Авторство: Савинов С.Н.
Методология лженаук
С.Н.Савинов
Статья 2-я, дополненная и исправленная.
Настоящая статья посвящена такому явлению в познании, как лженаука.
Проведен междисциплинарный, системный анализ явления лженауки, с целью определения
методологии лженаук, основных характеристик и классификации лженаучных концепций.
Обобщение понятия лженауки позволит рационализировать
мероприятия по контролю и ограничению развития и распространения лженаук.
1. ОСНОВЫ ЛЖЕНАУК.
1.1 Лженаукой является все, что не соответствует современной официальной науке,
а это те знания, которые недоказуемы или опровергнуты. Под лженаукой подразумевается
широкий круг лженаук и иных ложных концепций, которые не развивают познание и
не имеют таковой ценности, но стремятся занять место науки. Большинство лженаук
имеют своей целью те или иные выгоды, либо это денежные средства, изымаемые от
людей, либо это власть над людьми. Лжеученые, например астрологи и экстрасенсы
осознают, что занимаются лженаукой, они осмысленно занимаются, вернее, имитируют
научный процесс, поскольку не хотят терять легкие доходы. Именно поэтому все лженауки
характеризует то, что их тезисы направлены на социальные и личностные процессы,
поскольку рассчитаны на людей, а не на познание мира. Классические лженауки имеют
много общего с мошенничеством, и возможно являются таковыми в том отношении, что,
маскируясь «научностью» или истинностью они получают доверие людей, и получаю
доход от пустых услуг и товаров. Помимо преступности, лженаука стремится уравняться
с наукой или даже задавить науку, поскольку только в этом случае они обретут значимость
истины в обществе, и лживость их афер будет скрыта. Лженауки создают технологии
и прочее, которые станут поводом для изъятия больших фондов и государственных
денег. Подобные варианты лженаук особенно стремятся задавить науку и влиять на
политиков и научные институты, от которых эти лженауки могут получить признание,
а за ним крупную прибыль.
Любое общество изобилует глупыми и доверчивыми людьми и невеждами, количество
которых обратно пропорционально просвещенности общества, но в любом случае их
количество несравненно больше, количества мыслящих и самостоятельных людей. Лженаука
использует этот контингент мало просвещенных людей и проникает в их сознание с
целью получения от них легких доходов. Мало просвещенные люди, как правило, это
доверчивые люди, которые, не обладая знанием о мире, находятся на уровне средневекового
развития, веря в богов и сверхъестественное. Во времена средневековья лженаука
и ложные учения, вроде религии, находились в оппозиции с наукой, и с помощью инквизиции
подавляла познание, в нынешнее время наука настолько развилась, что обрела заслуженное
главенствующее место в осознании человечеством мира. Нынешняя наука обрела главенствующую
позицию не только в силу доказанности своих тезисов, но и за счет особой значимости
для развития техники и уровня жизни, что в свою очередь определяет уровень развития
цивилизации, то есть является основой цивилизации. Нынешняя наука достигла авторитетности,
которую уже никогда не достигнет религия, поэтому религия кроме мелких попыток
не способна противостоять фактам. Лженаука избрала иной путь развития: не в противостоянии,
а в адаптации и интеграции с наукой, создавая тезисы подобные научным, но имеющие
смысл и цели религии – влияние на сознание людей и их доверие.
1.2 Опасность лженауки кроется в том, что она стремится уравняться или занять место
науки, в этом случае доверие им со стороны общественности будет неограниченно,
а мошенничество лженауки будет максимально эффективным. Опасность лженауки ещё
и в том, что она разрушает прочный фундамент доказуемости наук, внося лживые знания
и нарушая понимание реальности. Лженаука проникает в доверие людей тогда, когда
людям трудно понять или принять научные истины, когда наука имеет ограничение
развития, и когда наука отрицает что-либо, в этом случае лженаука занимает эту
вакансию в сознании этих людей, и позволяет легко понимать мир через сверхъестественное,
дает людям «знания», которые легче принимаются (об исключительности людей и Земли
во вселенной). Лженаука, основываясь на вымысле, «легко» объясняет и «делает»
то, чего наука не может, например, лечить рак, и конечно лженаука ничего не отрицает
того, что не отрицают простые люди, лженаука не отрицает Дарвинизм, существование
души и прочего.
