Вера vs. Знание

или

Почему я атеист?


Довольно давно я задумался: в чем причина всему, и всему начало? Почему Я есть, и как бы было, если б меня не было. Признаюсь, я даже тихо радовался, что мне посчастливилось родиться пионером в СССР, а не негритенком в США. А потом мне здорово захотелось узнать, с какой стати ко мне пришел такой козырный расклад. Наверное, именно с этого момента и начался мой путь атеиста.

Я родился в семье с университетским техническим образованием. Мать работала технологом в большом ящике, отец был преподавателем теормеханики. О Боге в семье говорили на Одесский манер - "боже ж ты мой", и не более. Зато по части науки - физики и математики - я такие епитимии получал - мое почтение. Отец, вместо детсада, таскал меня в свой ВУЗ, где у него были сокурсники на кафедре физики, и мне - персонально - показывали опыты, чтоб я не ревел. Я и не ревел, пока меня не пытались увести домой. Но главное, мне не просто показывали - мне объясняли (видимо по привычке). что демонстрирует тот или иной опыт.

И вот, светлая пора! С букварем покончено, мне в руки дали мой первый учебник физики. Как я плевался! Эта серая муть оказалась такой же пресной, как и букварь. Я ждал от учебника такого же шоу, какое мне закатывали скучающие аспиранты. Вместо шоу я получил двести страниц каких-то формул. Это была засада. Просто от скуки я перелистывал учебник, и только в самом конце нашел описание одного из опытов, который уже видел. Кажется, это были перо и дробинка в трубе с откачанным воздухом. Как ни странно, никаких формул при этом опыте не приводилось. Я спросил отца, что будет, если откачать только половину воздуха? Ясное дело, что уравнение Стокса отец мне излагать не стал. Он предложил найти ответ самому. А на другой день мы пошли на кафедру физики и я три часа убеждался, что моя гипотеза - дерьмо. Отец тогда сказал, что "кто экспериментирует, тот всегда рискует".

Со Стоксом я разобрался гораздо позднее. А тогда я читал учебник и задавал вопросы типа: "что будет, если". А потом шел и ставил эксперименты. Именно тогда я понял разницу между теорией и гипотезой. А классе этак в восьмом, я ощутил манеру природы отвечать на вопросы. Правда, четкое определение этой манеры я нашел гораздо позже и в готовом виде. Уж и не помню теперь, кто сказал: "Природа говорит 'да' тихо и неразборчиво, а ее 'нет' звучит как удар грома". Чтобы добиться этого "да", природу надо припереть к стенке доказательствами, а это ох, как не просто.

Тем временем, я уже понял, что книжка без картинок, набитая формулами и уравнениями может быть тоже очень и очень интересной. Школьный учебник физики, правда, к этому разряду так и не отнесся. Я понял, в чем смысл уравнений, описывающих законы природы - это просто готовые ответы на вопросы " а что, если?". Но самое главное в этих ответах это то, что их МОЖНО ПРОВЕРИТЬ САМОМУ. В это же время я понял, почему математику называют языком науки, и как при помощи математики можно искать ответы на еще не заданные вопросы. А еще я понял, что только "experimentum crucis" превращает гипотезу в теорию.

И еще я начал понимать, что такое "здание современной науки", и почему ни один кирпич в этом здании нельзя выдернуть. А еще я читал многотомную "Историю Науки" о том, как поколения строителей годами обтесывали и облизывали каждый кирпич, прежде, чем уложить его в кладку. Читал и о том, как иногда рушились верхние этажи, выложенные из бракованного материала. И о том, как отвергнутые предками кирпичи, вдруг точно ложились на свое место.

Это все можно очень долго рассказывать. Скажу только, что я более-менее проверил фундамент этого здания, и теперь могу этому зданию _доверять_, но ни в коем случае не _верить_. Потому что доверие - результат проверки.

Я уже учился в Киевском Политехе, когда к нам на волне перестройки, гласности и свободы совести пришла свобода вероиповедания. До того я о Боге не задумывался - ну есть у людей вера. Так это ихнее личное дело. Но вот эти люди пришли ко мне и стали меня просвещать. Разумеется, меня их картина мира удивила. Но я не стал сразу отвергать ее, а робко поинтересовался, какие у них есть _доказательства_ своей правоты. Дальше последовала весьма любопытная речь, из которой следовало следующее:

  • Правота их - в Писании
  • Писание - вне сомнения
  • Сомнения по поводу Писания - грех
  • Попытки проверять Писание - свидетельство сомнения / греха
  • Грехи наши - от лукавого
  • Экспериментальный подход - от него же
  • Вся наука - расплодник червей сомнения, за исключением т.н. "Христианской Науки" и проч.

Когда я заметил, что наука вульгарис кроме сомнений приносит еще и весьма ощутимые плоды, мне было отвечено, что плоды эти нам дарованы свыше, а наука вульгарис к этим плодам просто примазалась.

