6. Введение современного летоисчисления.

Первые христиане, которые все до одного были евреями, придерживались иудейского религиозного календаря. Со второго столетия христианские общины начали наполняться не евреями (гоями), которые сначала потеснили, а потом и совсем вытеснили евреев их христианства. В меру проникновения гоев-язычников в христианство в него начинает входить и официальный календарь Римской империи, то есть - юлианский календарь, и летоисчисление от создания Рима. В конце 3 столетия в Римской империи было официально введено новый отсчёт годов - от 284 года, от начала правления римского императора Диоклетиана (284-305). В историю это летоисчисление вошло под названием "Эра Диоклетиана".

В 31 году эры Диоклетиана (в 1079 году от основания Рима, или в 325 году нашего летоисчисления) император Константин Великий (306-337) объявил христианство государственной религией Римской империи. В том же году он созвал в малоазиатскому городе Никея Первый Вселенский Собор христианской церкви. Под председательствованием некрещеного императора, к тому же носившего титул Первоверховного жреца языческих богов Рима, 318 архиереев - святых Отцов церкви - выработали и утвердили Символ веры (сжатое изложение христианского вероучения), объявили анафему еретику Арию, а потом по указанию того же Императора и Первоверховного языческого жреца занялись проблемами празднования Пасхи.

Согласно уже сформированному на то время христианскому вероучению, Иисус Христос накануне еврейской Пасхи искупил человечество своей смертью на кресте. Часть христиан того времени праздновали акт своего спасения - дни смерти и воскресения Иисуса Христа - тогда, когда евреи отмечали свою Пасху (Пейсаг). Но свой праздник евреи отмечали не за юлианским календарем, а за своим, библейским. В таком случае о дне своего праздника Пасхи христиане должны были предварительно расспрашивать евреев. Другая часть христиан отмечала Пасху в во время весеннего равноденствия. Значительная часть христиан из язычников отмечала Пасху не как день смерти, а как день воскресения Иисуса Христа. А воскресение Иисуса, согласно сказаниям евангелий, произошло на третий день после иудейской Пасхи, в день Бога Солнца, по-нашему - в воскресенье. Однако иудейская Пасха, хотя и отмечается точно 15 нисана за библейским календарем, но может припадать на любой день недели и на один-два дня отклонятся от астрономического весеннего равноденствия...

Одним словом, дата праздника Пасха поставила перед святыми отцами 1-го Вселенского собора ряд трудно разрешимых календарных проблем, острые споры по поводу которых начались в христианстве ещё во втором веке, непрерывно продолжались столетиями, не утихли и по сегодняшний день. Никейский собор, по предписанию императора Константина, принял решение отмечать Пасху не вместе с иудеями, а после них. А чтобы такого совпадения, не дай Бог, не случилось, было решено отмечать Пасху всегда в первый день недели - в воскресенье - после весеннего равноденствия. Название же первого дня недели из “Дня Солнца” заменили названием на "Воскресенье", по-гречески - "Анастасис". В 384 году Римский император издал Указ, которым предписывалось всем христианам предписывалось праздничным днем считать не Субботу, как то написано самим Богом в его четвёртой заповеди (Исход, 20:8-11), а привычный для жителей страны День Солнца. Название Дня Солнца "Воскресенье" приняли только православные греки, но оно, "Воскресенье", до настоящего времени не привилось среди других христианских народов.

В всех четырех Евангелиях сказано, что Иисуса Христа распяли в пятницу, а он воскрес на третий день - в воскресенье. Три евангелиста: Матфей, Марка и Лука единогласно утверждают, что в ту пятницу был праздник иудейской Пасхи. Назначив дату христианской Пасхи на первое воскресенье после весеннего равноденствия, святые отцы Никейского собору по своей наивности надеялись, что таким образом они разойдутся с иудейским Пейсаг. Но уже тогда людям сколь нибудь сведущим в астрономии было известно, что весеннее равноденствие уже приходилось на 21 марта, как то было определено Созигеном и Гай Юлием Цезарем. В 325 году весеннее равноденствие состоялось 19 марта. К сказанному святые отцы Вселенского собора не учли того, что за иудейским календарем Пейсаг может наступить на один-два дня раньше или позднее астрономического весеннего равноденствия и даты 21 марта по юлианскому календарю. Вот почему уже через несколько лет случилось так, что христиане, руководствуясь указаниями святых отцов Никейского собора, иногда стали отмечать свою пасху вместе с иудейской Пейсаг. а через сотню годов - даже раньше иудеев.

