В чём грех унылых?

На душе моей гадостно,
И живу я безрадостно.
В. С. Высоцкий.

Содержание.

1.Церковь о грехе уныния.

1.1. Место греха уныния в церковной классификации грехов.
1.2. Религиозные рецепты от греха уныния.
1.3. Подход к греху уныния в современном православии.

2. Депрессия - синоним уныния.

2.1. Медицинское значение термина депрессия.
2.2. Депрессия - болезнь миллионов.
2.3. Основные симптомы депрессии.
2.4. Механизмы возникновения депрессии.
2.5. Депрессия не пожизненный приговор, она излечима.
2.6. Современные представления о депрессии (кратко).

3. Три следствия.

3.1. Догмат греха уныния опасен для здоровье верующих.
3.2. Богословская противоречивость греха уныния.
3.3. Грех уныния - негодный нравственный критерий добра и зла в обществе.

4. Литература и ссылки.

-1-

Итак да не царствует грех в смертном вашем теле,
чтобы вам повиноваться ему в похотях его ;
Римлянам, 6.12.

1.1. Православные признают, что проповеди Иисуса относительно правильной жизни являются выражением божественной воли. Согласно церковному учению, считается, что в той степени, в которой человек ведёт себя в соответствии с библейскими нравственными предписаниями, он ведёт себя правильно, и насколько он от них отклоняется, он аморален. Православную этику можно сформулировать, как точку зрения о существовании божественного существа, определившего правила нравственного поведения, и неправильное человеческое поведение заключается в их нарушении. Любой, кто отклоняется от божественных предписаний, будет считаться ведущим себя аморально. Такие поступки называются грехом.

Грех м. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. (Из словаря Даля).

Грех - это нарушение христианского нравственного закона, это непослушание верующего слову Божию.
Архимандрит Лазарь (Абашидзе, ХХ век)

Уныние - это психическое состояние человека, его эмоциональный настрой. Вот что пишут об этом в популярных словарях :

УНЫНИЕ, я, ср. Безнадёжная печаль; гнетущая скука. Впасть в у. Наводить у. на кого н.
Словарь Ожегова

УНЫВАТЬ, уныть, грустить безнадежно, падать духом, робеть, отчаиваться, терять всякую бодрость и надежду, не находить ни в чем утешенья. Кичливый в счастии, в бедствиях унывает. В засуху вся природа унывает, блекнет, обмирает. В беде не унывай, на Бога уповай. Не унывает, кто на Бога уповает. Унывный, унылый, унывающий, унывший; грустный, печальный, горегорький. Унывный, унылый голос, песня, лицо. Унылая природа песчаных степей. Опомнимся, но поздно, и уныло глядим назад! Пушкин. Унывность, унылость, уныние, состоянье и свойство по прилаг.
Словарь Даля

Уныние считается в православии очень серьёзным, тяжким грехом. Вот как это понимают верующие :

УНЫНИЕ. Грех уныния происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами, и как результат - угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, рождается зависть...
Архимандрит Лазарь (Абашидзе, ХХ век)

Уныние - тягчайший грех, приводящий к отчаянию.Уныние рождается там, где угасает вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему и к людям. Потому уныние - грех маловерия, богоотступничества.
Православный энциклопедический словарь

В церковной классификации в разряд особо тяжких грехов зачислены смертные :

Смертные грехи, так назыв. грехи, влекущие за собою духовную смерть (потерю спасения души); сюда относят: высокомерие, скупость, сладострастие, гнев, чревоугодие (пьянство), зависть, праздность (леность души).
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

К смертным грехам относится уныние :

Грех уныния является одним из семи смертных грехов. За этим грехом или, лучше сказать, страстью стоит один из трех сильных демонов-исполинов, не допускающих человека к истинному покаянию и примирению с Богом. Два других демона-исполина - это НЕВЕДЕНИЕ и ЗАБВЕНИЕ. Уныние иначе именуется злым разленением. При действии этой страсти, которая в русском языке называется хандрой, человек ленится (т.е. удерживается по состоянию) к молитве и ко всякому спасительному и богоугодному делу. Человеком овладевает некая безысходность, безразличие и равнодушие ко всему. Ничто не радует и не утешает человека. В таком состоянии он действительно часто не хочет видеть никого.
Сайт православного священника Олега Моленко

Кроме уныния, церковь выделяет ещё и другие страсти : Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Иоанн Кассиан (360 - 435).

