Всегда ли будет существовать религия?
На примерах из современной жизни автор показывает, что ликвидация эксплуатации, распространение знаний, рост культуры и развитие науки не оставляют почвы для религиозной веры, что вместе с построением коммунизма исчезнет и религия.
Защитники религии утверждают, что религия—не земного, а сверхъестественного происхождения, что это богом данное, врожденное чувство человека. Если это так, то надо признать, что религиозное чувство появилось вместе с возникновением человека как его неотъемлемое биологическое свойство, а следовательно, оно неискоренимо. В таком случае всякая борьба с религией излишня, бессмысленна, так как она, по утверждению богословов, направлена против "природы человека".
Многие буржуазные ученые, занимающиеся историей религии, стоят на той же позиции, что и проповедники религии. Они настойчиво пытаются доказать, будто религиозность искони присуща людям, которые рождаются и умирают с ней. Одни из них говорят, что первобытные люди верили в единого бога с самого начала, другие утверждают, что они верили в духов. Например, ярый защитник католицизма патер Шмидт утверждал, что первобытный человек всегда верил в единого бога, хотя наукой установлено, что вера в единого бога возникла лишь в классовом обществе.
Эту точку зрения поддерживали многие другие буржуазные исследователи. Так, Тейлор и Спенсер считали, что древнейшим людям была присуща вера в существование духов и души. А французский учёный Леви-Брюль доказывал, что до веры в духов существовала вера в единую "безликую силу", так называемую "мана". Религию богословы теперь всё больше сводят к совокупности чувств, настроений, субъективных переживаний (любовь к божеству и благоговение, страх перед ним и поклонение ему).
Например, известный буржуазный философ-персоналист Хокинг считает, что в религии разум отступает на задний план перед чувством, а датский профессор Г. Геффдинг говорил, что чувство составляет самую существенную особенность всех религий и всех религиозных точек зрения.
Дело в том, что на почве чувств и настроений гораздо легче можно создать любое религиозное произвольное толкование явлений природы и общества без всяких доказательств, доводов и аргументов, полагаясь лишь на слепую веру. В религии решающая роль принадлежит не разуму, который требует доказательств, аргументации, доводов, а чувству, слепой бездоказательной вере в сверхъестественные силы, в чудеса, в догматы. Не случайно поэтому верующие люди иногда говорят, что бог существует для тех, кто в него верит.
Чем же вызвано такое сведение религии к совокупности чувств? В наш век гигантского развития науки, которая опровергла окончательно миф о существовании божественного провидения в природе, богословы всё больше обращаются к явлениям человеческой психики, стараясь убедить верующих, что бог будто бы воплощается в каждом человеке, в его душе, доказательством чему и служит якобы сама вера людей в существование бога.
Некоторые богословы считают, что если существует мысль о боге, значит существует в действительности и бог. Но это такое же "доказательство", как и утверждение, что хотя бога никто никогда не видел, не слышал, ничего о нём знать не может, но каждый верующий чувствует, что он существует. Один из участников молитвенного собрания в Нью-Йорке говорил:
"Братья, я чувствую — я чувствую — я чувствую, что я чувствую! Я не могу сказать вам, что я чувствую, но-о! — Я чувствую!"
Конечно, в религии чувства страха и беспомощности, переживания, эмоции и настроения играют большую роль. Например, чувство удивления и благоговения вызывает у верующих миф о страдании, смерти и воскресении Христа. К возбуждению и культивированию таких чувств и обращаются теперь проповедники религии. Церковные богослужения организуются так, чтобы вызвать у человека такие чувства и надежды на бога. Церковники утверждают, что при этом у человека лишь пробуждаются врождённые вечные религиозные чувства.
Рассмотрим, однако, есть ли основания для таких утверждений.
Всегда ли существовала религия?
В борьбе за существование, в процессе изготовления орудий труда, собирая и возделывая полезные растения, наблюдая поведение животных изо дня в день, из года в год, из века в век, люди устанавливали связи между явлениями. Проверяя эти наблюдения на практике, они убеждались, что и растения, и животные, и всё, что их окружает, существуют в действительности. Иначе говоря, они воспринимали природу такой, какова она есть на самом деле. В правильности этих взглядов их убеждала каждодневная практика, жизнь. Если бы у них не было правильных представлений об окружающем их мире, то они неминуемо погибли бы и рода людского на земле не существовало бы.
Люди, выделившись из животного царства, на первых порах немногим отличались от животных. Только когда они научились совершенствовать орудия труда, особенно когда стали добывать огонь, они постепенно начали порывать с животными условиями жизни. По мере изготовления и употребления орудий труда люди постепенно познавали окружающие вещи и явления, а значит, и развивали свое мышление. Если бы человек не научился делать и использовать орудия труда, его сознание ничем не отличалось бы от "сознания" животных. Только труд выделил человека из царства животных и явился основной предпосылкой появления и развития мысли. Труд создал человека и его разум, а не бог. Практическая деятельность, борьба за существование, непрестанное воздействие на окружающую природу — вот что явилось источником зарождения и развития человеческого сознания.
Конечно, первобытное сознание было весьма ограниченным и неразвитым. Не случайно Маркс и Энгельс называли его "чисто стадным сознанием", которое было несовместимо с верой в какие-либо силы или существа, находящиеся "над" природой, "сверх" её. В этот период времени ещё никакого понятия о существовании сверхъестественных сил (духов, чертей, богов) не было и быть не могло. Это объясняется тем, что в сознании "стадных" людей общество, личность и природа были слитны, едины. Они ещё не противопоставляли себя всему стаду, коллективу, их мысли не могли выходить за его пределы, и коллектив не выделял себя из природы. Такое отношение людей к природе и отсутствие абстрактного мышления не могли привести к предположению о том, что существует два мира: земной и "потусторонний", т.е. не могло породить даже зачаточных религиозных представлений.
Раздвоение мира в сознании людей на мир материальный и мир нематериальный, духовный, происходит значительно позже, причем этот процесс, несомненно, связан не только с развитием материального производства, но и с развитием самого мышления. А ведь стадный период продолжался несколько сот тысячелетий. Выходит, что человечество существовало очень долго без религии.
Может возникнуть вопрос: что же, у первобытных людей никакого мировоззрения не было — ни материалистического, ни религиозного? Да, цельного, законченного взгляда на мир у них не было и быть не могло. Для этого необходимы очень высокий уровень сознания и наличие абстрактного (отвлеченного) мышления, которые определяются не только запасом знаний, но и экономическим развитием общества.
Между тем мир первобытного человека, круг его жизненного опыта был крайне узким, ограниченным. Те зачатки знаний (скорее, практические навыки), которыми он располагал, были совершенно недостаточны для того, чтобы составить правильную картину мира в целом.
Тем не менее, отношение первобытного человека к природе в основе своей было стихийно-материалистическим, ибо он её видел такой, какой она была. Наблюдая, сталкиваясь на каждом шагу своей жизни с действиями лучей солнца, грозой, бурей, теплом, холодом, наводнениями, засухой, зверями и т. п., от которых зависела вся его жизнь, он знал, что и когда надо предпринимать, чтобы защитить себя от них. Но что такое солнце, гроза, буря, наводнение, почему они существуют, этого люди ещё не знали. Более того, они даже не имели возможности задумываться над этими явлениями, размышлять, так как полностью и без остатка были поглощены заботами о своем существовании. Тем не менее в общем первобытный человек правильно представлял себе природу, иначе он просто не мог бы существовать.
Таким образом, прошли сотни тысячелетий, прежде
чем могла возникнуть религия, вера в
сверхъестественные силы. Но причины её появления
надо искать не в головах людей, не в идеях, а в тех
материальных условиях, в которых живут люди, в их
образ жизни.
Как же возникла
религиозная вера?
Первобытный человек добывал себе средства к существованию в исключительно тяжелых, суровых условиях. Он был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой. Владея только примитивными орудиями труда, каменным топором, луком, стрелой, человек находился в зависимости от стихийных сил природы. Молния, ураганы, землетрясения, наводнения, лесные пожары угрожали его существованию, приносили голод, несчастья, болезни. Поскольку эти силы природы человек не мог познать, они для него оставались непонятными, таинственными; они угнетали и пугали, страшили его. А страх приводил к тому, что эти явления природы фантастически преувеличивались в его глазах.
