Не сказать, чтобы я сильно любил праздник 8 марта, но все-таки вошло в привычку в этот день похозяйничать на кухне, подать кофе в постель, приготовить праздничный стол и порадовать женщин букетиком цветов. Думаю, что многие со мной согласятся, что политическая окраска этого праздника давно потускнела и стерлась, получился просто Женский День. И стало несколько неприятно, что в этот день некоторые борцуны приступили к рассылке разного рода пасквилей, думаю, стоит ответить. Итак…
Как один православный идеолог может испортить
общий праздник.
Или.
Ну вот, придет Кураев и все опошлит.
Zilber aka Hawky
Hawky@windoms.sitek.netPilgrim
pilgrim_p@mail.ru
“Весною птички прилетят,
Ручьи повсюду зажурчат,
Цветы, конечно, расцветут...
...но кто-нибудь насрет и тут.”
(народная мудрость)
Можно ли не праздновать 8 марта?
Диакон Андрей Кураев
В религиоведении и в культурологии есть такой жанр работы: мифологическая реконструкция. Как археолог по обломку колонны пытается восстановить вид храма, как палеозоолог по позвонку пробует восстановить облик динозавра, так историк религии по жесту, по обрывку, по глухому упоминанию пробует реконструировать то верование, которое некогда было живо и определяло судьбы людей, а затем захирело и ушло. Вот есть некий гимн, есть странное имя некоего духа или божества. Но что это за божество, почему именно к нему обратился именно в этой ситуации именно этот человек? Что для него означала эта молитва? Какой должна была быть его вселенная, чтобы в ней эти странные слова оказались бы исполнены смысла?
Смешались в кучу кони, люди... Стоит отметить, как хитро д. Кураев в общем перечислении упомянул труд палеозоолога. Здесь важно, что он не разделяет его с археологом, историком религии, etc. Значит, он признает методику работы палеозоолога и возможную истинность результатов наравне с методикой и истинностью историка религии. Я специально отметил это место. Вдумайтесь, палеозоология не в чести у христиан, ибо ее выводы свидетельствуют о существовании динозавров, живших задолго до официально объявленной христианами даты сотворения мира. Эта дата колеблется у разных конфессий, но длительность ее не превышает примерно 10000 лет, на библейских датировках ли, на вольном измышлении ли, не об этом речь. Но 10000 лет и сотни миллионов лет, о которых заявляет палеозоология, несопоставимые даты. Признать истинность, даже вероятную, данных палеозоологии, означает признать неистинность, либо вероятную неистинность библейских текстов, что смертельно для христианства, ибо тогда “слово божье”, в них изложенное – ложно, со всеми вытекающими. Неизбежность этого заставляет и заставляла многих христианских проповедников, особенно современных, яростно обрушиваться на любые попытки работ по “реконструированию” динозавров и счислению периодов геологических эр. Но Кураев не делает этого. В чем дело? С очевидностью констатирую: для отче диаконе все средства хороши, и для околпачивания чителей он способен на такие вот трюки: для придания весомости своим измышлениям взять в свои “свидетели” совершенно чуждую вере науку. Разумеется, лукаво не упоминая о выводах науки, но выпячивая сходные со своей богословско-историоведческой деятельностью методы. Дабы не мытьем, так катаньем...
Хочу конкретизировать. И палеозоолог, и археолог реконструируя по обломкам картины прошлого, опираются не на предположения и догадки, но на знания. Чего не скажешь о диаконе, чьи выводы, а так их предпосылки из области догадок и фантазий. Выводы на основе одного обломка никогда не делаются.
Таким осколочком, позвонком от динозавра дошло до наших дней празднование 8 марта. Что стоит за этой традицией? Почему она так живуча, несмотря на то, что родом она из той поры, которую сегодня принято ругать? Какие верования, ассоциации, мысли и надежды связывались с этой датой в те дни, когда празднование 8 марта было не традицией, а неслыханной новизной?
Много лет в приближении этой даты я начинал спрашивать всех встречных, включая историков и журналистов, изготовившихся писать праздничные очерки: "почему мы празднуем именно этот день?".
Много-много лет мающийся от безделья будущий православный сочинитель, а в то время комсомольский писака Кураев, доставал окружающих, знакомых и незнакомых совершенно идиотским вопросом. Сейчас невозможно, наверное, “реконструировать” выражение их лиц, междометия и жесты, которыми сопровождалась реакция этих людей. С тех пор минули годы, но Кураев не успокаивался, и о чудо, наконец-то его озарило открытие! Вздохнем свободно вместе с людьми, от которых он теперь отстал и вчитаемся в гениальные строки бессмертного, я бы даже сказал, эпохального опуса. Последуем за Кураевым. Но осторожно, дабы и нас не посетили такие вот “откровения”.
