В.Шапинов

Нужен ли школе "Закон божий"?

Представьте, что Вас попросили растолковать смысл следующих терминов: "авраамический религиозный комплекс", "папоцезаризм", "прозелитизм", "экуменизм", "неоязычество в христианском мире", "особенности апокалипсических представлений деструктивных религиозных сект". Что это? - спросите Вы, - задания для игры "Кто хочет стать миллионером"? Оказывается, нет. Это всего лишь цитата из программы курса "Православная культура", преподавание которого Министерство образования собирается ввести в российских школах. Выпускник девятого класса должен, согласно программе, уметь "объяснить (раскрыть сущность)" вышеприведенных понятий.

Инициатива Минобразования на канцелярском языке называется "упорядочение преподавания предметов и курсов православной культурологической направленности". Получается все чистенько и гладенько - школы, как будто, сами собой, "по просьбам трудящихся" ввели у себя преподавание православия, а министерство только упорядочивает, вводит в рамки стихийный почин низов. Помогает составить курс, причем факультативный. Но, как обычно, гладко оказывается только на бумаге.

Да и на бумаге не очень гладко. Вот, например, что пишут чиновники от образования в разосланном министерством "Примерном содержании образования по учебному предмету "Православная культура": "Учебные курсы православной культуры включаются в учебный план общеобразовательной школы на всех образовательных ступенях...". Так что указание было получено прямое и недвусмысленное. И пускай никого не смущает слово "факультатив", ибо в школе факультатив имеет устойчивую тенденцию превращаться в обязательный предмет.

Реставрация "Закона божьего"

Ну а что плохого в "православной культуре"? - спрашивают защитники нововведения, - пускай дети узнают свои корни, Россия-то страна православная.

Но, как ни поливай навоз малиновым сиропом - все равно не вкусно. Вот и тут также, - как ни крути - это посягательство на свободу совести, то есть на свободу исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой. Неотъемлемое право человека, закрепленное 14 статьей Конституции.

Также это нарушает Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях", который гласит: "В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство... обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях". Так что никаких "православных культур" в школе и близко не должно быть. Но, ведомственный акт, как всегда оказывается сильнее закона и Конституции.

Привить ребенку религиозный взгляд на мир очень просто. И в семье никто никогда не сможет запретить родителям прививать ребенку догматы православия или любой другой религии. Но ведь предлагается задалбливать все это в школе в централизованном порядке.

В школе реставрируют "Закон божий". Можно сколько угодно отвлеченно рассуждать о "православной культуре" с которой дети должны познакомиться, - эти либеральные рассуждения призваны лишь замаскировать истинную цель введения нового предмета.

Но есть не только намерения, есть уже и первая практика преподавания "Закона божьего" в наших школах. Вот достаточно откровенное свидетельство одного из идеологов-пиарщиков Русской Православной Церкви дьякона Андрея Кураева:

"А если мы говорим о воспитании в школе, то я могу просто засвидетельствовать, что когда я прихожу в класс, и дети узнают, зачем я пришел и о чем пойдет речь, то у них пробуждается неподдельный интерес. Для них это радость. Как зажигаются глаза первоклашек, когда они видят, что в класс к ним зашел человек, который будет говорить с ними о Боге! Не просто любопытство и не просто радость от новизны. Но еще и радость о снятии табу, снятии запрета. Была какая-то тема в жизни, которую взрослые запрещали. Дети сами эту область знают и не понимают - почему же взрослые с ними об этом не говорят…

Детям нужна защита. Детям радостна жизнь в Церкви". (А.Кураев, "Школьное богословие")

Если оставить в стороне лубочные картинки радости детей от "воцерковления", то в сухом остатке будет следующее: (1) рассказывать будут не "культуре", а "о боге", (2) целью обучения по курсу является "жизнь в Церкви", то есть фабрикация прихожан для РПЦ.

Еще нагляднее иллюстрирует цели нововведения фрагмент письма разосланного Алексием II местным архиереям в 1999 г.: "…если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс "Основы православной культуры".

Православная страна?

