Но чем меньше будет религии,
тем лучше будет для всего человечества. И наоборот, усиление религиозных верований
может обескуражить наши добрые надежды на будущее, - во всяком случае, в чисто
физическом плане. Ведь имеется много верующих, которые ждут грядущего вскоре
Страшного Суда, Армагеддона и «Конца Времен». Библия, особенно книга Апокалипсис,
переполнены пророчествами о том, что скоро, вот-вот, будет Второе Пришествие
Христа на землю; Иисус поразит Сатану и вместе с грешниками (неверующими, инаковерующими
и христианами других вероисповеданий) бросит его, Сатану, в геенну огненную,
а сам, Христос, будет с праведниками царствовать на земле тысячу лет. Все это,
по убеждениям верующих, должно произойти в ближайшее время, при жизни нынешнего
поколения людей, а то и – не сегодня, так завтра. Все это может показаться невинными
забавами, если бы мы не знали, что верования о Конце Мира побуждает верующих
пробираться к власти, овладевать рычагами государственного управления и уже на
этом уровне подготавливать человечество ко Второму пришествию Христа. Если вы
верите в то, что мир приходит к своему концу, то почему в этих условиях вы должны
беспокоится о каких-то земных нуждах каких-то людей, когда надо этих людей надо
скорее обращать в христианство и готовить к встрече Второго пришествия Иисуса
Христа?! Почему это мы должны проявлять милосердие к населению и детям бедствующих
стран, когда в нашей христианской стране много детей не читают и не изучают Библию?!
Этот вид менталитета не только ожидает скорого Армагеддона, но и своим поведением
спешить приблизить его и соответствующим образом очистить для этого планету.
( Мне кажется, что президент Рональд Рейган в свое время придерживался именно
этого вида христианской веры.) Впрочем, я немного отвлекся от непосредственной
темы об атеизме.
Атеист всецело отвечает за свои поступки и за свою жизнь. Я всегда принимаю
последствия своих действия. Я не ожидаю, что Бог поможет решить мне мои проблемы,
и не считаю, что Диавол вводит меня во искушение. Добро и Зло – все от людей.
Мое Добро и мое Зло – все от меня. После своей смерти я не ожидаю за свои земные
поступки ни с радостью наград, ни со страхом наказаний в потустороннем мире,
- будь то в раю, будь то в аду.
Атеисты совершают те или иные поступки только потому, что в том или ином случае
убеждены в своей правоте, а не для того, чтобы попасть на Небо или избежать мук
ада, а также не потому, что думают при этом о выполнении повелений Божьих. Они
поступают именно так, потому что им поведение диктует их собственное сознания;
потому что они чувствуют свою ответственность перед своей семьей, перед своими
друзьями и ближними, перед своим обществом и страной. Конечно, много верующих
испытывают перед ближними своими те же чувства ответственности, что и атеисты.
Это только говорит о слабости религиозной веры перед атеистическим мировоззрением,
которое не считается со сверхъестественным.
Перед вашей личной ответственностью должна отступить ссылка на Бога, Демона или
злых духов. “Диавол меня искусил совершить это преступление”, - является совершенно
негодным извинением, если, конечно, вы не являетесь душевно больным человеком.
Атеист твердо знает, в чем и почему он прав. Но атеистические знания ни в коей мере не являются
верованиями. Теист наоборот, твердо верит, что он прав. Но теистические знания ни в коей мере не являются знаниями.
В теизме знаний нет, поскольку эти знания являются превратным плодом оторванной
от действительности фантазии. Вот почему мы с полным основанием можем сказать,
что в сопоставлении теизма и атеизма атеист прав, а теист не прав…
К сожалению, я не могу здесь шире развернуть мысль заключительного раздела своей
статьи.
© Adrian Barnett.
Перевод – Е.К.ДУЛУМАНА
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3702