1.2. Для преодоления уныния церковь щедро снабжает верующих всевозможными наставлениями и рецептами. Одной исчерпывающей цитаты с православными поучениями в сети не нашлось. Поэтому немного злоупотреблю вниманием читателей и приведу подборку из нескольких источников. Забегая вперёд отмечу, что противостояние унынию опирается в первую очередь на аскетизм, молитвы и самобичевание :

Когда найдет хандра, не забудь укорять себя: вспомни, сколько ты виновата пред Господом и пред собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: "многи скорби праведным", и "многи раны грешным". Такова жизнь наша здесь,- все скорби и скорби; а ими-то и достигается Царствие Небесное.

Преподобный Амвросий Оптинский. (1812-1891).

При особенном действии рассеянности, печали, уныния, лености, очень полезно совершать молитву Иисусову гласно: на гласную молитву Иисусову душа мало-помалу возбуждается от тяжкого нравственного сна, в который обычно ввергают ее печаль и уныние.

Святитель Игнатий Брянчанинов. (1807-1867).

Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: "Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи..." Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убежденно, от всего сердца и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение.

Игумен Никон (Воробьев). (1894-1963).

Немощно человеческое тело и разнообразны его недуги. Поэтому много существует лекарств и снадобий, назначаемых врачом сообразно с родом болезни. Душа человеческая тоже может болеть. Болезни души - грехи и страсти, помрачающие ум, расслабляющие волю, оскверняющие чувст-ва. Время грехов не лечит. Не врачуют их и обыкновенные земные лекарства. Душе нужна благодать Божия. Эту животворящую и освящающую душу благодать дарует нам по вере Христос Искупитель через таинства Православной Церкви....

Протоирей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Москве (ХХ век).

Надо со стенанием и слезами молиться Человеколюбцу Богу об избавлении от уныния и лукавых помыслов. Также следует избегать празднословия и поучаться Священным Писанием. Хотящий отогнать уныние должен отвергнуть от себя излишний сон, измождать своё тело и непрестанно заниматься духовными упражнениями.

ПУТЬ ИНОЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ПО "ДОБРОТОЛЮБИЮ"
в переводе преподобного Паисия Величковского
составил иеромонах Митрофан (Волкодав) ,
Сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

На дух уныния жалуйтесь Господу и Ангелу Хранителю, и отбежит. Но всяко терпите благодушно.

Состояние это есть один из крестов, которые нести неизбежно нам в продолжении жизни своей.

Господь или да отгонит его, или да подаст вам благодушие переносить такие состояния.

(Святитель Феофан Затворник, Мудрые советы из Вышенского затвора, Москва, Сретенский монастырь, 1998, стр. 669-670).

 