У нас нет прихожан, - шутят православные батюшки, - у нас есть прохожане и захожане. Действительно, несмотря на все спекуляции на историческом православии России и агрессивную религиозную пропаганду последнего десятилетия, людей, которых действительно можно было бы назвать православными верующими, не так уж много.

Вот данные различных социологических служб по интересующему нас вопросу:

Фонд "Общественное мнение": православные - 53%, атеисты - 32% (всероссийский опрос городского и сельского населения проводился 7-8 апреля 2001 г., приняло участие 1500 человек).

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): православные - 50%, атеисты - 37% (всероссийский опрос 13 ноября 2001 г., выборка - 2407 человек).

Мониторинг.ру: православные - 50%, атеисты - 33% (5 января 2001 г., выборка 1600 человек).

Сколько же из этих, примерно 50% православных действительно верующих и сколько ходят в церковь и соблюдают обряды?

По данным Государственного комитета по делам молодежи (8 мая 2001 г.), верующими себя считают только 44% опрошенных. Отметим, что далеко не все из них православные и вообще христиане. По данным ВЦИОМ (13 ноября 2001 г., Россия, город, село, выборка 2407 человек), никогда не посещают храм 63% респондентов. По данным ФОМ (12 августа 2000 г., Россия, город, село, выборка 1500 человек), раз в месяц и чаще посещают богослужения только 6% опрошенных, а ни разу не бывали - 35%. Отметим, что храмы и богослужения иногда посещают даже атеисты.

А вот результаты опроса ФОМ (апрель 2000 г., Россия, город, село, выборка - 1500 человек): полностью исполняют религиозные предписания 2% опрошенных, в значительной степени - 9%, в небольшой степени - 38%, совсем не исполняют - 12%. Опрос проводился только среди тех, кто навал себя верующим, но проценты приведены от общего числа респондентов.

Так что дела веры православной, а тем более РПЦ идут явно не лучшим образом. Кстати, верующих не становиться больше - согласно тем же опросам их количество медленно, но верно снижается. Однако церковные иерархи во всех своих заявлениях и интервью записывают в православные 80% населения России. И люди обычно этой цифре верят, потому что данные опросов доступны не всем, а вот попов по телевизору или тележурналистов, которые за ними повторяют, видел каждый. Чтобы не разрушать эту иллюзию, РПЦ вынуждена была даже официально обратиться к Президенту с просьбой не включать пункт о вероисповедании в список вопросов Всероссийской переписи населения…

Духовность или материальный интерес?

РПЦ по данным "Экономической газеты" является одним из крупнейших капиталистических предприятий России. Много написано и о том, как получив в начале 90-х значительные налоговые льготы, РПЦ, наряду с различными "афганскими" организациями и Национальным фондом спорта превратилась в гигантскую монополию по торговле спиртными напитками и сигаретами. Говорят также, что РПЦ принадлежит около 7% экспорта нефти.

Обладая такими капиталами, церковь вполне могла пролоббировать через Минобразования "Закон божий". Да и кто осмелится ссориться с церковью? Это же все равно, что ссориться с Газпромом. Поэтому чиновники и сочли лучшим для себя наплевать на опросы, мнение избирателей закон и Конституцию.

Но, даже зная политический и экономический вес церкви, все равно поражаешься масштабам религиозной пропаганды, которую намереваются развернуть в школах страны. Предполагаемый объем курса "православной культуры" - 544 часа. Для сравнения - это больше, чем выделяется школьной программой на физику или химию. Преподавание будет начинаться с первого класса и продолжаться все 11 лет обучения - как при батюшке-царе! Причем в начальной школе под "Закон божий" будет отведен один урок в неделю, а с пятого по одиннадцатый класс - один-два урока.

