Философские основы нового русского атеизма.

Атеизм базируется на трёх основных понятиях.
1. Знание. (Единственный  путь познания мира).
2. Не-верие. (Процесс противоположный вере).
3. Гуманизм. (Этическое учение атеизма).

1. Знание.
Знание - это не просто набор информации которым обладает тот или иной человек. Знанием является только информация, полученная согласно определенным законам восприятия и изучения мира. Т.е., в понятие знания входит и сам процесс получения знания.  Знание, полученное в отношении какого-то одного процесса, явления, предмета и.т.д., мы называем элементом знания.
Все элементы знания, полученные в результате восприятия и  изучения связаны между собой логически. Элемент знания, т.е. знание о какой-либо части мира, процессе, явлении или  предмете не является постоянным  или конечным. Любое знание может быть изменено в процессе познания. Более того, изменение одного элемента знания может повлечь за собой изменение и переосмысление других элементов.
Весь путь знания и состоит из изменения одних элементов знания, возникновения новых и элиминации старых.  Однако это не означает, что знание не может быть истинным. Как раз наоборот. Любое знание  является наивысшим доступным на данный момент достижением мысли, самой верной информацией, которой может обладать человек в данное время. Если человек идёт по пути знания, то рано или поздно это знание уступит новому, более совершенному знанию. Значит, знание это процесс, требующих постоянных духовных и умственных усилий. Истинность знания обеспечивается его постоянным изменением. Человек знания всегда устремлён в будущее.
Знание является не просто информацией или процессом её получения. Знание - это путь, двигаясь по которому, человек осуществляет своё жизненное предназначение, осознаёт смысл своей жизни.

2. Не-верие.
а) Вера и не-верие.
Вера представляет из себя качественно другой процесс.
В основе веры лежит некая информация, которую невозможно или запрещено проверять. Как правило, это элементы того, что когда-то было  знанием. Например, древние представления о космогонии, рождённые в попытке  человека познать окружающий мир, легли в основу некоторых священных писаний. С тех пор, как эти элементы знания возникли, человеческий разум ушёл далеко вперёд, и те, кто шёл по пути знания давно откинули   эти элементы как устаревшие, неверные и заменили их другими, истинными. Однако не все люди способны создавать новые знания.
Для части людей, использовавших знания в собственных интересах, знания представляли основу их собственного могущества, и появление любого нового знания воспринималось ими как угроза их власти и социальному положению. Любое новое знание ими осуждается и преследуется; часто не только само знание,
но и его носители. То есть, они прилагают все усилия чтобы не дать человеку новую знание в будущем, всячески укрепляя  веру в некое старое, относящееся к прошлому знание.
Это составляет скрытую основу любой религии и веры. Иногда, эта основа доводится до абсурда, когда в системе верований события далёкого прошлого, тысячелетней давности, выступают на первый план и занимают все мысли верующего, тогда как события будущего отрицаются, замещаются идеями о конце света и недалёкими фантазиями с ним связанными. Для таких людей будущего практически не существует (в лучшем случае оно для них предопределено и не представляет поэтому интереса), а настоящее заключается в постоянном переживании далёкого прошлого. Действительно, трудно представить себе более жалкое существо, чем такой человек.

б) Отношения между верой, неверием и знанием.
Не-верие составляет основу всякого знания. Для того чтобы полнее раскрыть разницу между верой и знанием, мы сгруппировали их признаки  в таблицу:

Знание

Вера

Является процессом, связанным с получением новой информации. Является процессом сохранения в неизменном виде старой информации.
Динамично, всегда развивается, становясь более совершенным. Статична. Любые изменения и новые знания   разрушают веру.
Реально и наиболее адекватно отражает существующий мир. Отражает лишь старые и древние представления о мире, часто не имеющие никакого отношения к существующей реальности.
Всегда истинно, однако знающие всегда полагают его ложным. Всегда ложна, однако верящие всегда полагают её истиной.
Прогрессивно и ведёт к индивидуальному и социальному прогрессу. Консервативна и регрессивна, тормозит индивидуальное и социальное развитие.
Приветствует новые знания, подталкивает людей к изменению и обновления знаний. Уважает людей создающих новое знание. Агрессивно относится к иным и новым формам веры, всячески борется с людьми создающими новые формы веры.
Устремлено в будущее. Устремлена в прошлое.

Если проводить социальные аналогии, то знание представляет из себя идейно демократическую структуру, тогда как вера является безусловной диктатурой тех или иных идей.
Стоит особо отметить, что знание и вера не являются полностью противоположными процессами, не смотря на большое количество полярных   свойств, указанных нами выше. Точнее будет сказать, что это  в корне разные процессы. Процессом, противоположным вере является  не-верие. Знание же процесс другого, высшего, если хотите, порядка по отношению к вере. Тем не менее, граница между верой и знанием может быть иногда плохо определена. Этим, кстати, часто пользуются религиозные функционеры, использующие науку и некоторые новые знания для поддержания угасающей веры.

3. Гуманизм.
В основе гуманизма лежит идея абсолютной ценности человека и человеческой жизни.

Как мы уже говорили, атеизм основывается на трёх основных положениях - знание, неверие и гуманизм. Однако, это не значит, что на основе этих положений существует только атеизм.   Человек, может придавать особенное значение, например, гуманизму. Если его социальная и духовная активность будет соответствовать этим принципам, то его скорее нужно называть гуманистом, нежели атеистом. Атеизм характеризуется активным не-верием более, чем гуманизмом, но обязательно включает последний, как одну из основ.
С другой стороны, верующий человек так же может проявлять отдельные элементы гуманизма, но они всегда будут оставаться лишь отдельными элементами, так как для верующего человека главную роль всегда играет некое божество, но не человек. В особо вырожденных случаях, религия представляет человека как ничтожное по отношение к богу существо, находящее от него в рабской зависимости и обязанное ему служить и подчиняться. Такой подход неминуемо влечёт за собой минимизацию ценности человеческой жизни, что закономерно вызывает массовые убийства людей  на почве ревностного служения богу (такие как инквизиция), религиозные конфликты и религиозные войны "во славу господа". 

Гуманизм представляет не закостенелый набор этических принципов или заповедей, но систему ценностей, в которой человек занимает главенствующее место.  Смысл гуманизма в том, чтобы сделать из представителя высших приматов человека, именно того человека, который достоин занять высшее положение в гуманистической системе ценностей. То есть, основой гуманизма является стремление к самосовершенствованию, реализации потенциала личности, к индивидуальному и социальному прогрессу. Это не мыслимо без приобретения новых знаний о мире и человеке, что как бы замыкает гуманизм на знание.

  Copyright : Demian © 2000. / Авторские права принадлежат: Димьян, 2000 г.
Статья может тиражироваться и распространяться любым издательством или частным лицом , при условии сохранения целостности и неизменности текста. Во всех других случаях необходимо разрешение автора или его непосредственных представителей.

«Новый Русский Атеизм » «Атеистический Сайт »