1.3.Класификация греха от апостола Павла до наших дней претерпела значительные изменения. Обилие цитат (1.1-1.2) отражает известную расплывчатость формулировки и толкования греха уныния, бытующую в религиозной среде, подтверждает извечную церковную привычку - говорить туманно всегда и обо всём, даже о самых простых и понятных вещах. Такая умышленная богословская нечёткость трактовки открывает многочисленные лазейки для казуистических уклонений от справедливой критики атеистов. При всей своей неопределенности, понятие греха уныния имеет границы, что позволяет выделить его существенные признаки и составить мнение о современном подходе к нему в православии. Грех уныния - это неправедное (греховное) состояние человека, к которому подстрекают тёмные, нечистые силы (провоцирует демон, искушает бес). Проявляется в пренебрежении (бездействии) по отношению к своим религиозным обязанностям, т.е. в удалении от бога, ослаблении веры, чего истинный верующий не должен допустить. Заметен акцент, что человек как бы сам потворствует развитию уныния, даёт ему прижиться и победить, никак не противится. Считается, что верующий в силах не допустить этого. А раз христианин самостоятельно доводит себя до такого состояния (не сопротивляется силам зла), то он виноват, грешен. В укреплении веры в бога церковь видит "единственный" путь по преодолению уныния и таких его проявлений, как тоска, безысходность, безразличие, равнодушие и т.п. Для этого верующим предлагается внутренняя мобилизация на всевозможные богоугодные деяния (аскетизм, исповедь, молитва, пост, строгое выполнение заповедей и т.д.). Просматривается и скрытая причина жёсткого церковного неодобрения уныния. Это справедливые опасения, что перестав молиться, читать Библию, посещать храм и думать о боге, унылые могут настолько охладеть к религии, что в последствии (выздоровев) отвернутся от церкви раз и навсегда.

 

-2-

Не так страшен черт, как его малюют.
Пословица.

 

2.1.Современного человека не удовлетворяют религиозные объяснения причин уныния демоническими силами и прочей бесовщиной с нечистью. Не внушают доверия и церковные методы "лечения" уныния посредством "исцеляющих" молитв, "чудотворных" икон, "святых" мощей, обильно приправленные сопутствующей галиматьёй насчёт мистических ангелов, архангелов, херувимов и серафимов. Православной трактовке уныния и его симптомов (см. выше) полностью соответствует медицинский термин депрессия.

ДЕПРЕССИЯ - в медицине - психическое расстройство: тоскливое, подавленное настроение с сознанием собственной никчемности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений, заторможенностью движений, различными соматическими нарушениями.

Депрессия - угнетённое состояние, сопровождающееся постоянным чувством тоски, тревоги, апатии, безучастным отношением к действительности, тягостным чувством вины и невозможностью получения удовольствия от жизни, стремлением к одиночеству и покою, субъективным чувством интеллектуальной тупости и безволия.

Вот ещё одно, более полное описание депрессии :

Это болезненое состояние , проявляющееся психическими (подавленное настроение, замедление психических процессов) и физическими (снижение общего тонуса, замедленность движений, нарушение пищеварения, сна) расстройствами. Эти симптомы могут проявляться по разному, например подавленным настроением - печалью, утратой интересов и глубокой тоской с желанием собственной смерти ; замедлением психических процессов - нек-рой леностью мышления, чувством остановки мыслей и неспособностью выполнять умственную работу ; замедленностью движений - незначительной, малозаметной вялостью и застыванием больного часами в одной позе. ("Популярная медицинская энциклопедия" под ред. В. И. Покровского, Москва, 1991г.).

Что знает современная медицина о депрессии, её причинах и методах лечения ?

2.2.. Депрессия это распространенное заболевание, которое не знает религиозных и географических границ. Мировая статистика показывает, что депрессия, подобно сердечно-сосудистым заболеваниям, становится наиболее распространенным недугом нашего времени. Этим расстройством страдают миллионы людей. По данным разных исследователей, им страдает до 20% населения развитых стран. Депрессия - серьезное заболевание, которое резко снижает трудоспособность и приносит страдание как самому больному, так и его близким. К сожалению, люди очень мало осведомлены о типичных проявлениях и последствиях депрессии, поэтому многим больным оказывается помощь, когда состояние принимает затяжной и тяжелый характер, а иногда - и вовсе не оказывается.