Я, разумеется, поскорее спровадил этих доброхотов и постарался забыть этот инцидент. Однако время не стоит на месте, и если с первыми проповедниками я столкнулся случайно, то теперь они ходят по домам и настойчиво шарят своим бреднем (чуть было не сказал "своими бреднями" - каков каламбур?) в поисках добычи. Вот уже 12 лет, как мне, время от времени приходится схлестываться с ходоками от разных и конкурирующих организаций, жаждущих приобщить меня именно к своему, истинному свету. Если не ошибаюсь, это были: греко- и римо-католики, православные московского и киевского патриархатов, иеговисты, адвентисты, пятидесятники, евангелисты, кришнаиты, служители Белого братства и еще несколько конфессий, названия которых я забыл сразу же. У всех у них торжественный комплект был один и тот же (см. выше)

Нужно ли говорить, как меня раздражали нападки в адрес науки со стороны, откровенно говоря, весьма невежественных людей? И тогда я понял. Чтобы понять этих людей - не обязательно даже очень глубоко вникать в суть их убеждений. Важнее понять, ПОЧЕМУ они приняли эти убеждения. И вот здесь-то меня и ждал шок.

Я, по определению, принимал каждого за образованного человека, и это оказалось ошибкой. Наличие аттестата и даже диплома не означает _абсолютно_ ничего. Большая часть моих знакомых, отмеченная синими и красными техническими дипломами, являются полными профанами не только в матанализе, но и в элементарной арифметике. Геометрию, которая есть самый полезный предмет в школьной программе, никто и не заметил ( да, мол, чертили что-то там такое). От физики у большинства в памяти засел анекдот о яблоке Ньютона, да треск электрофорной машины. Химия, которая в школьном изложении действительно скучна, у всех ассоциируется с химизацией. Люди не помнят даже фактов, которые им излагали. Дидактикой, которая есть наипростейший и наивреднейший метод обучения, людям отшибли мыслительную железу. Стоит ли удивляться, что люди не в состоянии искать ответы - у них нет ни основы, ни умения, ни желания.

Да, таково положение вещей. Многие люди, которые искренно мнят себя образованными, таковыми не являются. И было бы наивно ожидать иного. В нашей стране растили не философов и гигантов мысли, а рекрутов трудовой армии, необходимый компонент производственного процесса.

Итак, ответы нужны, но сами мы их добыть не в состоянии. Как быть? Спрос рождает предложение. Ранее, на этом рынке монопольно развлекалась незабвенная КПСС, которая выбрала наименее противоречивую из всех философских систем - атеизм. Сделала это, скорее всего, непроизвольно, инстинктивно.По крайней мере устранялись с рынка традиционные владетели умов. Грех КПСС в том, что атеизм был возведен в ранг религии, которой он быть не должен.

Далее - известно что. Так бывает со всеми монополиями. Ответы кончились, вопросы остались. Сами отвечать, по-прежнему, не умеем и не хотим. На этот клондайк и ринулись ловцы душ человеческих. Дело непыльное, да и прибыльное. Я пока не знаю конфессии, где не практиковались бы сборы пожертвований. Человек, естественно жаждущий ответа на массу _действительно_ важных вопросов, оказался в ярком торговом ряду. Есть такое наблюдение - если товар хорошо рекламировать, его купит даже тот, кому он не нужен. Что говорить о тех, кому этот товар - ответы - нужен, как воздух.

А вопросы - серьезные. Откуда Я? Почему я - именно Я? Что будет, когда Я умру? Может, действительно, мне петь сейчас круглосуточно мантры, чтобы там мне не устроили "Мене Текел Фарес"? Может быть, небольшой взнос спасет гиганта мысли от ордена Меча и Орала? А может, не попасть в застенки вашей конторы легче, если на вашу контору работать? Мы это уже умеем. И даже очень хорошо.

На все эти, и массу других вопросов, я давал ответ сам. Сам искал, сам проверял, по мере сил. И НИЧЕГО не брал на веру. Просто потому, что верить не умею. Я атеистом не становился - я им вырос.Для меня атеизм - это не отрицание Бога, а привычка полагаться лишь на себя, да достоверные факты в поисках ответов. И свои ответы я никому не предлагаю, поскольку тот, кто умеет мыслить - тот имеет свои ответы, а кто не умеет, тому придется мне поверить. А это ничуть не лучше того, что они имеют сейчас.

Атеизм - не система верований. Это, всего лишь, общая схема, которую каждый волен наполнять собственным смыслом. Хватило бы ума, терпения, да желания. Чего и вам желаю.


Принципиально не ставлю на свое творенье позорное тавро копирайта - этим пусть Микрософт занимается.

Хотите перепечатывать - пожалуйста, хотите цитировать - сколько влезет. Можете даже не ссылаться - перебьюсь.

Перекресный Артем Станиславович 28/11/98