Если вы думаете, что введением "Закона божьего" в школе все ограничится, то вы ошибаетесь. Вот отрывок из интервью декана исторического факультета МГУ Сергея Карпова:

"По моим данным, у нас в стране уже в десяти государственных вузах идет обучение студентов по специальности "теология", где учащиеся знакомятся с целым комплексом знаний, связанных с историей и современной деятельностью православной церкви. Еще в 2000 году Минобразования ввело госстандарт на эту специальность. Считаю, что новшество не противоречит светскому характеру образования, так как направлено на полноценное развитие науки, освобождающейся от ущербности атеистического сознания. Если в каком-то вузе хотят готовить теологов, у них есть соответствующие учебники, преподаватели, то почему бы и нет? В МГУ я пока не вижу необходимости введения такой дисциплины. Хотя и не исключаю в будущем появление теологического факультета".

Из истории известно, что происходит, когда "развитие науки освобождается от ущербности атеистического сознания": исключат из учебников истории "неприятные" для Церкви моменты, запретят преподавание теории Дарвина. А там - недалеко и до теории Коперника и костров инквизиции. Скажете: в ХХI веке это невозможно? Отчего же, ведь побивают камнями согрешивших женщин в Нигерии или Афганистане. А по социально-экономическим показателям Россия движется в сторону этих стран, а не "европейских демократий".

Строятся плану по "воцерковлению" и дошкольного воспитания. Вот цитата из выступления все того же дьякона А.Кураева на передаче "Свобода слова":

""Азбука для маленьких христиан". Автор - священник Анатолий Стальбовский. Большой формат, крупный красивый шрифт. Каждой букве посвящена отдельная страница, иллюстрированная нежными акварельными сюжетами. Вот стишок ее первой странички:

Ангел-хранитель
тебя охраняет,
Все твои мысли
он тайные знает,
Вместе с тобой
веселится удаче,
А согрешишь -
он страдает и плачет.

Слово и изображение сольются для маленького зрителя-читателя в единый образ мира, созданный Богом. И счастлив тот ребенок, кому предстоит научиться узнавать буквы, читать по этой книге".

Представляете, как будет счастлив ребенок, которому с младых ногтей привьют веру в "ангела-хранителя", сочетающего в себе черты агента ФСБ, телохранителя и психоаналитика? Интересно было бы узнать мнение компетентных психологов по поводу этого стишка, - на мой, сугубо непрофессиональный взгляд, ощущение, что кто-то за тобой все время наблюдает, да еще и "мысли тайные знает" не способствует формированию у ребенка крепкого душевного здоровья.

Даже верующие-христиане сегодня вряд ли исповедуют веру в ангела-хранителя - это уже стало отжившим, архаичным преставлением, вроде Ильи-пророка, совершающего по небу поездки на колеснице. Взрослому такое в голову не вобьешь, а вот ребенку, пожалуй, можно. И это очень крепко привяжет маленького россиянина узами религиозного страха и невежества к "матери-церкви".

Забота о церковной казне и увеличении паствы - вот что движет реформаторами образования. И этот их мирской мотив понятен. Но что же получится из человека, которого в младенчестве приучат бояться агнела-хранителя, в школе вдолбят в голову "авраамический религиозный комплекс" и объяснят смысл решений Никейского собора 325 г., а в вузе удобрят все это "наукой, освобождающейся от ущербности атеистического сознания"?

Постмодернизм и коммунизм

Кто же еще кроме православных иерархов и чиновников, находящихся с ними "в доле" поддерживает планы по "воцерковлению" образования в России?

Вы не поверите, коммунисты!

Первый секретарь ЦК КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что считает необходимым введение в российских общеобразовательных школах курса по "православной культуре" и назвал решение Миобразования "вполне обоснованным".

Остается только удивляться такой позиции. Ведь Геннадий Андреевич закончил школу в те времена, когда на нее еще не снизошла церковная благодать и должен знать, что одним из первых решений Советской власти в нашей стране была реализация демократической нормы отделения церкви от государства и школы от церкви.

Но видно, в нашем постмодернистском настоящем, Зюганову ближе не Ленин, а один из отцов церкви Тертуллиан, прославившийся очень современно звучащим лозунгом "Верую, ибо нелепо". По всей видимости, не далек тот час, когда эта фраза станет девизом российского государственного образования, некогда одного из лучших в мире.