Проф. Дулуман Е.К.-
доктор философских наук,
кандидат богословия

 

ТЕОРЕМА О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Аксиомы о человеке, его мировоззрении и высшей проблеме мировоззрения.

1. Человек приходит в мир (рождается) биологическим существом с задатками человека, - кандидатом на человека.

2. Только в обществе и благодаря обществу биологическое существо из кандидата на человека превращается в человека, в zoon politikon (общественное животное), как определял человека Аристотель.

3. Усваивая духовные элементы общественной жизни и прибавляя к ним свои, приобретенные из собственного опыта, человек формирует собственный тип мировоззрения, - свой не повторный взгляд на мир и свое место в нем, становится существом духовно-нравственным, то есть становится личностью, осознающей самое себя, мотивирующей свои поступки и несущей за них ответственность перед своей биологической природой, перед обществом и перед самим собой.

4. Только на личностном уровне человек осознает свое "Я" и как единственный, неповторимый индивид, и как своеобразный центр физически-духовного "смотрения" на мир, и как существо, со своими уникальными физическими и духовными потребностями и предназначениями.

5. Духовной основой личности человека является его мировоззрение. Каково мировоззрение, такова и личность человека.

6. Высшими, органически составными, проблемами мировоззрения каждого человека является проблема смысла его жизни.

Леммы о сущности человека  в связи со смыслом его существования

1. Человек по своей природе является одновременно существом природно-биологическим, существом общественным и существом духовно-нравственным (личностным).

Выйдя из природы биологическим кандидатом на человека, став в обществе человеком, он только при этих условиях (то есть: родившись биологическим существом и получив в обществе все необходимое для своего биологического существования и уже став человеком) созревает в обществе неповторимой самосознающей личностью со всеми своими уникальными от природы задатками и со своими конкретно усвоенными от общества элементами духовной жизни.

2. Генетически (по зарождению и рождению; по происхождению) иерархия тройственной структуры человека такова: сначала - биологическая природа, потом - природа социальная и только в конечном итоге и наконец - природа личностная (духовно-нравственная):

а. Без обеспечения биологического выживания нет человека и нет никакого смысла говорить о смысле его жизни.

б. Без совокупности общественных отношений человек остается только биологическим индивидом, кандидатом на человека. Другими словами, в таком случае человек остается только стадным животным и способен осуществить только свое биологическое предназначение.

в. Без усвоенных элементов общественной жизни и на этой основе выработанных в себе и для себя духовных элементов, сердцевиной которых является мировоззрение, вообще нет личности человека, а поэтому и нет кому ставить вопрос о смысле жизни.

Приступим к выяснению того, в чем смысл жизни человека.

 

Теорема о смысле жизни человека.

Итак, дано:

Смысл жизни человека диктуется естественно-биологической природой человека, навязывается обществом, реализуется на личностном уровне.

Отсюда следует:

а. Как биологическое существо человек приходит в мир для того, чтобы воспроизвести свой род, воспроизвести себе подобного: родить детей, воспитать, пустить их в жизнь и... уйти, освободив место для своего потомства. А для всего для этого он должен иметь и использовать все необходимые материальные блага для осуществления предназначенного ему природой полного биологического цикла.

В конечном итоге смысл жизни каждого биологического существа, и человека тоже - в их детях.

б. Как существо социальное человеку предстоит сначала, во-первых, влиться в общество и взять опосредствованно через него от природы все необходимое для индивидуально своей биологической жизнедеятельности; потом, во-вторых, усвоить накопленные в обществе навыки производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; и, наконец, в-третьих - отдать индивидуально самого себя защите, воспроизводству и улучшению жизнедеятельности общества.

Общество, превратив человека из биологического существа в существо социальное, навязывает ему, человеку, понимание смысла своего существования в беззаветном и жертвенном служении обществу. И реально и по требованию самого общества: интересы общества должны осознаваться и ставиться - превыше всего; интересы общества - выше интересов человеческого индивида; сохранение, укрепление и обогащение общества - это предназначение и высший долг личности, это подлинный смысл жизни человека.

В конечном итоге смысл жизни каждого социального существа, то есть человека, - в служении обществу.

