Пиррова победа
09.02.2008 СМИ/Образование
Тему «Православные ценности и современное образование» обсуждали целую неделю. Однако центральный доклад Чтений прозвучал еще в понедельник, 28 января, в Государственном Кремлевском дворце. Автором доклада стал митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), управделами Московской Патриархии, правая рука Патриарха Алексия II и едва ли не самая влиятельная фигура в нынешней РПЦ.
Решающую роль в этом сыграл митрополит Климент. Именно он лоббировал эту идею в декабре на совместной конференции с Минобрнауки в Калуге. Как утверждает православная общественность, лоббировал успешно. Аппетит же приходит во время еды. Выступая на Рождественских чтениях, митрополит Климент не стал скрывать, что аппетиты Церкви введением ОПК в школьную программу не ограничиваются.
Кстати, об ОПК. Если у кого-то и были иллюзии относительно этого предмета, то митрополит Климент поспешил их развеять.
Иллюзия первая: ОПК – культурологический, а не вероучительный предмет. Адресован он не только православным, но всем и каждому. Потому что «все должны знать культуру своей страны», насквозь пропитанную православием. Теперь же ОПК объявлены предметом для православных школьников. В словаре митрополита Климента это называется «религиозный культурологический предмет». Это, кажется, новый синоним для слова «вероучительный». Катехизис, поданный не «в лоб», а обходными маневрами.
Иллюзия вторая: ОПК – альтернатива и дополнение к светскому курсу истории мировых религий для старшеклассников. Никак нет! ОПК школьники будут изучать с первого по одиннадцатый класс (предлагаются, кстати, два часа в неделю). А история религий – предмет вредный, развивающий у ребенка «индифферентность к вопросам духовной жизни и нравственный релятивизм».
Конечно, светский курс делает акцент на историческом и культурном аспектах религии. Но разве интерес к иным ее сторонам должен прививаться ребенку в государственной школе? Впрочем, митрополит Климент уже ответил на этот вопрос. На Рождественских чтениях он заявил: «Школа призвана в первую очередь воспитывать в ребенке человека как носителя образа Божьего». А кто-то до сих пор наивно полагает, что школа воспитывает гражданина или учит ребенка не потеряться в окружающем мире.
«Нас также беспокоит и содержание, и качество духовно-нравственной составляющей гуманитарных дисциплин, таких как история, литература, русский язык и другие. И считаю, что наши специалисты в этой области должны привлекаться более активно», – это снова пассажи из доклада митрополита Климента. Перед глазами всплывает пример наших соседей-поляков. Их бывший министр образования Роман Гертых предлагал убрать из школьной программы произведения «сомнительных» писателей, уличенных в гомосексуализме, наркомании, масонстве или нелюбви к католицизму. РПЦ хочет чего-то подобного?
Зачем светской школе «церковные специалисты»? В школьных учебниках по истории и без того немало лелеемых РПЦ патриотических клише. Касаются они истории древней и средневековой Руси. Добавим еще штампов – и способность ребенка критически мыслить начнет атрофироваться.
Что является духовно-нравственной составляющей такой дисциплины, как русский язык, – совершенно не понятно. Кажется, в школах пока не изучают сленг и нецензурную брань. Это во-первых. Во-вторых, не далее как 30 января протоиерей Всеволод Чаплин, выступая на Чтениях, отметил, что и проповеди в храмах подчас не соответствуют нормам грамматики русского языка. Уточним: касается это не только проповедей. Канцелярит, сдобренный забавными архаизмами и умными иноземными словесами вроде «релятивизм», – вот они, языковые нормы нынешней РПЦ.
У нас что ни церковная конференция, то ошибки в склонении, языковые ляпы, неспособность прочитать текст даже по бумажке. Один священник на Рождественских чтениях вместо «современные проблемы» прочитал «своевременные». Не навести ли «церковным специалистам» порядок в своем огороде?
В том, что притязания Церкви растут не по дням, а по часам, виновато государство. Не министр образования и науки, а сама система, в которую он встроен. Ведь министр в России – не самостоятельный политик, а чиновник, ждущий кивка сверху. Наверху же никак границы дозволенного РПЦ не очертят. Удручающая картина нынешних Рождественских чтений: митрополит Климент заявляет, что родители, решившие крестить ребенка, уже сделали свой выбор в пользу ОПК, а министр Андрей Фурсенко этим словам аплодирует. Государство у нас надувает щеки, но когда дело доходит до отношений с РПЦ, забывает, где его, государства, территория.
Одного моего знакомого крестили по настоянию бабушки. Дело в том, что ведунья во дворе отказывалась... заговаривать от грыжи некрещеного младенца. Это не курьез, а вполне нормальная для нашей «магической», а не «православной» религиозности ситуация. Кто-то крестит детей «для здоровья», кто-то – чтобы не бурчали верующие родственники, кто-то – «потому что Ивановы и Петровы крестили». В РПЦ любят оперировать красивыми цифрами («три четверти крещенных в православии», «80% считающих себя православными») и выбивать под них привилегии. О том, какие процессы скрываются за этими цифрами, Церковь говорит крайне редко.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 2882