Про фундаментальные внутренние противоречия в русской народной сказке "Колобок"

"Верующий всегда бывает только конфессионален" - так выразился проф. Дулуман в одном из своих полемических писем на Интеллектуальном Ринге. Один мой знакомый верит в чудеса и как-то проговорился, что, по его мнению, сказка "Колобок" основана на реальных событиях тех далеких лет, когда магия еще правила Землей. Я мысленно назвал его веру "невежественным колобкачеством" и, железной хваткой вцепившись в священный текст этой веры - классическое академическое издание Русских Народных Сказок (под ред. Афанасьева), решил подвергнуть отрывок о Колобке строгому, беспристрастному, по возможности научному анализу.

Сразу бросается в глаза, что неодушевленные предметы и животные, упомянутые в сказке, исходя из тысячелетнего опыта экпериментальных наблюдений ученых, не обладают разумом, тогда как в сказке все выглядит совсем наоборот. Заяц, скажем, говорит человеческой речью, хотя по всем канонам биологии неспособен на это в связи с совершенно отличным от человеческого устройством глотки. Имеем очевидное противоречие с объективными данными науки.

Если где-то и наблюдались говорящие колобки за последнее тысячелетие, то в хрониках это явление не отмечено и, надо полагать, массовым не было.

Но поскольку нам говорят, что история про Колобка - единственная в своем роде и имеет феноменальное значение для русской культуры, попробуем на минутку допустить, что сказка имеет под собой реальную основу, и посмотрим, не выйдет ли каких противоречий из этого допущения. Если таковые противоречия найдутся, значит, древнее сказание не является свидетельством прямого очевидца и потому доверия не достойно.

В начале сказки "...просит старик: - Испеки, старуха, колобок". Судя по всему, старик проголодался. Когда старуха с большим трудом "по коробу поскребла, по сусекам помела" и набрала муки "пригоршни с две", она "замесила на сметане" и "изжарила на масле" все наскребенное-пометенное, в результате чего, собственно, и появился Колобок. Но раз у старухи была сметана, она могла дать старику на обед сметаны или поменять немного сметаны у соседей на краюху хлеба. Кроме того, где есть сметана, там есть корова (или деньги на сметану). Значит, старик и старуха вовсе не были такими уж бедняками. Дело было летом, когда уж точно нельзя говорить ни о каком "истощении припасов" и пр. Погреб у них просто не может быть пустым - иначе как бы они кормили корову, как бы они питались раньше? Вряд ли у настоящих хозяев, которые способны раздобыть сметану и масло, может вот так внезапно, неожиданно кончиться мука. Значит, совершенно непонятно, зачем вообще старуха затеялась с этим дурацким колобком.

"Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: -Колобок, Колобок, я тебя съем". Учитывая то, что позже Колобком заинтересовался медведь, этот колобок сам должен быть по размерам с зайца. Непонятно, как Заяц намеревался съесть такую громадину. Кроме того, весь русский фольклор подчеркивает, что зайцы очень пугливые существа. Как мог трусишка-Заяц не испугаться катящейся на него горячей глыбы да еще пробовать ее съесть?!

Сразу после Зайца Колобок встречает Волка, предъявляющего к нему аналогичные претензии. Но Колобок катится очень быстро, раз смог укатиться от зайца. Зачем ему было останавливаться и петь свою песенку волку? Если это издевательство, то Колобок должен быть хитрее, чем о нем можно было бы судить по финалу сказки (он не поддался бы на грубую лесть Лисы). Если же этот волк умеет бегать быстрее колобка, который катится быстрее зайца, он давно догнал и съел бы Зайца и ему незачем было бы гоняться за колобками. Вот видите, до чего запутанная интрига в этой, казалось бы, простой детской сказке!

Самое интересное, что, отслеживая весь сказочный марафон, невольно начинаешь думать, что по древнерусским дорогам ходили не люди, не купцы и не разбойники, не мужики и не солдаты, а одни только зайцы, волки, медведи да лисы, у которых одно на уме - засунуть в рот грязный, потный, пыльный колобок, бог знает сколько времени там провалявшийся! Конечно, столько курьезов и абсурда может быть только в откровенном мифе, а ведь кое-кто до сих пор наживается, спекулируя детскими книжками про Колобка и забивая юные незащищенные умы всякой мистической тряхомутией...

Юра Шеляженко
shelya@uct.kiev.ua