в. Как существо личностное (духовно-нравственное) смысл жизни человека, в конечном итоге - в осуществлении избранных или установленных им для самого себя смысложизненных идеалов.

2. Удельный вес, значение, место и способ сочетания биологических, социальный и личностных (духовно-нравственных) смыслов жизни, складывающихся в силу наличных объективных и субъективных причин, в жизни каждого конкретного человека различно. Но именно их неповторимое сочетание создает неповторимость жизнедеятельности, в процессе которой осуществляется (измеряется) смысл и бессмыслие жизни человека.

3. В идеале смысл жизни человека заключается в том, чтобы полностью реализовать свое биологическое предназначение, социальные установки и личностные устремления.

4. Биологические потребности, социальные требования и духовно-нравственные идеалы в жизнедеятельности личности находятся в сложном иерархическом взаимодействии.

Доказательство:

а. Человек, как биологический вид со своей биологической природой и с потребностями этой природы вступает в общество и живет в нем для того, чтобы лучшим образом обеспечить себе необходимые для полного биологического цикла своей жизни материально-биологические потребности. Без обеспечения воспроизводства рода человеческого существование общества лишено всякого смысла.

В этом плане смысл существования общества полностью подчинен более фундаментальной естественно-биологической задаче рода человеческого - его сохранению и воспроизводству. Общество и его характер имеют смысл только настолько, на сколько они гарантируют более эффективное сохранение и воспроизводство биологического рода Homo Sapiens - рода Человека Разумного. Общество, которое всего этого не гарантирует и не обеспечивает, является противоестественным и должно быть непременно ликвидировано во имя выживания биологического вида Гомо Сапиенс.

Личностные интересы, разрушающие общественную жизнь, которая в данных условиях в наилучшей мере обеспечивает сохранение и воспроизводство рода человеческого и того общественного устройства, которое обеспечивает эффективное воспроизводство человека, должны непременно подавляться.

Итак, в генетическом плане происхождения, существования и воспроизводства рода человеческого, Homo Sapiens, смысл социальной природы человека - в служении естественно-биологическим потребностям человека, а смысл личностной природы - в служении обществу, его воспроизводству и улучшению. И это все потому, что без удовлетворения, во-первых, биологических потребностей человека он не состоится и как социальное существо, а без удовлетворения одновременно и биологических и социальных потребностей человека ни при каких условиях не наступит человек в качестве личного существа.

б. По своему содержательному качеству иерархия биологической, социальной и личностной природы человека обратная ее генетической иерархии.

 

Социальная природа человека сформировалась на почве его биологической природы, во имя этой природы, но в тоже время превзошла по содержанию и качеству биологическую природу человека. В социальной стихии природа человека трансформировалась так, что он, человек, в полностью естественной, позасоциальной, природе уже не выживет даже в качестве представителя биологического вида Homo Sapiens. Вне общества сейчас Homo Sapiens  не существует и существовать больше не может.

Таким образом социальная природа человека из генетически вторичной и производной от биологической природы человека, становится природой первичной и производящей по отношению породившей ее природе биологической.

А поэтому, осознавая превосходство общественных интересов пред биологическими интересами отдельного человека, общество может и должно во имя сохранения общества, как единственного гаранта выживания Рода человеческого и образа его жизни, жертвовать интересами отдельного человека, физически всем человеком или даже значительной частью людей общества. Отсюда смысл жизни человека в самопожертвовании в пользу общества.

Сказанное о социальной природе человека является почти аксиомой и больше изложенного в отдельном доказательстве (демонстрации) не нуждается.

Личностная, духовно-нравственная, природа человека произрастает в биологической природе человеческого индивидуума, это во-первых, и одновременно с этим, во -вторых, - только в сфера социальной. Генетически личностная природа человека вторичная по времени по отношению к природе социальной и третичная по отношению к биологической природе человека. Но поскольку эта природа произрастает у человека на основе биологических врожденных признаков человека, усвоения и творческого развития на индивидуальном уровне элементов духовной жизни общества, то личностная природа человека качественно превосходит его общественную природу и еще в большей мере качественно превосходит его природу биологическую.

