Проф. Дулуман Е.К., -
доктор философских наук,
кандидат богословия

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

(Курс лекций)
Глава первая.

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Оглавление:

1.1. Понятие о философской пропедевтике.
1.2. Мировоззрение как один из важнейших признаков и особенностей человека
1.3. Структура мировоззренческого видения.
1.4. Смысложизненные идеалы в мировоззрении.
1.5. Основные этапы эволюции мировоззрения.
1.6. Функции мировоззрения.
1.7. Философия как тип мировоззрения и форма общественного сознания
1.8. Определение понятия "Философия".
1.9. Содержание и цель изучения курса философии.

Примечания

Вопросы для закрепления темы и аттестации:
Ключевые слова: Философия. Пропедевтика. Homo sapiens. Мировоззрение.
Идеал, идеалы. Смысложизненные идеалы. Наивный реализм.
Мифология. Религия. Здравый смысл. Научное мировоззрение.

Keywords: Philosophy. Propedevtica. Homo sapiens. Worldoutlook (Weltanshaung)
Ideal. Meaning of the Life. Common Sense. Mythology. Religion. Sciеntific Worldoutlook.

 

1.1. Понятие о философской пропедевтике.

Философская пропедевтика (от греческого слова propedeo - предваряю, подготавливаю) - это предварительный цикл лекций, ознакамливающий студентов (читателей) с особенностями философии, как учебной дисциплины; подготовка до творческого усвоения тем философского курса и до самостоятельного изучения философии. Задача философской пропедевтики - подготовить студентов (слушателей, читателей) к переходу от уровня их обыденного мировоззрения до уровня мировоззрения теоретического, от мировоззрения стихийного - до мировоззрения осознанного, от мировоззрения, которое удерживается на вере, - до мировоззрения доказательного, которое опирается на разум.

1.2. Мировоззрение как один из важнейших признаков и особенностей человека.

Человек современного вида появился 40 тысяч лет тому назад. Первый президент Шведской Академии наук Карл Линней (1707-1778) в своей классификации животного мира зачислил человека до вида Homo Sapiens (Человек Разумный) роду гоминидов (Человекообразных). Учёный справедливо учитывал, что человек, как существо животного происхождения, отличается от всех других животных тем, что он является существом разумным (Sapiens). Только человеку, как таковому, присуще осознание окружающей среды.

Произведя человека, природа таким образом произвела существо в лице которого осознала самоё себя. Ведь только благодаря человеку и в лице человека природа знает, что она цветная, тёплая, съедобна, величественна, грозная, закономерная, катастрофичная...

В определённой мере природа "осознаёт" себя и через существа животных, которые тоже "знают", что им можно кушать, а от чего - отравиться; к чему следует прибегать, а от чего убегать; чему и кому следует показываться, а от чего и от кого надо прятаться... Но при всём при этом, если животное и "знает", то оно не знает, что оно знает. Только человек не только знает те или иные стороны действительности, он вместе с тем знает, что он знает, то есть человек осознаёт себя как существо знающее. Знание человека самого себя создаёт собой то, что мы называем самосознанием.

Самосознание включает в себя сознание, но не является механической суммой последнего, потому что содержит в себе то, что ставит его, самосознание, выше сознания. Проблему сознания и самосознания мы будем рассматривать позже, - в разделе о Гносеологии и Антропологии. А сейчас только продолжим нашу мысль.

Духовно-творческое объединения сознания и самосознания образуют собою то, что мы называем мировоззрением. Это единения графически изобразим так:

СОЗНАНИЕ + САМОСОЗНАНИЕ = МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Мировоззрение, в свою очередь, не есть механической суммой сознания и самосознания. Мировоззрение - качественно новое, высшее духовное образование. В нём элементы сознания (знание окружающей действительности) наличествуют в систематизированном и обобщённом виде, а самосознание (осознание этих знаний и самого себя, своего "Я") органически вплетаются в систему собственных знаний. Отсюда мы можем дать такое определение мировоззрению:

МИРОВОЗЗРЕНИЕ -
ЭТО СИСТЕМА ОБОБЩАЮЩИХ ВЗГЛЯДОВ НА МИР
И СВОЁ МЕСТО В НЁМ.

 

Мировоззрение каждого из нас - это то, каким я вижу мир и какое своё место вижу в этом мире.

 

1.3. Структура мировоззренческого видения.

Определив в приближённом виде мировоззрение, перейдём до его содержания, точнее до составных частей содержания мировоззрения.

Мировоззренческим взглядом человек охватывает весь мир и в этом охваченным мировоззрением мире он живёт и действует. Ми всегда живём в том и таком мире, как мы его себе осознаём, как мы его себе представляем. Люди библейских времён жили, например, на Земле под хрустальным куполом неба; во времена Коперника - на небе во Вселенной единой Солнечной системы; времён Гершеля и Канта - во Вселенное единой Галактики, а сейчас - во Вселенной неисчислимого числа галактик с " чёрными дырами". Верующий человек живёт в окружении и во взаимодействии со сверхъестественными существами, - богами, ангелами, духами; атеист - в мире, в котором нет каких бы то ни было сверхъестественных существ; суеверный - в мире циркулирующих предрассудков, - в мире исцелений, чудес, предсказаний, колдовства.

Весь мир необъятен, и своими знаниями о нём он присутствует в нашем мировоззрении только частично. Этими частичными знаниями о мире в современных условиях нас снабжает наука. Научные знания - наиболее доказательные и непоколебимые элементы нашего мировоззрения. Углубление и расширение наших знаний - это расширение и углубления нашего мировоззрения. Наука не только даёт нам непоколебимые убеждения в правдивости наших знаний о мире, она, наука, также формирует у нас научный стиль мышления, с которым мы подходим ко всем мировоззренческим проблемам даже в том случае, когда нам заведомо известно, что определённых проблем мировоззрения нельзя решить научным способом и не нужно решать их научным способом. Следовательно, мы всего мира по научному не знаем. Наука преподносит нам фрагментарные знания о мире. А поэтому, если говорить с точки зрения научных знаний, мы знаем мир полосочками: вот это знаем, а этого не знаем, а вот что касается "этого", то мы сейчас и не предполагаем его существования. Но человек живёт не исключительно в том мире, который ему научно растолкован. Он живёт во всём мире реальном, цельном. И действовать ему приходится в мире, который предстоит пред ним со всеми познанными и непознанными сторонами. А мировоззрение всегда даёт человеку видения всего мира со всеми его загадками и разгадками.

А поэтому в мировоззрении кроме настоящих научных знаний присутствуют и различного рода предположения о реальном состоянии вещей. Эти стихийные или осознанные, действительные или мнимые пробелы наших знаний о мире заполняются в мировоззрении предположениями. Следовательно, благодаря мировоззрению мы знаем то, чего на самом деле не знаем. Только в будущем дальнейшее развитие науки подтвердить или опровергнет наши мировоззренческие предположения. Но в функционирующем мировоззрении мировоззренческие предположения для человека, а иногда - и для всего общества, такие же убедительны, как убедительны таблица умножения, законы всемирного тяготения, шарообразность Земли... Не будем залезать в дебри современных научных гипотез, хотя и они годятся для иллюстрации сказанного. Возьмём тех людей, которые верят в телепатию, вещие сны, предсказания Глобы или там покойной Ванги, в порчу и т.п. и т.д. Наука не только не подтверждает верования в телепатию, НЛО, ведьм и прочую нечисть, но и многократно публично показывала несостоятельность всей этой... чертовщины, что ли? Ну, и что из этого? Для некоторых людей телепатия - достоверный факт! Гадание и колдовство - вне всякого сомнения. При чём, среди них не обязательно тёмные люди (таких только подавляющее большинство), но и люди с высшим образованием, творческая интеллигенция и даже учёные (правда, специалистов не в тех областях, в которых они допускают антинаучные предположения). Следовательно, в мировоззрении человека знания и предположения слиты в органическую амальгаму. Они для человека равносильны знанию, те же знания.

Вот как графически можно изобразить структуру мировоззренческих знаний:

 

М И Р

МИР ЗНАНИЙ

П Р Е Д П О Л О Ж Е Н И Й

 

Но в мировоззрении присутствуют такие проблемы-знания, на которые наука не дала и никогда не даст однозначного исчерпывающего ответа. Эти проблемы ставить перед человеком не внешний мир. Они не принадлежат к проблемам объективного, независимого от человека, характера. Они субъективны - поднимаются нами самими в отношении нас самих. В общем виде - это проблемы о смысле нашей жизни, нашего существования. Поскольку решение вопросов смысла нашей жизни органично связано со всем миром, то в них возникают вопросы проблем смысла, назначения, начала и конца, происхождения и самого мира, самой природы, в которой мы обитаем. Совокупность этих проблем называют смысложизненными проблемами. Мир в целом, Природа-Матушка не имеют никакого смысла. Они существуют - и всё! Она - природа и всё, что в ней - даже не знают о своём существовании. Это мы знаем, что Мир существует, а Мир этого не знает, не подозревает. Смысла в природе ищем мы, люди; смысл в свою жизнь и в окружающую нас действительность вкладываем мы сами. Мы пришли в мир, чтобы прожить осмысленную жизнь, прожить жизнь со смыслом. В этом плане нас интересует не столько то, каким есть мир и я в нём, а то, каким он должен быть (каким мне и окружающему миру надлежит быть).