2.3. Депрессия и её проявления изучены, поддаются дигностике. Специалисту не составит труда разобраться в жалобах и недомоганиях для постановки точного диагноза. Симптомы депрессии очень разнообразны и варьируют в зависимости от формы заболевания. Наиболее типичные признаки этого расстройства:

Эмоциональные проявления

  • тоска, страдание, угнетенное, подавленное настроение, отчаяние
  • тревога, чувство внутреннего напряжения, ожидание беды
  • раздражительность
  • чувство вины, частые самообвинения
  • недовольство собой, снижение уверенности в себе, снижение самооценки
  • снижение или утрата способности переживать удовольствие от ранее приятных занятий
  • снижение интереса к окружающему
  • утрата способности переживать какие-либо чувства (в случаях глубоких депрессий)
  • депрессия часто сочетается с тревогой о здоровье и судьбе близких, а также со страхом показаться несостоятельным в общественных местах

Физиологические проявления

  • нарушения сна (бессонница, сонливость)
  • изменения аппетита (его утрата или переедание)
  • нарушение функции кишечника (запоры)
  • снижение сексуальных потребностей
  • снижение энергии, повышенная утомляемость при обычных физических и интеллектуальных нагрузках, слабость
  • боли и разнообразные неприятные ощущения в теле (например, в сердце, в области желудка, в мышцах)

Поведенческие проявления

  • пассивность, трудности вовлечения в целенаправленную активность
  • избегание контактов (склонность к уединению, утрата интереса к другим людям)
  • отказ от развлечений
  • алкоголизация и злоупотребление психоактивными веществами, дающими временное облегчение

Мыслительные проявления

  • трудности сосредоточения, концентрации внимания
  • трудности принятия решений
  • преобладание мрачных, негативных мыслей о себе, о своей жизни, о мире в целом
  • мрачное, пессимистическое видение будущего с отсутствием перспективы, мысли о бессмысленности жизни
  • мысли о самоубийстве (в тяжелых случаях депрессии)
  • наличие мыслей о собственной ненужности, незначимости, беспомощности
  • замедленность мышления

Для постановки диагноза "депрессия" необходимо, чтобы часть перечисленных симптомов сохранялась не менее двух недель.

2.4. Уровень развития современной науки и техники позволяет определять истинные причины депрессии. Разнообразные проявления внешних симптомов (2.3) вызваны внутренними перестройками организма . Это подтверждается биохимическими анализами. Так, обнаружен целый ряд веществ, которые вырабатываются в организме и непосредственно влияют на настроение человека. Установлено, что снижение уровня концентрации этих веществ, нарушения в их синтезе и обмене приводят к депрессии (унынию). В ряде случаев эти изменения могут иметь генетическую обусловленность. Например, исследователям удалось выделить и изучить серотонин , который напрямую управляет настроением человека. Его концентрация в организме не зависит от конфессиональной принадлежности или религиозного стажа. Расстройство физиологических функций в организме заболевшего депрессией человека сопровождается снижением уровня серотонина, что приводит к унынию. Действие многих антидепрессивных лекарств состоит в нормализации нарушенных нейрохимических процессов выработки и обмена серотонина.

2.5. Депрессия поддаётся лечению. На основании научных данных о депрессии и её механизмах, разработан, опробован и успешно применяется целый ряд антидепрессантов, которые помогают в борьбе с заболеванием. Препараты позволяют достичь как существенного снижения, так и полного излечения депрессии у пациентов. Эти фармакологические средства приносят действительное облегчение страданий, а не мнимое. Подробнее об этом можно прочитать на многочисленных специализированных медицинских сайтах.

2.6. Подытоживая сказанное (2.1-2.5) можно отметить, что современная медицина совершенно обоснованно считает депрессию (уныние) не просто затянувшимся плохим настроением, а чётко диагностируемым заболеванием, которое требует вмешательства специалистов и достаточно хорошо поддается лечению. Даже самая слабая депрессия (уныние), которая как наивно полагают верующие пройдет сама или с божьей помощью, может очень далеко зайти при таком беспечном отношении. Ещё меньше способствуют выздоровлению многочисленные церковно-мистические сочинения на тему избавления от уныния. О вреде и пагубности самолечения, каковым является православный подход к вопросу, известно всем. Следует помнить, что чем раньше поставлен правильный диагноз и начато правильное лечение, тем больше шансов на быстрое выздоровление, на то, что депрессия (уныние) не повторится вновь и не примет тяжелой формы, сопровождающейся навязчивым желанием верующего покончить с собой!

