Авторство: Кредо.ru

Территория несвободы совести.


18.11.2005 СМИ/РПЦ

Российским гражданам не привыкать к тому, что их государство традиционно плетется где-то в конце разных списков, оценивающих "качество жизни" стран мира с точки зрения всевозможных критериев современной западной цивилизации. В эпоху "молодой российской демократии", каких-нибудь 10-15 лет тому назад, факт несоответствия России "мировым стандартам" вызывал дискомфорт, чувство национальной неполноценности, списывался на "трудности переходного периода". Сейчас, хоть российская экономика и несколько окрепла за счет рекордно высоких цен на нефть, наша страна по-прежнему не обеспечивает своим гражданам достойного, с точки зрения Запада, "качества жизни", причем в первую очередь это касается разного рода демократических свобод, преступности и безопасности. Однако у современных россиян этот факт "фатального отставания" их страны от "цивилизованного мира" уже не вызывает тех негативных эмоций, что 10 лет назад, да и власть уже не пытается списывать его на "переходный период".

Пользуясь временной экономической стабильностью, официальная пропаганда сумела воскресить в общественном сознании тот высокомерно-враждебный взгляд на "цивилизованный мир", который насаждался при советской власти. Радостно восклицая "да, скифы мы, да, азиаты мы!", многие наши соотечественники получают даже некое удовольствие от того, что Россия по уровню коррупции затерялась где-то между Нигером и Сьерра-Леоне, что тюремное население страны продолжает расти, что элементарные гражданские свободы привычно попираются коррумпированным до полного безобразия многомиллионным чиновничеством. "Взятка - вот русская конституция!" Упоение несоответствием российской жизни современным мировым стандартам, похоже, превращается в национальную идею. И поэтому слабые потуги Запада, уже отчаявшегося как-то повлиять на становление демократии в России, даже подпитывают эту идею: дескать, чем больше вы нас критикуете, тем больше мы чувствуем, что у нас особый путь, особая "духовность", "общинность" и т.д., которых вам не понять. Отсутствие ваших примитивных свобод только укрепляет нашу "духовность", а великая и всесильная Взятка только прочнее связывает нас узами "общинности".

На таком вот идейном фоне появился очередной ежегодный доклад Бюро демократии, прав человека и труда Госдепартамента США о состоянии дел со свободой вероисповедания в разных странах мира. Естественно, Россия занимает в нем далеко не самое почетное место - она вошла в "четвертую группу" стран (из пяти возможных). В "четвертую группу" попадают те страны, в которых притеснения граждан по религиозному признаку осуществляет сама власть, включая самый высокий ее уровень. Хуже России оказались только вошедшие в "пятую группу" КНДР, Иран, Саудовская Аравия, Эритрея, Судан, Мьянма, Куба, Китай и Вьетнам. А среди постсоветских республик соседями РФ по "четвертой группе" стали авторитарные Беларусь и Узбекистан. Даже Туркменистан, где весной нынешнего года великий Туркменбаши внес важные поправки в законы о свободе совести, перешел в более прогрессивную "третью группу".

Список грубых нарушений прав граждан (как российских, так и иностранных) на свободу религиозного выбора и исповедания в России, перечисленных в этом докладе, огромен. Среди наиболее дискриминируемых российских конфессий, названных поименно, - "Свидетели Иеговы", саентологи, баптисты-инициативники, мормоны, старообрядцы (РПСЦ и Курская епископия), "Армия спасения", католики, евангелики и пятидесятники, лютеране, кришнаиты, муниты, буддисты, иудаисты и мусульмане (особенно те, кого власть относит к "ваххабитам"). К сожалению, ряд конфессий, подвергавшихся серьезным преследованиям в России, остались "за скобками" доклада - это практически все "альтернативные" православные Церкви (РПАЦ, РИПЦ, РПЦЗ(В)), а также движение "Фалуньгун", "Богородичный центр", "рериховцы" и т.д. Доклад справедливо напоминает о порочности самого российского законодательства о свободе совести, противоречащего Конституции собственной страны и основополагающим международным актам.

Ну и что? Повлияет ли появление такого документа на положение дел со свободой совести в нашей стране? В силу всего вышесказанного надо признать: не повлияет. Более того, тенденции, обозначенные в докладе и подкрепленные десятками конкретных примеров, заставляют прогнозировать, что в следующем году глава, посвященная России, станет еще объемнее.