Весну естественно было бы встречать 1 марта.
Почему рождество христово у католиков празднуется 25 декабря, а у православных 7 января? Не логичнее было бы праздновать рождество христово первого января? Чтобы оставить за спиной, в старом году весь груз прошлого, как бы родившись (вместе с христом) к новой жизни, к новому, чистому жизненному циклу? Взяв собой новые надежды, новые цели и новые чувства. Не кроется ли в этом какая-то зловещая тайна? Не результат ли это тайного заговора темных сил?
Бредятина, конечно, но в духе рассуждений Кураева вполне логично и возразить нечего.
Логично было бы ее чествовать 22 марта - в день весеннего равноденствия.
Толковый словать русского языка:
РАВНОДЕНСТВИЕ, я, ср. Время в году, когда продолжительность дня и ночи одинакова. Весеннее р. (21 марта). Осеннее р. (23 сентября).
Так что 22 тоже не логично. Впрочем, и 21 не логично. Почему бы тогда не 22 декабря, когда “день поворачивается на лето”?
Кстати. 22 нового стиля минус две недели разницы (старый стиль) попадает как раз на 8 марта.
Мде... Когда так грубо впирается один человек, это понятно. Но когда за ним радостно впирается вся его паства, это уже забавнее.
День женщины можно было бы праздновать в любое из воскресений весны. Но почему же было выбрано именно 8 число марта? Нет-нет, пояснял я, я не против празднования женского дня, не против того, чтобы начало весны знаменовалось светским праздником, а не только церковной масляницей.
В конце статьи Кураев скажет, что он с детства терпеть не мог этого праздника. Как вас понимать, тарищ диакон?
Кстати о масленице. Грубый плагиат языческого праздника, с совпадением дат и ритуалов объявлен РПЦ (и следом за ней диаконом) церковным праздником. Умилительная картина. Я растроган.
Но почему именно 8 марта
Гимлер вызывает своего сотрудника.
-Назовите двузначное число
-28
-А почему не 82?
-Можно, конечно, и 82, но лучше 28
Гимлер пишет в характеристике – “характер близок к нордическому”, вызывает следующего сотрудника.
-Назовите двузначное число
-33
-А почему не... А, это Вы Штирлиц.
было избрано для такого праздника? Почему празднуется 7 ноября - понимаю. Почему день классовой солидарности трудящихся отмечается 1 мая - тоже всем известно (по крайней мере официальная версия уверяет, что это память о демонстрации рабочих в Чикаго). Но выбор 8 марта не был объяснен никак. Ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта, и оказалось столь значимо и памятно для пламенных революционеров, что они решили хранить в веках память об этом дне. Но если люди празднуют день, о мотивах празднования которого им самим ничего не известно - не странно ли это?
А вот здесь мы поправим православного товарища Кураева исторической ссылкой. Отметим, что как комсомольский работник, он знал об историческом обосновании этого праздника. Классический случай умышленного склероза. А диакону Кураеву напомним: врать нехорошо. Или он и об этом срочно забыл?
08.03.1857
- Текстильщицы Нью-Йорка прошли с маршем по улицам города, протестуя против низких заработков и плохих условий труда. В 1908 году уже их внучки в этот день требовали запрета детского труда, права голоса и улучшения условий труда. Как будто бы эти факты не находят документального подтверждения, и были уже в 50-е годы XX века извлечены на свет, чтобы отделить празднование Международного женского дня от советской истории. Но... В 1908 году женская социал-демократическая организация женщин в Нью-Йорке организовала массовый митинг в защиту прав женщин. На следующий год Социалистическая партия Америки провозгласила последнее воскресенье февраля Национальным женским днем. В 1910 году на Второй международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара ЦЕТКИН выступила с инициативой отмечать ежегодно Международный женский день. Впервые в Европе он был отмечен 19 марта 1911 года - день годовщины победы народного восстания в Берлине в 1848 году, а через два года перенесен на 8 марта в память как будто бы не имевших ранее места выступлений протеста женщин. С каждым годом число стран, в которых на том или ином уровне отмечалась эта дата, росло, и в 70-е годы нашего века 8 Марта было принято ООН как Международный женский день.