Доказательство:

Духовная жизнь зарождается и развивается во всех своих элементах только на индивидуальном уровне человека в виде его сознания, самосознания и духовному воспроизводству естественного и социального мира, что в обобщенном виде проявляется в мировоззрении. Пробудившееся сознание помогает человеку сначала осознать свои инстинкты, а затем свою принадлежность к сообществу подобных себе человеков, а затем вносить в свою индивидуальную и коллективную жизнь духовных элементы касательно в меру осознанных и в меру понятых элементов своей естественной и коллективной жизни. Под влиянием проверяемых практикой результатов внедрения в личную и общественную жизнь духовных элементов происходить контроль поведения человека в индивидуальной и коллективной жизни. Возникает общество, поведение в котором регулируется не биологическими инстинктами, а принятыми всеми членами сообщества элементами духовной жизни - общественным мнением. Подчеркнем: поведение человека в обществе, вся жизнь человека в общества управляется не инстинктами, а общественным мнением. А общественное мнение - это своеобразная совокупность и синтез духовных элементов всех членов общества. А поскольку любые духовные элементы существуют и развиваются исключительно на индивидуальном, личностном уровне человека, то опосредствованно сам образ жизни общества есть реализацией совокупного духовного продукта отдельных личностей. Вне отдельной личностью никакие новые элементы духовной жизни не производятся; без преломление сквозь призму личной жизни индивида никакие элементы духовной жизни вообще существовать не могут. Таким образом, будучи порожденными особенностями биологической природы и стихией социальной жизни, личностная природа человека приобретает первенство по отношению к общественной природе человека, а отсюда и к его природе социальной. А в условиях более или менее сносного удовлетворения биологических и социальных потребностей отдельного человека, его личностная природа может вполне отрываться от запросов его природы биологической и природы социальной, искать и находить цель в самой себе, искать и находить смысл своего существования вне зависимости от биологических и социальных потребностей жизнедеятельности. Иногда этот отрыв от биологических и социальных элементов человеческой жизни может принимать превратные формы и полагать себе свой собственный смысл в пренебрежении биологическими потребностями человека и в презрении ими, в отрыва от социальной жизни и презрением к ней. И не только в этом. Обладая свободой выбора и имея возможность сделать его, личность может комбинировать разумной иерархией сочетания биологических и социальных потребностей, прав и свобод, может приносить в жертву одной избранной "страсти" всю свою жизнь, произвольно направить свою жизнь в одно узкое русло и в этом видеть смысл свой жизни...

И как общество манипулирует биологическим индивидом для достижения, собственно говоря, своих собственных, общественных, интересов самовыживания, так личность во имя осуществления своих высших духовных идеалов может игнорировать общество, что ярко выражается в одном из общепринятых лозунгов современной демократии: "Интересы отдельной личности выше интересов всего общества".

В отрыве от биологической , социальной и личностной природы невозможно каждому конкретно человеку сказать, в чем смысл его жизни. А потому, сколько людей, столько и может быть конкретных смыслов жизни. В конечном итоге это всегда зависит и от биологической природы индивида и от его социальной природы и от духовного содержания личности. При этом надо также учитывать, что человек уникален своей биологической природой, своим социальным содержанием и своим духовным личностным богатством. А при всем при том у человека всегда есть свобода выбора между различными у биологическими, социальными и личностными идеалами смысла жизни и возможности комбинации да перекомбинации сочетаний этих смысложизненных идеалов... Таким образом мы можем сказать, сколько было, есть и будет людей, столько было, есть и будет смыслов их жизни.

Мы не будем сейчас описывать варианты, или хотя бы основные типы реализации смысла жизни человека или давать оценку этим вариантам. Ведь мы рассматриваем вопрос о смысле жизни человека по-философски, с беспристрастной точки зрения вечности (Sub specie aeternitatis). В этом плане нам достаточно будет указать, что свободная личность имеет возможность для выбора своего собственного решения вопроса о смысле жизни и в меру своих возможностей жить в соответствии с идеалом своего смысла жизни. Но в любом случае, на личностном, высшем духовном уровне решения проблемы, смысл жизни человека заключается в достижении своих собственных смысложизненных идеалов. Организация образа жизни в соответствии со своим личностным идеалом смысла жизни переживается человеком как счастье.