Каковы же новые тенденции религиозной несвободы в России, выявленные Госдепом? Прежде всего, это более активное вмешательство ФСБ в решение вопросов о выдаче виз иностранным религиозным деятелям. От этого, в первую очередь, страдают "Армия спасения" и "Свидетели Иеговы", хотя российские власти отказывали в визах и некоторым проповедникам более "традиционных" протестантских церквей, а также лидеру Церкви объединения г-ну Муну. Лидеры российских протестантов также жалуются на то, что спецслужбы вновь вернулись к старой доброй советской практике вербовки религиозных лидеров - и пытались прямо завербовать нескольких пасторов в разных регионах страны. Вторая новая тенденция - притеснения мусульман, как на официальном, так и на обывательском, бытовом уровне. Последние особенно усилились после трагедии в Беслане. Российская официальная пропаганда смогла создать устойчивое клише "ваххабизм", которое воспринимается публикой и как синоним терроризма, и как название религиозного направления, наиболее последовательно исполняющего все нормы ислама. Пропагандистская шумиха вокруг "ваххабизма" подспудно ведет к тому, что всех "практикующих" мусульман начинают подозревать в "пособничестве терроризму".

Реакция руководства РПЦ МП на доклад была вполне стандартной. То есть самое высокое церковное руководство на документ вообще не отреагировало - он его не касается. С официальным комментарием выступил запред ОВЦС МП о. Всеволод Чаплин, который в очередной раз призвал "замерщиков уровня демократии" к двойным стандартам. Американские критерии а приори не подходят для России. Как намекнул о. Всеволод, нам ближе были бы европейские критерии (которые на самом деле не так уж существенно отличаются от американских), потому что во многих странах Европы есть государственная Церковь. Вот здесь как раз и возникает правовой парадокс. Именно в отличие от многих стран Европы в российской Конституции нет никакой государственной Церкви, что типологически сближает российскую правовую модель церковно-государственных отношений с американской. Логично ли требовать от Америки мерить свободу совести в РФ "европейскими мерками", если законодательство России в этой области принципиально иное, чем законодательство, к примеру, Великобритании? Кроме того, о. Всеволод хорошо знает, что в большинстве европейских стран, которые он и сам иногда называет "постхристианскими", упоминание о государственных Церквах в конституциях - лишь дань исторической традиции, и на повседневную жизнь верующих разных конфессий оно мало влияет. Это почти как царские короны на нынешнем российском гербе, которые вовсе не превращают Россию в монархическое государство. Россия, благодаря своим революциям, не может похвастаться такой исторической преемственностью власти и закона, какая есть во многих европейских странах. Поэтому призыв считать Россию более свободной, чем Великобритания, в которой есть государственная Церковь, звучит совершенно демагогически.

Но едва ли нынешнее руководство РПЦ МП может быть хоть немного заинтересовано в улучшении ситуации с религиозной свободой в России - ведь именно оно, наряду с ФСБ, названо в докладе главным виновником бедственного положения вещей с правом на веру в нашей стране. Даже внутри РПЦ МП довольно жестко подавляются проявления свободы совести - активные клирики, мирянские движения, независимые СМИ. Проблема сводится к банальному и очевидному факту - в современной России формируется модель коррупционно-бюрократического капитализма с централизованным распределением контроля над экономическими ресурсами и жестким политическим режимом. Такая модель не приемлет как свободной конкуренции в разных ее проявлениях, так и политического плюрализма. А свобода совести, если ее "пустить на самотек", может расшатать РПЦ МП и как эффективную экономическую систему, и как идеологический институт, укрепляющий в какой-то мере монополию на власть нынешнего российского режима. В общем, коррупционно-бюрократический капитализм со свободой совести совмещается слабо, а значит, в России пока нет объективных экономических и политических предпосылок для свободы совести. Культурные же и духовные предпосылки тут, увы, особой роли не играют, поскольку советская власть хорошо поработала над их уничтожением...



ДОКУМЕНТ: О фактах нарушения религиозной свободы в Российской Федерации. Фрагменты доклада Госдепартамента США о ситуации со свободой вероисповедания в мире

***

14 апреля отряд ОМОН в масках во время вечернего богослужения ворвался в помещение церкви "Дело веры" христиан веры евангельской (пятидесятников) в столице Удмуртии г. Ижевске. Согласно надежным сообщениям из разных источников, военные вывели верующих на улицу, где обыскали их без предъявления ордера на обыск, некоторым женщинам угрожали изнасилованием. Сорок шесть человек было задержано, некоторых из них удерживали в течение 24 часов. Позднее удмуртские чиновники дали противоречивые объяснения инцидента, заявив, что обыск был проведен потому, что подозреваемый, сознавшийся в недавнем убийстве, рассказал, что спрятал часть имущества жертвы на территории церкви, а также из-за информации о том, что в молитвенном доме церкви "Дело веры" проживают незаконные мигранты.