Не делает ли это возможной ситуацию, при которой одни люди (статисты, приглашенные на праздник) отмечают одно, а другие (организаторы) празднуют нечто совсем иное?
Не значит ли странный гул за стенкой, что у соседа спецслужбами проводится эксперимент по использованию психотропного оружия? Этот и заданный диаконом вопрос часто указывают на паранойю с манией преследования. Хотя на самом деле гудеть может старый телевизор. Так и Кураев, не зная, или делая вид, строит догадки.
А по-моему он просто списался, выдохся, как проповедник, устал крутить одну и ту же идеологическую пластинку годами. И теперь откровенно валяет дурака, заполняя водой совершенно пустые байки. Но деньги церкви отрабатывать надо, что ж тут не понять...
Может быть, организаторы решили не разглашать тайну своей радости? Мол, радость у нас большая, и мы не против того, чтобы весь мир нас поздравлял с этим днем. Но у нас свой, очень частный и не всем понятный повод для праздника, а праздник мы хотим вселенский, и вот для того, чтобы весь мир искренне веселился и искренне нас поздравлял - мы дадим ему другое, профанно-экзотерическое толкование праздника.
Слово “профано” здесь очень уместно, именно так характеризуется стиль толкований у Кураева.
Но каков все же стиль! Хотя методы простые и веками обкатанные на массовых проповедях для паствы, которая ловит слова своих наставников, не вникая в смысл. Психология ясна: “разве батюшка может врать?”. Ан может, как видим, и причем вдохновенно. И еще. Смотрите, сначала он подставляет на место оппонента себя, рассуждает за него подчеркнуто глупо или зловредно, затем отделяет себя от образа, уже очерненного и выносит ему суд: “глупый и зловредный”. Но кто шаг назад стоял на месте этого образа? Сам батюшка. Дальше догадаетесь сами.
Так что же может составлять тайное, эзотерическое содержание этого праздника?
Вот и лукавый вывод с использованием описанной выше методы. Откуда взялся якобы уже доказанный “профано-эзотерический” смысл праздника?
Верно ли, что 8 марта - день Женщины? Ведь всем известно, что 8 марта - "Международный женский день". Также всем известно, что женщины живут во всех странах. Кроме того, почти всем за последние годы стало известно, что 8 марта отмечали только в СССР.
Праздник признан ООН, как международный женский день (см. приведенную выше справку). Отмечать его или нет, личное дело каждого, другое дело, что у многих нет желания его отмечать, благодаря политической окраске, привнесенной коммунистами. Вполне резонное решение.
Обращаю внимание, что Кураев соврал еще раз. Ну, вот сказал бы он, допустим, что имеются сомнительные исторические данные, но ведь ясно выразился, что исторических объяснений нет вообще, а потом заявил, что кроме СССР его нигде не празднуют. И не раз еще скажет.
Почему же женщины остальных стран его не отмечали? - Значит, это был не день женщины как женщины. В этот день надлежало прославлять женщин с определенными качествами. И эти качества почему-то не очень ценились в других странах.
Причина этой странности очевидна: 8 марта - не день женщины, а день женщины-революционерки. И потому в тех странах, где революционная волна начала ХХ века захлебнулась, празднование Революционерки не прижилось.
Даже подчеркивать особо не буду, что международным женским днем (а не днем Революционерки), 8 марта было признано ООН в 70-х годах XX века, а не в начале. А ООН, вообще-то начхать и на революционное движение начала века, и на его вожаков. Врет, врет Кураев, как сивый мерин. Скоро уже я за него краснеть буду, а ему все нипочем!
А ты на цвет, которым комментарий выделяешь, смотрел?
Понятна потребность революционного движения иметь свои праздники вместо традиционно-народных, церковных и государственных. Понятно желание дать повод к тому, чтобы еще раз приободрить и почествовать своих товарищей и соратников по борьбе. Весьма умна и эффективна была идея вовлечь в революционную борьбу не только рабочих мужчин, но и женщин, дав им свое движение, свои лозунги и свой праздник.
Я бы сказал, что такое поведение свойственно не только революционерам 17 года. Думаю, стоит напомнить, как себя вели пришедшие на Русь христиане. Которым, впрочем, не удалось задушить все языческие праздники, пришлось навязать им церковное звучание. Типичный пример уже упоминавшаяся здесь масленица. А так же праздник с идиотским названием “Иван Купала”, где умудрились переплести имя святого с языческим богом. Также они себя повели и в 90х годах, оперативно воскресив свои праздники.