 

-3-

На бога надейся, а сам не плошай!
Пословица.

3.1. Верующие, столкнувшись с унынием, начинают по церковным наущениям неадекватно объяснять причины плохого состояния собственного здоровья, предпринимают действия, противоположные требуемым. Причины такого поведения становятся понятными, если ознакомиться с предысторией. Так, ещё в глубокой древности Иоанн Кассиан (360 - 435) изложил в книге "О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ" следующие взгляды на уныние :

":Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость:.эти восемь страстей хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых, т.е. чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, соединены между собою каким-то сродством или связью, так что излишество первой страсти дает начало последующей. Ибо от излишества чревоугодия обязательно происходит блудная похоть, от блуда сребролюбие, от сребролюбия гнев, от гнева печаль, от печали уныние; и потому против них необходимо сражаться подобным же образом, тем же порядком, и в борьбе всегда нам следует переходить от предыдущих к последующим. ... Поэтому, чтобы победить уныние, сначала надо подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, необходимо попрать сребролюбие; чтобы исторгнуть сребролюбие, надобно укротить блудную похоть; чтобы подавить блудную похоть, следует обуздать страсть чревоугодия: Итак, все страсти как от усиления предыдущих рождаются, так уменьшением их подавляются...Поэтому нам следует вести борьбу с этими страстями так, чтобы всякий, испытывая какую-либо страсть, особенно против нее и направлял оружие, употребляя всякое старание и заботу духа для наблюдения за нею и подавления ее, направляя против нее копья ежедневных постов, ежеминутно бросая в нее стрелы сердечных стенаний и воздыханий, непрестанно проливая слезы в молитве к Богу, постоянно прося Господа прекратить борьбу его."

Этой точке зрения Кассиана на причины возникновения уныния и способах его обуздания - больше тысячи лет. Подобные рассуждения могут свидетельствовать о чём угодно, кроме претензии на истину. Современная наука ушла далеко вперёд, такие наивные высказывания не могут вызвать ничего, кроме улыбки. Однако и в наши дни на официальном сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры продолжают развивать церковную традицию и на полном серьёзе пишут об унынии, словно о бесовских искушениях :

Искушаемому бесом уныния трудно прийти в обычное молитвенное настроение, но одолевает его леность и появляется в нем ропот на Творца всех. Уныние соединено с печалью и помогает ей. Тяжкий и лютый бес уныния, нападая на иноков, расслабляет их, внушает ненависть к месту пребывания и сожительствущим братиям, ко всякому делу и чтению Божественного Писания.

Такой подход к унынию сбивает верующих с толку, заставляет неправильно объяснять причины своего подавленного психического состояния - личной виной, мифическими силами, ослаблением веры. Рекомендованные способы спастись от уныния через усиленные молитвы, более строгий аскетизм и путём концентрации помыслов на ревностном служении богу, уводят ещё дальше от единственно-правильного действия в подобной ситуации - немедленного обращения за медицинской помощью. Самое время напомнить, что у церкви всегда наблюдалось полное безразличие к заболеваниям своей паствы, позиция стороннего наблюдателя. Если не помогли выздороветь молитвы - плохо молился или так богу угодно. "Господь дал, Господь и взял" (Иова 1.21). И весь разговор. В Библии изобилие подобных слов. Однажды священник Михаил Ардов с экрана ТВ ( 16.10.02 "Дата", ТВЦ ), долго и старательно рассуждал, что православному за жизнь цепляться не пристало. Церковные служители почему-то мгновенно забывают эти слова, когда дело касается их личного здоровья. Пример тому - недавняя эпопея с внезапным повышением артериального давления (гипертоническим кризом) патриарха, случившимся из-за авиаперелёта во время его визита в Астрахань ( 26-29.10.02, ссылки №№ 22, 23, 24 ) . Алексий II получил от врачей всю необходимую квалифицированную помощь в астраханской Александро-Мариинской больнице и по сообщениям в СМИ, на третий день его собирались выпиcать т.к. жизни ничего не угрожало. Несмотря на это, личные (!) врачи патриарха экстренно примчались из столицы, спланировали и провели целую спасательную операцию. Для окончательного выздоровления православную VIP персону эвакуировали самолётом в московскую ЦКБ, где всевозможных препаратов, приспособлений и устройств, позволяющих пациентам выбраться с "того света" и накрепко вцепиться в жизнь, сосредоточено на многие миллионы долларов США.

