На поводке у гОcпода

Заставь дурака богу молиться,
так он себе лоб расшибёт.
(Поговорка).

Сколько слухов наши уши поражает.
Сколько сплетен разъедает, словно моль.
(Из песни В.Высоцкого).

Хочу рассказать одну историю.Всё началось с того, что лет 15 тому назад я познакомился с Иваном в тренажером зале.Он был моложе меня, закончил техникум и недавно демобилизовался из армии - самостоятельная жизнь только начиналась. По графику у нас часто выходили тренировки в одно и то же время, а к концу года знакомство постепенно переросло в приятельские отношения - обычное дело в таких "клубах по интересам".Присмотревшись к Ивану я заметил за ним одну слабинку-склонность находить в окружающих людях кумиров и старательно им подражать. Продвинутые культуристы всегда вызывают к себе повышенное внимание новичков - тренировки и внешний вид таких парней впечатляют, поэтому своими программами тренировок, рассуждениями и даже манерой одеваться, Иван стал со временем подозрительно напоминать некоторых ведущих атлетов из зала.Поскольку Иван стремился быстрее добиться спортивных успехов, то я расценил его черту - копировать поступки других - безобидной болезнью возраста, которая пройдёт со временем. Как я ошибался!

Где-то в конце 80-х всё вокруг закипело особыми перестроечными страстями. Консенсус, плюрализм и электорат прочно вошли в повседневную речь. Можно было запросто пойти и пообщаться почти с любыми лидерами партий и движений на нескончаемых московских митингах. За несколько лет Иван сумел последовательно поучаствовать в пяти , а может и более движений самого разного толка.Каждый раз он восторженно доказывал, что уж "эта" партия - самая правильная.В какой-то период времени Иван "однозначно" смахивал на Вольфовича и готовился окунуть свои кирзовые сапоги в Индийский океан, потом вдруг стал похваляться своей славянской родословной до седьмого колена, подозрительно относиться ко всем инородцам и выискивать себе на развалах саперную лопатку , то и вовсе принимался всех уверять, что самым наилучшим для страны будет реставрация романовской монархии.Каждое новое политическое увлечение Ивана легко угадывалось по резкой смене его прежних суждений и взглядов. Впрочем, время было непонятное, перемены происходили стремительно, даже многие умудрённые житейским опытом люди терялись и не знали как завтра жить.Через идейные поиски и шатания тогда прошло если не всё население страны, то его большая часть.

Каким ветром занесло Ивана в объятия РПЦ никто точно не знает, видимо подтолкнуло любопытство.Он долго и старательно скрывал своё новое "увлечение" от окружающих. О религиозности Ивана в зале узнали только через три или четыре года, когда заботливые попы окончательно довели его до "созревания".Он начал не таясь похваляться золотым крестиком на шее, говорить о своей вере, о царе и монархии, жидах и масонах, наливать глаза кровью и спорить до хрипоты с несогласными, навязывать окружающим все "прелести" религиозного мировоззрения и теократического строя.Как убеждённый атеист, я приложил немало усилий в попытках повлиять на приятеля , но похоже, что пропагандист из меня был тогда плохой, а дело у Ивана зашло настолько далеко, что "игольное ушко" его сознания потеряло последние просветы.Оставалось махнуть на всё рукой и наблюдать за необратимыми изменениями.

Изменения не заставили себя ждать.В культуризме 90% успеха зависят от своевременной и качественной еды.Строгие посты Ивана на фоне напряжённых тренировок в спортзале привели к ощутимому падению его спортивных результатов и даже подрыву здоровья - он стал заметно чаще болеть.В стремлении свято выполнять библейские заповеди, Иван начал щедро раздавать в долг всем просящим свои скромные сбережения, а иногда даже и последние деньги.Не чистые на руку знакомые поспешили воспользоваться таким случаем и в течении нескольких лет безвозвратно назанимали приличные суммы у новоиспечённого христианина. Рухнувший идеологический занавес позволил многим людям сделать в тот период личную культурную революцию, т.к. всё запрещаемое прежде (по соображениям коммунистической идеологии) стало доступным. Печатались замечательные книги непереводных ранее авторов, на теле и киноэкранах появились мировые шедевры, в Москву устремились с концертами звёзды и легенды западной музыки.Всё это прошло мимо Ивана.Он принципиально не смотрел кино и не ходил на концерты, т.к. в церкви его крепко убедили, что всё это хитроумные искушения дьявола.Он перестал читать книги. Собранная за десятилетия, неплохая домашняя библиотечка была под влиянием православных поводырей частично роздана знакомым, а частично выкинута на помойку в течении нескольких недель.Освободившееся место на полках заняли "жития святых" и всевозможные "божественные откровения".На все случаи жизни, чаще всего не к месту, Иван стал механически, не думая сыпать в ответ заученными библейскими цитатами и поучениями.Его сверстники из зала выбирали себе хорошие, интересные профессии, старательно осваивали их, крепко становились на ноги, а Иван тем временем продолжал укрепляться в своей вере и в мысли, что лучшие места захвачены иноверцами с инородцами и только поэтому его не приглашают в директоры завода или не назначают министром.Не красиво так говорить о знакомых, но прежде интересный и неглупый парень стал всё больше походить мыслями и поступками на недалёкого попа из всеми забытой периферийной иепархии.

Спустя ещё несколько лет начал угрожающе развиваться балканский кризис.Из Косово каждый день приходили тревожные вести о вооружённых столкновениях на этнической основе. Надо сказать, что РПЦ развернула в то время во всех подконтрольных СМИ широкую кампанию в поддержку сербских братьев по вере.Вовсю муссировались идеи о притеснении православных на их исконных землях, о необходимости защищать братьев по вере - сербов от нового крестового похода католиков (НАТО), объединившихся с мусульманами (албанцы) и прочими врагами "истинной" веры.