Но почему днем, когда революционерки должны были выходить на улицы и декларировать нынешнюю ущемленность прав, а также свое нерушимую убежденность в грядущей эмансипации, было определено именно 8 марта? Кого уволили с работы в этот день? Кого бросили в тюрьму? Кто из лидеров демдвижения родился в этот день? Ответа нет.
Не декларировалась “ущемленность” прав во время празднования 8 марта в СССР, декларировалась солидарность в борьбе за права женщин, которые до сих пор далеко не везде признаются. Я считаю, что это вполне достойная цель, хотя и не оправдываю ту форму, в которой проводились эти мероприятия. А ответа нет у того, кто не хочет его замечать, кстати, позднее этот ответ даст сам диакон…
В общем, становится ясна ненависть диакона Кураева, точнее заказчиков этой статьи, чьи деньги отрабатывает диакон (в том, что он часто писал и пишет под заказ, Кураев сам признавался не раз). Права женщин не признаются РПЦ. Точнее на одну фразу о том, что “женщина равна с мужчиной перед Богом”, приходятся тома поучений о “порочности женщины”, “сосуде греха” (Златоуст и Co), “смиренном принятии девушкой любви юноши” (вас еще не тошнит? мне уже противно) и так далее.
В этом месте меня сильно подмывало привести страниц н-дцать из всевозможных катехизисов и толковников. Женоненавистничество во все времена было присуще христианству. А теперь хотят и праздник опошлить. Стыдно, господа.
Для желающих убедиться в существовании таковых поучений и рекомендаций: по вашей просьбе и при наличии собственного желания, покопаюсь в своем архиве и вышлю номера, по которым легко найти соответствующую литературу. Хотя вы и сами можете не полениться и пошукать в интернете и книжной лавке ближайшего храма. Таковых произведений настолько много, что вы без труда их отыщете.
Значит, мотивы для такого решения были не социальными, не историческими, не публичными. Что-то личное ассоциировалось у творцов этого праздника с этой датой. Что? Чем мог быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения рубежа веков?
Снова принимается за факт необоснованное утверждение. Исторические предпосылки были. Были и социальные. В создании которых, кстати, ведущую роль сыграло христианство. Однако и те, и другие старательно замалчиваются, и заменяются на каждой странице высказываниями об их отсутствии.
Хэй-йо! Диакона уже несет. Остановить такого коня под силу только Некрасовской красавице.
Раз мотивы были личными - значит, надо присмотреться к личностям. А этот портретный ряд знаком нам с юности. Вот только недавно позволили мы себе заметить, что роднили этих корифеев и героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален. Что ж, сегодня это факт, без которого невозможен серьезный разговор об истории революционного движения в Европе рубежа XIX-XX веков. Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилья" и призвали разрушить его "до основанья".
Сколько можно эксплуатировать идеи про жидо-масонский заговор? Вообще мне не понятно, почему некоторые люди, едва завидев еврейскую фамилию, тут же начинают “гнать пургу” в стиле Баркашова? Неплохо иметь в виду, в ряду революционеров было немало черносотенцев, они тоже участвовали в “жидовском заговоре”?
Вопрос к тем, кто любит называть Кураева “национальным православным патриотом” и защищать его от желающих дать диакону точную оценку “нацист а-ля православный”. Вам мало приведенных наездов этого горе-проповедника на евреев в этой статье и ранее? Мало обличений его некрасивых пируэтов вокруг еврейской национальности, обличаемых не раз профессором Дулуманом в полемике с диаконом? Просто безобразные высказывания христианского проповедника, кстати, ведущего историю своей религии от еврейского народа, сыном которого был и христос, и богородица и апостолы. Вот и делайте выводы. Но если вы и после этого будете стоически оборонять Кураева от точных оценок ему...
Ну а если не хватит предпосылок, я добавлю. Так уж исторически сложилось, что идеология фашизма всегда шла под руку с христианской. Вспомните папу Пия, пряжки с надписью “Бог с нами” у офицеров SS, да и на наших неофашистов неплохо посмотреть. Которые, прикрываясь образами, да хоругвями, готовы вырезать половину населения страны. Уж больно родственные они, эти две религии.
Предваряя восклицания защитников христианства, напомню, что фашисты немецкие благословлялись католическими иерархами, наши же нацисты постоянно торчат в православных церквях и получают благословения отечественных “традиционных” батюшек. Возмущений от последних и их паствы по этому поводу я не слышал. А вы?
Вспомнив это обстоятельство, попробуем вжиться в мир этих людей.
Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин.
