1. Священное писание и священное предание в религии.

Как нам уже известно, религия возникла 15-20 тысяч лет тому назад. Содержание первобытных религиозных верований осознавалось и выражалось в словах и речи первобытных людей. Эти слова и речи только фиксировали, повторимся, идеологическое содержание религиозных первобытных верований. Подчеркнём: только фиксировали. Таким образом, первобытная религиозность только фиксировалась и ни в коей мере не разъяснялась и не обосновывалась.

В меру развития общества и сознания, религиозные верования племени или народа обобщались в отдельные рассказы, которые в греческой культуре получили название мифов. Миф содержал сначала объяснение тех или иных мировоззренческих проблем через “сообщение” о деятельности сверхъестественных существ: духов, богов или отдельного бога. Эти рассказы-мифы сначала фиксировались и передавались последующим поколениям устно. В этой передаче мифы “усовершенствовались” по форме и по содержанию; органически наполнялись народной мудростью, приобретали своеобразную художественную форму (ритмичность, песенность, поэтичность). В религиоведении эти устные формы фиксации и передачи поколениям содержание религиозных верований получили название предания, мифов, а в церковном богословии - священного предания. В дальнейшем мы неоднократно будет употреблять эти понятия - “предание”, “религиозное предание” и “священное предание” - как равнозначные. Священное предание принималось верующими за достоверное сообщение о делах сверхъестественных. К ним относились с абсолютным доверием и благоговением.

С момента изобретения письменности священные предания начали записываться и, таким образом, превращались в священное писание. В священное писание той или иной религии вносились от имени сверхъестественных существ авторитетными (зачастую - анонимными) религиозными деятелями определённые дополнения. Собранные воедино религиозные предания и писания утверждались общецерковными авторитетами или практикой религиозной жизни и объявлялись священным откровением, словом Божиим, божественным фундаментом религиозной веры. Сведенные в единую книгу или сборник они получили название “Веды” - в индуизме, “Зенд-Авесты” - в зороастризме, “Трипитаки” - в буддизме, “Ву-Чинг” - в конфуцианстве, “Дао-Текинг” - в даосизме, “Ади-Гранф” в сикхизме, “Гинзе” - в маздеизме, “Канджур” и “Танджур” - в ламаизме, “Сивиллины книги” - у римлян, “Труды и дни”, “Илиада” и “Одиссея” - у греков, “Библии” - в христианстве, “Кодзики” - в синтоизме, “Ади-Грант” - в синтоизме, “Бхагават-Гита” - у современных кришнаитов и так далее.

Священное писание каждой религии, в том числе и христианская Библия, имеет троякое значение. Во-первых, в нём зафиксированы верования племён и народов времён составления и написания их священных книг. Таким образом, священное писание является достовернейшим документом, который даёт нам возможность изучать историю и культуру народов тех или иных конкретных народов. Во-вторых, своим содержанием священные книги оказали определяющее влияние на формирование всего духовного мира народов, у которых функционировала данная религия. Моральные взгляды и поведение; праздники, обряды и обычаи народа; их представления об окружающем мире и оценки его с точки зрения Истины, Добра, Красоты и Справедливости; характер и содержание материального и духовного производства, - всё или обосновывалось текстами священного писания или проистекало из его прямых указаний. Без знания священного писания того или иного народа мы не можем ни понять, ни воспринять, ни включиться в творческий характер его культуры. В-третьих, священное писание всех религий зафиксировало прошлые и в той или иной мере противоречивые религиозные взгляды. Их противоречивость объясняется тем, что религиозные взгляды - это взгляды мировоззренческие, которые никогда не могут быть завершены, систематизированы в единое целое, не могут дать окончательные ответы на вопросы смысложизненных проблем. В силу этого проблемы мировоззрение всегда будут по-новому развиваться и “усовершенствоваться” для себя каждым пришедшим в мир человеком, а для всех - всем обществом, всеми народами. При этом надо учитывать, что тексты священных книг писались и в различные времена и различными авторами, которые - ну, никак! - не могли гармонировать между собой. А поэтому новые времена и новые деятели религии вынуждены были брать для своих религиозных вкусов определённые отрывки (“куски”, фразы), а другие отрывки или игнорировать, “не замечать”, или по-своему истолковывать их. Таким образом, создавалась возможность и следовать букве священного писания, и в то же самое время на его основании творить новый комплекс религиозных верований. В силу этого священное писание становилось идейной основой разделения одной и той же религии на десятки и сотни внутренних, враждебных течений каждой отдельно взятой религии. Так, современный буддизм делится на два крупные течения: Хинаяна и Махаяна, которые в свою очередь распались на несколько десятков церквей и сотни сект. И все эти церкви, секты “чётко” следуют тому учению, которое изложено в Трипитаке - священной книге буддизма. То же следует сказать о христианстве. Признавая нерушимую святость всех слов и буковок Библии, непримиримо враждующие по вопросам вероучения и культа тысячи церквей, вероисповеданий, расколов, сект и ересей глубоко убеждены, что они - и только они! - верно понимают священное писание христианской религии и следуют ему всем своим поведением. Не зная Библии (как и других священных книг), никак нельзя разобраться ни в содержании вероучения какой бы то ни было религиозной группы, ни в идеологических причинах несогласия ее с другими группами одной и той же религии, - ревностных почитателей одной и той же священной книги.

Все сказанное выше касается любой священной религиозной книги, в том числе - в полной объёме и Библии, к анализу исключительно которой мы и приступим.