Как и положено, у американского посольства возникли православные пикеты в защиту югославских единоверцев.Не знаю как в других городах, а в Москве постоянно проходят всевозможные митинги, пикеты, сборы подписей по всяким серьёзным и не очень поводам.Организаторы акций частенько недостаток энтузиазма у горожан компенсируют материально, привлекая наёмных участников.Помитинговать на деньги заинтересованных спонсоров давно стало для многих москвичей способом поправить личное материальное положение.Как Иван это не скрывал, но через общих знакомых выяснилось, что православную солидарность он ходил выражать за деньги, в рядах какого-то религиозного движения , т.к. в ту пору занимался оформлением на новую работу, у него крепко пустовал кошелек и днём оставалось много свободного времени.Насчет круглосуточных бдений утверждать не берусь, но рабочие смены в пикетах по 8 и более часов он отрабатывал добросовестно. Похоже, что Иван приходил домой только ночевать и застать его лично или по телефону было практически невозможно.

Солидную часть протестующих христиан составляли крикливые, нервозного вида женщины, которым за сорок и хорошо за сорок..А ведь даже несколько истеричек вместе - это уже целая толпа из сумасшедшего дома. В компании таких "замечательных" людей есть обыкновение-утрировать самые обычные вещи, раздувать каждый пустяк до неслыханных размеров. Остается только догадываться - каких недосягаемых вершин достигали слухи, домыслы и сплетни, услышанные там Иваном .Немудрено, что после нескольких недель он начал путать реальные события с желаемыми и вымышленными. Ситуация в Югославии тем временем развивалась в ураганном темпе и новости менялись ежедневно по несколько раз. Лишенные на улице доступа к СМИ, антиамериканские пикетчики подпитывались мрачными фантазиями, которые искусно сеяли в толпе информаторы-провокаторы.

Так, однажды Иван сказал мне по телефону самым серьёзным тоном, что в газетах по радио и на ТВ дают неверную картину событий в Югославии, а вот к ним, под стены американского посольства, ежедневно приходят бывалые люди, которые проездом, только что "оттуда", всё знают и самое главное- все как один православные, значит не соврут! Он ещё долго говорил мне в тот раз о приближающихся тяжёлых временах, неизбежном начале мировой войны этим летом, густо и невпопад подкрепляя слова пророческими цитатами из библии и прочей билибердой об антихристе, "числе зверя" и близящемся "втором пришествии".Надо отметить, что православным фанатам, после показа на НТВ "Последнего искушения Христа" , потихоньку стали внушать мысль, о вреде и лживости СМИ. Ивана за несколько лет приучили практически не читать газет и не слушать радио, а из всех программ смотреть по ТВ только "Русский Дом" .Я не придал значения разговору и отнёс слова приятеля на его впечатлительность, усиленную длительной митинговой жизнью - ну как тут остаться в здравом уме после месяца марширований со скандированием воинственных лозунгов вперемежку с умелой накачкой и промыванием мозгов в паузах?.Ещё через некоторое время Иван позвонил мне сам и по большому секрету сообщил, что трудные времена не за горами, поэтому сейчас надо срочно запасаться продуктами питания и вещами первой необходимости, что многие его знакомые уже так делают.В его тоне сквозили гордость за проявленную заботу о ближнем и намёк, что благодаря его мудрому совету я успею как следует подготовиться и не умру в трудную минуту от голода.

Наш разговор я быстро забыл, а вскоре случайно оказался у Ивана в гостях по какому-то делу.Зайдя в дверь, я ахнул от удивления: квартира приятеля представляла собой продовольственный склад времён обороны Москвы 41-го года.На видном месте, на гвоздике в стене, у него висели два новеньких армейских противогаза в защитного цвета сумках и дозиметр радиационного излучения.Высоко под потолок уходил штабель упаковок подсолнечного масла, заботливо уложенные, в ящиках и коробах ждали часа испытаний консервы, крупы, соль, спички, хозяйственное мыло и свечи.Иван сокрушался, что в его запасах не хватает многих жизненно-необходимых для выживания вещей. Вражеский удар ожидался со дня на день! Я осторожно осведомился - а куда ему и его матери на двоих столько съестного - этого хватит на десять жизней, тем более, что как набожные люди, они часто постятся и морят себя голодом, а многие продукты в его Н.З. были явно не рассчитаны на длительное хранение, от силы на один год, не более.Иван важно мне ответил , что в военное время, которое не за горами, запасы еды - это вторые или даже первые деньги, на которые можно будет выменивать абсолютно всё, что необходимо для жизни.Тут сквозил явный намёк на мою преступную бездеятельность и беспечность, ввиду надвигающихся испытаний и лишений.

Прошло ещё полгода. Невзирая на все православные молитвы, Югославию разбомбили, режим Милошевича рухнул, третья мировая война так и не началась, "конец света" был опять отложен до лучших времён.Мой атеизм превратил знакомство с Иваном в пытку бесконечными спорами.Наши отношения окончательно охладели.Мы перестали с ним видеться и перезваниваться по телефону.В спортивном зале он давно не показывается, т.к. всё свободное время посвящает молитвам и хождению по храмам.До сих пор я задумываюсь - а что Иван делает с горами продовольствия в своей квартире, когда он наконец съест все запасы консервов и крупы, исчиркает спички, измылит мыло и спалит свечи ?

С. Моисеенко
E-mail: sergosergo@mtu-net.ru


Копирование, тиражирование, перепечатка, ссылка и прочие способы распространения этой статьи приветствуются и одобряются автором без всяких претензий.