1.3 Человеческий вид, обретя независимость от природы, и достигнув уровня самосознания,
обладает архаичными особенностями, например, человек неосознанно приписывает себе
избранность и совершенство в сравнении с животным миром, человек осознает себя
центром мироздания - это самосознание полностью реализовалось в религиозных учениях,
в которых человек произошел по подобию бога, является повелителем Земли, «Земля
находится в центре вселенной», а «вся вселенная это твердая оболочка с прикрепленными
звездами», «мысли человека - проявления его души, которой нет у животных». Наука
путем неопровержимых доказательств опровергала каждый из этих тезисов: Коперник
создал гелиоцентрическую систему и низверг миф об избранности Земли, Дарвин доказал
происхождение человека от животных, это же подтвердили генетики – так был опровергнут
миф об избранности человека в живой природе, Павлов доказал рефлекторный механизм
мышления и разоблачил мифическую душу человека. Лженауки и религия опираются
на эту архаичность самосознания, и развиваются в их рамках - вновь появляется
те направления, которые были опровергнуты наукой недавно или которые слишком неугодны
для самолюбия людей, как, например, теория Дарвина и теория эволюции вообще, лженауки
развивают представления о неком мире сверхъестественного, в котором может быть
душа и прочее - таким образом, развивается неудачная альтернатива познанию, но
в замен лженаука получает большее одобрение людей, которым утешили самолюбие.
1.4 Человеческая психология обладает ещё одной особенностью, которую используют
лженауки для проникновения в сознание - это субъективное мышление доверчивых людей.
Доверчивые и впечатлительные люди видят то, чего нет, но чего они хотят видеть,
и не видят того, что не хотят видеть, не видят явных противоречий. Религиозные
люди именно к таким относятся, они даже не желают слышать что-либо против бога
и религии, будь то хоть явные опровержения, в то же время они в обычных явлениях
видят знамения, явления ангелов, божью волю или божью кару. Доверчивые люди ограничены
в своем критическом мышлении, поскольку собственные мысли им заменяет совокупность
домыслов, сформированных верой во что-либо. Переубедить таких людей почти невозможно,
какими бы доказанными не были опровергающие факты.
1.5 Одним из средств развития и популяризации лженаук является фальсификация, когда
вымышленные явления выдаются за реальные. В случае фальсификации, лженауки пытаются
укрепить свои позиции ложными доказательствами, экспериментальными данными, подделанными.
Фальсификации продвигаются лженаукой через СМИ и литературу, и служат «доказательством»
лженаучных положений. Помимо фальсификаций, лженаука распространяет вымыслы о
проявлениях сверхспособностей и целительных свойств чего-либо, при этом лженаука
не утруждает себя доказательствами и связыванием с наукой, их «доказательства»
идут параллельно и независимо от науки, тем самым, демонстрируя свою изоляцию
и независимость от противника – науки. В аспекте использования лженаукой фальсификаций
стоит отметить, что всякого рода сверхъестественные явления демонстрируются, как
правило, публично, или в лабораторноподобных условиях какого-либо помещения в
присутствии неких сторонних людей производящих впечатление экспертов или ученых,
и все эти демонстрации не отличаются, а даже уступают в зрелищности фокусам иллюзионистов.
Нетрудно найти связь демонстрации лженаучных «доказательств» и производимых иллюзионов.
Всякий опытный престидижитатор без труда разоблачит такие демонстрации, но рассчитаны
они на простых людей, которые, видя фокусы иллюзионистов, дивятся им, но видя
те же фокусы названные «сверхспособностями». Можно допустить, что Иисус Христос
существовал и творил чудеса, но только чудеса эти были обычными фокусами, нынешние
иллюзионисты творят такое, что Иисус меркнет в их свете: иллюзионисты летают (Копперфилд)
– Иисус не летал, только один раз вознесся (по свидетельству 12 учеников, против
тысяч свидетелей полетов Копперфилда), исчезают, проходят через стены, заставляют
исчезать объекты и даже сооружения (Статуя свободы), повторяют фокусы с «приумножением
хлебов», воскрешают мертвых (Лонго, Грабовой), исцеляющие на расстоянии целые
стадионы (Кашпировский, Чумак).