Земные силы в его сознании представлялись как неземные, сверхъестественные, надприродные. Это были зародышевые, первоначальные религиозные представления, причем представления о сверхъестественном вначале носили весьма конкретный, предметный характер, сверхъестественные существа не отличались от самих предметов, явлений природы. Мышление человека, только что вышедшего из животного царства, было преимущественно предметным. Все, что он видел, — деревья, горы, реки, животные, — воспринималось им в конкретных, чувственных образах. Он знал конкретное дерево — бук, пальму, бамбук, но не имел понятия "дерево" вообще. Он знал конкретный шалаш, "эту" пещёру, "это" логовище, но не имел понятий "жилище" или "дом" вообще. Он охотился на разных зверей — носорогов, медведей, мамонтов, но не имел понятия о "животном" вообще. Лишь в результате олицетворения, уподобления человеку явлений и сил природы естественные силы начали как бы отделяться от предметов и явлений и стали в сознании людей существовать как самостоятельные, бестелесные, духовные сверхъестественные существа.
Поэтому появление религиозных представлений о существовании сверхъестественных сил было бы невозможно, если бы не было развито абстрактное мышление.
Обобщение в понятиях конкретных единичных представлений о действительности возможно лишь в процессе отвлечения, абстрагирования, отхода мышления от конкретных явлений действительности. Отвлечение от конкретных особенностей "этого животного", "этого дома" и создание общего понятия "животные вообще", "дом вообще", "человек вообще" приводит при известных условиях к отрыву этих понятий от конкретных, действительно существующих животных, домов и т, д.
Если бы человек оперировал только единичными представлениями или единичными понятиями, не было бы места для разгула фантазии. Но когда наше мышление оперирует общими понятиями, это неизбежно даёт волю фантазии, и она может выходить за пределы реального мира, отрываться от действительности. Допустим, у человека случилась в семье беда: умер отец или сын. Абстрагируясь от конкретного случая, человек превращает беду в самостоятельное существо: "пришла беда" или "беда по свету ходит". Отделение мысли от конкретной вещи, духа от тела, сознания от материи раздувается до полного их отрыва.
Таким образом, сложный процесс познания действительности таит в себе с самого начала "возможность превращения (и притом незаметного, несознаваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию (в последнем счете — бога). Ибо и в самом простом обобщении... есть известный кусочек фантазии" (В. И. Ленин).
Эта возможность отрыва мысли от реальности в условиях первобытного общества, где были крайне низкий уровень развития производительных сил и полная зависимость человека от природы, превращается в действительность, в обожествление искажённых представлений о силах природы, о явлениях жизни, о самом человеке.
Поскольку первобытный человек в течение сотен тысяч лет не имел способности к образованию отвлечённых представлений об окружающем мире, не имел абстрактных понятий, постольку не могла зародиться и религия.
С появлением религии сознание оказывается раздвоенным. С одной стороны, люди правильно, стихийно-материалистически подходят к явлениям природы. Человек всегда действует, добывает себе средства к существованию, исходя объективно из стихийно-материалистических позиций. Если бы это было иначе, человеческая деятельность была бы безуспешна. С другой стороны, существует ложный, искажённый, фантастический подход к явлениям, основанный на представлении о существовании каких-то сверхъестественных сил. Эти два начала испокон веков ведут между собой непримиримую борьбу.
Стихийно-материалистическое отношение первобытного человека к природе, переплетаясь с религиозными, фантастическими представлениями, тем не менее брало всегда верх, одерживало победу над ними, помогая людям развивать науку, культуру, улучшать жизнь. Религия с момента возникновения была и остаётся помехой на пути прогрессивного развития человеческого общества.
Исторический характер религии состоит не только в том, что она возникла на определенной ступени развития общества. Дело в том, что она изменяется, принимает различные формы в соответствии с изменениями общественного строя. Когда общество состояло из отдельных племен, родов, тогда не было единой религии. Каждый род, племя имели своего духа, бога. Существовало многобожие. Родовые или племенные божества не считались всеобщими и всемогущими. С этими богами и обращались запросто, по-свойски, иногда их обманывали при жертвоприношениях или самих обвиняли в нечестности. Вот пример обращения южноафриканских народов, к богам-предкам: "Вы ни на что не годитесь, боги, вы чините нам неприятности. Мы столько приносили вам продуктов, а вы не слышите нас. У нас всего не хватает... Явитесь к жертвеннику".
С возникновением частной собственности, с разделением общества на классы родовое общество разрушалось, а вместе с ним оттеснялись на задний план родовые и племенные боги. По образу мира земного в представлениях верующих перестраивался и мир неземной, небесный. Появились на земле цари, самодержцы — в религиях появилось единобожие. Так, когда на древнем Востоке из отдельных княжеств, городов была создана централизованная монархия во главе с одним царём, на небе главным богом стал один бог — Мардук. То же самое произошло и в христианстве.
Церковная иерархия и порядки феодального общества с его делением на королей, князей, графов и т. п. были перенесены на небо. По представлениям верующих христиан, во главе небесного царства стоят бог-отец, бог-сын, святой дух, богоматерь, а далее идут "святые": апостолы, великомученики, подвижники и т. д. Если бы не было единого царя, говорил Энгельс, не было бы и единого бога. Этот бог в представлении верующих был так же деспотичен, грозен, недосягаем, как и самодержцы; к нему верующий уже не мог обращаться непосредственно, а только через священнослужителей. Следовательно, с изменением общественных отношений изменяются и религиозные представления.
Таким образом, мы видим, что религия не могла существовать вечно, так как она — не биологическое свойство человека, а продукт определённых общественных отношений. Она не появилась сразу, чудом, по божьему велению, а возникла на определенной ступени развития первобытнообщинного строя.
А наша страна, насчитывающая 200 миллионов человек, представляет собой страну массового безбожия. Сами верующие совершенно правильно говорят, что их меньшинство и становится всё меньше.
Естественно возникает вопрос: почему в нашей стране большинство людей являются атеистами, не верят в бога? Либо они родились без религии, но тогда отпадает утверждение богословов о её врождённости. Либо они были религиозными, а потом вследствие изменения материальных условий их жизни перестали быть верующими.
Возникает и другой вопрос: почему на земном шаре существует множество религий (их не одна сотня) и все они разные?
Взять хотя бы самые распространенные на земном шаре религии: христианство, ислам и буддизм. Христиане считают единственным богом Саваофа. Последователи ислама (мусульмане) верят, что главным богом является Аллах, буддисты считают главным богом Будду. Последователи иудейского вероисповедания считают основным богом Ягве. При этом последователи каждого вероисповедания считают только своего бога "истинным".
Как же объясняют наличие разных религий и богов богословы? Ведь род человеческий, согласно учению церкви, происходит от одного человека — Адама? А если так, значит одинаковой должна быть и религия у всех людей. Однако у различных народов разные религии.
Разные боги в представлении верующих возникают только потому, что люди жили в разных условиях. Этот факт является лишним доказательством того, что люди сами создают своих богов.
На земном шаре и в первую очередь в капиталистических и колониальных странах имеются ещё сотни миллионов религиозных людей. Это факт. Чем же объяснить эту массовую религиозность?
Дело в том, что во всех капиталистических и колониальных странах существует ещё социальная придавленность трудящихся масс, жесточайшая эксплуатация человека, стихийность развития народного хозяйства. Это — основные, главные материальные причины, порождающие и питающие религиозность трудящихся масс. В обществе, основанном на эксплуатации человека человеком, жизнь абсолютного большинства народа крайне тяжела. Так было в рабовладельческом, феодальном и особенно в капиталистическом обществе. Социальное и национальное угнетение, империалистические войны, кризисы, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, чувство незащищённости одних толкают на борьбу против эксплуататоров, у других парализуют здравый смысл, заглушают голос разума и толкают их на поиски нереальных путей выхода из тяжёлого положения. Когда людям кажется, что нельзя найти выход из положения, они утешают себя даже несбыточными надеждами. Такой надеждой на чудесное избавление и является религия. Она заставляет трудящихся и угнетённых смириться с тяжелым положением, подчиниться "воле божьей", "судьбе", обещая в награду за это жизнь в "загробном мире", где больше не будет, по уверению священнослужителей, ни слёз, ни скорби, ни плача, ни несчастий, ни болезней, ни смерти, не будет нуждающихся, не будет богатых, не будет необходимости работать, Такие утешения отвлекают трудящихся от реальной борьбы за создание счастливой жизни на земле. Поэтому-то Маркс и назвал религию опиумом народа.
В последнее время буржуазные философы и социологи вместе с богословами из кожи лезут вон, чтобы доказать, сколь важное значение имеет религия для общественного развития.