Ответ на все эти и подобные им вопросы даёт нам наше собственное мировоззрение. Совокупность представлений, понятий и концепций о должном (meaningness) образовывают собой Мир Должного в мировоззрении. Его ещё называют миром смысложизненных идеалов.

Следовательно, с концептуальной точки зрения в мировоззрении органически соединяются между собой три составные части: мир знаний, мир предположений и мир должного. Графически это будет выглядеть так:

М И Р

М И Р

Мир знаний

ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ

Д О Л Ж Н О Г О

 

Мы рассмотрели структуру мировоззрения по его концептуальным составным, которые представляют собой продукты интеллектуальных образований, продуктами разума. Но в духовном мире человека, кроме интеллектуальных, имеются также эмоциональные элементы, а также волевые побуждения-решения-действия. Они также охватываются мировоззрением и в то же время выступают составной частью и формообразующими мировоззрения. И с этой, можно сказать, психологической точки зрения мировоззрением человека является не только то, что он себе представляет, что он знает или думает, что знает. Я, например, в совершенстве знаю мировоззрение православного христианства, но это никак ещё не значить, что я верующий православной церкви. Можно, например, отлично знать марксизм и не быть марксистом, быть врагом марксистского мировоззрения. В мировоззрение человека входят только те знания, которые его убеждают, которые прочувствованы им как знания истинные; только те знания, которыми человек руководствуется в своём поведении.

С психологической точки зрения в мировоззрение входит наше миропонимание, наше мирочувствование и наше мироотношение. Только то, что одновременно воспринимается нашим разумом, нашими чувствами и нашей волей, - только это и составляет наше подлинное мировоззрение. Мы в данном случае отвлекаемся от тех противоречий, которые возникают между нашими знаниями (например, научными), нашими предположениями (например, совершенно антинаучными) и концептуальным содержанием наших смысложизненных идеалов. Отвлекаемся также от постоянного диалектического противоречиями между разумом человека, его чувствами и волей. Для того, чтобы изучать любое явление надо сначала посмотреть на него в идеале, в отрыве от привходящих элементов.

Обобщим сказанное. В концептуальном плане структуру мировоззрения образует мир знаний, мир предположений и мир должного; а в плане психологическом - миропонимание, мирочувствование и мироотношение.

1.4. Смысложизненные идеалы в мировоззрении.

В мировоззрение человека имеется бесконечное множество элементов. Главные и доминирующие среди них принято называть идеалами. Идеалы - это опорные пункты мировоззрения. Основное содержание мировоззрения каждого человека определяется по содержанию мировоззренческих идеалов. Само формирование мировоззрение - это формирование в нём определённых идеалов. Другими словами: мировоззрение выражается в идеалах и в тоже время идеалы формируют мировоззрение. Центральное же место в мировоззрении принадлежит идеалам смысложизненным. Осуществление в жизни человека и общества смысложизненных идеалов делает жизнедеятельность человека и общества осмысленной. Смысл жизни человеку и обществу придают смысложизненные идеалы. Или другими словами: мы приходим в жизнь для того, чтобы в ней осуществились те или иные смысложизненные идеалы.

Выявлением и формулировкой этих идеалом на протяжении веков занималась религия и философия. Обобщая исторические результаты этих поисков, мы можем выделить три основные группы смысложизненных идеалов: 1. Философские смысложизненные идеалы; 2. Личностные смысложизненные идеалы; 3. Общественные смысложизненные идеалы.

1.4.а. Философские смысложизненные идеалы: Истина. Добро. Красота. Справедливость. Все четыре смысложизненных идеалы впервые были названы философом Платоном (428 - 248 года до нашей эры), после чего пропагандировались и истолковывались в философской мысли до наших дней. В них в концентрированном виде воплощено сущность смысла жизни человека. Его во времена античности философы доказывали, что человек приходит в мир, чтобы в его жизни утвердились (чтобы своей жизнью утвердить) Истина, Добро, Красота и Справедливость. Эти же самые идеалы человек ищет в окружающей его действительности и во всей Вселенной.

Истина в философии имеет не узко научный (соответствие наших представлений, понятий и концепций объективному положению вещей), а мировоззренческий смысл. Истина - это правда не столько о том, что есть, а что должно быть. Истина - это Правда с большой буквы. Ею может быть и научное открытие, которые коренным образом влияет на наши мировоззренческие ориентиры. Такой Истиной в конкретно-исторических условиях были открытие шаровидности Земли, её вращение вокруг свое оси и вокруг Солнца; открытие того, что не сердце, как утверждается в Библии, а головной мозг является центром психической (душевной) деятельности человека; об эволюционном происхождение человека из животного мира; современное учение о Большом Взрыве (Big Bang) и происхождении Вселенной. Такой же Истинной является утверждение о единой и не повторной жизни человека, об исключительной уникальности личности каждого человека. Такой же Истиной является глубокое постижение результатов философского исследования проблем Онтологии, Гносеологии, Футурологии, Антропологии и так далее.

Добро - это положительное моральное состояние и оценка поведения (поступка) человека или общества. В него вкладывается сугубо человеческий и социальный смысл. Добро - это всё то, что идёт на пользу сохранения рода человеческого, на воспроизводство установившегося и проверенного многовековой практикой образа социальной жизни. Это добро может осознаваться как служение Богу, Долгу, Отчизне, но в основе его всегда - интересы рода человеческого.

Красота - это гармония, совершенство, целесообразность в состоянии и процессах человека, общества и природы. Красота всегда воспринимается с точки зрения интересов, потребностей и оценок человека. И только - человека. В высшей степени гармоническое устройство пчёлки нас восхищает. (Ведь пчёлка снабжает нас мёдом!) А такое же ещё большей степени гармоническое устройство таракана (блохи, вошки, осы) нам отвратительно, безобразно. (Ведь эти паразиты да кусяки нам приносят неприятности!) Восприятие увиденной нами и постигнутой красоты сопровождается целой гаммой человеческих чувств, которые получили название художественного наслаждения (эстетических чувств).

Справедливость - совокупность вознаграждений и наказаний, которые должны ложиться на судьбу человека в соответствии с её социальным положением, поведением и поступками.

Перечисленные идеалы находятся в сложном диалектическом соотношении друг с другом. Грубое нарушение или игнорирование любого из этих идеалов обесценивает те или иные стороны жизни человека или общества. Но следует подчеркнуть и запомнить, что одновременное и полное воплощение всех вместе четырёх смысложизненных идеалов философского уровня в жизни человека и общества невозможно. Да-да, невозможно. Постоянное старение и необратимая смертность человека есть Истина. А как совместить эту Истину с идеалом Красоты, Добра и Справедливости? Или ещё. Справедливость требует неизбежного наказания за проступок, а Доброта - ставиться к проступку снисходительно, "с пониманием", прощать их. Проповедь всепрощения взята на вооружение христианством. В Евангелии от Матфея есть такое сообщение: "Тогда приступил ко Христу Пётр и спросил: "Господи! Сколько же раз надо прощать брату моему, который грешит против меня? Неужели до семи раз?" Иисус ответил ему: "Я тебе говорю, что прощать надо не до семи раз, а до семидесяти раз по семь!) (18:21-22). В жизни человека, как и в жизнедеятельности общества, ни при каких условиях не может и не должен господствовать только один смысложизненный принцип: "Истина - превыше всего!" (А как при такой доминанте быть с художественными произведениями, которые без вымысла обойтись не могут? А правильно ли делает врач, когда "врёт" смертельно больному человеку о его диагнозе? А всегда ли нужна каждому человеку Истина про обстоятельства своего зачатия и рождения? А нужно ли нам в похоронной речи выкладывать Истину о прошлых неблаговидных поступках покойника?..). Или - "Красота спасёт мир!" (А сколько зла в мире распространяется через Красоту? Что, красота полячки спасла Андрея в повести Гоголя "Тарас Бульба". А разве среди жриц древней профессии нет красивейших лиц женского пола? Но упаси нас, Боже, от их "спасительной" красоты. Змий, искушая Еву, несомненно, тоже блистал Красотой, оперировал Истиной!). Или ещё: "Пусть погибнет мир во имя торжества Справедливости!" (И где в этом, застёгнутом на последнюю пуговицу, справедливом миру найдёт приют Добро?) Не может, и не должен!, жить человек и общество только под одним лозунгом: "Добро, Добро, Добро - и ничего кроме Добра!" Указанные смысложизненные идеалы могут, и должны!, ставать лозунгами жизни в определённое время, в определённых условиях, для определённого места и в определённом применении. А дело гармонического (или выборочного в определённых условиях) сочетания Истины, Добра, Красоты и Справедливости всегда возлагается на ответственность каждого человека в частности и на то или иное общество вообще. Мы пришли в мир для того, чтобы в нашей жизни воплотились Истина, Добро, Красота и Справедливость, а как именно осуществлять это воплощение, - всё это возлагается на плечи человека и общества.

1.4.б. Личностные смысложизненные идеалы: Вера, Надежда, Любовь и Житейская мудрость (София); Достоинство, Честь, Совесть, Долг; Активность, Смысл жизни, Счастье.