Чудеса Иисуса были ограничены: не летал в повседневной жизни, не гасил Солнце,
не гасил звезды, не насылал землетрясения, потому что такие фокусы не под силу
никому.
Библейские сюжеты и чудеса, скорее всего выдумки, поскольку не доказаны, но могут
быть и реальными явлениями, только искаженными, преувеличенными и трактуемыми
с религиозным оттенком, что свойственно верующим, например, морской отлив мог
верующими представляться как расхождение вод моря перед Моисеем; «манна небесная»
могло быть то же явление, что и «рыбные» или лягушачьи дожди», когда ураганы и
смерчи поднимают с поверхности разные объекты; растворение красной глины в речной
воде может восприниматься «кровавой рекой»; нагретая суша создает оптический
эффект зеркала – иллюзия поверхности воды, который мог иметь место на косе в заливе,
скрывая эту косу от наблюдателей, и маскируя под поверхность моря, всякий идущий
по ней создает впечатление «идущего по воде» - ведь Иисус шел по воде, а не летел
над водой. Многие люди склонны поклоняться чего-либо, чаще всего это вымышленные
боги, но это могут быть и другие люди, например, адепты, обожествляют предводителей
своих религиозных сект, фанаты обожествляют знаменитый певцов, люди верящие Кашпировскому,
Грабовому и другим магам составят толпу людей, которые будут убеждены в избранности
и величии своего идеала, как были убеждены последователи человека Иисуса Христа
в его божественности, и переубедить таких людей невозможно, преклонение для них
сильнее логики и самооценки.
Как правило, разного рода «феномены», на которые опираются лженауки, представляют
собой либо иллюзию, созданную или естественную, либо очень искаженные явления,
преувеличенные или неверно истолкованные, либо эти феномены просто вымысел. Лженауки
никогда не занимаются изучением своих явлений, как это происходит в науке, в лженауке
явления и законы просто описываются, поскольку являются результатом произвольных
размышлений сторонних от реальности людей. Несмотря на то, что, например, некоторые
специализированные институты официально подтверждают наличие сверхвозможностей
у людей, тем не менее, эти же институты не идут дальше частного «подтверждения»
и частных конференций, и тема о неких способностях не превращается в исследования,
диссертации и статьи, которые в свою очередь докажут сверхвозможности человека
и сделают это частью науки. Этого не происходит в силу фальсификаций экспертизы,
ограниченной единичными случаями и рискующей при полноценном исследовании немедленно
быть опровергнутым. Подобный синтез лженауки и научных фальсификаций наиболее
эффективен для существования лженаук, поскольку позволяет лженауке напрямую интегрироваться
в официальную науку.
1.6 В прежние времена и ныне лженаука описывает и пользуется реальными явлениями,
облачая их в некую сверхъестественность. Хорошо изучено официальной наукой явление
самовнушения, при котором человек с помощью психики способен неосознанно влиять
на функции организма и стимулировать внутренние резервы. На основе эффекта самовнушения
существует лечебное средство – плацебо, которая представляет собой пустое вещество
лишенное лечебных свойств, но в то же время, оказывающее лечебное воздействие
той силы, насколько недуг связан с психическими функциями организма. Лженауки
используют эффект плацебо, но под его видом продают дорогостоящие вещества и аппараты,
получая мошеннический доход от «высокотехнологичного» плацебо. Аналогичным путем
лженаука использует гипноз, подводя под него некие свойства некой души или сверхчувственного
мира, чем добиваются согласия со своих ложных учений с реальностью. Эффект плацебо
также возникает при «предсказаниях судьбы», когда человек настраивает и неосознанно
наводит на себя предсказание, или при магических обрядах, когда «магия» путем
самовнушения действует на человека.
1.7 СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ ЛЖЕНАУК.