Итак, сделаем заключение:

Человек приходит в мир,  чтобы сделать свою жизнь осмысленной.
Жизнь каждого человека имеет тот смысл, который он сам в нее вкладывает.

 

Аттестация нашей жизни:

На сколько человек в состоянии самостоятельно вкладывать смысл в содержание своей жизни, на столько он вправе судить об осмысленно проживаемой/прожитой им жизни. Но о смысле жизни человека могут судить и другие люди, и все общество в целом. В результате оценок прожитой каждым из нас осмысленной/бессмысленной жизни другие и общество аттестуют ее так::

a. Смеются над нами, живущими по избранному нами (доставшемуся нашей судьбе) смыслу жизни;

b. Ставят понятый ими и осуществленный нами смысл жизни другим в пример;

c. Объявляют злодеем и, при удобном случае, садят в тюрьму;

d. Не замечают наш смысл жизни и нас лично с ним;

e. Видят в осуществленном нами смысле жизни оправдание своей  осмысленной жизни или своему бессмысленному существованию.

f. Превозносят до небес, объявляют гением, сооружают памятники и объявляют величайшими благодетелями человечества или нации.

g. В силу своих возможностей слепо или сознательно подражают нашему образу жизни.

h... ...

i ... ... ... ... ... ...

Мысли о смысле и бессмыслии

Смысл жизни - в счастье. Каждый человек приходит в мир, чтобы получить свою мерку счастья. Мерка счастья и по форме? и по содержанию? и по размерам - у каждого своя. Прожил счастливо - значит, твоя жизнь имела смысл. Прожил без счастья - прожил бессмысленно. Был несчастлив - жизнь для тебя была наказанием.

Счастье никому не дается даром. Мы приходим в мир, чтобы за все платить и за все расплачиваться. Платить за смысл насилием над собой, ограничением самого себя; расплачиваться за удовольствия, невоздержанность - болезнями и презрением других.

Бессмысленность своей жизни на земле человек может с избытком компенсировать верой в воображаемое избыточное счастье в потустороннем мире после своей смерти.

Человек! Тебе очень и очень повезло, что ты появился в мир. Подумай хорошенько и ты убедишься в полной, неожиданной случайности твоего появления. Тебе представился шанс превратить свою случайно доставшуюся тебе жизнь в нечто осмысленное: наполнить свою случайно свалившуюся на тебя жизнь смыслом. Спеши наполнить свою пустую и еще бессмысленную жизнь осмысленным содержанием. Твоя жизнь - единственная и неповторимая. У тебя никогда больше не будет возможности еще раз появится в этом мире и испробовать еще один шанс сделать свою жизнь осмысленной. Ни еще другой возможности, ни еще одного шанса для этого у тебя не будет. Не опустошай бессмыслием свою единственную и неповторимую жизнь.

Если мы все и я лично делаю добро для других, если мы все стараемся во имя счастья других, то за мое личное одно добро для других и одно старание для счастья других я получаю в обществе огромное количество добра и счастья для себя.

(Из теории разумного эгоизма)

Делать другим пакости, зло не только для себя не выгодно, но и противно.

Если я - только для себя, то зачем я? А если я только для других, то для чего другие?

Если это должен делать не я, то кто же? А если это будет делать другой, то почему не я?

Если Бог дает смысл моей жизни, то кто самому Богу даст смысл Его жизни?

Человек обречен на то, чтобы самому делать свою жизнь осмысленной, а существование или отсутствие Бога при этом не имеет абсолютно никакого значения.

* * *

 

Неизбежно необходимое для живых людей знание было и есть одно: знание своего назначения в том положении, в котором находит себя человек в этом мире, в той деятельности или воздержании от деятельности, которое следует из понимания этого назначения.

Л. Н. Толстой.

Каким бы ни был социальный строй, несовершенная природа граждан будет проявляться в дурных поступках. Такой политической алхимии, при помощи которой можно было бы превращать олово инстинктов в золото поступков, не существует.