Идеалы Веры, Надежды, Любви и Мудрости обсуждались в философии задолго до нашей эры, но только христианство подняло их на пьедестал смысложизненных Идеалов, объявило их библейскими добродетелями. "Без веры нельзя угодить Богу", - писал апостол Павел (К евреям, 11:6). "Праведник живёт верою" (Аввакум. 2:4; Римлянам, 1:17; Галатам, 3:11; Евреям, 10:38). "Вера спасает человека", многократно повторял Иисус Христос (Матфея, 9:22; 17:20; 21:22; Марка, 5:34; 11:23; Луки, 7:50; 8:48; 17:19). Надежду Библия понимает только в плане надежды на Бога (Псалом 38:8; 61:6; 77:7; Деяния 24:15; 1 Иоанна,3:3; Римлянам 5:2-5; 8:19-24; 12:12). "Сейчас пребываю трое: Вера, Надежда и Любовь" (1 коринфянам, 13:13). "Любовь покрывает все грехи" (Притчи, 10:12). "Имейте усердную любовь" (1 Петра, 4:8). "Бог есть Любовь" (1 Иоанна, 4:8). Есть Вера, Надежда и Любовь, но Любовь среди больше Веры и Надежды (1 коринфянам, 13:1-13). В попытках абсолютизировать идеалы Веры, Надежды и Любви христианство перестаралось и превратило эти идеалы в свою противоположность: веру - в отказ от разума и принятие за истину явно абсурдных утверждений о непорочном зачатии; о зайце, у которого есть нераздвоенные копыта и он жуёт жвачку (Левит, 11:6; Второзаконие, 14:7); Бога, который один по существу и в трёх лицах; в воскресение уже смердящего покойника (Иоанна, 11:39)... Любовь христианство превратило в любовь к врагам, Надежду - в беззаботность о завтрашнем дне и подражание птицам небесны, которых сам Бог кормит, и лилиям, которых Бог одевает красивее одежд Соломона (Матфея, глава 6; Иакова, 4:13); уверенность в том, что по словам верующего гора сдвинется со своего места и с шумом ввергнется в море (Матфея, 17:20-21); в ожидание царства Божия и райской жизни только на том свете. Следует сказать, что первоначальное христианство решительно выступало против Мудрости (по-гречески - Софии). Оно говорило, что мудрость - это безумство в глазах Бога (1 коринфянам, 1:19-21; 3:19). Только в 6 столетии христианство под влиянием греческой философии и самой жизни, требовавшей применять мирскую мудрость даже в божественных делах (писать оправдательные трактат в защиту христианства, вырабатывать и формулировать христианское мировоззрение, догматы) признало мудрость (Софию), сочинив легенду о святых Вере, Надежде и Любви и матери их Софии. В этой легенде косвенно признавалось, что именно мудрость является матерью таких библейских добродетелей, как Вера, Надежда и Любовь.

Из-за христианской трактовки Веры, Надежды и Любовь нехристианская философская мысль решительно отрицала значение и роль идеалов Веры, Надежды и Любви в решении вопроса о смысле жизни человека, всячески противопоставляли Вере - разум и знания; Надежде - упорство и уверенность человека в достижении поставленных целей своими силами; Любви - здоровую ненависть к врагам и всему тому, что унижает человека ("Ударят по правой щеке - подставляйте и левую для битья" - Матфея, 5:39; Луки, 6:29). Но это были крайности, хотя причины этих крайностей объяснить можно. Но Вера, Надежда, Любовь и Житейская Мудрость (София) - это те опорные пункты жизнедеятельности человека и общества, без которых нет ни человека, ни общества. Но в условиях христианской ойкумены приходится уточнять: что такое Вера и какая Вера? какая Надежда? какая Любовь? и какая София?

Достоинство и Честь - это показатели уважения и самоуважение, незапятнанности личности человека. В этих идеалах формируется личность, которая достойна осмысленного существования. Человек ни при каких условиях не должен терпеть унижения своего достоинства, терпеть пренебрежения своей честью. О каком смысле жизни можно говорить в отношении человека, если ей недостаёт достоинства, у него отсутствует честь?!

Долг - стержневой идеал в жизни каждого человека. Мы все вместе и каждый в отдельности пришли в этот мир, чтобы осуществить свое предназначение, - выполнить свой долг. Даже утративши своё собственное физическое существование во имя выполнения своего предназначения, своего долга, мы делаем свою жизнь осмысленной фактом её смерти во имя долга. Пренебрежением своим долгом во имя сохранения жизни, мы только опустошаем свою жизнь, уводя её из смысложизненного пути. За пределами долга нет у человека смысла жизни. Мы пришли сюда, чтобы исполнить свой долг!

Счастье - это конкретное проявление смысла жизни в его субъективном восприятии; это осознание и чувствование своей собственной жизни, как жизни наполнено смыслом. В чём счастье человека? - Это определяется многими факторами, о которых мы будем говорить в разделе об Антропологии и в разделе о Философской Социологии. На протяжении веком многие счастливые люди поделились с нами своими определениями и личным пониманием счастья. Мне лично больше всего нравиться определение счастья, которое дал известный советский писатель Николай Алексеевич Толстой. "Счастье, писал он, - это чувство полноты своих физических и духовных сил в их общественном применении".

Мы не останавливались на таких Идеалах, как Активность и Смысл Жизни. Первый из них очевиден. Смысл жизни - не какая-то свернутая в куколку бабочка, которая никак не открывается. Смысл жизни может осуществляться только в активном проявлении личности каждого человека. Характер этой активности может быть разным, но уйти от активного проявления личности никак нельзя. Если я принялся утверждать себя вопреки всему и вся, - я активен, я агрессивен. Если я, подобно монаху, послушнику, воину решил отказаться от проявления свое воли и полностью подчинить себя воле святого старца, командира, то это моё решение, это моя активность. Если я ничего не решаю, а плыву по реке обстоятельств, то для меня мою судьбу и мой смысл жизни в своих интересах решают другие. Я - для других. Если я - для других, то зачем же я сам? Что остаётся мне самому, если я достаюсь другим?..

А идеал Смысла жизни - неисчерпаем по своему содержанию, по своей глубине, по своему многообразию. У каждого человека должно быть представление о своём предназначении, о смысле своей собственной жизни. Если у него нет никаких мировоззренческих идеалов о смысле своей жизни, то у него нет и смысла жизни вообще. Есть только существования без смысла этого существования. Если он приходит к заключению, что жизнь человека вообще и его в частности не имеют смысла жизни, то его жизнь и не имеет смысла. Смысл жизни не подносится человеку на тарелочке с голубенькой каёмочкой. Смысл жизни приобретается, завоёвывается, создаётся, осуществляется. Вне всего этого нет никакого смысла.

1.4.в. Общественные смысложизненные идеалы - это совокупность тех идеалов, согласно которым должно строиться и функционировать общество; это те идеалы, в рамках которых должен проявлять себе в обществе человек. Эти идеалы не самодостаточны. Их значение и ценность всегда определяются тем, на сколько они способствуют осмысленной жизни человека данного общества. Содержание этих идеалом, мера их применения на протяжении исторического развития общества изменялись. С вершины сегодняшнего дня мы, учитывая исторические наследия и приобретения, к таким идеалам зачисляем: Справедливость; Свободу Равенство и Братство; Гуманизм, Альтруизм, Коллективизм; Деятельность.

Исходя из духа этих идеалов, Организация Объединённых Наций в 1948 году сформулировала и приняла соответствующие параграфы Декларации прав и свобод человека. Эти параграфы получили дальнейшее развитие в последующих Декларациях ряда Международных и региональных совещаний.2)

Деятельность и Справедливость - это те необъемлемые составные жизнедеятельности, без которых не может быть какого бы то ни было общества. Уклонение от деятельности в обществе (например, культ уединения монахов; уединение членов некоторых так называемых тоталитарных сект) ведёт к уничтожению общества, а вместе с тем - и человека. Без деятельности в обществе или для общества человек не может реализовать своё природное, общественное и личностное предназначение. Общество осуществляет себя только в своей внутренней и внешней деятельности. Общество, в идеале, строится на элементах идеала Справедливости. Общество выступает определителем Справедливости и само строится по параметрам Справедливости.

Идеалы Свободы, Равенства, и Братства (Liberte, Egalite, Fraternite) выдвинуты деятелями Французской буржуазной революции 1789 года. А постулаты Гуманизму, Альтруизму и Коллективизму записаны в последней Программе КПСС (1982 года).

1.5. Функции мировоззрения.