Наиболее негативное для государства явление, это взаимодействие между лженаукой
и кругами людей, обладающими властью или крупными денежными средствами, или распорядители
фондов. Политики и владельцы крупных капиталов не отличаются интеллектом от обычных
людей, они столь же доверчивы, и также не способны понять разницу науки и лженауки,
поэтому лженауки разных видов, манипулируя сознанием таких влиятельных людей,
сами получаю часть этого влияния. Одурачивать влиятельных и известных людей (актеров,
космонавтов) для лженауки ещё выгодно и в плане доходов, чем от влияния на простых
людей. Лженаука успешно использует свое влияние на влиятельных людей для лоббирования
своих интересов, для распространения и популяризации лженаук, увеличения их авторитета,
а также для давления на науку и контратаки на критику. Лженауки особенно стремятся
лоббировать свои интересы во власти, поскольку это позволит лженаукам легализоваться
«сверху», и превратиться в науку. Особенно эффективно влияние лженаук на коррумпированную
власть, поскольку становится взаимовыгодным. Лженауку способны определить только
ученые, простым людям это не дано принципиально, поэтому одурачить простых людей,
среди которых и политики
для лжеученых ничего не стоит, а в свою очередь оболваненный политик для лженауки
самый лучший трофей – он становится для лженауки ключом к гигантским государственным
фондам, он становится защитой от любых нападок, в том числе со стороны Академии
наук.
Лженаука влияет также через науку, путем подкупа специалистов и редакторов журналов,
патентных бюро, пробивая себе дорогу в научные журналы, получая липовые рецензии,
дипломы и научные звания, пробиваясь на научные конференции и покупая экспертизы
в институтах – то есть, пытаясь чисто механически занять место в науке. Пробиваться
в науку для лженауки является второй по важности задачей после получения финансирования,
поскольку это придает лженаукам больше научности,
потому лжеученые особенно тратятся на обретение официальности и научности.
Существует и более масштабное распространение лженаук - посредством СМИ. Особенно
стоило бы остановиться на СМИ, которые в силу ограничения интеллектуального потенциала,
являясь лишь посредником в передаче информации от источника в народные массы,
при отсутствии цензуры и контроля превращаются в неуправляемый источник разной
информации, в том числе негативной, рекламной, политического влияния и конечно
популяризация лженаук. Лженауки довольно легко проникают в лишенные интеллекта
и критики СМИ и распространяют своё влияние, при этом представители СМИ демонстрируют
полное пренебрежение к своим читателям и слушателям, тем, что готовы им предоставить
информационный мусор и ложь, за деньги заказчиков. СМИ должны нести ответственность
за передаваемую ими информацию. Оболваниванию поддаются не только простых люди,
но даже ученые, которые оболваниваются в том направлении познания, которыми ученый
не занимается, если ученый в своей отрасли действительно ученый. Простые люди
при выборе между научными знаниями – сложными и прямолинейными, неинтересными,
разрушающие мифы, непонимание и делающие мир простым набором законов, ограниченная
на своем уровне, а с другой стороны лженаука предлагает этим же простым людям
своё учение – простое, без мудреных терминов –простыми бытовыми словами, «доказывающие»,
что мир духовен, божественен и существуют нечто сверхъестественное, и дающая людям
неограниченное познание – выбор простых, недалеких людей будет очевиден.
1.8 ЗАЩИТНЫЕ СТРАТЕГИИ ЛЖЕНАУК.
Лженауки оказывают сильное сопротивления всякого рода попыткам их ликвидировать,
подключая к этому все возможные ресурсы в которые они проникли, начиная от политиков
и судов (судебные процессы против преподавания теории Дарвина), и заканчивая подключением
СМИ и подкупленных ученых вплоть до академиков. Столь сильное сопротивление лженауки
оказывают по той причине, что они приносят высокие доходы своим создателям, которые
в свою очередь легкие доходы терять не хотят и пойдут на любые действия против
критиков. Для всяких научных концепций характерен диалог «доказательства-опровержения»,
что составляет сам научный процесс поиска истины, в котором ключевое значение
имеет критика, но лженауки не могут вести такого диалога, поэтому они избирают
тактику агрессивного и упорного противостояния в виде несогласия с критикой, а
также атаки на самих критиков, которые характеризуются уничижительным тоном.
Пытаться опровергнуть лженауку также бесполезно, как оправдывать бред, хотя бы
потому, что опровергать нечего, трудно найти доводы на произвольные идеи, это
не мешает официальным ученым тратить время на опровержение лженаук.