Американский философ Флюэллинг, например, заявил, что религия является будто бы глубокой основой всех существовавших обществ, самым надежным средством от всех общественных зол и бедствий, что только она может принести спасение от них. Но жизнь, горькая капиталистическая действительность опровергают эти утверждения.
В самом деле, какое огромное зло причиняет капитализм с его неизбежными спутниками — безработицей, нищетой, войнами, беспросветной жизнью широких трудящихся масс, и неверующим и верующим! Безработица, как бич, подстёгивает занятых на производстве рабочих, заставляет их чрезмерно напрягать силы, чтобы не лишиться источника жизни, неминуемо приводит к преждевременной изношенности организма. В капиталистическом мире рабочий в 45 лет, а зачастую и моложе считается непригодным, и, как правило, его уже не принимают на работу. Это значительно увеличивает и без того большую безработицу, которая толкает многих на дно жизни: пожилых заставляет нищенствовать, женщин — торговать своим телом, пополняет преступный мир, приводит потерявших уверенность в своих силах к самоубийству.
Только в США в начале 1958 года было полностью безработных более 6 миллионов. В США, где огромную роль в общественной жизни играют религия — "спасительница" от зла и бедствий — и церковь, поддерживаемые государством и магнатами капитала, как раз общественного зла и бедствий больше всего. Здесь имеется 211 тысяч церковных зданий, каждое из них приходится на 250 человек. В распоряжении одной лишь католической церкви имеется 380 тысяч священников, 1270 тысяч монахов и монахинь, 350 журналов и газет с тиражом в 9 миллионов экземпляров, 22 католических университета, около 200 колледжей, в которых обучается более 50 тысяч молодых людей, 102 духовные семинарии с 7 тысячами учащихся, много школ и других учреждений.
Во Франции также насчитывается 48200 католических священнослужителей, на которых возложена не только религиозная миссия. В директиве для них указывается: "С амвона, при обучении катехизису, в исповедальне, во время преподавания закона божия в школе священник может оказать чрезвычайно эффективное общественное воздействие... Он воспользуется этим для того, чтобы освобождать души участников рабочего движения от влияния коммунистической пропаганды, против которой он должен настораживать людей".
Во Франции существует более 500 организаций монахинь, которым поручено специально одурманивать трудящихся, занимаясь попечительством о бедноте, летними лагерями, домашним очагом и нуждами рабочих.
Католическая пропаганда во Франции располагает довольно мощной прессой. Около 4 тысяч периодических церковных изданий проникают во все слои общества. Один ежемесячный женский католический журнал имеет тираж более 2,5 миллиона экземпляров. Организации "Женское католическое действие" принадлежит сеть из 3 тысяч библиотек и книгохранилищ. Католическая церковь располагает мощной организацией в области просвещения: 14500 католических школах ежегодно обучается свыше 1,5 миллиона молодых французов и француженок; 75% всех французских детей обучаются закону божию. В 1952 году государство официально ассигновало 4 миллиарда франков на религиозное воспитание детей. Кроме того, католическая церковь широко использует кино и радио для отравления сознания широких трудовых масс религией.
Но религия не только не уничтожает зло и бедствия в капиталистических странах, а, наоборот, насаждает и благословляет их. Религия служит там господствующим классам. Почему же не использовать, в самом деле, религию, которая посулами блаженства на "том свете" за все страдания на земле отвлекает трудящихся от революционной борьбы, убивает в них веру в свои силы?
В самом деле, легче всего объяснить страдания миллионов людей в эксплуататорском обществе "наказанием божьим". Голод, нищета, кризисы, опустошительные войны — всё это прикрывалось и прикрывается именем "всевышнего", который посылает все это людям якобы за их "грехи" Что же остаётся делать людям, "согрешившим" перед богом? Покаяться, терпеть, молиться и надеяться на "божью милость". Не бороться, не уничтожать такие порядки, где меньшинство людей живет за счет большинства, а смириться, ждать своей смерти, после которой наступит, согласно учению религии, "вечное блаженство". Несите терпеливо ваш крест, учит религия, и покорность облегчит вам эту ношу.
Как бы сильно ни были распространены религиозные взгляды, как бы буржуазия ни поддерживала их, жизнь берет своё. Растущие непримиримые противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми, всё усиливающиеся революционные выступления рабочего класса против капитализма и колониализма всё яснее показывают трудящимся реакционность религии.
В И. Ленин говорил, что никакая просветительная книжка не вытравит религии из сознания людей, которые забиты капиталистической каторгой, угнетением, нещадной эксплуатацией. Люди могут, говорил он, освободиться от религии только тогда, когда научатся объединённо, организованно, планомерно, сознательно бороться против господства капитала во всех его формах. Но из этого не следует, что не нужно бороться против самой религии
Коммунистическими партиями и различными общественными организациями атеистическая пропаганда ведётся во всех капиталистических странах. Задача этой пропаганды состоит в том, чтобы содействовать развитию классовой борьбы пролетариата против буржуазии. Большую работу проводит Всемирный союз свободомыслящих, который объединяет атеистов в капиталистических странах. Им издаются атеистические книжки, брошюры, журналы, в которых раскрывается реакционная сущность религиозных организаций, связанных с капиталистическими государствами. Нельзя, однако, думать, что в условиях жестокой эксплуатации можно окончательно освободить верующих от религиозного дурмана. Пока существуют капитализм и колониализм, религию нельзя преодолеть. Для этого нужно революционное преобразование общества, ликвидация капитализма.
Возникает вопрос: почему же в нашей стране, где
социалистическая революция совершилась сорок
лет назад, где эксплуатация человека человеком
ликвидирована окончательно и где народное
хозяйство развивается планово, религия ещё
существует? Некоторые защитники религии в этом
факте пытаются черпать для себя аргументы в
пользу доказательства её врождённости. Но это
бесплодная попытка. Наоборот, то, что происходит
в нашей стране, является нагляднейшим и
убедительнейшим доказательством того, что
религия не вечна, а преходяща.
Отход масс от религии
При этом отход верующих от религиозных организаций происходит быстрее, нежели освобождение их от религиозных взглядов.
Массовый отход от религиозных организаций начался в первые годы социалистической революции, в период интервенции и гражданской войны. В годы гражданской войны многие церковники помогали интервентам, организовывали в армиях белых генералов "полки Иисуса", "полки богородицы", "полки Мухаммеда" для борьбы с Советской властью. Верующие воочию убеждались в том, что религиозные организации поддерживают помещиков, капиталистов, интервентов. Это саморазоблачение служителей культа толкало верующих на разрыв с религиозными организациями.
Огромное влияние на отход от религии и её организаций оказало вскрытие мощей, которое происходило по всей стране по требованию трудящихся. Вскрытия обнаружили целый ряд фальсификаций, при помощи которых служители культа обманывали на протяжении веков народные массы. Оказалось, что серебряные гробницы, блиставшие драгоценными камнями, содержали в себе либо истлевшие кости, либо были подделками под человеческое тело из железных, обмотанных тканями каркасов, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т.п. Верующие сами в таких случаях требовали привлечения к ответственности церковников за обман и надувательство.
Например, при вскрытии мощей "Симона праведного" в Верхотурье (бывший Тагильский округ) 24 сентября 1920 года собралось около 10 тысяч человек. Каково же было негодование и изумление верующих, когда после снятия с гроба шитого шелками и золотом драгоценного покрова в нём оказались лишь вата, стружки, полуистлевшие костяшки, детский череп и челюсть взрослого человека! Десятитысячная толпа, до того враждебно настроенная к "безбожникам", разразилась криками: "Долой попов!", "Долой обманщиков!". К мощам подходили старухи, которые говорили: "Дай-ка я посмотрю, на что весь век молились".
25 января 1921 года были вскрыты мощи "святого Иннокентия" (около Иркутска). При вскрытии гроба обнаружили 12 фунтов костей, обтянутых высохшей, истлевшей кожей.
В Жабинской пустыни (бывш. Тульской губернии) гробница, в которой, по уверению церковников, якобы находилось нетленное тело Макария, оказалась совершенно пустой.
Подобные факты не могли не содействовать отходу огромных слоев верующих масс от религиозных организаций.
Ещё больше разоблачили себя церковники в 1921-1922 годах в связи с голодом в Поволжье. Непосредственной причиной голода явились засуха и неурожай, в результате которых погибло более 10 миллионов гектаров посевной площади. Это привело к тому, что в Поволжье голодало около 14 миллионов человек. Никакие молебны, конечно, помочь не могли. А когда государство издало декрет об изъятии церковных ценностей на борьбу с голодом, то бывший патриарх Тихон категорически запретил священникам сдавать ценности. Во многих местах (в Москве, Петрограде, Смоленске) по указанию Тихона церковники организовали антисоветские выступления.