1.5.а. В духовном мире человека существует много разнообразных представлений, понятий и концепций. На уровне мировоззрения они обобщаются и сводятся воедино, создавая собой то, что мы называем духовной основой личности человека. В духовном плане человек есть таким, каким есть его мировоззрение. Смена, улучшение, ухудшение мировоззрения есть сменой, улучшением, ухудшением личности человека. Биологически и юридически человек остаётся (продолжает оставаться) тем существом-индивидом, которым он пришел в этот мир, в человеческое общество. Но в личностном, духовном, плане он изменяется. Скажу, для примера, лично о себе. Я был верующим человеком. В 17 лет решил принести на алтарь служения Богу всю свою жизнь. Поступил в духовную семинарию. Окончил духовную академию, стал кандидатом богословия и год работал старшим преподавателем и помощником инспектора Саратовской духовной семинарии. От служения Богу испытывал огромное удовлетворение. Жил в Боге. Но, глубоко изучая религию, православную веру, наблюдая жизнь церкви, поведение священников и реальную советскую жизнь, постепенно - по крохе, по ломтику - терял доверие к священникам, к святости Библии, к церкви, к православному Богу и стал не верующим в Бога человеком. Порвал с религией. Вернулся работать в колхоз родного села. Заочно окончил 10 классов, потом - два вуза (бухгалтерский факультет Одесского кредитно-экономического института и философский факультет Киевского Университета), аспирантуру. Стал кандидатом и доктором философских наук, профессором. По паспорту и по рождению я остался тем же человеком, каким был при рождении, каким был в церковном мире и каким являюсь сейчас. Но в духовном плане, как личность, я стал совершенно другим человеком. И главное в этом новом/старом - мировоззрение. Я был верующим, а сейчас являюсь атеистом. У меня сейчас совершенно другое видение мира и себя в этом мире. Сейчас мировоззрение, которое несовместимо с моим же мировоззрением 45-50 лет тому назад. И причина этой несовместимости заключается не во временном отличии между старостью и молодостью (хотя и здесь кроме возрастных изменений наблюдаются и личностные, духовные изменения), а в принципиальной несовместимости моего тогдашнего мировоззрения и мировоззрения настоящего.

Неповторимость личности человека заключается в неповторимости его уникального духовного мира, в уникальности его личности. Можно, например, путем клонирования продублировать биологический индивид человека, например Льва Николаевича Толстого. Но в духовном, личностном, плане это будет совершенно другой, уникальный человек. И напрасно было бы ожидать от биологически продублированного Льва Николаевича написания новых романов в духе "Война и мир", "Анна Каренина". Или ждать, что этот двойник начнёт непримиримую борьбу против православной церкви да будет создавать своё безалкогольное, вегетарианское и непротивленское толстовство. Или ещё один подобный пример. На Туринской плащанице, кроме красок, обнаружены также остатки засохшей крови. Учёные утверждают, что если остатки крови принадлежали, в самом деле, Иисусу Христу, то они могут выделить их этой крови ген и воссоздать человека, который был завёрнут в эту плащаницу. Допустим, воссоздадут. Но это ни в коем случае не будет воссозданием личности Иисуса Христа, того человека, который называл себя Сыном божьим, выступил основателем новой религии. Это будет человек 21 столетия и вполне возможно, что из этого Биологически продублированного Иисуса Христа в современных условиях ничего путного и не получится.

В мировоззрение каждого человека существует свой неповторимый мир, вся Вселенная. Не напрасно современные философы-эксистенциалисты говорят, что со смертью каждого человека погибает и Вселённая, которая существовала в нём.

1.5.б. Поскольку, как мы уже знаем, мировоззренческие обобщения возносят элементы нашей духовной жизни на качественно новый и высший уровень, то из этого следует вывод, что мировоззрение - это синтез и высший уровень духовной жизни человека. Об уровне духовного величия человека достоверно можно судить только по уровню его мировоззрения, потому что выше мировоззренческих проблем бывают только мировоззренческие проблемы. Человек духовно растёт в меру роста его мировоззрения.

1.5.в. Мировоззрение - это основа духовных мотивов поведения человека. Стихийное поведение человека, как и животного, диктуется инстинктами. Инстинкты - объективные побудительные мотивы поведения. Но поведения человека от поведения животного отличается тем, что у нас кроме объективных (инстинктивных) есть ещё и субъективные мотивы поведения. Мы по-человечески свободно действует только тогда, когда мотивируем своё поведение (поступок, деятельность) ещё и субъективно, то есть - когда знаем, на что идём. В этом случае человек не только действует, а и несёт ответственность за своё поведение. Субъективные мотивы не являются чем-то самодостаточным, - ни от кого и ни от чего независящими.3) Они своими корнями уходят в почву мировоззрения, произрастают из мировоззрения. Каково мировоззрение человека, каковы и мотивы его поведения, поступков, деятельности. Изменение мировоззрения неизбежно ведёт до изменения мотивов поведения, поступков и деятельности человека. Вот почему и в международном масштабе, и в плане политическом так бескомпромиссно идёт борьба, прежде всего за мировоззрение масс. Эти акции получили название "промывание мозгов" (Brainwashing). Всучив массам опредёленное мировоззренческие штампы, международные кланы и политические деятели милостиво предоставляют массам "свободно" вести себя в угоду вполне определённым интересам, жестко запрограммировать их "свободное волеизъявление". Человек же, будучи единственной и неповторимой личностью кровно заинтересован иметь своё собственное мировоззрение, которое и определить его собственное поведения в тех или иных ситуациях. Без собственного, выстраданного самим, мировоззрения человек превращается в бессознательного участника толпы, винтиком; используется для достижения чуждых, навязанных ему целей.

1.5.г. Мировоззрение - источник культурного творчества и сердцевина культуры. Все произведения культуры: искусства, науки, изобретений и прочее, - отражали и выходили из мировидения выдающихся людей, талантов и гениев. Они смотрели и видели далее, шире и глубже остальных людей. Своё видение мира они воплотили в своих произведениях, подтвердили экспериментально, изложили в виде законов. Творчество великих людей демонстрирует нам их мировоззрение. Они увидели в своём мировоззрении мир - и нам показали свое видение, которое стало видением всего человечества. Сердцевиной культуры вообще и каждого произведения культуры в частности - и по её происхождению и по её содержанию - есть мировоззрение. Мировоззрение стало источником культурного творчества, в произведении культуры отражено мировоззренческого содержание творца культуры. Приобщаясь к произведениям культуры, мы обогащаем свое мировоззрение мировоззрением великих людей. Все существующие элементы человеческой жизни, которые не содержат в себе мировоззренческого содержания (игра "в дурачка", чтение пустых деФективов, "соображение на троих", бульварные развлечения и времяпровождения), - не имеют и культурного значения.

Здесь же следует сказать, что все произведения культуры того или иного вида (научного, музыкального, живописного, литературного и тому подобное) доходят до нас только через логику слова, а из всего произведения культуры нами усваивается только его мировоззренческое содержание. Без словесного обозначения мы не знаём: что это такое? какова его особенность? Если же до нашего сознания в чётко выраженной форме не доходит мировоззренческое содержание произведения культуры, то оно, вообще, никак не доходит до нас.

Конечно, содержание произведения культуры не исчерпывается словами. Слова только сопровождают прохождение произведение культуры в наше сознание. Произведение культуры выборочно или в комплексе воздействуют на все стороны психики человека: на ум, на чувства и на волю. Но для понимания мировоззренческого значения нужны слова, концептуальная информация. Только в этом случае мы обогащаем себя культурно, только в этом случае видение великого человека стало и моим собственно видением. Только в этом случая я начинаю видеть мир так, как его видел Эйнштейн и Ньютон, Шекспир и Пушкин, Моцарт и Чайковский, Леонардо да Винчи и Илья Репин, Фидий и Вучетич, Исидора Дункан и Майя Плесецкая.

1.6. Основные этапы исторического развития мировоззрения.

1.6.а. Выйдя из животного состояния, человек, как и животные, познавал мир органами чувствами. Разница между человеком и животным в то время заключалась только в том, что человек осознавал мир, воспринимаемый его воспринятый его чувствами. Человек того времени видел мир таким, каким он его видел, слышал, обнял, вкушал, чувствовал. Тип мировоззрение, которые изображает мир таким, каким он даётся нам в чувствах, называется наивным реализмом. "Наивным" - потому что по-детски, наивно, воспринимает мир, который ему кажется; "Реализм" - потому что наши чувства ещё в животном мире прошли проверку практикой и оказались эффективными. Если бы чувства во всём искажали действительность (реальность) и кардинальным образом вводили нас в заблуждения, то ни животные, ни человек не могли бы приспособиться к окружающей среде и неизбежно бы погибли.

Человечество вышло из своего первобытного, во всём ещё животного образа жизни. Но наивный реализм и сейчас крепко сидит в нашем сознания и в нашем бытовом мировоззрении. Наивный реализм, как та сорочка, что всегда ближе к телу, всегда при нас. Так, человечество уже несколько столетий знает, а каждый из нас где-то с первого-второго класса глубоко убеждён, что восход Солнца происходит оттого, что Земля вращается вокруг своей оси и "ходит" вокруг Солнца, а Солнце по отношению к Земле стоит на месте. Нас этого научили и постоянно учат астрономы. Астрономы для нас и календаря составляют. А прочтите листочек календаря. Там просто написано: "Восход Солнца...", "Заход Солнца..." Но ведь это только для наших чувств Солнце сходит и заходит, а в самом деле, по-научному, оно не сходит и не заходит, а стоит на месте. Вот тебе и наивный реализм, вот тебе и ненаучные взгляды!..