Для справки - пребывание в ЦКБ ( безусловно хорошем и высококачественном правительственном стационаре) обходится пациентам в круглые суммы. По данным страховой компании "Интеррос - Согласие", лечение в ЦКБ стоит от 100$ в день при 20 дневной (средней) длительности госпитализации. Депутат ГД РФ Н. Данилова привела любопытные данные о лечении Б. Ельцина за время его президентского правления, которое обошлось налогоплательщикам в 283 млн. долларов, а только один день пребывания "великого больного" в ЦКБ стоил около 300 долларов. Родственники побывавших в ЦКБ за свой счёт отмечают, что ради здоровья близких им приходилось раскошеливаться каждые сутки (без учёта лечения) сначала на 400 долларов, а затем на 250 долларов.

После месячного пребывания в ЦКБ, 28 ноября 2002г. Алексий II отправился не куда-нибудь к церковным святыням благодарить бога за дарованное исцеление, а в правительственный подмосковный санаторий "Барвиха", где по данным ИТАР-ТАСС, патриарх проведёт ещё три-четыре недели. Спектр и качество санаторных услуг подробно изложены на сайте "Барвиха".

Для справки ( санаторий "Барвиха", декабрь 2002г. ) - полный срок путевки составляет 24 дня. Стоимость путевки на полный срок составляет: Одноместный люкс - 132000 руб. Однокомнатный двухместный люкс - 120000 руб. (с каждого). В стоимость путевки входит большинство услуг санатория. Имеется ряд дополнительных платных услуг .

Слова Иисуса "У вас же и волосы на голове все сочтены" ( Мтф.10.30 ) касаются в первую очередь тех, кто несёт божье слово людям - священников. Главный церковный иерарх - Алексий II наглядно показал насколько он доверяет библейским обещаниям спасителя. Ради поддержания собственного здоровья он не пожалел ни средств ни времени на качественную медицинскую помощь, а в перерывах между лечебными процедурами с удовольствием рассуждал перед журналистами о пении под гитару и творчестве таких писателей, как Л. Толстой, М. Булгаков и А. Солженицын. Понятно, что для совершения молитвы о своем здравии, поклонения чудотоворным (исцеляющим) мощам и прочих усердий в служении Господу - вовсе не обязательно длительное пребывание в дорогостоящих больнично-санаторных палатах класса люкс, да и задумываться крещёному во время болезни (согласно церковному учению) требуется несколько в другом направлении - не о светских писателях и мирских развлечениях. Рядовым православным не мешает расстаться с иллюзиями о библейских чудесах исцеления и последовать за своим духовным лидером - лечиться не молитвами у икон, а в кабинетах у врачей, которые действительно лечат. Это несомненно требуется в случае заболевания депрессией (унынием).

 

Виновен тот, чьи слова или поступки заведомо лживы,
а не тот, кто честно и искренне в эту ложь поверил.
Честерфилд.

3.2. Во вторых, понятие греха уныния настолько внутренне противоречиво, что его религиозное осмысление становится невозможным, заводит в логические тупики.

Выше (2.1-2.6) было выяснено, что депрессия (уныние) является заболеванием. Болезни в библейской трактовке насылаются на верующих ради наказания за ранее совершенные грехи :

Левит, гл.26.

14. Если же не послушаете Меня, и не будете исполнять всех заповедей сих,

15. И если презрите Мои постановления , и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой,

16. То и Я поступлю с вами так : пошлю на вас ужас, чахлость и горячку , от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их ;

Второзаконие, гл.28.

15. Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя.