Удмуртские чиновники утверждали, что 22 из этих 46 задержанных человек не имели необходимой регистрации, в то время как официальные представители церкви заявили, что не имеют регистрации лишь 12 человек из числа бездомных или бывших заключенных, которых церковь приютила в своем центре социальной адаптации и которым оказывала помощь в получении регистрации. Представители церкви добавили, что человек, обвиняемый в убийстве, действительно жил ранее в Центре социальной адаптации при церкви в течение полутора лет, но затем исчез.

В ответ на жалобу президента Ассоциации христианских Церквей России "Союз христиан" Игоря Никитина местные власти провели расследование ижевского инцидента. В письмах Игорю Никитину, датированных 17 мая и 25 мая, власти заявляли, что у них не было времени получить ордер на обыск, поскольку суды были в тот день уже закрыты, и так как дело было срочное, обыск был проведен на основании постановления прокурора, который суд утвердил на следующий день.

Расследование показало также, что милиция допустила несколько процедурных нарушений, когда верующие находились под арестом. Власти заявили, что в связи с этими нарушениями начальник районной милиции получил предупреждение, еще двум милиционерам был объявлен выговор и что против милиционера, избившего одного из задержанных, было возбуждено уголовное дело. Обвинения в административном правонарушении были сняты если не со всех, то с большинства задержанных.

***

В августе 2004 года хабаровская газета "Амурский меридиан" писала о том, что в марте того же года хабаровские милиционеры задержали и избили местного еврейского бизнесмена Сергея Софрина, неоднократно нанеся ему оскорбления, связанные с его религией. На момент написания доклада, согласно информации корреспондента газеты, несмотря на то, что было проведено расследование инцидента, никто из вовлеченных в него милиционеров не был наказан.

***

Не произошло никаких подвижек в деле, связанном с разгоном демонстрации против наркотиков в 2003 году, устроенным городскими властями и местной милицией в городе Лиски Воронежской области, в ходе которого, как сообщалось, милиционеры избили протестующих. Акция была организована двумя пасторами-пятидесятниками - Андреем Башмаковым и Григорием Проценко.

***

Согласно неправительственной правозащитной организации Информационно-аналитический центр "Сова", девять студенток были арестованы во время чтения Корана в одной из классных комнат Государственного университета Кабардино-Балкарии. Девушки встречались для чтения Корана несколько раз в неделю. Во время задержания студенткам сказали, что ношение хиджаба и групповое чтение Корана нарушает университетский устав, и что они должны будут объяснить свое поведение в отделении милиции.

Когда студенток доставили в городской отдел № 2 УВД г. Нальчика, их обыскали и допросили всех вместе и каждую по отдельности и удерживали в течение приблизительно восьми часов. Несмотря на то, что, по мнению студенток, это был акт устрашения, они не собирались подавать в суд. Тот же самый источник утверждал, что накануне выборов в марте 2004 года в московских мечетях были задержаны несколько мусульман.

***

Власти периодически арестовывали людей, подозреваемых в членстве в запрещенном исламском политическом движении "Хизб ут-Тахрир", обвиняя их в том, что они занимались экстремистской и террористической деятельностью. Согласно Центру "Сова", в марте милиция закрыла ячейку "Хизб ут-Тахрир" в Челябинске и арестовала одного из ее членов. "Сова" также сообщала о том, что с декабря 2004 года власти Татарстана возбудили уголовные дела по обвинению в экстремизме и терроризме против 11 членов радикальных организаций, включая "Хизб ут-Тахрир" и "Исламский джамаат". В Нижневартовске в январе начался судебный процесс по делу члена "Хизб ут-Тахрир", которого обвиняют по статье 2822 (участие в экстремистской организации) и статьи 2051 (вовлечение третьих лиц в совершение преступлений террористического характера) Уголовного кодекса РФ. В декабре 2004 года милиция Ижевска задержала двоих людей по обвинению в распространении листовок по поручению "Хизб ут-Тахрир". Суд начался 4 мая.

