Горят костры, костры горят -
Христа распятого наследство.
Иезуиты говорят,
Что цель оправдывает средства,

Что если ты наточишь нож
Для высшей цели - значит прав ты,
Что на Земле святая ложь
Куда дороже грешной правды...

 

ЗАМЕТКИ О ЛЖИ (Шутка).

    Примитивная ложь. Источник информации (далее - И.И.) делая утверждение достоверно знает, что это утверждение не соответствует действительности (далее - не истинно). Т.е. ему известна информация, полностью опровергающая это или другие утверждения (свои или чужие), на которые И.И. ссылается в его обоснование.
    Использование прилагательного "примитивная" обусловлено тем, что лживое утверждение может быть опровергнуто обоснованными утверждениями другого И.И., т.е. свидетельскими показаниями, и/или фактическими данными. Поэтому, используя примитивную ложь, лжец понимает, что он никогда не сможет быть спокоен за то, что не будет разоблачен в будущем. Это обстоятельство в определенной степени ограничивает применение примитивной лжи.
    Ложь умолчания. И.И. делая утверждение умалчивает об известных ему обстоятельствах, которые могут ослабить утверждаемую им позицию, хотя знает или, во всяком случае, имеет основания предполагать, что такие обстоятельства существуют.
    Ложь незнания. И.И. делая утверждение не знает, истинно это утверждение или не истинно, но, скрывая свое незнание и не имея фактов, подтверждающих свое утверждение, все же авторитетом, хитростью, психологическим давлением и пр. стремится убедить собеседника или слушателей в его истиности. В данном случае И.И. имеет все основания предполагать и обязан допустить, что его утверждение не истинно, но уклоняется от такого предположения и выдает весьма маловероятное, т.е. возможные ошибку, вымысел или ложь (свои или другого И.И.), за достоверную информацию, за истину. Ссылка только лишь на отсутствие информации, опровергающей утверждение, не может рассматриваться как факт ее подтверждающий. Другими словами, не подтвержденное и не опровергнутое утверждение не может рассматриваться как истина.
    Грань между ложью незнания и такими понятиями, как ошибка или вера тонка и достаточно зыбка, однако определенные, разделяющие их признаки, имеются.
    Ошибка. И.И. делает утверждение, которое он, на основании своего собственного анализа фактов и информации, добросовестно считает истинным, хотя в действительности оно не истинно. Добросовестность предполагает, что он стремился получить самостоятельно или от других И.И. и проанализировать всю возможную информацию по данному вопросу, как подтверждающую, так и опровергающую его утверждение и в своем анализе не использовал никакую из форм лжи (в частности ложь самому себе). Ошибка, в отличие от лжи, предполагает готовность И.И. при получении новой информации признать (также и публично) не истинность своего утверждения, если таковая следует из этой новой информации.
    Вера. Утверждение собственной позиции конкретного человека (всегда являющегося потенциальным И.И.) не на основании своего собственного анализа информации, а лишь на основании утверждения (возможно истинного, а возможно не истинного, т.е. лживого, ошибочного или вымышленного) другого (других) И.И.
    Вера - неотъемлемое право каждого человека, который таким способом утверждает позицию для себя, хотя при этом не знает (при наличии знания - вера не требуется!) истинна эта позиция или не истинна, он лишь верит в ее истинность. Однако вера с исключительной легкостью может преобразоваться в ложь незнания, стоит лишь попытаться выдать ее за истину. До тех пор, пока человек не является И.И. и не пытается передать свою веру другим людям (другим И.И.) под видом истины (т.е. не утверждает, что его вера - есть истина), он гарантировано не распространяет не истинную информацию, т.е. гарантировано не лжет. Но стоит ему попытаться выдать свою веру за истину (т.е. начать утверждать, что его вера - есть истина), как эти гарантии исчезают и он уже не вправе утверждать, что он не лжец. Вера может быть нравственной (независимо от того, соответствует она действительности или нет), до тех пор, пока существует внутри человека и помогает ему преодолеть трудную минуту, но неизбежно переходит в ложь незнания, т.е. становится безнравственной, если начинает распространяться с претензией на роль истины!
    А теперь загадка.
    Утверждение: "На кончике швейной иглы, расположенной острым концом вверх, могут разместиться 39 чертей".
    Вопросы:
    Что в этом утверждении истинно, а что не истинно (дать ответы на основании знаний и на основании веры)?
    Есть ли в этом утверждении ошибки или ложь?
    Если есть ложь, то какие ее формы использованы (допускается ссылаться на любые формы, в т.ч. отличные от определенных в этой шутке)?
    Какие вопросы об истинности, ошибочности или ложности этого утверждения можно еще поставить (и ответить на них)?
    Самостоятельно составить несколько подобных загадок.

                Автор не претендует на авторские права и допускает использование этой шутки и выдержек из нее кем и как захочется (если захочется); авторство эпиграфа - неизвестно.
 

Крайнев Александр Маркович, 50 лет,
инженер-физик.

[А-сайт]