Все эти и подобные им факты вызывали у верующих чувство возмущения, и они уходили из религиозных организаций, оставаясь ещё верующими людьми. Это происходило потому, что распознать реакционную сущность религиозных организации, которые открыто поддерживали внутреннюю контрреволюцию и интервентов и выступали против всех мероприятий Советской власти, легче, чем антинаучную сущность самой религии. В период становления Советской власти многие верующие уходили из религиозных организаций не потому, что поняли вред религиозной идеологии, а потому, что не были согласны с антисоветской политикой реакционного духовенства. Острая классовая борьба являлась лучшим учителем жизни, ибо показывала, кто стоит на стороне рабочих и трудящихся крестьян, а кто — против них.
Если отход верующих от религиозных организаций не всегда совпадал с освобождением от религиозных представлений, то он, как правило, являлся началом сознательного, критического отношения к религии. А такие коренные повороты от старого к новому, как индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, продолжали наносить новые удары по религиозному сознанию, расширяли в нем брешь, пробитую Октябрьской революцией.
В период строительства социализма рост атеизма усилился. Классовый враг, потерпев поражение в борьбе с Советской властью, стал всячески приспосабливаться, используя религиозные организации для оказания сопротивления строительству социализма. Но народные массы уже научились распознавать своего врага, прикрывающегося религией. Церковники и сектантские проповедники, муллы запугивали отсталых рабочих индустриализацией, а крестьян — коллективизацией сельского хозяйства как "сатанинским делом". Усиленно распространялись "письма с небес". Вот одно из таких писем: "Дорогие друзья-колхозники, посылаю я вам с небесного царства письмо, в котором прошу вас выйти из колхоза и принять на себя работу по развалу своего колхоза. А кто не подчинится моему заданию, тот пойдёт в ад вечный, а кто подчинится, будет принят мною в святые угодники и в царство небесное". Все расчёты на то, чтобы задержать темпы индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, оказались безуспешными. Успехи строительства социализма опрокидывали расчеты врагов и содействовали росту безбожия.
В результате антирелигиозной пропаганды в 1922-1930 годах по всей стране прокатилась волна народного движения за снятие колоколов. Трудящиеся Самары, Херсона, Красноярска, Харькова, Калуги, Архангельска, Брянска, Ульяновска и других городов постановили снять все колокола и передать их в фонд индустриализации.
За рабочими последовали крестьяне. Так, крестьяне сел Васильевки и Ермаковки Ульяновского округа, села Армиева Кузнецкого округа сняли со всех церквей колокола и передали их заводам. Полученные за металл деньги были внесены в качестве задатка за тракторы. Крестьяне села Красково Ухтомского района постановили закрыть местную церковь, снять с неё колокола и передать 50 процентов полученных за них денег на коллективизацию села, 25 процентов — в фонд бедноты и 25 процентов — на коллективизацию Ухтомского района. 500 бедняков и середняков села Донского Ставропольского края решили снять колокола с церкви, изъять все церковные ценности и сдать их государству в виде задатка за тракторы. Крестьяне-татары 12 сёл Октябрьского района Арзамасского округа в течение двух месяцев закрыли 16 мечетей.
В это время быстро увеличивается число членов Союза воинствующих безбожников, который вырос с 87 тысяч в 1926 году до 3,5 миллиона в 1930 году, выросли тиражи газеты "Безбожник" с 62 500 экземпляров каждого номера в 1927 году до 500 тысяч экземпляров в 1931 году.
Однако отход от религии происходил неравномерно. Рабочие, конечно, быстрее освобождались от неё, чем крестьяне, ибо они были более организованы, объединены, прошли большую революционную школу классовой борьбы ещё до революции. Поэтому в период индустриализации, охваченные великим пафосом строительства нового общественного строя, они легче и быстрее; чем крестьяне, освобождались от религиозных предрассудков. На одних предприятиях этот отход происходил быстрее, на других медленнее. Это зависело от состава рабочих, от степени участия их в классовой борьбе, в революционном движении в прошлом, от постановки политической и культурной работы на предприятиях.
Крестьяне, связанные в недалёком прошлом с мелкой собственностью и зависимые от случайностей природы (засуха, заморозки, недород, а в условиях капитализма и от стихии рынка), которые в любой момент внезапно могли свести результаты упорного труда на нет, гораздо медленнее, чем рабочие, отходили и отходят от религии. Нельзя забывать и того факта, что до революции трудящееся крестьянство было обречено на темноту и невежество, которые являются богатой питательной почвой для религиозных представлений и суеверий.
Пока в деревне преобладало мелкое единоличное хозяйство, мелкособственническая психология и религиозные взгляды имели широкое распространение среди крестьян. Когда же совершились глубокие изменения жизни крестьян в результате преобразования единоличного хозяйства в колхозное, были созданы условия и для коренного изменения сознания крестьян, для преодоления религиозных пережитков. Это и понятно, ибо общественная собственность на основные средства производства, коллективные методы работы поднимают чувство гордости у колхозников за свои дела, воспитывают убеждение, что люди сами, без бога, могут переделывать не только общественные отношения, но и природу. В этом отношении характерно высказывание одного колхозника. "Старому человеку, — говорил он, —порвать с богом, конечно, нелегко. Я не одну ночьпередумал, прежде чем крест с шеи снял. В попах яразуверился давно, но думал, что бог есть.Окончательно разубедил меня в религии колхозныйстрой... Я убедился, что не бог, а колхозный труд исоветские машины сделали лёгкой крестьянскуюжизнь... Богатеет наш колхоз, богатеем и мы. Вотпочему и богу дали отставку за ненадобностью".В этом высказывании старого колхозникасказалась вся сила колхозного строя, егоогромная роль в преодолении религии.
Сама жизнь, практика острой классовой борьбы,таким образом, вытесняла религию.Антирелигиозная пропаганда формировала новое,материалистическое мировоззрение. В деревнерезультаты её выражались в отказе крестьян вряде мест от религиозных праздников, в передачена общие нужды средств, ранее предназначенных нацерковные дела.
Так, например, в 1927 году 75 домохозяев деревеньВасютино, Сухожино и Якунино Вознесенскогорайона Череповецкой губернии постановилипрекратить отправление праздника"троеручицы". Крестьяне деревни Конево тогоже района отказались от праздника "Николы",а на сэкономленные деньги решили построитьмельницу.
Пять деревень Лешуковского сельсоветаАрхангельской губернии в 1928 году вынеслипостановление об отказе от всех религиозныхпраздников, а деньги употребили на улучшениесвоего хозяйства. Было немало случаев, когдавыносились постановления сельских сходов озакрытии церквей и передаче их помещёний подклубы и школы. В Ярцеве (бывш. Смоленскойгубернии), в посёлке Вознесенском (бывш.Барнаульского округа), в Дутщеве (бывш.Московской губернии), несмотря на сопротивлениекулачества, на деньги, предназначенные напостройку церквей, бедняки построили школы.
Такие явления имели широкое распространение.
Было бы неправильно, однако, думать, чтомассовый отход от религии в результате коренныхизменений в нашей стране означал, что все людисразу становились атеистами. Конечно, разрыв срелигиозными взглядами неминуемо ведет кматериалистическим взглядам. Однако этотпроцесс совершается не по прямой восходящейлинии, а зигзагами, с отступлениями. Правда, этизигзаги имеют частный, временный характер. Иначеговоря, бывают не только приливы, т.е. отходы отрелигии, но и замедление темпов и даже рецидивырелигиозности, когда страна переживаеттрудности, когда осложняется международнаяобстановка или начинается война, когдаослабляется систематическая идеологическаяработа и, в частности, научно-атеистическаяпропаганда.
Так, например, было в годы ВеликойОтечественной войны. Война принесла народуогромнейшие бедствия, разрушения, большое горе вкаждую семью. Советских людей эта война закалила,сделала стойкими, способными преодолевать любыетрудности.
Но люди — разные, и по-разному влияла на нихвойна. Были и слабовольные, идеологическинеустойчивые, совсем недавно порвавшие срелигией. Этих людей война надломила. Некоторыеиз них стали искать "утешения" в церкви, врелигии. Служители культа разныхвероисповеданий усилили свою деятельность средитрудящихся, увеличилось количество богослуженийи проповедей. Часть верующих, которые началиосвобождаться до войны от религиозныхпережитков и находились на пути к атеизму, вновьвернулись в лоно церкви. Произошло это потому,что их отход от религии не был закреплёнсистематической пропагандой научных взглядов,материалистического мировоззрения.