За согласование пасхальных решений Никейского собора со свидетельствами евангелистов плодотворно взялся патриарх Александрийский Кирилл (375 - 444). Это был один из наиболее образованных людей своего времени, плодотворный богослов и монах-подвижник... Он первый выявил и изобличил моно физитскую ересь патриарха константинопольского Нестория, в 431 году созвал в Эфесе Третий Вселенский Собор, на заседаниях которого председательствовал; от имени всего от собора проклял монофизитов, лишил патриаршего престола Нестория, изверг его из сана, отлучил от церкви и предал анафеме. Кирилл Александрийский первым начал вводить в христианскую церковь культ Девы Марии, присвоил ей и отстоял ее название - "Феотокос“ (Богородица). Вскоре после его смерти христианская церковь единодушно объявила Кирилла Александрийского святым, для его почитания отвела два дня каждого года (18 января и 9 июля). Папа Лев ХIII в 1883 году объявил Кирилла Александрийского Доктором церкви и этим самим поставил его богословский авторитет рядом с авторитетами Фомы Аквинского, Альберта Великого, Ансельма Кентерберийского, Беды Достопочтенного и других немногих величайших деятелей христианской церкви.

Кирилл Александрийский был человеком искренней веры, глубоких научных знаний и... буйного характера. “?aaiinou ii aic??h nia?aaao iy, iiaeeei a?aae iiy iii?aee neiaana Oai?''” (Ревность к Богу гложет меня, поскольку враги мои забыли слова Твои”), - оправдывал Кирилл словами псалмопевца Давида (Псалом 118:139) свое поведение. Этот большой человек после изложения своих внушительных научных и богословских наставлений сразу же переходил к делу. Он первый в истории христианской церкви организовал еврейский погром в их наибольшей диаспоре евреев - в городе Александрия, и насовсем очистил ее от “христоубивцев”. Он был вдохновителем уничтожение центра тогдашней мировой культуры - Александрийской библиотеки и убийства директора этой библиотеки, ученого математика и философа-неоплатоника Ипатии.

Не был снисходительным Кирилл Александрийский и к своим церковным коллегам, с которыми постоянно конфликтовал. Так, начиная со святого Афанасия Александрийского, патриарший престол в этом городе столетиями переходил в семейное наследство. Афанасий передал патриаршество своему племяннику (сыну) святому Петру; святой Петр - своему племяннику (сыну) святому Феофилу; святой Феофил - племяннику (сыну) святому Кириллу; святой Кирилл - племяннику и признанному разбойником Диоскору и так далее. И все они были людьми крутого нрава. Диоскор, например, в истории христианской церкви прославился как заводила и глава Разбойничьего Собора (449 рек), на котором патриарх Александрийский доказывал свою богословскую правоту избиением прибывших на Собор, по приглашению Диоскора, архиереев. В высшей мере интеллигентный константинопольский патриарх святой Иоанн Златоуст назвал было династию Александрийских патриархов “фараонами”, чем накликал на себя беспощадный гнев святого Кирилла Александрийского. Последний выступил инициатором и принял активнейшее участие в травле величайшего в истории всего христианства оратора-проповедника и скромнейшего в личной жизни Ивана Златоуста (350-407), В результате успешной деятельности Кирилла Александрийского Иоанна Златоуста дважды изгоняли из константинопольского патриаршего престола и в конце концов сослали умирать в ссылке. Иоанна Златоуста через 10 годов после смерти признали святым, канонизировали и мощи его перевезли в константинопольский храм Святых апостолов. Острый на язычок Кирилл не забыл личной обиды и заявил: “Иван (Златоуст) такой же святой, как Иуда Искариотский - апостол”

Святый Кирилл до самой своей смерти трудился над составлением Пасхалии за правилами постановлений Никейского собора. Дни празднования христианской Пасхи он успел расписать на следующие 95 годов. Пасхалии Кирилла Александрийского все церкви придерживались до начала 6-го столетия. Когда же Пасхалия Кирилла Александрийского исчерпалась, возникла безотлагательная потребность продолжить расписание празднования христианской ї Пасхи. За решение проблемы административными методами принялся папа римский святой Иоанн I (523-526). Через своего канцлера Бонифация он вызвал из Константинополя знакомого им обоим весьма учёного монаха Дионисия. Последнего зачислили на должность каноника римской курии и поручили продолжить расписание календарных дат Пасхи в соответствии с евангельскими сказаниями и правилами святых отцов Никейского церковного собора.