Герберт Спенсер (1820-1903), английский социолог и психолог.

Тот ничего не достигнет, кто не умеет себя ограничиваться. (Гегель)

Счастье - чувство полноты своих физических и духовных сил  в их общественном применении. (А.Н. Толстой.)

Надо жить во имя жизни, за живущих жизнь отдать. (Шота Руставели)

Пуская ты - умер Но в сердце смелых всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободу, к свету. (А.М. Горький. "Песнь о Соколе".)

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь! Зачем ты мне дана?

Иль какой судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

(А.С. Пушкин)

А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -

Такая пустая и глупая шутка.

(М.Ю. Лермонтов)

Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему только один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному мире - борьбе за освобождение человека. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать её.

Николай Островский. Как закалялась сталь.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ: Религия о смысле жизни.

Проблемы смысла жизни занимают доминирующее по значению место в каждом мировоззрении: индивидуальном и общественном, философском и религиозном... И если это мировоззрение более или менее системно завершено, то в нем всегда есть место для доброжелательных уступок требованиям всех трех сторон структуры природы человека, - уступок природе биологической, уступок природе социальной и уступок природе личностной. Проиллюстрируем это на примере библейского учения о смысле жизни человека. Библейское учение текстуально положено в основу мировоззрения верующих христиан (Ветхий Завет и Новый Завет) и частично - верующих иудеев (Ветхий завет или Танах).

Библия о физико-биологическом смысле жизни человека

В Библии, особенно в части Ветхого Завета, имеется много указаний о том, что смысл жизни человека - в удовлетворении своих физико-биологических потребностях и воспроизводстве себе подобных. Именно этот смысл заложен Богом в человека еще в момент его создания.

Так, создав человека, "мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Бытие, 1:27-28). Для того, чтобы люди выполняли свое предназначение "оплодотворятся и размножаться" Бог дает им "всякую траву, сеющую семья... вам сие будет в пищу" (1:29); Потом Бог насадил для первых людей сад в раю. "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: "От всякого дерева ты будешь есть" (2:16). Правда, Бог от людей требует исполнения некоторых его собственных предписаний: не есть плодов из древа познания добра и зла (2:17), а потом приносить ему жертвоприношения, отдыхать в субботний день и тому подобной. Но Библия не говорит о том, что смыл жизни человека в исполнении божьих предписаний. Исполнение предписаний угодно Богу, нравится Ему самому, Богу. Если стать на точку зрения самого Бога, то, выходит, Бог создал людей не столько для того, чтобы сами люди наслаждались радостями своей жизни, но и своим поведением чтобы приносили радость самому Богу, то есть своим поведением люди должны делать жизнь самого бога осмысленной. Бог сделал людей для своих собственных целей, как то мы заводим домашнюю живность, возлагаем на себя заботы об этой живности вовсе не для того, чтобы эта самая живность приобрела смысл своему существованию, а для того, чтобы служила нашему смыслу жизни: снабжала нас яйцами, молоком, мясом, возила нас на своем горбу, перетаскивала тяжести или еще каким-либо образом ублажала нас. Люди от Бога, а домашняя живность от человека взамен своему служению/использованию получает от Бога/человека определенные блага: еду, кров, защиту от хищников, лечение и так далее.

Библия полна наставлений о том, что за послушание Богу люди получают обилие материальных благ, здоровье долголетие, а за нарушение божьих предписаний - караются материально-биологическими недостатками, болезнями, смертью, лишением потомства. Съели люди запрещенный плод из древа познания добра и зла - их изгоняют из рая и осуждают на неприятный труд: "Со скорбью будешь питаться от земли во все дни жизни твоей"; "В поте лица будешь есть хлеб свой"; а в ответ на твой труд земля тебе будет выращивать не зерно, а "терние и волчцы произрастать она тебе" (Бытие, 3:17-19). Забыли Бога и начали молится изготовленному своими руками истукану - Бог приказывает умертвить 30 тысяч израильтян (Исход, глава 32)...