1.6.б. Следующим этапом развития мировоззрения стала мифология. Она исторически и логически произросла на почве наивного реализма, но уже отличается от него тем, что она отрывается от непосредственного ("животного") восприятия действительности, ибо пытается как-то объяснить себе её. Из-за отсутствия знаний мифология всё объясняет по-наивному, абсолютно несостоятельными (с точки зрения уровня наших знаний) выдумками. Как и наивный реализм, мифология видит в мире качественно многообразны и не связаны друг с другом вещи и явления. А поэтому в мифологии каждый предмет и каждое явление находить своё "объяснение" и своё понимание, по поводу каждого из них придумывается отдельный, правдоподобный в глазах ещё дикаря, миф. На более поздних этапах развития человека и его мировоззрения элементы окружающей действительности представляются ему живыми и олицетворёнными существами, о которых составлялись рассказы в виде легенд и мифов4).

1.6.в. 20-15 тысяч лет тому назад начитает формироваться мировоззрение религиозное. Оно было историческим и логическим продолжением мировоззрения мифологического. К этому времени человек успел населить окружающий его мир мифическими существами (водяными, лешими, русалками, домовыми и подобной им доброй и поганой силой), а теперь постепенно переходил к тому, чтобы наладить с этими существами связь, заручится их поддержкой в борьбе за своё выживание. Этим мифическим существам выражают особое почтение (кланяются, желают им всего наилучшего); развлекают их танцами, песнями; угощают (жертвоприношения). Так постепенно мифическое мировоззрение дополняется культом, переплетается с чувствами, - начинает формироваться комплекс такого социально-исторического феномена, как религия. В религии мифические, созданные воображением существа постепенно отрываются от природных явлений и предметов, обособляются и стают над человеком и общественной жизнью. Религия - это мировоззрение, в основе которого лежит вера в существование сверхъестественных (надприродных) существ, - богов и духов.5)

1.6.г. Уже в исторический час, 8-6 столетия до нашей эры, начало формироваться мировоззрение философское. Оно появляется как результат длительного исторического развития и созревания. Философское мировоззрение было и навсегда остаётся не продуктом и принадлежностью масс, как то мы видим касательно всех предыдущих видов мировоззрения, а творчеством отдельных личностей, - философов (Демокрита, Платона, Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля, Маркса); им владеют только некоторые люди, в современных условиях - возможно, только незначительная часть подготовленной к философскому мышлению интеллигенции. Если предыдущие исторические типы мировоззрения могут усваиваться с молоком матери, то усвоение философского мировоззрения требует и специальной подготовки соответствующих задатков или хотя бы склонностей.6) С мировоззрением выдающихся философов мы познакомимся при изучение тем настоящего курса. Сейчас только вскользь отметим, что философия - это высший этап развития мировоззрения и высший его уровень.

На философском уровне проблемы мировоззрения находят свою доказательность. При этом философия апеллирует не до веры, а до разума. Философия впервые представляет нам мировоззрение, которое включает в себя все его три концептуальные составные части: мир знания, мир предположений и мир должного.

1.6.г. При изучении истории развития мировоззрения можно встретить утверждение, что существует ещё такие типы мировоззрения как научное мировоззрение и здравый смысл. Выскажем несколько своих суждений в адрес таких утверждений.

В середине 19 столетия появилась часть философов (например, Огюст Конт и его последователи, - позитивисты) и часть учёных (немецкий биолог Гельмгольц, русский медик Илья Мечников, наш первый президент Украинской Академии наук В.И.Вернадский) пытались научными методами решить все проблемы мировоззрения. Создаваемое таким образом духовное образование они называли научными мировоззрением. Следует также сказать, что советскими философами научным мировоззрение был провозглашен марксизм. По нашему мнения "Научное мировоззрение" - это нечто непомерно возвеличивающее науку и принижающее философию. Для науки в области мировоззрения всегда существует и будет существовать вечно неисчерпаемый ею остаток.

Что же касается мировоззрения здравого смысла, то это не какой-то особый тип мировоззрения. Здравый смысл - это такое мировоззрение, которое смотрит на мир глазами рационально мыслящего человека. Вот что писал о здравом смысле великий французский философ Рене Декарт: "Здравомыслие есть вещь, распределенная справедливее всего; каждый считает себя настолько им наделенным, что даже те, кого всего труднее удовлетворить в каком-либо другом отношении, обыкновенно не стремятся иметь здравого смысла больше, чем у них есть. При этом невероятно, чтобы все заблуждались. Это свидетельствует скорее о том, что способность правильно рассуждать и отличать истину от заблуждения - что, собственно, и составляет, как принято выражаться, здравомыслие, или разум (raison),- от природы одинакова у всех людей" (Рассуждение о методе. Часть первая). Но содержание здравого смысла определяется не только стилем рационального мышления, но также временем и обществом того или иного человека. Так, здравый смысл человека 21 столетия коренным образом отличается от здравого смысла человека 15 столетия; здравый смысл человека образованного от здравого смысла человека необразованного; здравый смысл, к примеру, жителя Севера от жителя Экваториальной Африки.

1.7. Философия как тип мировоззрения и форма общественного сознания.

1.7.а. Слово "Философия" образовалось от двух греческих слов: "fileo" - люблю, и "Sophia" - мудрость. На русский язык это слово вплоть до конца 18 столетия переводилось как "Любомудрие".

В греческий язык слово "Философия" ввел ещё выдающийся учёный и философ Пифагор (580 - 500 до нашей эры). Этим словом сам учёный и философ определял чистую Абсолютную Истину. Такой философией для него была и теорема про квадрат гипотенузы, который равняется сумме квадратов катетов, и учение о бесконечно малых величинах, и семь нот музыки, и догадка о шарообразной структуре Вселенной, и религиозное эзотерическое (таинственное, спрятанное от непосвященных) учение. Потом в Греции философами называли уважаемый старцев, которые обучали молодёжь мудрости (Софии) или ставили перед ними вопросы, ответ на которые требовал проявлять мудрость. Примером именно такого философа был Сократ (469 - 399 годы до нашей эры). Ученик Сократа Платон (428 - 348 до нашей эры) слову "Философия" придал то значение, с которым оно вошло в общечеловеческую культуру.

А теперь рассмотрим особенности философии как типа мировоззрения.

1.7.б. Философия - это, прежде всего, теоретический тип мировоззрения.

Как и всякое мировоззрение, она, философия, содержит в себе Знания, Предположения и концепции о Должном; она, философия, является совокупностью Миропонимания, Мирочувствования и Мироотношения. Однако, будучи теоретическим видом мировоззрения, философия все своим составным элементам придаёт теоретическое, то есть - рациональное содержание. Философия все составные мировоззрения объясняет, пытается сделать их понятными, доступными для разума, доказательными и убедительными. Философское мировоззрение - всегда продукт деятельности разума, хотя в нём может найти свое отражение чувства и воля философа. Философское мировоззрение предназначается исключительно для умственного употребления.

Философия призвана решить человеку, обществу и всему человечеству проблемы их мировоззренческих потребностей, решить рациональным теоретическим образом, находить, как сказано в Библии, "ответы на всякие вопрошания" (1-ое послание Петра, 3:15). Отсюда, философские вопрошания те же что и мировоззренческие вопрошания человека, общества и человечества вообще. Без ответа на жгучие вопросы мировоззрения человек и общество теряют душевное и духовное равновесие: острый вопрос есть, острый вопрос колет и режет, а ответа на это острый и колющийся мировоззренческий вопрос нет. Человек занимается мировоззренческими рассуждениями в первую очередь для того, чтобы прийти в душевное равновесие, т.к. состояние неизвестности, как правило, неприятно и мучительно для нормального человека. А поэтому, во-первых, наши мировоззренческие, философские знания нужны в первую очередь нам самим. А во-вторых, человеческое познание, как частная форма установления равновесия, это естественный для человека природный процесс и избегать его противоестественно.

Но философия призвана находить ответы на мировоззренческие вопрошания при помощи разума: теоретически и доказательно. Она призвана найти Истину в области мировоззрения. А значение истины в мировоззрение то же, что и значение истины в науке, в научно-техническом прогрессе, в целенаправленной (трудовой, художественной, моральной и так далее) жизнедеятельности человека. Философия, как и мировоззрение - это жизненная потребность человека, общества и человечества.