Одной из защитных стратегий лженаук является их проникновение в секретные отрасли,
в первую очередь в хорошо финансируемую военную сферу, для чего созданы целые
воинские части (в/ч 10003). Защита секретностью позволяет избежать лжеученым огласки
своих фальсификаций, которые могут вызвать поток разумной критики, а также избежать
всякого влияния со стороны РАН и официальной науки, которые ограничены «военной
тайной», оберегающей теплое местечко для лжеученых - это же является самым опасным
влиянием лженауки, которая подрывает обороноспособность страны. Лженаукой создана
принципиально новая тактика самозащиты – она сама организует борьбу с лженаукой,
но при этом находится на стороне науки и не только избегает чистки, но и ликвидирует
конкурентные направления, к подобной тактике прибегла Русская православная церковь,
которая стала одним из инициаторов создания российской «Комитет по борьбе с лженаукой»,
а значит, минимум становится защищенной в процессе гонения против лженаук, максимум
- управляет процессом ликвидации лженаук, разумеется, это не означает, что Комитет
по борьбе с лженаукой не эффективна, это означает, что РПЦ имеет иммунитет от
этого комитета.
1.9 Опровержение лженаук учеными является, несомненно, наиболее надежным средством
уничтожения лженаук, но не всегда требуется научное опровержение для ограничения
лженаук, поскольку это трата времени и привлечение внимания к лженаукам, и эффективность
этих методов временна, поскольку произвольные учения в виде лженаук довольно изменчивы,
и способны преодолевать устаревшие опровержения. Наиболее эффективным критерием
лженаучности является внутренняя и внешняя противоречивость этих учений: внутренняя
связана с противоречиями внутри концепции, которые возникают неизбежно при произвольных
выкладках недалеких людей; внешние противоречия связаны с несопоставимостью достигнутому
уровню официальной науки. Заниматься опровержением лженаук довольно неблагодарное
дело, поскольку приходится спускаться на уровень развития лжеученых, уделять им
внимание, и тем самым косвенно поднимать им статус, уделяя лженаукам внимание
со стороны науки. Критиковать лженауки малоэффективно ещё и потому, что человеческая
фантазия неисчерпаема и лженаука даже при полностью развитой науке найдет своё
место для существования – на месте ликвидированных лженаук возникнут новые, и
так будет неограниченно долго. Именно бесполезность критики приводит нынешнюю
науку к простому запрету на какие-либо концепции, например, запрет на рассмотрение
проектов вечных двигателей, или на публикацию критики теории относительности,
поскольку на противостояние нескончаемому потоку лженаучных идей, заведомо лишенных
смысла занимает больше времени, чем, собственно, развитие науки.
1.10 Лженауки активно укореняются, используя всякого рода финансирование, влияние
на власть, что создают организованные центры-конгломераты – так называемые международные
академии и институты (МАИСУ, международная академия тринитаризма, академия биоэнергоинформатики
и подобные). Организация многократно усиливает влияние лженауки и делает её почти
неуязвимой от нападок науки, общественности и власти. Достаточно вспомнить массированную
поддержку лжеученого Грабового, для чего была собрана Научно-практическая конференция
«Современные проблемы науки, техники, культуры, здравоохранения, общества и проблемы
Космической безопасности Земли», г. Санкт-Петербург, на которой в защиту Грабового
стали профессора, кандидаты наук, нанятые влиятельными лженаучными организациями
или являющиеся просто мнимыми учеными, готовые за деньги нести такой бред, за
который даже школьнику двойку поставят, например, на той же конференции Е.И.Боровков,
профессор, директор НИИ астробиологических проблем и космической безопасности
им. С.И. Репьева, президент МАИСУ заявил: «Ведь до сих пор, наша современная метеорология
кроме циклона и антициклона ничего не знает. Она даже не знает, откуда образуется
этот самый циклон. Откуда образуется антициклон. А это есть проекция околосолнечной
чёрной дыры. Если даже метеорологи не знают, откуда и что берётся, ну как они
могут правильно предсказывать погоду? Да ни как!» - подобных антинаучных перлов
на той конференции было пруд пруди, и произносились они людьми с учеными степенями
и званиями ! За подобные рассуждения ученый должен быть просто лишен или понижен
в научном звании, а те лица (ВАК, Патентное бюро, президиум РАН и другие), которые
вручили ему звание или патент должны подпадать под внутреннее разбирательство
за некомпетентность.