21. Пошлёт Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит он тебя с земли, в которую ты идешь чтобы владеть ею.

22. Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь.

27. Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем , коростью и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться ;

28. Поразит тебя Господь сумашествием, слепотою и оцепенением сердца.

35. Поразит тебя Господь злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени головы твоей.

59. То Господь поразит тебя и потомство твоё необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными ;

60. И наведет на тебя все язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе;

61. И всякую болезнь, и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен;

Абсурдно, когда в наказание за прошлые, уже совершенные грехи, присуждается новый, на 100% неотвратимый грех, за который опять потребуется наказание. Именно так и получается, когда происходит заболевание депрессией (унынием). В принципе, ничто не мешает богу наказывать конкретного верующего за грехи каждый раз одним и тем же - депрессивным заболеванием. Пути господни неисповедимы! В результате церковного словоблудия о грехе уныния, рождается образ вечного грешника. По божьей воле такой верующий никогда не выберется из заколдованного круга, в котором старый грех наказывается принудительным совершением очередного греха. Пропадает всякий смысл религии, т.к. смертный грех уныния (см. выше) означает духовную смерть. Спасение души для беспробудных грешников становится недосягаемой вершиной. Кроме того, вынуждаемый непрерывно грешить, человек будет ежедневно изменяться не в лучшую, а в худшую сторону.

Кроме наказания за содеянные грехи, болезнями (по Библии) проверяется твердость веры - согрешит ли человек в трудную минуту мысленно или поступками :

Книга Иова, гл. 2.

4. И отвечал сатана Господу, и сказал : кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек всё, что есть у него;

5. Но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его - благословит ли он Тебя ?

6. И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.

7.И отошел сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.

В таких испытаниях предполагается, что у человека имеется выбор : поступить в соответствии с заповедями или стать их нарушителем. В библейском словаре Вихлянцева В.П. о грехе написано : "...Ясно, Бог хотел, чтобы человек выбрал путь совершенствования через послушание, но Он не отнял у него возможности и ослушаться, то есть сделать собственный и добровольный выбор. Некоторые говорят, почему Бог не закрыл этот путь? Но тогда разве была бы свобода человека истинной? Имея возможность убить, разве обязательно нужно убивать? Не более ли заслуги в том, чтобы сдержаться? Если бы человек был во всем автоматически послушен воле Божией, он был бы робот, но Бог хочет иметь дело со свободной личностью, способной сделать правильный выбор, имея все возможности..." С современных научно-медицинских позиций известно, что заболевания, приводящие к унынию, совершенно не зависят от желаний и усилий человека. Мы не можем, например, внутренним напряжением воспротивиться физиологической потребности сна - рано или поздно человек засыпает. Из этого разряда и заболевание депрессией с её неотвратимым спутником - унынием. Если (ко всему) этот недуг унаследован от родителей генетически, то выбора, как такового, у верующего не оказывается от рождения. Дремлющие гены могут "проснутся" сразу или со временем. При таких изначально нечестных правилах, православный всегда будет проигравшим, или, переходя на печальный атрибут времени - язык религиозных террористов - обязательно подорвётся на нравственной мине-растяжке богословия. Действительно, любые усилия повлиять на своё настроение окажутся сизифовым трудом. Уныние возьмёт верх благодаря происходящим в организме процессам и изменениям, обусловленным заболеванием. Эффективное противостояние недугу является целиком и полностью врачебной прерогативой. В свою очередь, успешное вмешательство доктора будет означать не триумф богопослушания и личную победу верующего над грехом (заболеванием), а торжество фармакологии, состоящее, к примеру, из нескольких капель лечебной настойки или двух-трёх таблеток. По здравому смыслу, зачисление уныния в грех - ничем не оправдано. Праведность или греховность поступка верующего оценивается в религии постфактум. В грехе уныния поступку не оставлено ни места, ни альтернативы. Налицо бессмыслица и нелипица религиозного догмата. Если моральный критерий не становится ясным и понятным после скурпулезного анализа , то как же его должны понимать и выполнять обыкновенные верующие ? Они не обязаны дотошно копаться в библейской путанице, которая исподтишка подставляет под серьезный удар их личное здоровье.