Конечно, человек, общество и человечество так же разборчиво в мировоззрении, как оно разборчиво в еде, в образе взаимообщения, труда, отдыха и так далее. Отсюда, у каждого человека, общества да и у всего человечества в разные исторические периоды - различные потребности на философское осмысления различных (трагических, оптимистических, трудовых, национальных, экологических и прочее, и прочее) проблем. Отсюда разнобой в философском творчества, разнобой даже в понимании причин и содержания философского мышления. В мрачное Средневековье и философия была мрачной. В период оптимистического Возрождения и философия ставала оптимистической. В период коллективизма советской власти и философия была коллективной, а в странах современному СССР капитализма доминировала философия индивидуализма. В период настоящего общечеловеческого кризиса возник спрос на кризисную, абсурдную, философию. В ответ на такие запросы и появилась, вошли в моду философский иррационализм, пессимизм, абсурдизм, философская мистика, постмодернизм: Бывшие видные философы времен СССР сейчас начали писать о том, что сама философия порождается исключительно: размышлениями о смерти. (Прочтите, к примеру, начало одного из лучших в настоящее время учебников по философии: Алексеев П.В., Панин Ф.В. Философия. Учебник. Москва, 2000. Раздел _). Другой, тоже один из талантливых философов времен советских, М. Акрадьев вообще пытается сейчас доказать, что философия вообще философии только в том случае, если она ничего не доказывает, а помогает человеку "зависнуть над бездной". Впрочем, давайте прочитаем вместе этого философского нетовца и страшилу:

"Философия, может дать, конечно, ответы, но такие, которые предполагают неизбежность вопросов. Причем фундаментальных. При анализе становится ясным, что философия, дающая ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ ответы - это просто субститут религии. И в этом смысле религия оказывается честнее своего субститута. Честность же философствования, как мне кажется, в открытости вопрошания - в "знании о незнании" Сократа, в "ученом незнании" Кузанского, в фундаментальном сомнении Декарта, в антиномиях Канта, в "беспочвенности" Шестова, в "ужасе"(die Angst) встречи с Ничто Хайдеггера, в деконструкции Дерриды и т.д. Причем цель и любовь - "фило" здесь - не получение ответов, а именно стояние, вернее, пронзительная попытка у-стояния в точке вопроса, которая и есть мета-физическая точка, точка транс-ценденции. Здесь встреча с трансцендентным, будь то Мир или Божество (Gottheit Мейстера Эккарта, которое он отважно противопоставлял личному Богу, за что и поплатился в Авиньоне) является тем, чем и может только являться - абсолютным прощанием и неуловимостью.

:Для меня философствование не есть средство и путь к окончательным ответам, будь то в религиозной, научной, или любой другой форме. Я считаю подлинным, захватывающим и самой трудным именно зависание над бездной вопросительности, которую я считаю структурой самого человеческого бытия.

:Философия, как любовь к мудрости не является никаким другим знанием, кроме как знанием о незнании, и это самое трудное знание, и его культивирование не так просто".

М. Аркадьев.

Беспочвенность и ускользание
Или "что такое философия?"

 

Общеизвестно, что чтение философской литературы, изучение философии - занятие трудное, а иногда, будем откровенныы, скучное, нудное и уморительное. Общепринято, что философскую мысль великих мыслителей трудно ухватить сналету. Приступающему или подступающему к философии необходим поводырь, необходима помощь умудренного философией хотя бы преподаватель, в задачу которого входит объяснять руто сваренные философские премудрости. Но иногда, - и довольно часто - случается так, что само объяснение не столько проясняет, сколько затемняет подлинный смысл и самой философии и мыслей великих философов. Это состояния взаимообщения профессора философии со студентами хорошо отражено в идущего со средневековья недоумения тогдашних спудеев, которые говорят: "Профессоре! Ты объясняешь нам философию. А кто нам объяснит твое объяснение?". Причем, эти слова с чистой совестью могут произносить и современные студенты, которые корпят над конспектами своих преподавателей философии. Нечего скрывать, что ряд преподавателей философии, авторов статей о философии нередко умышленно усложняют и умышленно усложняют изложение своих мыслей, повидимому для того, чтобы "сразить наповал" слушателей и читателей своим пустым глубокомыслием. Приведем самый свежий пример. Так, Фролова М.А., философ по профессии, в своей статье: "Анализ оснований концепций происхождения философии" на вопрос, что такое философия, отвечает так:

Философия есть способ актуально присутствовать в мысли (мыслью в бытии). Но что такое сама мысль? Как она возможна? И каким образом она может начаться? Как она случается впервые? Впервые - всегда уже в истории. В данном случае - в истории философии. Но что такое сама эта история? И если это - происхождение чего-либо как непрерывный процесс, то как можно вообще помыслить начало непрерывности? Как понимать происхождение мысли? Из чего? Кроме того, история - это то, что уже в прошлом. Но если мысль - это способ незаместимого присутствия в бытии, то как можно помыслить его прошлое? Либо мысль - держание предмета, знание о нем, и история мысли - прогресс знаний. Но тогда зачем помнить прошедшее, если его запас знаний по сравнению с нашим несовершенен? Начало философии, ее историческое "впервые" привязано к определенному времени и месту. Что это - причины или условия? И если философия была тогда и есть сейчас, то что общего между условиями того и этого времени? И т. д. и т. п.

Таким образом, мы наметили тот клубок проблем, который свернут в вопросе о возникновении философии, и теперь начинаем понимать, что мы ввязались отнюдь не в частную историко-философскую проблему.

Из ответа автора статьи вы поняли, что такое философия? Вы можете проследить логику хода мысли и уловить ее содержание? Если вы все-таки что-то поняли, то считайте, что вы уже начали становится философами.

Конечно, трудность философского языка и тяжелая для усвоения глубокая мысль философа, явление общеизвестное. Для чтения и понимания философской литературы нужно знать содержение философский категории, понятий и термином, без употребление которых которых не может быть изложено философское содержание. Глубина философских мыслей, в самом деле, может быть выражена только специальным, философским, языком, которому надо научится, сделать его привычным для себя. Для стимулирования первокурсников, будущих философов, к обучению и самообучения философии я позволю себе привести сгусток философского рассуждения классика немецкой философии Иммануила Канта о Боге, о философской Идее Бога и о доказательствах существоания Бога. В своей знаменитой "Критике чистого разума" он пишет:

Далеко не одно и то же, дано ли что-нибудь моему разуму как предмет абсолютного или оно дано только как предмет в идее. В первом случае мои понятия имеют целью определить предмет, а во втором мы имеем дело в действительности только со схемой, для которой не дан прямо никакой предмет, даже не гипотетически, и которая служит только для того, чтобы представлять нам другие предметы в их систематическом единстве посредством отношения к этой идее, стало быть, косвенным образом. Так, я утверждаю, что понятие Высшего мыслящего субъекта есть только идея, то есть объективная реальность этого понятия должна состоять не в том, что оно прямо относится к предмету (так как в таком значении мы могли бы обосновать его объективную значимость); оно есть только упорядочиваемая согласно условиям наибольшенго единства разума схема понятия вещи вообще, служащая только для того, чтобы получить наибольшее систематическое единство в эмпирическом применении нашего разума, так как мы как бы выводим предмет опыта из воображаемого предмета этой идеи как из основания или причины его. Так, например, говорится, что вещи в мире должны рассматриваться так, как если бы они получили свое существование от Высшего мыслящего существа. Таким образом, идея есть, собственно, только эвристическое, а не показывающее (ostensiver) понятие. Она не показывает нам, какими свойствами обладает предмет, а указывает, как мы должны, руководствуясь им, выявлять свойства и связи предметов опыта вообще. Итак, если можно показать, что троякого рода транцендентальные идеи (психологическая, космологическая и теологическая) хотя и не относятся прямо ни к какому соответствующему им предмету или определению предмета, тем не менее при допущении такого предмета в идее приводят все правила эмпирического применения разума к систематическому единству и всегда расширяют опытное знание, никогда не противоречат ему, то действовать согласно таким идеям есть необходимая максима разума. В этом и состоит трансцендентальная дедукция всех идей спекулятивного разума не как конститутивных принципов распространения нашего знания на большее число предметов, чем может дать опыт, а как регулятивных принципов систематического единства многообразного [содержания] эмпирического познания вообще, которое благодаря этому становится в своих собственных границах более разработанным и утонченным, чем это можно было бы достигнуть без таких идей посредством одного лишь применения основоположений рассудка.

Я поясню это. Следуя этим идеям как принципам, мы должны, во-первых, (в психологии) стараться, чтобы наша душа во всех своих явлениях, действиях и восприятиях руководствоваалась внутренним опытом так, как если бы она была простой субстанцией, которая, обладая личным тождеством, существует постоянно (по крайней мере на протяжении жизни) между тем, как состояние ее, к которым состояния тела относятся лишь как внешие условия, непрестанно меняются. (Далее Иммануил Кант развивает свое понятие души, которая как и Бог, существуют только в идее. - Е.Д.)

Далее, ничто не мешает нам принимать эти идеи (Идею Бога и Идею души - Е.Д.) за объективные и гипостазировать (олицетворять, считать существами - Е.Д.) их, за исключением лишь космологической идеи, в которой разум впадает в антиномии, если он хочет осуществить ее (психологическая и теологическая идеи не содержат в себе антиномий). Действительно, противоречий в них нет; так каким же образом мог бы кто-нибудь оспаривать их объективную реальность, если отрицающие их возможность знают о них так же мало, как и утверэждающие возможность их! Однако для того, чтобы принимать что-то, еще не достаточно не встречать никаких положительных препятствий; и нам не может быть позволено выводить в качестве действительных и определенных предметов за пределы всех наших понятий, хотя и не противоречащие им, фикции, основываясь только на доверии к спекулятивному разуму, стремящемуся завершить свой труд. Следовательно, сами по себе они не должны быть приняты, а должны иметь реальную значимость только как схемы регулятивного принципа систематического единства всех знаний природы, стало быть, они должны быть положены в основу только как аналог действительным вещам, а не как действительные вещи в себе. <:>

:Таким образом, трансцендентное и единственное определенное понятие о Боге, которое дает нам чисто спекулятивный разум, есть в самом точном смысле слова деистическое понятие, то есть разум не утверждает даже объективной значимости такого понятия, он дает только идею чего-то, на чем основывается высшее и необхое единство всей эмпирической реальности и что мы можем мыслить не иначе как по аналогии с действительной субстанцией - сообразной с законами разума причиной всех вещей, - если мы хотим искать эту причину как особый предмет и не желаем пренебречь завершением всех условий мышления как чрезмерным для человеческого рассудка, а удовлетворением только идеи регулятивного принципа разума, что, однако, несовместимо со стремлением к совершенному систематическому единству в наших знаниях, которому разум по крайнем мере не устанавливает никаких границ.