Огромнейшее влияние на сохранение религиозныхпережитков в нашей стране оказываеткапиталистический мир. Разве усиленнаяпропаганда религиозных взглядов вкапиталистических странах не влияет на верующихлюдей в нашей стране? Вряд ли было когда-либовремя, чтобы религия пропагандировалась такактивно, как сейчас. О ней, как о якобывсеспасающем средстве избавления от всехбедствий, говорят не только богословы.Буржуазные философы настойчиво распространяютидеи о том, что религия — защитница науки иразума, что религия и наука совместимы и должнысодружествовать на основе взаимного уважения иневмешательства. Немецкий философ К. Ясперсзаявил, что религия — это философия для простогонарода, ввиду чего философы должны одобрить её.Вся эта пропаганда при помощи печати, радио имногих других средств просачивается и в нашустрану.
Нельзя недооценивать и того факта, чторелигиозные предрассудки являются наиболееживучими пережитками прошлого. Религия имеетмноготысячелетнюю историю своего существования.На протяжении веков она вколачивалась в головытрудящихся эксплуататорскими классами. Она посравнению с другими формами общественногосознания всегда дальше отстоит от материальнойжизни и всё больше чужда ей. Вследствие этого онаобладает более значительной самостоятельностьюпо отношению к экономическому базису, чемнекоторые другие формы общественного сознания(мораль, право и т. д.), и труднее поддаётсявытеснению новыми условиями общественной жизни.
Сохранению религиозных предрассудков в нашейстране также содействуют активная работа ипропаганда со стороны религиозных организаций. Стех пор как религиозные организации в нашейстране перешли с позиций антисоветских напозиции лояльного отношения к Советскомугосударству, они умело приспособляют своюпропаганду к новым условиям. Приспособление этосостоит в том, что проповеди связываются ссовременными условиями, религия — с наукой,догмы объясняются по-новому. Верующих онипризывают к социалистическому отношению кобщественной собственности, к честному труду, квыполнению своего гражданского долга передгосударством.
В этих проповедях не говорится уже, что трудявляется "божьим наказанием" за грехи Адамаи Евы. Проповедники утверждают, что всякийистинный труд религиозен, трудиться — значитмолиться, труд — земное призвание человека.
Один из основных догматов церкви гласит, чтоглавное в земной жизни истинного христианина-этопостоянная забота о загробной жизни. Но теперьвсё чаще церковники говорят, что христианство нетолько не осуждает заботы человека о земномсчастье, но благословляет его труды,направленные к умножению земного благополучия.Они говорят, что церковь — мать своих детей, ипоэтому она не может не желать им земногоблагополучия, счастья и здоровья, не может нерадоваться, видя, как люди увеличивают своиматериальные земные блага. Все эти разговорыведутся для того, чтобы поднять свой авторитет вглазах верующих, показать, что они"участвуют" в строительстве коммунизма,чтобы выдать себя за "полезных" длясоветского общества людей и задержать убывающуюрелигиозность среди трудящихся.
Особенно изощряются церковники в попыткахустановить "дружбу" между наукой и религией.Ни в одном обществе наука не играла такойогромной роля, какую она играет в развитиисоциалистического общества. Социалистическоестроительство опирается на достижения науки, ився политика нашей партии строится на научнойоснове. У нас всякое научное открытие,расширяющее власть советского человека надприродой и облегчающее его труд, находит самоеширокое применение в производстве и тем самымулучшает жизнь людей, ускоряет движение народапо пути к коммунизму.
Если капитализм может существовать, лишьподавляя сознание масс, и рост сознательноститрудящихся происходит там вопреки желаниюэксплуататорских классов, то социализм не можетсуществовать и развивался без постоянногоповышения сознательности масс и их творчества.Поэтому наша партия в соответствии со своейпрограммой проводит систематическую пропаганду,имеющую задачей постоянное повышениесоциалистической сознательности масс иосвобождение их от религиозных предрассудков.
Материалистическое мировоззрение нашей партиинесовместимо с религиозным мракобесием, оно неоставляет места в сознании людей вере в бога. Этохорошо понимают и церковники. Вот почему онисейчас заигрывают с наукой, прикидываются её"друзьями", стараются доказать единствонауки и религии. Однако науке они отводят приэтом второстепенное место, а религию ставят напервое, так как религия якобы обладает вечнымиабсолютными, неизменными истинами, полученнымиот бога.
Наука же, по их мнению, не может располагатьтакими истинами в своих сегодняшних выводах, таккак она имеет дело с материальным миром, которыйвсё время развивается и изменяется, а значит иникаких твёрдых знаний в ней не может быть.
В своём изучении природы, говорят они, наукаоткрывает новые формы материи, новые видыэнергии и притом такие, о которых можно говоритьуже как о полуматериальных существах. Самоепонятие полуматериальности содержит в себесуществование и нематериального. Тогда-то, по ихмнению, и подтвердится научно та религиознаяистина, что, кроме материи, существует и чистодуховное начало, т.е. бог. Выходит, по их мнению,что наука скоро "откроет" существованиебога.
Так, искажая и фальсифицируя научные открытия ивыводы науки, церковники пытаются защититьрелигию, отстоять её. Конечно, это расчет налюдей, несведущих в вопросах науки. В самом деле,как же можно примирить науку с религией, еслинаука опирается на производственный,общественный опыт всего человечества, на факты,на научные эксперименты и строго проверенные,подтверждённые жизнью выводы, а религия основанана слепой вере в сверхъестественные силы, нафантастических вымыслах? Наука изучает то, чтосуществует в действительности, религия же имеетдело с выдуманными, вымышленными существамивроде бога, чертей, леших, ангелов, святых и т.п.Поэтому религиозные люди и говорят: "я верую вбога", а не "я знаю бога". "Если каждоговерующего спросить, — говорит бывший семинаристА. Созинов, — что такое бог, то получим самыеразличные ответы. Одни скажут, что это ИисусХристос, другие — что это святая троица, третьи —что это дух, четвертые — что это господь Саваоф ит.д, О чём это говорит? Только о том, что верующиелюди (я имею в виду христиан) не знают, во чтоверят. Вы думаете, знают об этом священники ибогословы? Нет. Они тоже не имеют никакогопредставления о боге".
А другой бывший верующий, колхозник артелиимени Калинина (в Закарпатье) Ю. Сойма заявил:
"Мне хочется сказать тем, которые ещё верят вбога: не держитесь слепо Библии. Проверьте своиубеждения. Попытайтесь подкрепить их фактами.Религия не в состоянии подтвердить фактическимматериалом ни одну из своих догм. Обращайтесь кнауке, она не заставит вас принимать своиутверждения на веру. Она вся основана начеловеческом опыте. Наука на фактах докажет вамсвою правоту".
Наука помогает людям всё глубже и глубжераскрывать законы развития природы и общества,использовать их в своих интересах, поднимаетнашу культуру и знания, делает человекагосподином природы, а религия затемняет егосознание, превращает в безвольного рабанесуществующего бога. Науку с религией нельзясоединить так же, как нельзя соединить правду иложь, свет и темноту.
Нельзя забывать того, что служители культаразных вероисповеданий, особенно католицизма иправославия, имеют многовековой опытвоздействия на психику верующих. Церковьрасполагает богатейшими возможностямииспользовать в своей пропаганде различные видыискусства. В свое время для церкви работалимировые художники, скульпторы (Рафаэль,Микельанджело), известные композиторы (Бах, Гайдн, Гендель,Рахманинов и др.). Церковная живопись, пение,оформление храмов, освещение — всё этозначительно воздействует на психику молящихся.Не случайно поэтому руководители православнойцеркви принимают все меры к тому, чтобы во времябогослужения у молящихся создаватьторжественное настроение.
Бывший кандидат богословия Дулуман, недавнопорвавший с религией, пишет: "Практикарелигиозной жизни куда действенней любойсловесной пропаганды. При помощи проповедицерковники в конечном счете стремятся тольковоздействовать на разум человека, убедить его вистинности религиозных верований. Практика же —через церковные обряды, обстановку, особыеприемы—направлена на то, чтобы подавить всёздоровое в человеке, разбередить в нем темныечувства, на которых, собственно говоря, идержится религия. Погасить окончательно разум иусилить поток мутных чувств и образов — вот чегодобивается практика религиозной жизни".
Как видно, ещё есть причины, задерживающие ростатеизма в нашей стране, но отход верующих отрелигии продолжается. Как бы ни старалисьслужители культа удерживать их под своимвлиянием, жизнь свое берет, материалистическоемировоззрение побеждает. Об этом красноречивоговорят письма людей, вырвавшихся из пленарелигиозной идеологии.