1.11 Лженауки развиваются в тех направлениях, в которых наука не развилась,
а также в тех познаниях, которых нет в природе. Существует и можно вообразить
ещё больше понятий и явлений, которые невозможны по законам природы, например
«Вечный двигатель», антигравитация и прочее, которые на всегда останутся несуществующими,
и невозможность существования их недоказуема как бесконечность вселенной, поэтому
лженаука особенно стремится реабилитировать и описывать их, и поскольку доказать
их невозможность нельзя, то они становятся устойчивыми понятиями для существования
лженаук.
2. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛЖЕНАУК.
2.1. Лженауки описывают некий непознаваемый, «скрытый» мир, обладающий той или
иной одухотворенностью, божественностью, это позволяет использовать веру недалеких
людей в сверхъестественное и при этом придать своему учению больше научности -
это позволяет интегрировать глупое доверие и «сферу наук». Лженауки оперируют
понятиями и терминологией абстрактно-всеобъемлющей, напоминающей рассуждения философов
или людей средневековья, которые формируются из ограниченного набора слов: бог
(создатель, вселенский разум), душа, разум, мысли, жизнь, вселенная (космос),
пространство-время, волны (резонанс), энергия (свет, квант), информация, счастье,
любовь, здоровье, добро и зло, свобода, новые знания, из которых путем комбинации
формируются подавляющее большинство рассуждений и терминов лжеучений.
2.2. Социально-личностная направленность. Лженауки описывают личность, социальную
жизнь, отношения людей, болезни, бизнес, войны и катаклизмы, и прочие явления,
имеющие непосредственное отношение к жизни человека, при этом, не проявляя интереса
к явлениям не связанным с человеком (например, физику звезд, вулканологию, энтомологию).
Это указывает на то, что лженаука стремится развиваться в той сфере человеческого
мышления, которая имеет для каждого человека наибольшее значение, а значит наиболее
востребованной людьми, то есть лженаука нацелена на наибольший интерес людей,
получая большее внимание. Независимо от области лженауки, будь то физика, биология
или религиозные учения – все они сходятся в итоге к свойствам человека.
2.3. Очень характерным признаком лженаук является их бурное внедрение в практику.
Лженаука не только стремительно достигает уровня применения своих «идей» в деле,
которое порой опережает развитие самих этих идей, но и стремление в первую очередь
использовать «идею». Ярким примером являются торсионные технологии, которые развились
прежде, чем физики развили идею полей кручения, позднее опровергнутую.
2.4. Лженаука реализуется в торговле и услугах. Лженауки преимущественно стремятся
к непосредственной продаже своей продукции, будь то вещи, в виде амулетов, гороскопов,
целительных средств и прочее, или это услуги, в виде предсказания судьбы или «излечения».
Этот признак указывает цель лженаук – легкий доход, поэтому лженауки развиваются
там, где у доверчивых людей имеются крупные денежные средства и власть, то есть
у политиков, бизнесменов, преступников и других, поэтому для разного рода лжеученых
характерно стремление в эти круги, дабы дороже продать свои вымыслы, например
при дворе королей и президентов всегда были собственные астрологи, маги, целители
и прочий сброд.
2.5. Лженаука обладает высокой универсальностью. Обычно в основе целостного
учения лежит некий единый принцип, напоминающий произвольные рассуждения, вроде
милогии, или единое явление вроде биоинформатики (биоэнергоиформатики), торсионных
полей, от которых развивается некое учение, чуть ли не до панацеи или теории всего.
Для лженаучных лекарств, способов лечения и аппаратов характерен огромный перечень
излечиваемых болезней, на гране панацеи от всего, причем, болезней никак не связанных
между собой. Одно и то же лженаучное средство лечит одновременно и ожирение и
худобу.
2.6. Лженаучные учения создаются, заимствуя понятия от разнородных наук, которые
обладают минимальной связью, иначе говоря, лженауки очень междисциплинарные. В
своих междисциплинарных достижениях лженауки достигают высоких величин, превращаясь
в принципиальный балаган, например, в медицинских и психологических направления
лжеученые активно применяют понятия квантовой физики (торсионные поля), в своих
физических направлениях применяют религиозно-эзотерических понятия (милогия,
биоэнергоинформатика). Это качество лженаук проявляется также в том, что лженауку
могут создавать даже ученые, только при условии, что это ученый занимается лженаукой
в области познания, отличной от той, в которой он является специалистом, так,
например, часто о физике рассуждают инженеры, биологи, историки, философы и рассуждения
эти формируют лженауки.