В Новом завете тоже не забыта материально-биологическая природа человека. Христос, например, делает чудеса для того, чтобы насытить голодную толпу людей хлебом и рыбой, исцеляет больных, воскрешает умерших. Апостол Павел говорит: "Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее" (Ефесянам, 5:29). Исходя из библейских текстов, кальвинисты, пуритане и ряд других протестантских вероисповеданий учили, что материальное благополучие и богатство является видимым свидетельством благоговения Бога к данному человеку. А свидетели Иеговы учат, что в час своего Второго пришествия Иисус Христос уничтожит всех людей и устроит царство божье на земле. В этом царстве свидетели Иеговы будут жить в условиях изобилия материальных благ, без болезней, без смерти в радость себе трудится, жениться, оплодотворятся, рожать детей.

Наряду с этим Библия, особенно в ее новозаветной части, резко выступает против того, чтобы человек видел смысл своей жизни в материальных благах. Апостол Павел пишет: "Но скажу вам, братия, что плоть и кров не могут наследовать Царства Божия" (1-ое коринфянам, 15:50). Новый завет резко и недвусмысленно осуждает тех, кто смысл своей жизни видит в удовлетворении своих материально-биологических потребностей: "Они, - пишет апостол Петр, - как бессловесные животные, водимые природою, рождены на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребляться. Они получат возмездие за беззаконие6 ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха. Они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию. Это - сыны проклятия... Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы." (1-ое Петра, 2:12-17) А поэтому апостол Иоанн призывает: "Не любите мира, ни того, что мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире, - это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Бога пребывает во век." (1-ое Иоанна, 2:15-17). Новый завет призывает людей "обуздывать свою плоть", пренебрегать материально-биологическими потребностями: недоедать, недосыпать, истратить жизнь на вымалывание себе Царства небесного, во имя которого нужно стать нищим, плачущим, преследуемым( Матфея, 5:3-12; Луки 6:20-29); продать свое имущество, раздать его бедным, а самому стать странствующим бомжем (Матфея, 19:21); не жениться и оскопить (кастрировать) себя во имя Царства небесного (19;10-12) и так далее.

Религия о жизни во имя общества, во имя других людей:

Религиозное мировоззрение присуще отдельному человеку, но вместе с тем оно приобретает общественное значение и общественное содержание, становясь таким образом религией. В качестве общественного феномена религия порождается общественным сознанием и отражает последнее, общественное сознание, в своем концептуальном содержании. В принципе, религия не может быть враждебной обществу и общественной природе человека, ибо в противном случае она разрушала бы общественную жизнь и таким образом вела к уничтожению человека. Подчеркнем, что это присуще религии только в самом общем принципе, что вовсе не исключает наличие в той или иной конкретной религии, в тех или иных частностях любой религии антиобщественных идеологических элементов.

В силу сказанного во всех без исключения исторически давних религий именем Бога освящаются основные элементы так называемой общечеловеческой морали, необходимость подчинения личных интересов интересам общественным, интересам других людей; осуждается эгоизм, шкурничество и все то, что разрушает общество и общественную жизнь. Опять проиллюстрируем это на примере библейского учения иудейской и христианской религий.

Ветхий Завет считает еврейский народ народом богоизбранным. Ему Бог дал заповедь: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Левит, 19:18); "Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего" (Исход, 20:16; Второзаконие, 5:20); "не обманывай ближнего" (Левит, 6:2); "не ложись с женою ближнего своего" (Левит, 18:20),"не обижай ближнего", "по правде суди ближнего", "не восставай на жизнь ближнего", "не нарушай межи ближнего", "клевещущего на ближнего изгони вон". Но действие всех эти заповеди ветхозаветный Бог ограничивает рамками своего богоизбранного народа. Именно для этого народа библейский Бог дает заповеди "Не убий", но убивать со всевозможными жестокостями людей других народов этот же Бог называет добродетелью (Числа, 31:1-18; Судей, 6:16;7:2-22; 1-ая царств, 5:8; 2-ая царств, 12:26-31); "Не укради", но советует перед входом из Египта обворовать египтян (Исход, 3:21-22; 11:3; 12:35). Кроме благоденствия библейский Бог постоянно уничтожает свой избранный народ по всякому поводу и без повода: за пляски вокруг золотого тельца приказывает единомышленникам Моисея убить 3.000 единоплеменников (Исход, 32:27-29); за любовь израильтянина к иноплеменнице- мадиамитянке Бог уничтожает 24.000 евреев (Числа, 2:9-9); за неосмотрительность царя Давида - 70.000 (2-фя царств, 24:15). Бог неоднократно приказывает "забивать до смерти стариков, жен и детей", если у них не видно грусти на лицах (Иезекииль, 9:5-6); "каждому убивать брата, сестру и родственников своих" (Исход, 32:27); заставляет народ "есть плоть сыновей своих и плоть дочерей своих" (Левит, 26:29; Второзаконие, 28:53).