Вот что рассказывает шахтёр шахтыКировоградская-Комсомольская т. Моисеенко всвоём письме в редакцию газеты "КомсомолецДонбасса": "Мой отец и мать — набожные люди.Вся наша семья была религиозной, всей семьейпосещали церковь. Отец готовил меня в священникии всегда заставлял читать Библию. Дома всегда мненапоминали о моём якобы богословском призвании.Я не знаю, в какой день мне стало нестерпимо душноот такой жизни, пропитанной сладко-приторнымдымом ладана, наполненной шепотом молитв,постоянным ожиданием какой-то страшной кары,призраками. Темно и душно. Не хватает воздуха.Точно кто-то привалил подушкой и держит. Оттакого ощущения впору зверем взвыть".Моисеенко решил вырваться из этих пут и уехал отродителей. "Кто же виноват, кто воздвиг стенумежду мной и домом, откуда я вынужден убежать? —спрашивает он и отвечает. — Религия. Эта косная,тёмная сила подорвала здоровье отца, надела набрата ризу священника, заставила меня убежать издому. Всеми силами души я ненавижу эту темную,тупую силу... С родителями я примирился, но срелигией никогда не примирюсь".
От религии отходят и старые, и молодые, иполучившие духовное воспитание, и не получившиеего. Перед нами лежит статья упоминаемого вышебывшего выпускника Московской духовнойсеминарии, ныне старшего ветеринарного врача А.Созинова.
Автор статьи пишет о том, как он, оторвавшись отнарода, от великих задач нашего времени, хотел врелигии найти истинный смысл жизни. Но,запутавшись в разрешении вопроса о том, есть липравда в религии, не получив своевременнойпомощи от товарищей, пошел в духовную семинарию.Здесь он увидел, что попавшие в семинарию людиполностью лишаются не только своей воли вдействиях и поступках, но и свободы мысли. Ни окаком размышлении здесь не может быть и речи, таккак люди превращаются в простые автоматы,зазубривающие "непреложные" догматы веры,противоречащие здравому смыслу и логике. Всёживое в человеке здесь душится. Поняв всюбессмысленность такой жизни, он ушел изсеминарии, порвал навсегда с религией. Бывшийкандидат богословия Дулуман ярко и убедительнорассказывает о том, как религия убивает всё живоев человеке:
"Религиозный опиум на время совсем опьянилменя. Вскоре я не только верил, я жил религией. Сусердием бил сотни поклонов, постился,простаивал, не шелохнувшись, по два дневныхбогослужения (свыше пяти часов). И всё это считалблагочестивым подвигом, видел в этом полноту исмысл личной жизни человека. От "подвигов" вглазах кружились тёмные с красноватым оттёнкомпятна, ноги набрякали, в спине будто торчалкол...".
Когда Дулуман стал критически относиться крелигии, противопоставлять ей здравый рассудок исамую жизнь, он понял, какой огромный вредприносит религия людям, и решительно разорвал и сдуховной семинарией, и с религиозными взглядами.Эти, как и другие, факты отхода людей от религиине единичны. Такие заявления они делают не тольков печати, но и присутствуя на лекциях нанаучно-атеистические темы. Это свидетельствует оглубоком внутреннем переломе, которыйпроисходит в сознании верующих за последниегоды. Они поддерживают политику нашей партии,активно участвуют в жизни страны, честновыполняют свой гражданский долг перед Родиной.От неверующих они отличаются только тем, чтоверят в бога. Но и к этим взглядам относятся оникритически, сознательно, не всегда принимают наверу церковные догмы, ищут ответа наинтересующие их вопросы не в "священных"книгах, а в научных. А это значит, что верующиенаходятся на подступах к атеизму.
Если отпадут причины, задерживающиепреодоление религиозных пережитков, исчезнет исама религия. Разумеется, точных сроковустановить невозможно, да и не надо. Мы говоримлишь об условиях, при которых религиозныепережитки окончательно исчезнут.
Если марксистская наука опирается на жизнь, напередовые классы и прогрессивные силы общества,на все лучшее, передовое, что было созданочеловечеством, то на что же опирается религия внашей стране? Какими жизненными соками она можетпитаться, какие общественные силы её могутподдерживать? Она существует как пережитокдалекого прошлого, поэтому не имеет и не можетиметь у нас глубоких корней. Если умарксизма-ленинизма есть будущее, то у религииего нет. Религия не опирается в своихпредставлениях на общественно-производственнуюпрактику людей, на опыт человечества. Онапротиворечит этому опыту. Теперь, когда условия внашей стране изменились коренным образом, для еёсуществования нет глубоких общественных причин.Социалистическое общество развивается нестихийно, а планово, советские люди всё больше ибольше овладевают силами природы и подчиняют ихсебе.
Разве можно в социалистическом обществе,опирающемся на передовую науку и технику,искореняющем всё отжившее, пробавлятьсярелигиозными представлениями о мире, природе иобществе? Как мы можем пользоваться тем, чтовозникло в самые первобытные времена из самыхневежественных, тёмных, первобытныхпредставлений людей об окружающей их внешней и освоей собственной природе? Если бы советскиелюди в своей практической деятельностируководствовались религиознымипредставлениями, они не только не могли быпостроить социализм, а блуждали бы в потёмках идавно были бы разбиты своими врагами.
Вот почему большинство советских людейотвернулось от религии, и по мере своих сил изнаний старается помочь верующим освободитьсяот неё. Советская действительность, если такможно выразиться, вывернула религию наизнанку,разоблачила её, по выражению В. И. Ленина, какнегодный продукт негодного общественного строя.Во всяком случае, она для многих верующихперестала быть тем, чем была. Как бы ни былисильны и живучи религиозные пережитки, жизньгораздо сильнее их. В наших условиях подавляющеебольшинство верующих — это не слепые фанатики,безотчётно придерживающиеся своих верований.Есть, конечно, и такие. Их немало среди католикови особенно среди сектантов. Но всё же этозначительное меньшинство, большинство жеверующих — это колеблющиеся, готовые принятьатеизм, но ещё пока не решающиеся на такой шаг.
Когда беседуешь даже с "заядлыми"верующими, то слышишь почти всегда один и тот жеответ: "Мне религия не мешает, я свой векпрожила, переучиваться теперь поздно". В этихсловах не чувствуется убеждённости и желаниякак-то защитить, отстоять религию перед натискомпередовых идей. Наоборот, в них звучит какое-тобезразличие, пассивность, равнодушие. Эторавнодушие объясняется очень просто: в глазахверующих религия всё больше и больше теряет свою"ценность".
Теперь немало и таких, которые если и верят, топо преимуществу в силу традиций, привычки. Безвсякого вдохновения в большинстве случаев онивыполняют религиозные обряды (крещёние"венчание и т.д.). В настоящее время и обрядоваясторона играет всё меньшую роль в религии. Однакоэта обрядовая сторона пока ещё держитсяблагодаря традициям и привычкам.
Верующие люди, как видно, неодинаковы. Однихрелигия уже не удовлетворяет, хотя они ещё нерешаются с ней окончательно покончить. Другиебоятся, как бы "чего не вышло" без неё. Естьсреди них и такие, которые живут по пословице:"Без бога ни до порога". Но таких людей ужемало. Это люди главным образом преклонноговозраста, они молятся богу уже не с прежнимблагоговением, исполняя религиозные обряды лишьна всякий случай. "А может быть, там что-нибудьи есть". Большинство верующих уже неудовлетворяют религиозные вымыслы о сотворениимира и человека, о всемирном потопе, овоскресении людей из мёртвых и т.п. Они всё чащеприслушиваются к голосу науки, присматриваются кдействительным чудесам, которые она совершает.
И чем дальше, тем больше именно в этомнаправлении изменяется отношение верующих крелигии. В практике борьбы за социализм верующиевсё больше убеждаются в том, что люди, вопрекивере в бога, творят, создают новое, разрушаястарое. Эта борьба приучает людей видеть силу вколлективе, в организованности, в сплочённости,что является лучшим аргументом противиндивидуалистического принципа религии:"Каждый за себя, один бог за всех". Этотолкает их на мысль о том, что опоры надо искатьне у бога, а в общественных делах, которыеподнимают чувство гордости, достоинствочеловека в противовес религии, принижающей его.