 

Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха :
- Что такое хорошо
и что такое плохо? -

В. В. Маяковский.

 

3.3. Что совсем никуда не годится, РПЦ пытается насадить библейские понятия о добре и зле всему обществу в качестве "морального кодекса строителя капитализма". Провозглашенная в Конституции РФ свобода совести и вероисповедания вовсе не означает, что все как один должны носить на шее крестик, лечиться молитвами с постами, судить о человеческих поступках по сомнительным тезисам православного учения. Конституционно можно вовсе не исповедовать никакой религии. Выполнению правил в любой конфессии должно предшествовать ДО-БРО-ВОЛЬ-НО-Е принятие данного вероисповедания. Кроме того, человек может нести ответственность за свои поступки тогда, когда он бывает свободен при их совершении. В случае уныния, признаки целого ряда диагностируемых медициной и поддающихся излечению депрессивных заболеваний преподносят в православии как заведомый грех. На осуждение всем миром выносится поступок, которого не было и в помине! Человек становится без вины виноватым. Грешным ни за что, ни про что. Обществу предлагается считать человека плохим только потому, что он заболел на свою голову болезнью, влияющей именно на настроение. Поэтому, несправедливо считать проявления симптомов депрессивного заболевания - недобрым, социально-порицаемым поступком и тем более, предлагать их в качестве нравственного мерила. Понятия о хорошем и плохом в обществе должны быть ясны даже "крохе сыну", а не представлять собой медико-теологические головоломки, в которых черт ногу сломит. Грех уныния и ему подобные нравственные "тришкины кафтаны" православия - вовсе не те моральные принципы, под знамёнами которых светской и многоконфессиональной России пристало искать соответствие вызовам XXI века.

 

-4-

Литература и ссылки по части 1.

  1. Философия, Р.Поупкин, А.Стролл, изд. "Серебряные нити", Москва-Санкт-Петербург, 1997г.
  2. Словарь Ожегова
  3. Словарь Даля
  4. Архимандрит Лазарь, "Грех и покаяние последних времен".
  5. Уныние, тоска Святитель Феофан Затворник
  6. Православный энциклопедический словарь
  7. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  8. Что такое грех уныния ? Сайт православного священника Олега Моленко
  9. Иоанн, сайт для ищущих, "Как победить уныние?"
  10. Про исповедь. Протоирей А. Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Москве.
  11. История классификации греха
  12. Литература и ссылки по части 2.

  13. Сетевой словарь, депрессия
  14. "Популярная медицинская энциклопедия" под ред. В. И. Покровского, Москва, 1991г.
  15. Что необходимо знать о депрессии?
  16. Что такое депрессия ? составлено в Московском НИИ психиатрии МЗ РФ
  17. Серотонин.
  18. Депрессия, как общемедицинская проблема
  19. Чем заесть депрессию?
  20. Самоубийство заложено в генах?
  21. Литература и ссылки по части 3

  22. .Иоанн Кассиан, сочинения
  23. Сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
  24. Лента Ру, 28.10.02
  25. Лента Ру, 29.10.02
  26. Лента Ру, 30.10.02
  27. Известия Ру, 26.11.02
  28. Страна Ру, 28.11.02
  29. Стоимость лечения в ЦКБ
  30. Пресс-конференция депутата ГД РФ Нины Даниловой
  31. Форум сайта Доктор Ру, стоимость лечения в ЦКБ
  32. Санаторий "Барвиха"
  33. Регионы Ру, 23.11.02
  34. Синодальная Библия с возможностью поиска
  35. Библейский словарь Вихлянцева

С. Моисеенко sergosergo@mtu-net.ru

29.11.2002г.

Копирование, тиражирование, перепечатка, ссылка и прочие способы распространения этой статьи приветствуются и одобряются автором без всяких претензий