В Новом завете устами Иисуса Христа заповеди общественного поведения ветхозаветного Бога распространяются на поведение людей всех народов (Матфея, 7:12; Луки, 6:31). В основе общественного поведения человека, по учению Нового завета должна быть любовь до всех членов коллектива, в том числе и до личных врагов своих. "Ударят тебя по левой щеке, подставь для удара и левую щеку!"; "Любите врагов своих!", "Не противьтесь общественному злу". Высшим показателем любви к обществу и к ближним своим Христос усматривает в готовности умереть за них. " Нет большей любви, чем положить душу за други своя (Иоанн, 15:13). Сам Сын Божий умер из-за безграничной любви к людям. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, чтобы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанна, 3:16). Причем Иисус Христос принимает смертные муки не по принуждению, а добровольно (Иоанна, 10:18; 1-ое Иоанна, 3:16). Он резко осуждает тех пастырей (общественных руководителей), которые по найму, за деньги, к своей выгоде берутся пасти овец, то есть служить народу. В назидание Христос рассказал своим слушателям такую притчу: "Пастырь добрый жизнь свою полагает за овец своих. А наемник - он не пастырь, потому что ему овцы не свои. И когда он видит приходящего волка, то оставляет овец и убегает. А волк терзает овец и разгоняет их. А наемник убегает, потому что он и есть наемник, которые не заботится об овцах" (Иоанна, 10:11-13).

По рассказам Евангелия от Матфея Иисус Христос на страшном суде будет навечно награждать и навечно наказывать людей по их отношению к ближним своим, то есть к обществу в целом.

Вот что говорит сам Иисус Христос о своем Втором Пришествии и Страшном суде над всеми людьми:

Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей.

И соберутся перед Ним все народы, и Он отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов.

И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - пор левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

Ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне".

Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим и напоили? Или нагим, и одели?

Когда мы видели Тебя больным, или в темнице. И пришли к тебе?"

И Царь скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, то сделали Мне".

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его.

Ибо я алкал, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня.

Был странником, не приняли Меня; был наго, и не одели Меня; боле и в темнице, и не посетили Меня".

Тогда и они скажут Ему в ответ: "Го-о-о-спо-о-ди! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?"

Тогда скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне".

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

(Евангелие от Матфея, 25:31-46.)

В книге Деяний святых апостолов рассказывается, что первые христианские общины под руководством непосредственных учеников Иисуса Христа, апостолов, были организованы, как мы сказали бы сейчас, на основах потребительского коммунизма. Принявшие христианство верующие, "душ около триста", "все были вместе и имели все общее" (Деяния, 2:41, 47). А когда принявшие крещение Ананий и Сапфира продали свою землю, но не все деньги "положили к ногам апостолов", то "за утайку " Анания и его жена Сапфира "пали бездыханными... И великий страх объял всю церковь" (Там же, 5:1-11)."

Религия о личностном смысле жизни.

Религиозное мировоззрение не оставляет вне своего внимания и личностный аспект смысла жизни человека. Мы не будем сейчас рассматривать место личностного смысла жизни в мировоззрении верующих разных религий. Продолжим рассмотрения этой проблемы на примере христианской религии.