В нашей стране люди попадают в сети религиозныхорганизаций именно тогда, когда они оторваны отколлектива, не получают от него вовремяподдержки, остро и болезненно ощущают своеодиночество. Бывший семинарист Московскойдуховной семинарии, упомянутый ранее А. Созинов вответ на вопрос читателей газеты "Ленинскаясмена" (Алма-Ата), почему он увлёкся религией,писал: "Как я мог пойти в духовную семинариюименно в то время, когда весь советский народсамоотверженно трудился, восстанавливалразрушения, нанесенные войной? Кратко на этотвопрос можно ответить так: я сбился с правильногопути потому, что не жил в коллективе. Оторванныйот жизни, не имеющий жизненного опыта, я занялсяна свой страх и риск изучением казавшихся мне"таинственными" и романтичными различныхсуеверий и гаданий".
Работница Петропавловского мясокомбината 3.Суханова, порвавшая с религией, также писала, чтоу неё не было настоящих друзей, ей не с кем былопоговорить, поспорить, и "религиозныйдурман", как она заявила, постепенно сталобволакивать её сознание.
По таким же причинам оказалась вовлечённой всети сектантской организации Женя Стецыв,молодая работница Львовской швейной фабрики. Онапопала на эту фабрику из детского дома. Никомсомольская, ни профсоюзная организации непоинтересовались, как она живёт, в чем нуждается.Между тем она остро переживала свое одиночество,терпела нужду, наконец заболела и легла вбольницу. Даже когда она была в больнице, никто кней не приходил. Об этом узнали сектанты, стали еёнавещать, помогать материально и, конечно,втянули её в свою организацию. Когда комсомольцыоб этом узнали и пытались с нею разговаривать,она отказалась видеть их. Эти факты показывают,что если человек живёт в коллективе, окружён егозаботами, работает вместе с ним, чувствует в нёмопору, а в себе большую силу, то его труднововлечь в религиозную организацию.
Огромное значение в преодолении религиозныхпережитков имеет пропаганда достиженийсоветской науки и техники. В. И. Ленин говорил отом, что пока мы не знаем закона природы, онделает нас её рабами, а когда мы знаем этот закон,мы становимся господами природы. Сила советскихлюдей и состоит в том, что они в своейпрактической деятельности опираются напознанные ими законы природы и общества, которыесуществуют независимо от воли и сознания людей,но с которыми надо всегда считаться.
Давно ли крестьяне-единоличники находились нетолько под гнетом помещиков и кулаков, но и былислепыми рабами природы? Своё хозяйство они велипо церковному календарю, сельскохозяйственныеработы приспосабливали к различным религиознымпраздникам (Петров день, Ильин день и др.). Сборурожая, по их мнению, целиком и полностью зависелот "божьей милости". Всясельскохозяйственная "наука" их выражаласьв формуле: "Что господь пошлёт, то и будет". Вэтой формуле наиболее ярко выражена психологияраба природы, придавленного ею, а потому наивнополагающегося на "божью волю". Как далеко отэтого ушли наши колхозники благодаря развитиюнауки и техники, в частностисельскохозяйственной! "Что остаётся от сказоко "всемогущем боге", — говорит академикЦицин, — когда народ видит практическиедостижения науки, управляющей жизнью растений иживотных, разрабатывающей способы переделкиживых существ, создающей новые, не существующиеранее на земле формы организмов, переделывающиеземлю и всё на ней".
Какими мощными тракторами, комбайнами,сеялками и другими сельскохозяйственнымимашинами, обеспечивающими сбор невиданныхурожаев, располагают колхозники! Эти сложнейшиемашины в наших условиях бороздят ипереворачивают не только землю, но сознаниеверующих колхозников.
Дело ведь не в том, что колхозники простонаблюдают, знакомятся с этой техникой. По мерероста механизации сельскохозяйственных работ имвсё в большей степени приходится самимнепосредственно иметь дело с машинами, работатьна них, овладевать ими. А это ведёт к тому, чтонадо изучать технику, знать науки, помогающие еюовладевать. Приобщение к науке в условияхколлективного ведения хозяйства, общественнойсобственности на средства производства не можетне содействовать вытеснению из сознанияверующих религиозных представлений.
Колхозное хозяйство ведётся на научной базе,без которой не может развиваться ни одна отрасльколхозного хозяйства. Так, например, овладеваямичуринской наукой, колхозники научилисьвыводить новые виды растений и новые породыживотных. Советские люди научились делать то,чего природа в готовом виде не даёт. Изограниченного количества первоначальных формони вывели до 400 пород скота, свыше 250 пород овец,более 150 пород лошадей и много других животных.Имеются коровы вновь выведенных пород, которыедают более 10 тысяч литров молока в год. Выведеныособые породы кур, дающие в год свыше 300 яиц. Всёэто не может не наталкивать верующего на мысль,что бог здесь абсолютно не при чем, а всё делаютлюди, вооружённые научными знаниями, а нерелигиозными вымыслами.
"Ум человеческий, — говорил В. И. Ленин, —открыл много диковинного в природе и откроет ещёбольше, увеличивая тем свою власть над ней".Разве открытие и использование в мирных целяхатомной энергии не чудо! Величайшим,непревзойдённым достижением советской науки итехники является запуск первых спутников Земли.Такие достижения науки и техники разрушаютошибочные мнения религиозных людей о том, чтопознания человека ничтожны. Такие открытия немогут не пробудить верующих людей отрелигиозного сна.
Наука помогает человеку всё глубже и глубжераскрыть тайны природы, познавать законыразвития природы и общества, помогает ставитьсилы природы на пользу обществу, содействуетповышению сознательности и росту культурычеловека. Тем самым она наносит огромные удары порелигии, которая принижает человека, считает егорабом бога, не дает ему возможности развернутьвсе свои силы и способности. Наука даёт ответы навсе недоуменные вопросы, на которые верующиераньше искали ответы у религии, да иногда исейчас ещё ищут в ней.
Наука выражает силу человека, его власть надприродой, религия отражает бессилие, зависимостьот природы. Религиозные проповедники всяческистараются развенчать, принизить, преуменьшитьдостижения людей в деле подчинения себе силприроды, так как каждое достижениесвидетельствует о силе людей и подрывает веру вовсемогущество бога. Конечно, ошибочно думать,будто в один прекрасный день она откроет сразувсе тайны природы. Есть в природе и в жизни людейтакие явления, которые она ещё не в состояниипобеждать, как, например, засуха, заморозки,сильные ливни, землетрясения, бури и т. п. Онаможет в какой-то мере ослабить действие этихстихийных явлений, но полностью предотвратить ихне может.
Имеются некоторые болезни (рак, например), скоторыми пока что медицинская наука не можетпо-настоящему бороться. Но это временноезатруднение. Как только будет открыт возбудительэтой болезни, а он безусловно будет открыт,медицина найдёт средства не только лечения, но ипредупреждения её. Эти временные трудности наукипытаются использовать религиозные проповедники,чтобы спасти идею о боженьке и оставить емукакое-нибудь местечко в природе. Но это тщетныепопытки! В природе нет непознаваемых вещей илиявлений, есть только непознанные на сегодня,которые будут познаны завтра.
В окончательном преодолении религиозныхпережитков имеет исключительное значениепропаганда научного, материалистическогомировоззрения. Это мировоззрение опирается наконкретные науки, которые разрушают религиозныедогмы.
Например, астрономия, изучая движение иразвитие небесных тел и доказывая единствоматериального мира, тем самым разрушает один изважнейших религиозных догматов о существованиисверхъестественного, надприродного мира.
Геология — наука о зарождении и развитии Земли,экспериментально доказывая, что Землясуществует около 3 миллиардов лет, полностьюопрокидывает голословные утверждения религии о"сотворении" богом Земли 6 тысяч лет назад.
Павловская физиология доказывает, что в основедушевной, психической деятельности (сознание,мышление) лежит не какая-то бессмертнаявымышленная душа, а материальная, нервнаясистема. Эта наука учит, что психическая жизнь,сознание ("дух") есть свойство живогоорганизма и неотделимо от него: чувствоватьможет нервная система, мыслить может лишь мозг,который отражает окружающий мир.
Таким образом, эти, как и все другие конкретныеестественные и общественные науки, являютсянаучной основой материалистическогомировоззрения, подтверждающей и обосновывающейеё правильность и непоколебимость.
Если конкретные науки разрушают отдельныерелигиозные догмы, то марксистская философия,как мировоззрение, опирающееся на конкретныенауки, сокрушает религию, как идеологию. Безматериалистического мировоззрения в наше времяжить нельзя потому, что это мировоззрениеявляется путеводной звездой в жизни каждогосознательного человека. Оно указывает путиразвития общества, показывает, что отмираниестарого и нарастание нового есть закон развитияобщества, укрепляет убеждённость в победекоммунизма. А когда человек убеждён вправильности своих идеалов, то никто не можетсбить его с толку, с намеченного им пути.