В Тобольске (Тюменская область) 15 февраля начался суд по делу девяти членов "Хизб ут-Тахрир", однако Тобольский городской суд отправил дело обратно в областную прокуратуру, попросив более точно сформулировать обвинения против ответчиков.

24 мая пресса сообщила, что прокурор выполнил запрос суда, и что в июне будет объявлена новая дата слушаний. Центр "Сова" сообщил, что Тобольский городской суд возобновил слушания по делу "Хизб ут-Тахрир" 20 июня за закрытыми дверьми. На момент написания доклада шел допрос свидетелей.

***

Периодически поступали сообщения о краткосрочных задержаниях по религиозным причинам, однако такие инциденты в большинстве случаев быстро разрешались. Так, например, в разных городах страны местная милиция часто задерживала миссионеров либо обращалась к ним с просьбой о том, чтобы они прекратили свою деятельность, такую, как пикетирование, независимо от того, нарушали они в действительности местный закон о проведении пикетов или нет.

"Свидетели Иеговы", в частности, сообщали о ряде инцидентов, когда они подвергались нападениям со стороны других граждан или задержанию властями при проведении проповеднической деятельности на законных основаниях.

С августа по сентябрь 2004 года московская милиция, как сообщается, задержала восемь членов организации "Свидетели Иеговы" в трех инцидентах.

***

30 мая московская милиция задержала десять прихожан и сторонников пятидесятнической церкви "Эммануил", разогнав их пикет напротив здания мэрии.

Пятидесятники протестовали против дискриминации их деноминации и, в частности, против политики городских властей в отношении предоставления им участка земли, на котором они могли бы построить пятидесятническую церковь. Согласно их заявлениям, они пытались получить разрешение на строительство церкви в Москве с 1996 года. Однако чиновники одного района Москвы запретили им строить здание на участке земли, которую город выделил для этой цели, а чиновники в другом районе помешали им ремонтировать здание, которое приход купил с тем, чтобы устроить в нем церковь.

Члены и сторонники церкви "Эммануил" продолжали проводить демонстрации фактически ежедневно вплоть до момента написания доклада.

Демонстранты арестовывались в ходе, по меньшей мере, двух пикетов в начале июня. Они утверждали, что их пикеты были законными, поскольку они подали необходимое предварительное уведомление городским властям. Городские власти, со своей стороны, заявляли, что демонстрации были незаконны, утверждая, что администрация ответила на это уведомление протестующих тем, что посоветовала им протестовать в другом месте. Протестующие говорили, что не получали этого ответа. Нескольких протестующих, среди которых был старший пастор церкви "Эммануил" Александр Пуршага, обвинили в проведении незаконной демонстрации и приговорили к пятидневому сроку тюремного заключения.

***

В сентябре 2004 года сгорел дотла молитвенный дом баптистов в поселке Любучан (Чеховский район Московской области). Пожару предшествовали несколько недель, в течение которых службы безопасности, включая местную милицию и чинов ФСБ, пытались запугать участников массового мероприятия на открытом воздухе, организованного церковью Любучан, для участия в котором прибыло около несколько тысяч делегатов от баптистских общин европейской части России.

Сообщения в печати утверждали, что свидетели видели одного из сотрудников правоохранительных органов, стоявшего ранее в оцеплении, около церкви за несколько минут до того, как вспыхнул огонь. Хотя официальное расследование установило, что причиной пожара был поджог, никто не был признан виновным в инциденте. Согласно сообщению международной правозащитной организации "Форум 18", все заявления владельца здания с просьбой о разрешении восстановить его, местные власти оставили без ответа. Когда баптисты, тем не менее, решили восстанавливать здание, местные власти затеяли судебный процесс с тем, чтобы предотвратить это. Слушания, намеченные на 2 февраля и 19 апреля, в результате действий местной администрации были отложены, в последний раз на неопределенный срок, поскольку власти оказались не в состоянии прислать в суд своего представителя.

К середине мая реконструкция церкви была почти закончена. В апреле баптисты провели в Чехове несколько встреч с молодежью, которые прошли без вмешательства со стороны властей. Сообщений о задержанных или осужденных по религиозным мотивам не поступало.

© Перевод "Портала-Credo.Ru".


Посмотреть и оставить отзывы (0)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Комикс про деньги РПЦ
  • В деревне Мучкапского района открыли молитвенную комнату
  • РПЦ вторглась в Африку
  • США внесли Россию в черный список по свободе вероисповедания
  • Митрополитам есть что скрывать от прихожан и государства

    Пришествий на страницу: 3296