Авторство: Ron Tavalin
Посмотреть и оставить отзывы (49)
Как можно верить в ложь? Проголосуйте за атеизм и против клерикализации на правительственном форуме «Сильные идеи для нового времени» В чем разница между неверующим и атеистом? Связь бедности стран с религиозностью граждан Избранные работы по философии науки, атеизма и религии (2009-2019)
Ушедший из чулана: от профессионального богослова
Ушедший из чулана[1]: от профессионального богослова
до вольнодумного атеиста
(Как один христианин потерял веру в Бога и нашел смысл в атеизме)
Please allow me to introduce myself, I am a man of wealth and taste
(Позвольте представиться, я - человек богатства и вкуса)
Меня зовут Рон Тавалин (Ron Tavalin), я не случайно привел здесь строку из ставшей
классикой «Симпатии к дьяволу» (Sympathy for the Devil) от Роллинг Стоунс (Rolling
Stones), хотя нужно признать, это скорее от иронии, чем от богатства или вкуса.
Я - атеист, но атеист поневоле. Я говорю "поневоле", потому что я хотел и очень
хотел верить в существование иудейско-христианского бога, учитывая еще и то, что
я получил степени бакалавра(BA) и мастера(MA) в консервативных евангелистских
школах и преподавал в одной из таких в течение 4 лет. К тому же, в то время я
много дебатировал со своим духовным пастырем о существовании бога, и в течение
долгого времени чувствовал себя все более и более под давлением, заставлявшим
порвать с моей верой и прийти к тому, кто я и чему я верю.
Присоединяясь к врагу
В некотором смысле, я вышел из чулана. Я могу посочувствовать гомосексуалистам,
когда они говорят, что становились все более несчастными в течение долгого времени,
когда пытались соответствовать ожиданиям в значительной степени гетеросексуального
общества, и, в конце концов, были вынуждены публично объявить о своей ориентации.
Я прошел через подобный процесс и был вынужден написать эту статью, и открыто
объявить о своей нерелигиозности, так как я во многих случаях, публично заявляя
о своем мнении, чувствовал, что из-за своего отсутствия веры нахожусь в примерно
таком же положении.
На протяжении многих лет моей взрослой жизни, понятие “атеист” было крайне враждебным.
Такие имена как “Гитлер” и “Сталин” часто обсуждались в том же тоне, что и "атеист".
Атеисты были чем-то высокомерным, сатанинским, и скотским. Было устойчивое мнение,
что атеисты или ненавидели иудейско-христианского бога и набросились на него от
переполнившей их ненависти к неправильно действующему или пустующему образу отца;
или как сатана, плюнувший на крест от своей патологической потребности бунтовать
против власти. Мы, христиане твердо стояли в нашей уверенности, что специфический
бог, перед которым мы преклоняли колени, был не только реальным, но и единственно
реальным богом (у нас есть “Evidence that Demands a Verdict”[2] в конце концов!); и хотя мусульмане были неправы, даже они были лучше, чем безбожные
атеисты. Признаем и то, что быть названным "безбожным" в обществе - далеко не
комплимент.
Теперь я считаю себя одним из тех ненавистных “без надежды и без Бога в мире”,
о которых Павел писал в своем послании Ефесянам (цитируя его, я помню, что Павел
говорил о язычниках, которые не знали Христа).
Предпочтение безбожия
Тем не менее, безбожие является предпочтительным состоянием по сравнению с тем,
которое я разделял в течение двух десятилетий. Мне больше не надо рассматривать
такую трагедию, как холокост, удивленно вопрошая: «как Бог мог допустить такое?».
Я не должен смотреть на такое открытие, как происхождение человека в свете митохондриальной
ДНК и задаваться вопросом: “ну какая умственная изворотливость может урегулировать
этот факт действительности с Книгой Бытия 1:26-27 или 2:21-22?”. Чем больше каждый
из нас честно смотрит на мир и сравнивает его со Священным писанием, тем больше
каждый вынужден увидеть, что существует не только несоответствие; есть очевидное
и несовместимое противоречие. Надо сказать ещё кое о чём.