Иммануил Кант.

Сочинения в шести томах.

М. 1964. Том 3, стр. 570 - 574

 

 

1.7.б. В отличие от других типов мировоззрения философия включает в сферу своего видения не детали окружающей действительности, а мир в целом; ищет ответы не на поверхностные, преходящие, а на глубинные, кардинальные проблемы этого мира. Философия смотрит на мир в целом и на составные части этого мира Sub specie aeternitatis (С точки зрения вечности), охватывает мир во всём его пространстве и времени.

В данном случае мы говорим о философии в целом, о философии, которая охватывает всё мировоззрение. Но в истории развития философской мысли были философы, - и философы довольно крупные, - которые сущность и содержание всей философии сводили к поискам ответа на один какой-то мировоззренческий вопрос. Достоевский, например, считал, что человека интересует только один мировоззренческий вопрос: "Для чего я живу? В чём смысл моей жизни?" А Владимир Соловьёв смысл самой философии видел в том, чтобы она ответила нам на вопрос о добре, помогла нам жить во имя добра. "Философское мышление, при всей своей формальной самостоятельности, - писал он, - по существу прямо подчинено жизненному интересу чистой воли, которая стремится к добру и требует от ума отчетливее и полнее выяснить, в чем состоит истинное добро в отличие от всего того, что кажется или считается добром, не будучи им в самом деле" (Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. - М., Мысль, 1988. - Т.1. с.757. Есть на С-Д).

Охватывая мир в целом, философия отличается от науки тем, что наука изучает мир в его частных проявлениях, в его частичных областях. Но мир в целом рассматривает и религия. В отличие от религии, философия показывает нам мир глазами разума, опирается при этом на науку (использует науку, научный метод доказательств), а не на слепую веру и "общенародную" традицию. О взаимоотношениях Религии, Науки и Философии образно писал Бертран Рассел так: "Философия" - слово, которое употреблялось во многих смыслах, более или менее широких или узких. Я предлагаю употреблять это слово в самом широком смысле, который и попытаюсь теперь объяснить. Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все определенное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничейная Земля, открытая для атак с обеих сторон; эта Ничейная Земля и есть философия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как в предшествующие столетия. Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми силами? Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокие оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, - просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы и притом весьма определенные, но самая определенность их ответов заставляет современные умы относиться к ним с подозрением. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело философии" (История западной философии. Введение.).

1.7.в. Философия не только излагает содержание своего мировоззрения, но вместе с тем превращает само мировоззрение в главный предмет своего исследования. Все предыдущие исторические типы мировоззрения ограничивают себя только изложением сущности своего мировоззрения. Но в настоящее время философия не только предлагает нам теоретический тип мировоззрения, но и занимается научным изучением самого мировоззрения. Оказалось, что философия - единственная наука, которая может изучать мировоззрение, изучать самоё себя.

Впрочем, самими философами не всегда осознавалось, не всегда пропагандировалась мысль, что философия - мировоззрение и что задачей философии является также изучение этого мировоззрения.

Первоначально, в условиях Древней Греции философия осознавалась, как универсальная наука, как совокупность и сосредоточение всех научных знаний. Так, в творчестве Пифагора и его школы математика и музыка были органическими частями их философии. Все философское, научное и социологическое творчество Аристотеля считалось - философией. В философии позднего эллинизма, точнее - в философии стоицизма, философия понималась и самоосознавалась, прежде всего, как учение о правильном образе жизни. В период Средневековья философия понималась как служанка богословия и была таковой. Лейбниц считал, что философия - это учение о всеобщем, Гегель - как наука самого себя постигающего разума, Бертран Рассел - как критика познания (гносеология) и так далее.

Следует также сказать о том, что от первоначальной философии, содержавшей в себе всю науку, с развитием общества и знаний постепенно отпочковывались те или иные проблемы философских знаний и формировались в отрасль отдельных научных знаний. Как только те или иные, разрабатываемые философией, проблемы получают научное решение, так и выпадают они из сферы философских знаний. К примеру, еще полтора столетия тому назад Логика и Психология были предметами философского, а не научного изучения. Методология научных знаний до сих пор находится в сферах и философского и научного исследования. А в условиях СССР философия диалектического материализма, философия марксизма-ленинизма, декларировалась как единственная методология научных исследования во всех областях знания о природе, общества и духе

В меру развития научных знаний, которые, как мы уже знаем, имеют принудительный характер, менялось содержания философии, меняли ее проблемы. Развитие научных знаний не отрывало философию от науки) хотя в творчестве отдельных философов такое и случалось), но устанавливало между наукой и философией новые взаимоотношения. Философия стала заниматься проблемами соотнесённостью различных научных знаний, установлением и пониманием единства и гармонии между, казалось бы, совершенно различными и несовместимыми элементами научных знаний, и тем самым возвышалась надо всеми науками, превращаясь в своеобразную метанауку (сверхнауку, наднауку). Здесь же следует сказать, что в решении своих собственных проблем философия все чаще и все настойчивые аргументирует свои положения данными науки и по-научному. При этом при всех исторических изменениях философия была и остается теоретическим мировоззрением и наукой о мировоззрении.

1.7.г. Философия - это особенный стиль мышления и особый метод исследования. У философии для изложения содержание своих взглядов, как и для исследования самоё себя, нет и не может быть никакого другого инструмента, кроме размышления. В самом деле, какими такими инструментами можно провести эксперимент со всей действительностью? Каким таким аппаратом можно проникнуть в область самого мировоззрения человека и произвести там какие-либо измерения? Философия предмет своего исследования может охватить и изучить только мысленно и в процессе мышления. Философия, по словам Гегеля, - это "мир, схваченный в мысли".

Выдающиеся философы определили процесс мышление, как "оперирование языковыми объектами" (Гегель), то есть - оперирование словами. Но не все языковые слова-представления или слова-понятия годны для исследования мира в целом, его глубинных основ и самого мировоззрения. Для этого нужны такие слова, которые в состоянии охватить и выразить предмет философского исследования. Такими "языковыми объектами" стали в философии специфичные термины, которые получили название категорий. Философские категории - это абстрактные понятия наивысшего уровня логического обобщения. Логический объём большинства философских категорий (Форма, Содержание; Количество, Качество, Мера; Пространство, Время, Движение; Начало, Конец и так далее) на столько широк, что они находят своё применение почти во всех областях научных знаний. Без употребления категорий нет никакой философии, содержание которой не возможно передать обыкновенными словами.

Отсюда, для понимания философии, а тем более - для самостоятельного философствования, нужно, прежде всего, усвоить себе свод философских категорий и понятий. Категории и понятия самого высокого порядка - это естественный словарный запас, язык философии. Без знания этих слов вы никогда не поймёте содержания философской речи, как без знания русского, японского, английского, бушменского языков вы не поймёте родной речи русского, японца, англичанина, бушмена. Правда, знание содержания философии нельзя сводить к знанию философских категорий и понятий, как знание словарного запаса того или иного народа не даёт нам знания содержания духовной культуры этих народов. Но, нечего греха таить, некоторые философы не только в силу необходимости, а часто-густо сверх этой необходимости злоупотребляют сочинительством и ненужным жонглированием неудобоваримых философских терминов. А некоторые из молодых да ранних философов пытаются всё содержание философии свести к созданию какого-то нового, невиданного доселе, философского термина или, как здесь принято, "концепта". Так видные французские философы конца 20-го столетия Жиль Делез и Феликс Гваттари пишут, что "философия -- это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты.";: "именно греки окончательно зафиксировали смерть Мудреца и заменили его философами, друзьями мудрости, которые ищут ее, но формально ею не обладают. Однако между философом и мудрецом различие не просто в степени, словно по некоторой шкале: скорее дело в том, что древний восточный мудрец мыслил Фигурами, философ же изобрел Концепты и начал мыслить ими. Вся мудрость сильно изменилась."; "Философ -- друг концепта, он находится в потенциальной зависимости от концепта. Это значит, что философия - не просто искусство формировать, изобретать или же изготавливать концепты, ибо концепты - это нe обязательно формы, находки или продукты. Точнее будет сказать, что философия - дисциплина, состоящая в творчестве концептов" (Жиль Делез, Феликс Гваттари. Что такое философия? Перевод с французского С. Н. Зенкина. "Институт экспериментальной социологии", Москва Издательство -АЛЕТЕИЯ-, Санкт-Петербург , 1998.)