На сколько нам известно, из всех религий мира христианство в вопросах смысла жизни культивирует среди своих последователей наибольшую меру крайнего индивидуализма. Оно учит верующих видеть смысл жизни исключительно в спасении своей души, и только своей души. А спасение души христианская религия истолковывает как вечная жизнь в небесном раю, куда человек всеми фибрами своей души должен стремиться. Во имя спасения своей души, своей личности, человек, по христианскому вероучению, должен пренебречь своими материально-биологическими потребностями. "Какая польза человеку, - говорил Христос, - если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Какой выкуп даст человек за душу свою? (Матфея, 16:26; Марка 8:36-38). Свое учение о смысле жизни Иисус Христос проиллюстрировал такой притчей:

16. У одного богатого человека был хороший урожай в поле.

17. И он рассуждал сам с собою: "Что мне делать?

Некуда мне собрать плодов моих. "И сказал: "Вот, что сделаю:

сломаю житницы мои и построю большие. И соберу туда

весь хлеб мой и все добро мое.

18. И скажу душе моей: "Душа! Много добра лежит у тебя

на многие годы.Покойся, ешь, пей, веселись."

20. Но Бог сказал ему: "Безумный! В сию ночь душу твою

возьмут у тебя. Кому же достанется то, что ты заготовил?"

(Евангелие от Луки, глава 12).

Во имя спасения своей души Новый завет призывает верующих "ненавидеть мир и то, что в мире". Больше того, христианская Библия призывает чуждаться всех тех, кто верит не так как они. "Кто не с нами тот против нас", - говорил Иисус Христос (Матфея, 12:30). Обращаясь к своим последователям Христос рекомендовал спасать свою душу даже ценой ненависти ко всем ближним. Он говорил: "Не всякий Меня достоин. (То есть, не всякий спасет свою душу, не всякий попадет в небесный рай, не всяким сможет прожить осмысленную жизнь. -Е.Д.) Меня достоин только тот, кто возненавидит отца своего и мать свою и всех ближних своих ради имени моего. А кто любит отца или мать, жену или детей, братьев или сестер или кого-нибудь из ближних больше, нежели Меня, тот Меня не достоин" (Луки, 14:26,33; 18:29-30; 12:51-53; Матфея, н8:21-22; 10:37; 23:9).

Мы привели всю палитру христианского учения о смысле жизни. Как видим, в нем, как и в любом типе мировоззрения, находят свое положительное и отрицательное решения те смысложизненные проблемы, которые диктуются всеми составными тройственной природы человека: природы биологической, природы социальной и природы личностной (духовно-нравственной). А выбор конкретных ответов на смысл жизни каждый верующий и каждое христианское вероисповедание находят свои. И своему выбору в текстах Библии всегда находят подтверждение. Таким образом, Библия только отобразила противоречивость ответов на смысл жизни, но так и оставила выбор конкретного ответа за верующим, за церковью, за вероисповеданием.

* * *

Наряду с изложенным выше в каждой религии непременно указывается, что смысл жизни человека заключается исключительно в служении Богу, в выполнении всех его предписаний. Так в трактате современного мусульманского богослова Абу Аля Аль-Маудуди пишется: "По своей природе и предназначению человек - раб Аллаха, и его единственная функция в этом мире заключается в поклонении Аллаху и исполнении Его приказаний. Человеческая жизнь имеет смысл только в том случае, если она полностью посвящена поклонению и служению Аллаху. Сам человек не имеет права определят путь своего служения и поклонения Аллаху, поскольку это функция самого Аллаха, который создал человека и сделал его своим рабом... Человек отвечает перед Господом за все добрые и злые поступки в этом мире... Смысл жизни заключается в ’в стремлении человека к лицу Всевышнего Господа и в получении Его милости’. Это именно тот критерий, по которому этическая система Ислама оценивает все действия человека как добрые, так и злые. Подобное определение дает человеку ориентир, которым человек руководствуется в своей жизни." (Абу Аля Аль-Маудуди. Образ жизни в исламе, стр. 9) Аналогичными заявлениями наполнен текст Библии и все христианские трактаты. Правда, вчитавшись в содержание тех требований, в которых излагается сущность самого служения Богу, мы всегда можем обнаружить в них замаскированные смысложизненные идеалы тройственной природы человека: природы физико-биологической, природы социальной и природы личностной.

Е.К., 15 ноября 1999 года.