2.7. В лженауках все положения основаны на произвольных измышлениях, в виде каких-то
философствований или домыслов, которые выдаются в качестве выводов, за которыми
должно быть экспериментальное подтверждение. Иначе говоря, лжеученые заменяют
эксперименты рассуждениями, в тех случаях, когда это недопустимо.
2.8. Лженаука развивается параллельно официальной науке, адаптируя и заимствуя
из науки знания, с целью маскировки себя «научностью», именно развивается следом,
то есть, именно догоняя, а не превосходя, поскольку не может достигать новых знаний.
Лженаука заимствует термины из официальной науки, такие как кванты, черные дыры,
пространство-время, волны, резонанс и прочие, привязывая их к своим учениям, делая
это так глупо и наивно, как попугаи, которые повторяют за человеком слова и производят
впечатление разговора, хотя естественно ничего не понимают в них. Наука развивается,
терминов становится больше, а значит, словарный запас лжеученых расширяется и
их речи приобретают более научный звон, оставаясь
бессмысленным лепетом попугая. Лженаука активно искажает понятия науки, приспосабливая
их к своим учениям, делая сложные трактовки банальных явлений.
2.9. Лженаука попустительствует и развивается в тех направлениях, которые более
предпочтительны простым людям с их архаичным мышлением. Лженаука не пытается переубедить,
а напротив соглашается, что существует некий божественный мир непознанного, что
человек является высшим существом, что существует душа, что человечество и Земля
обладает избранностью и прочее, именно потому, что такие взгляды более предпочтительны
простым людям, лженаука особенно легко проникает в их сознание. Лженауки «подтверждают»,
что существуют некие сверхспособности человека, в которые хочет верить обычный
человек, эта же лженаука «опровергает» теорию Дарвина, стремясь доказать обычным
людям, которые хотят видеть в себе нечто высшее, что они действительно высшие,
подобных поощрений архаичному пониманию людей со стороны лженаук много, поскольку
это один из стимулов их развития.
2.10. Для лженаук характерно бурное развитие, поскольку основано оно не на научном
поиске, а на произвольных рассуждениях. Та или иная новая лженаучная концепция
появляется уже с готовым базисным знанием, которое было словно написано кем-то
до них, и длительно кем-то изучалось, хотя в действительности было придумано
в короткие сроки неким проходимцем. Лженаука характеризуется полным отсутствием,
каких-либо сомнений в себе, она утверждает себя как истинную истину, подобно религии
«как написано, так и есть». Это признак того, что лженаука заимствует
способ самообразование от религиозного способа, и потому никак не приемлет каких-
либо опровержений, и никогда не сойдется в дискуссии с научной экспертизой, результат
которой предопределены, причем, не в пользу лженаучного учения.
2.11. Лженауки не противостоят друг другу, вполне терпимо сосуществуя вместе
притом, что составляют совершенно разные представления и конкуренцию. Казалось
бы, религия не должна признавать «чтение мыслей бога» в виде астрологии, и не
должна признавать учения, не совпадающие с религиозным учением, но нет даже намека
на такие противостояния. Официальная наука представляется лженауками как некое
точное и доказанное, но неполноценное и ограниченное знание, в то время как лженауки
это «глубокие и всесторонние знания», которые представляют собой ту часть «знаний»
до которых официальная наука не может или не хочет развиться. Лженауки не составляют
друг для друга угрозы, поскольку цель у них одна – влияние на людей. Всякие попытки
опровержения лженаук ограничиваются со стороны последних лишь аргументами о том,
что «наука не достигла их уровня и потому не может доказать», при этом неизвестно
и тем более не доказано каким образом получены эти знания, относящиеся к лженауке.
2.12. Для всякой лженауки характерно, что при «гигантских, безграничных» возможностях
– реальный нулевой эффект. Например, если бы телепатия была реальна – то пропала
бы необходимость в военной разведке, если бы телегипноз был реальностью – то не
нужны были бы дипломаты и так далее. При этом телепатия и телегипноз не только
эффективнее, но и значительно дешевле и безопаснее – но ничего подобного нет.