Я мог или сказать “Sola fide!” (“только верой!” – таков этот объединяющий возглас
Реформации), или бросить свою веру. Оба ответа были одинаково категоричными; уход
от одной стороны означает изгнание из рая в озеро огня, а уход от другой означает
погружение в нелогичность, суеверие, и приостановке разумного мышления. Я выбрал
уход от веры.
Искушения Веры
Конечно, даже притом, что я был изгнан оттуда, этот священный райский сад все
еще искушает. Искушает обещаниями таких вещей, как жизни в надежде, что переживешь
смерть; вечным прощением. Это искушает готовой линзой, через которую видишь всё
черным и белым, правильным и неправильным, духовным и плотским. Это искушает увлекательными
объяснениями того, откуда мы происходим, кто мы и куда идем.
В то время как песня сирены рая все еще эхом отзывается в моих ушах, проблема
была, я никогда не мог полностью отступить в мифический мир, несмотря на то, каким
бы прекрасный, благим, или каким комфортным он мог бы казаться. Это верно не только
для христианства, поскольку есть много других "раев", а иначе - суррогатных реальностей
на сегодняшнем рынке. Проблема состоит в том, что у них всех есть цена. Цена жизни
в мыслях о священном рае - преднамеренное невежество, потому что это начинается,
и в конечном счете, полагается на киркегоровский “прыжок веры”[3], выраженный в абсолютной приостановке разумного мышления, от которого, как река
в раю, течет все остальное. Только после многих лет искреннего желания сделать
утверждения Библии истинными в соответствии с действительностью, и мысленно пытаясь
подогнать их под множество интеллектуальных уловок, я смог выбрать изгнание из
рая, потому что я не мог заплатить эту цену. Я не мог стать ребенком, как приказывал
Иисус, настолько, насколько я этого хотел.
А я хотел этого. Я завидовал вере многих вокруг меня; как они могли спорить в
пользу таких вещей как буквально шестидневное создание с уверенностью, энергией
и доктринно-черной законченностью. Я завидовал способу, которым они могли так
или иначе закрыть проясняющееся продвижение, которое находят в научном стремлении
просто радоваться в тайнах своей веры. Я предполагаю, что более правильно сказать,
это не была их вера, которой я завидовал, скорее я завидовал их жизни в том счастливом
основанном на вере мире и их отключенности от реального мира. Я хотел быть в том
счастливом мире и вне этого грустного мира, который противостоит мне ежедневно.
При прочих равных условиях, только Мефистофель предпочел бы ад небесам.
Даже в этом случае, я полагаю, лучше жить жизнью реалистичной, рациональной
и бескомпромиссно подлинной перспективы, чем жить в райском религиозном мифе антиинтеллектуализма
и магического размышления.
В отличие от Мефистофеля в «Симпатии к дьяволу», я без ликования наблюдаю, как
люди продолжают убивать друг друга из-за богов, которых они сами создали. Скорее
с большим нежеланием и некоторой печалью я далеко шагнул от самонадеянного и изменчивого
мира фундаменталистского монотеизма и его упрямой борьбы против такого мира, какой
он есть. Я вышел из чулана и сказал: “Я здесь, я - атеист”.
Статью «How One Christian Lost Faith in God & Found Reason in Atheism» c сайта Agnosticism / Atheism перевёл Андрей Афанасьев.
[1] По-видимому, автор приводит аналогию с мультфильмом «Застрявший в чулане» (Trapped
in the Closet). Здесь и далее прим. перев.
[2] Букв.: «Свидетельство, которое требует вердикта», имеется в виду книга Джоша
Макдауелла(Josh McDowell), американского протестантского проповедника
[3] Киркегор(Kierkegaard) -датский философ, теолог и писатель.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 3883