Но одного употребления философских категорий вовсе не достаточно для того, чтобы нашу речь зачислить до философии. На вопрос: "Что значит философствовать?" великий философ Гегель ответил: "Философствовать - это способами движения категорий показывать необходимость становления вещи или явления". Философское мышление имеет своей целью с научной достоверностью, доказательностью и убедительностью повторять и воспроизводить в себе глубинное состояние мира в целом, наполнять содержанием мировоззренческие идеалы человека.

1.7.д. Среди проблем, рассматривать которые призвана философия, есть проблемы главные и второстепенные, центральные и маргинальные (на обочине), обязательные и только желательные, необходимые и случайные. В истории философской мысли только единицы философов, которые в своём творчестве могли более или менее затронуть все проблемы философского мировоззрения. Среди подобных в истории европейской философской мысли можно назвать разве что Платона, Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля. Марксизм. В подавляющем своём большинстве философы прошлого прославились тем, что в своё время поставили и рассмотрели часть главных проблем философского мировоззрения. Среди таких следует назвать Гераклита, Демокрита, Августина, Френсиса Бекона, Спинозу, Юма, Дидро, Фейербаха, Ницше и много других, с творчеством которых мы познакомимся в процессе изучения нашего курса.

Усилиями крупнейших философов прошлого разработаны все главные проблемы философского мировоззрения. Некоторые из этих проблем оформились в отдельные отрасли философских знаний, отдельных философских дисциплин, часть из которых изучаются в вузах. Среди этих отраслей философских знаний и философских дисциплин следует назвать такие: Онтология, Гносеология, Диалектика, Натурфилософия, Философская антропология, Этика, Эстетика, Философия религии, Атеизм, История философия и другие. Основные темы философского мировоззрения являются темами нашего курсу.

1.8. О логическом определении понятия "Философия".

У философии - необъятный предмет исследования. Новые поколения философов неизбежно будут уточнять и дополнять содержание философских знаний. Но сами производители философских знаний придерживаются своих личных, отличных от других, взглядов на философию. Нередко эти взгляды резко расходятся со взглядами других философов. Нет единодушия даже в определении сущности самой философии, приблизительно общего ответа на вопрос: "Что такое философия?" Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в несколько философских словарей, энциклопедий да в учебники по философии. Некоторые авторы вообще избегают давать определение философии.

В поисках единодушие обратимся к Логике, правилами которой и даются определения понятий и категорий. Логика доказала, что определение понятий можно производить различными способами: перечислением его существенных сторон и признаков; указанием на род и видовое отличие; описанием образования понятия, а то и просто - указанием пальцем. С учётом сказанного мы узнаём, что такое философия, изучивши курс философии. Но для предварительного определения сути философии обратимся к наиболее используемому в науке дедуктивному логическому определению: определение понятия через ближайший род и видовое отличие ("Definicio fit per genus proximum et differenciam specificam"). Такое определение мы можем дать, исходя из полученных знаний в теме о философской пропедевтике. Ближайшим родовым понятием для философии будет мировоззрение, а отличие философии от родственных ему мировоззрений наивного реализма, мифологии и религии будет то, что она является мировоззрением теоретическим. Отсюда, запишем и запомним:

Философия - это теоретический вид мировоззрения

Философию можно также отнести к такому родовому для неё понятию, как "Форма общественного сознания". К этому же родовому понятию наряду с философией относятся ещё шесть явлений духовной жизни, каждое из которых мы будем рассматривать в теме: "Духовная жизнь общества", А сейчас, несколько забегая вперёд, дадим и это дедуктивное определение философии. Запишите и запомните:

Философия -
это форма общественного сознания,
которая путём категориального мышления
мировоззренчески отражает действительность

 

1.9.Содержание и цель изучение курса философии в вузах

целесообразно будет изложить в виде краткой

Аннотации:

_.

Курс философии преподается и изучается как наука о мировоззрении и в то же время как высший уровень решения мировоззренческих проблем. Во всех темах и проблемах философия ищет ответы на вопросы о мире в целом, о месте человека а этом мире, о смысле всего существующего и смыслу человеческого существования, о содержании познания, о начале и конечной судьбе вещей и явлений, об основаниях и принципах устойчивости и изменчивости всего существующего... Чтению курса предшествовали лекции и семинарские занятия по Философской пропедевтике, что подготовило студентов до слушания и самостоятельного изучения философских проблем. После изучения краткого изложения истории становления и развития философской мысли от момента её зарождения до наших дней студенты будут изучать такие кардинальные аспекты философских знаний: Онтология, Гносеология, Диалектика и Метафизика, Натурфилософия, Философия человека, Философия общества, Духовная жизнь общества, Аксиология и Футурология.

__.

Усвоив программный материал учебной дисциплины, студенты овладеют системой базовых знаний по философии, им будет известным содержание основных аспектов плюралистического решения философией (философскими школами) тех или иных мировоззренческих проблем.

___.

Знания программного курса дисциплины будут способствовать выпускникам вузов рационально по содержанию и научно по духу разбираться в сущности мировоззрения вообще, формировать своё собственное мировоззрение интеллигента. Эти знания призваны готовить из специалистов высшей квалификации также интеллигентов - людей высокой культуры и в то же время творцов новых элементов культуры. Кроме узкопрофессиональных знаний у них должны сформироваться дерзания - способность выходить за рамки своих профессиональных знаний и двигать эти знания дальше; способность принимать принципиально новые решения и нести за них ответственность. Такие дерзания произрастают только на почве сублимированных профессиональных и мировоззренческих знаний интеллигента.

 

Примечания:

1. О характере и содержании подлинного, человеческого, знания мы будем говорить позже, в теме о Гносеологии.

2 ."Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Подписано 4 ноября 1950 года). "Международный Пакт об экономических_, социальных и культурных правах" (Принято Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и открыто для подписания в январе-марте 1976 года). "Заключительный Акт Совещания по безопасности та сотрудничеству в Европе" (Хельсинки, 1 августа 1975 года). "Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации из-за религии или убеждений. (Резолюция № 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 года.) "Итоговый документ Венской встречи" (Приинято 15 января 1989 года). "Парижская Хартия Новой Европы" (Подписано руководителями 32 стран Европы 21 ноября 1990 года).

3. А.М. Горький в своё время говорил, что мы можем познавать образ жизни человека до глубины познания его мотивов, потому что за мотивами уже ничего нет. Но эта глубокая мысль писателя не до конца справедлива.

4. "Миф" слово греческое (mythos) и дословно означает "Предание". В период Древней Греции мифами называли сказания о происхождении богов и борьбе между ними, о сотворении мира, о вмешательстве богов в исторические события и личную жизнь греков. Основные мифы были обработаны в 8-7 столетии до нашей эры рапсодом и поэтом Гомером ("Илиада" и "Одиссея") и мудрецом Гесиодом ("Теогония", "Труды и дни"). Произведения Гомера и Гесиода были признаны священным писание греческой религии. По примеру греческой религии и христианство имеет обширнейшее Священное Предание и канонизованное Священное Писание (Библия).

5. Более подробно о религии будет речь в разделе "Духовная жизнь общества", при анализе форм общественного сознания.

6. Для философского творчества нужны такие же таланты от природы, как и для музыки, живописи, поэтического творчества. Возможно, - это некоторое преувеличение. Но, безусловно, философу нужно не меньше таланта "от Бога", как и соответствующего таланта математику, крупному учёному масштаба Ньютона, Дарвина, Менделеева, Эйнштейна.

 

Вопросы для закрепления темы и аттестации:

1. Что такое "Философская пропедевтика"?
2. Что такое "Мировоззрение"?
3. Какая разница между сознанием животного и сознанием человека?
4. Какова структура мировоззрения по его концептуальным составным?
5. Какова структура мировоззрения по психологическим показателям?
6. Каково место и роль идеалов в мировоззрении?
7. Что такое смысложизненные идеалы?
8. Какие вы знаете группы смысложизненных идеалов?
9. Перечислите философские смысложизненные идеалы.
10. Перечислите личностные смысложизненные идеалы.
11. Перечислите смысложизненные идеалы общественной жизни.
12. Какие основные функции выполняет мировоззрение в жизнедеятельности личности и общества.
13. Назовите основные этапы развития мировоззрения.
14. Каковы особенности мировоззрения наивного реализма?
15. Каковы особенности мировоззрения мифологического?
16. Каковы особенности мировоззрения религиозного?
17. Каковы особенности мировоззрения философского?
18. Что такое философия?
19. Что такое научное мировоззрение?
20. Что такое мировоззрение здравого смысла?
21. Каковы цели и задачи изучения курса философии?

Найдите в Словарях, Энциклопедиях, учебниках по философии Ключевые слова темы и законспектируйте их со своими замечаниями.

Имеющим склонность к философскому мышлению, желающим глубже и шире изучить программу курса рекомендуется прочитать сочинение Гегеля "Философская Пропедевтика".

В Интернете на Веб-страничках в свободном доступе имеются ряд солидных философских Энциклопедий, Словарей, отдельных статей по философии. Лучше всего выходить на них через Броузэр Alta Vista. В окошечке запроса написать "Philosopy" или "Encyclopedia" - и находить нужное из числа предлагаемых текстов. На русских интернетовских поисковых системах в окошечке запроса записать нужное вам: "Философия", "Философская пропедевтика" "Мировоззрение" , "Энциклопедии" и прочее.