Дионисий, славянин по происхождению, был одним из наиболее образованных людей своего времени. За свою второстепенную должность в папской канцелярии и безмятежный характер церковники его Незначительным (Exiguus), или Малым (Runt). Всемирный комитет по празднованию 2000-летнего юбилея, что расположенный в Гринвичи, в своих публикациях указывает, что Дионисий Малый - монах одного из английских монастырей. Однако христианство в Англию начало проникать только в шестом столетии и никаких монастырей там за жизни Дионисия Малого не было. Все старинные греческие и латинские документы указывают, что Дионисий был скифом. Если входить в детали родословной знаменитого монаха, то мы должны, прежде всего, со ссылкой на документы и исторические обстоятельства напомнить, что скифы, как такие, рассеялись и перестали существовать еще в 1 столетии нашей эры. Но греки непрерывно продолжали вплоть до 10 столетия называть скифами приднепровских славян и жителей Киевской Руси, а римляне - еще и задунайских “варваров”. Так, епископ с северного Причерноморья Умыло (Умыло - большой Ум), которого высвятил на архиерея сам Иван Златоуст, в документах Третьего (431 года) Вселенского собору тоже называется скифом. Следовательно, Дионисий Малый был не британского, а русского происхождения, наших кровей!


Примечания:

Счет годам от основания Рима в это время удерживается в публикациях старинных рукописей и исторических исследования. Указанием на это летоисчисление является аббревиатура “АUC”, что означает “Ab Urbe Condita” (От Города Основания) - От основания Рима.

Римские императоры еще со времен Августа занимали должность Верховного жреца с титулом “Pontifex Maximum” (Жрец Наибольший) и возглавляли языческие богослужение в главном римском храме. Титул унаследовали себе папы римские, который и сейчас называется Потнтификом.

В принятый на Никейском соборе Символ Веры, содержание текста которого и в наше время разделяется всеми христианскими церквами, сектами и расколами, - за исключением иеговистов, мормон и унитарианцев - по поводу сказанного было занесено выражение, что Иисус Христос... “согласно святого писания воскрес на третий день” (Воскресшего в треєтий день по писаниеєм”).

В отличие от Матфея, Марка и Луки евангелист Иоанн детально расписывает, что хотя Иисуса Христа и распяли в пятницу, но в год распятия Иисуса Христа иудейская Пасха была не в пятницу, а в субботу (Глава 13; 19: 31).

Все сказанное выше признается и в статье 1996 года “Cyrill of Aexandria” католической Энциклопедии, что размещена в Интернете < http://www. knight. org/advent/>.

Подражая некрещеному императору Константину, который, будучи языческим жрецом, председательствовал на Никейском соборе и утверждал вероучение христианской церкви, еще некрещеный Афанасий, будучи государственным чиновником и языческим жрецом в городе Александрия, после смерти местного архиерея захватил место последнего и только затем принял крещение и посвящение в сан. Впоследствии Афанасия, как и императора Константина,церковь провозгласила святым м создала легенду о том, что на должность архиерея языческого жреца Афанасия избрал сам Дух Святый, сев ему на лечо в облике голубя.

Об отношении александрийских патриархов, в том числе святого Кирилла к святому Иоанну Златоусту, со ссылкой на церковные же документы, более детально рассказывает профессор Нью -Йоркской Свято-Владимирской православной академии протоиерей Иоанн Мейендорф в своем учебнике “Введение в святоотеческое богословие”, Нью-Йорк, 1985, стр. 208-222, 256-262. По этому учебнику до прошлого года изучали патристику в семинариях и академиях Московской патриархии. В минувшем, 1998, году за уступку исторической правде на вред православной вере учёного богослова, а вместе с ним и священник Мень, известный диссидент Шнеман (Краснов) и другие видные богословы второй полвины нашего столетия были с торжественным ритуалом подвергнутые анафеме, а их книги публично сожжены во дворе Екатеринбургской духовной семинарии.

Впоследствии Бонифаций стал папою римским (530-532).