Таким образом, пропаганда научного,материалистического мировоззрения будет во всёбольшей степени вытеснять остатки религиозныхпережитков из сознания верующих.
Нетрудно вонять, что советские люди,заинтересованные в непрерывном движенииобщества, в развитии науки и культуры, не могутмириться с остатками антинаучных представлений— религиозными пережитками. Они принимают всемеры, чтобы как можно скорее избавить общество отостатков эксплуататорского прошлого. Культурныйуровень людей становится всё более высоким,знания — разносторонними и точными. Поэтому всёменьше остаётся места в сознании людей длярелигиозных верований. А самое главное, что самажизнь отбрасывает всё старое, прогнившее,отжившее свой век и утверждает новое,прогрессивное, полезное.
Религия держится многие века какфантастическое отражение действительностипотому, что тот эксплуататорский строй, которыйеё питает, уродует, извращает отношения людей.
При социализме общественные силы непротивостоят человеку как слепые и враждебныеему. Отношения людей не принимают формыотношений товаров. Производство управляется всоответствии с познанными экономическимизаконами развития общества, которое не знает никризисов, ни застоев. Оно обеспечиваетнепрерывный рост материального и культурногоблагосостояния советских людей. "Религиозноеотражение действительного мира, — говорил Маркс,— может вообще исчезнуть лишь тогда, когдаотношения практической повседневной жизни людейбудут выражаться в прозрачных и разумных связяхих между собой и природой". Именно такиеразумные и ясные отношения между людьмисоздаются в наших условиях, что, естественно,ведёт к окончательному преодолению религии какизвращённого, фантастического отражениядействительности в сознании людей.
Религиозные пережитки окончательно иполностью исчезнут при полном коммунизме.Почему? Потому что это такое общество, гдеполучат максимальное развитие производительныесилы, где, по выражению Маркса, источникиобщественного богатства польются полнымпотоком, т. е. будет изобилие предметовпотребления, исчезнут остатки противоположностимежду умственным и физическим трудом. Этообщество будет жить по принципу "от каждого —по его способностям, каждому — по егопотребностям", и сам труд перестанет бытьтолько средством для жизни, а станет первойпотребностью жизни. Он будет основан надостижениях науки и техники. Это будет трудтворческий, вдохновенный, радостный, приносящийморальное удовлетворение и счастье.
Коммунизм — это такое общество, где наука икультура достигают невиданных вершин, где людиполучают всестороннее духовное развитие.
Религия всегда питалась темнотой, незнанием людьми законов развития жизни. Верующие люди,нередко неграмотные или малограмотные,привыкшие больше получать "готовые знания"из проповедей служителей культа, были лишены возможности приобщаться к книге — источнику знаний, завоеваниям человеческого ума,гениальным творениям выдающихся представителей науки, искусства, литературы, передовому опыту промышленного и сельскохозяйственногопроизводства. Уже теперь, когда мы находимся на подступах к коммунизму, культура в нашей стране расцвела. Совершена поистине культурная революция. Достаточно сказать, что за годы довоенных пятилеток была ликвидирована неграмотность, а ведь до Октябрьской революции три четверти населения было неграмотным. За два десятилетия (1920-1939) обучено 50 миллионов взрослых мужчин и женщин. Теперь в нашей стране более 213 тысяч школ — почти вдвое больше, чем до Октябрьской революции. В этих школах приобщаются к знаниям 30 миллионов детей.
Народы Средней Азии и северные народности были почти поголовно неграмотны. В Туркмении в прошлом было всего лишь 58 школ; 7 грамотных приходилось на тысячу человек. Сейчас в республике 1200 школ, в которых обучаются 233 тысячи детей. До революции народы Крайнего Севера школ не имели, а теперь в семи национальных округах Севера более 600 школ, в них обучается свыше 40 тысяч детей.
В царской России за 280 лет было создано 105 высших учебных заведений, где обучалось 127 тысяч студентов. В СССР в настоящее время имеется 767 вузов с количеством обучающихся более 2 миллионов — в два раза больше, чем во всех капиталистических странах Европы.
А какое огромное количество издается книг —этих источников знания, лучших друзей человека!Если в 1913 году в царской России было выпущено 99 миллионов экземпляров книг, то в нашей стране в 1956 году было напечатано более 1 миллиарда 107 миллионов экземпляров. Тираж книг, изданных вСССР в 1956 году на национальных языках (кроме русского), в 38 раз больше, чем в 1913 году.
Впервые в истории лишь в советское время стали издаваться книги более чем на 40 языках народов,получивших письменность после Октябрьской революции (адыгейском, лезгинском, нанайском,тувинском, кабардинском и др.).
Количество театров возросло почти втрое: в 1914 году было 177, теперь их стало более 500. Свыше 68 тысяч киноустановок обслуживает до 3 миллионов кинозрителей в год. Все эти завоевания культуры играют уже теперь огромнейшую роль в вытеснении из сознания верующих людей остатков религиозности. Ещё большего расцвета достигнет культура при полном коммунизме, что создаст условия для окончательной ликвидации религиозных пережитков.
Философия марксизма, которая является господствующей при социализме, будет единственным и единым мировоззрением всех тружеников коммунистического общества.Диалектический материализм—это острейшее оружие против всех и всяческих форм идеализма и религии. В противоположность идеалистической философии, представляющей природу и общество в извращённом, искаженном виде, марксистско-ленинская философия дает людям объективно-истинную, правдивую картину действительности и разоблачает тех, кто сознательно искажает эту картину. В противоположность идеализму и религии, которые считают мир воплощением "мирового духа","творением бога", диалектический материализм считает, что мир по природе своей материален, что многообразные явления в мире представляют различные виды движущейся материи,что мир развивается по законам движения материи не нуждается ни в каких сверхъестественных силах, в боге.
Естественные науки, опирающиеся на это мировоззрение, подтверждают его правильность.Если, как мы говорили, астрономия опровергает религиозный вымысел о существовании потустороннего мира, павловская физиология разоблачает миф о существовании "бессмертной души", биология опровергла учение религии о постоянстве и неизменности видов, вышедших из рук "творца" (видов существует столько,сколько создал бог, говорил Линней), то социология разбила утверждение богословов о"неизменности" общественных порядков, якобы созданных "всевышним". Таким образом,научное мировоззрение — диалектический материализм — и есть то самое оружие, которое не оставляет убежища для веры ни в природе, ни в обществе. Оно ускоряет процесс освобождения верующих из плена религиозных предрассудков в условиях социализма и окончательно освободит их при коммунизме.
Нельзя, конечно, думать, что окончательное преодоление религиозных предрассудков будет происходить без трудностей, без задержек. Жизнь очень сложное явление, в ней есть не только то,что ускоряет процесс отхода верующих от религии,но и то, что мешает ему. Стоит только ослабить идейную борьбу с религиозными взглядами,пропаганду материалистического мировоззрения,как усиливается пропаганда мракобесия различными религиозными организациями. А ведь такая пропаганда ведется неустанно, с первых дней социалистической революции. Это,безусловно, мешает верующим окончательно освободиться из плена религиозных предрассудков.
Более того, в результате активной деятельности религиозных организаций там, где ослаблена идеологическая работа культурных учреждений,происходит некоторый рост количества верующих людей. В религиозные организации кое-где попадает даже молодежь. Конечно, это явление не массовое. Попадает преимущественно та часть молодёжи, которая не получила достаточной идейной закалки в школе или на производстве.
Однако религиозность среди этой части молодежи не может быть устойчивой, так как для этого нет корней в нашем обществе. Поэтому при умелой организации идеологической, и в частности научно-атеистической работы, эту молодёжь не так трудно освободить из плена религии, её организаций. Жизнь своё берет, наше общество идёт к коммунизму, и оно, безусловно, сметёт всё, что мешает ему двигаться вперёд. Религиозные пережитки также неизбежно будут преодолены, как неизбежна победа коммунизма. Как солнечный день рассеивает темноту, так материалистическое мировоззрение окончательно разрушит религиозные представления.
Итак, религия окончательно исчезнет при коммунизме, который предполагает полную планомерность развития народного хозяйства,высшее развитие науки и техники, расцвет культуры в самом широком смысле слова, усвоение всем народом научного материалистического мировоззрения.
© Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний Серия II № 21 Издательство "знание" Москва, 1958Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 5914