Причем, такая технология могла бы применяться с давних времен, когда появилась
магия, пророчества, спиритизм. Например, если бы спиритизм был реальностью, то
можно было бы созывать души великих ученых (Ньютона, Эйнштейна) и узнавать у них
новые идеи и теории. Торсионщики обещали огромное количество энергии из физического
вакуума, абсолютное оружие, но ни того, ни другого нет, а Европа все также продолжает
закупку нефти.
2.13 Для лженаук характерно полное отсутствие самокритики. Большинство лженаучных
концепций провозглашают свои выводы окончательными и правильными, без намека на
сомнение, хотя к этому не прилагаются должных доказательств, и «истинность» этих
знаний только провозглашается. Целители и методы нетрадиционной медицины почти
(или вообще) не обладают побочными эффектами, псевдоисторические концепции представляют
себя «правдивой историей», религиозные учения провозглашаю себя абсолютной истиной,
и запрещают другие истины, другие религии.
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЖЕНАУКИ И НАУКИ.
Наука в своем развитии неуклонно познает мир, и в этом познании нет таких фактов,
которые нельзя объяснить, нет таких пределов, за которые познание не могло бы
проникнуть, иначе говоря, в мире нет ничего божественного и сверхъестественного,
а есть только то, что уже изучили, и то, что предстоит изучать. Физика проникла
в глубины атома, и до элементарных частиц и полей изучила его, нашла законы,
управляющие им. Атом не оказался неделимым «божественным творением», «бог» решил
себя утрудить и усложнил вещи до такой степени, что они могли бы существовать
и без бога. Казалось бы, лженауки должны отступать и разрушаться под действием
развивающейся науки, но этого не происходит, этого не происходит потому, что глупые
невежды, владеющие деньгами, не перевелись, а значит, почва для лженауки сохранилась.
Лженаука даже развивается, она развивается параллельно науке, поскольку начинает
использовать научные понятия и законы для «объяснения» прежде «необъясненных вещей»,
фактически лженаука пытается интегрироваться в науку, она тянется вверх по научному
древу, как лиана, достигая при этом вершины без собственного крепкого ствола.
Этот механизм формирования лженаук на основе достигнутого научного знания является
универсальным, отличает лженауки то, что они только адаптируются к науке, и не
развивают познание, как это делает наука. Объяснение, которые делает лженаука
на основе научных познаний, является довольно примитивным связыванием аналогий,
связи доказанного наукой и аналогичного недоказанного. Так, например, астрологи
пытаются объяснить «влияние на людей планет» путем гравитационного поля этих планет,
даже при всей нелепости подобных выводов в том, что гравитация может вызвать только
смещение массы, например, гравитационное поле от атмосферы и облаков превышает
гравитационное поле планет, поэтому лучше предсказывать судьбу по облакам.
Лженаука заимствует из науки явления, адаптирует в себе и даже развивает их в
ложном направлении, при этом, чем сложнее явление (квантовая физика), тем больший
эффект получается от его использования, например, подведено под физические понятия
некие «торсионные поля», которые являют собой уже не божественность и магию, а
некое лженаучное понятие сформулированное подобно научным формулировкам. Большой
взрыв создавший видимую вселенную очень удачно использовался религиозными лжеучеными,
как акт божественного творения, другой важный пример этого заимствования лженаукой
фактов из науки является приобщение астрологией вновь открытых планет: Урана,
Нептуна, Плутона, при этом вновь открытые планеты довольно легко вбирались астрологией,
также, например, известное всем явление «эффект Кирлиана», представляющее собой
лишь электрическое явление, подобное разрядам, изучаемым Тесло, выдается лженаукой
в качестве того самого мифического биополя, о котором рассуждают многие лженауки,
вот только остается неясным, каким образом появляется биополе у неживых объектов.
Подарком для лженауки являются научные гипотезы фантастического содержания, например,
дополнительные измерения, которые мы не можем обнаружить ввиду пр
Посмотреть и оставить отзывы (80)
Владимир Гундяев выступил на тему ядерного оружия, созданного в обители преподобного Серафима Инновационное кадило По мнению ученых, души не существует Типы и особенности обогревателей Как заставить закон об оскорблениях чувств верующих быть в правовом поле
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 6550