Описанный прием подстановки открытым текстом. Но с апгрейтом. Если ранее поп-идеолог подставлял себя, то теперь решил отдохнуть и предлагает заняться само-оглуплением и само-озловредниванием, с вживлением в образ, вам. Ну не душка?
Ну я бы так не сказал. Инициативы он не теряет, напротив четко продвигает свои размышления на тему “как если бы я был Кларой Цеткин”.
Готов согласиться. Тем более, что предлагая подстановку читателю, сам продолжает действие, манипулируя сознанием и поведением уже не только образа, но и читателя.
...пытаясь выставить свои выводы, как собственные мысли читателя. Классический трюк советской пропаганды. Школа!
Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд, использовать женскую энергию для борьбы с "эксплуататорами". И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем
Женщины-Революционерки. Какому дню придать такое значение?
Допустим... хотя какое-либо историческое значение революционеров во все времена волновало очень мало. Они сами писали историю, а подчас и календари. Вспомните праздник 9 Термидора у французов, так те не поленились и календарь новый сгенерить, не только праздник. Посему, им ничего не стоило создать праздник на пустом месте, не обращаясь ни к истории Израиля, ни к библии в частности. К тому же, предпосылок было более чем достаточно.
Революция, как известно, живет религиозным пафосом, она сама есть миф, а для мифа характерно мышление прецедентами. Нынешнее действие должно воспроизводить некоторый образец, архетип, впервые явленный миру в мифологически насыщенное "время оно". Надо подражать образцу. И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: Были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха?
Если допустить, что все это правда, то в данном случае “мифотворческий инстинкт” так всегда хорошо отлаженный у большевиков, дал серьезные сбои. Странно все это.
Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д'Арк. Но Клара Цеткин - еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура - Эсфирь.
Много веков назад она спасла свой народ от тирана. Память о тех событиях сохранилась в веках. И не только на страницах Библии. Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа – праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти также, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи). Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта.
Вот тут бы взять диакону (примеряющего титул историка-богослова) и привести реальные выкладки, в каком году и почему Пурим приходится на 8 марта. А не лепить “возможно” в ключевых моментах своей же “реконструкции”. Это просто не научно. А ведь именно на научность своего исследования претендует Кураев. Видимо есть причины...
Менять каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть - поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого).
Вот такие пируэты. Значит, сначала привязываем дату к празднику, а затем, чтобы никто не догадался, отвязываем. Но отвязываем “понарошку” (как Кураев “понарошку” отвязался от своего славного прошлого комсомольского идеолога. Крестился и пальчики держал “крестиком”? Ну, прямо Клара Цеткин в штанах, ейбогу).
Пусть у диакона и одна извилина, зато она весьма замысловата.
“Он на ней сидит” - комментарий моей жены
Этот замысел был бы всего лишь остроумен,
Диакон себе не польстил, действительно остроумно. :о)) Правда с уклоном в сторону “остро”.
если бы праздник Пурим был обычным праздником вроде Дня Жатвы или Новолетия. Но Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию.
Это не религиозный праздник. Так о нем говорит "Еврейская энциклопедия", подчеркивающая, что этот праздник "не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием" (Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. т. 13. М., Терра, 1991, стб. 123).
Окончился вавилонский плен евреев. Желающие могли вернуться в Иерусалим. Правда, оказалось, что желающих вернуться на родину значительно меньше, чем можно было представить по предшествовавшим освобождению плачам и требованиям (из проклинаемой "тюрьмы народов" - России - при открытии ее границ также уехало гораздо меньше евреев, чем хотелось бы лидерам сионистского движения). У многих в столице мировой империи (каковым был тогда Вавилон) дела пошли совсем неплохо, и немалое число евреев не пожелало покидать дома, обжитые за столетие, разрывать привычные связи, торговые контакты, терять устоявшуюся клиентуру. Тысячи еврейских семей остались жить в городах персидской империи, и причем в положении отнюдь не рабском.
Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов.
Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Как обычно в подобных ситуациях, последним институтом власти, который осознает угрозу национальным интересам и пытается их отстаивать, оказываются "силовые структуры". И вот подобно Крючкову, докладывавшему Горбачеву об "агентах влияния", персидский министр обороны генерал Аман идет к царственному Ксерксу (события происходят около 480 г. до Рождества Христова) и делится своими печальными наблюдениями.
Как только что было отмечено, времена были еще далеко не евангельские, а нравы - отнюдь не христианские. Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь. Царь не знает о ее национальности. И вот, в минуту восторгов и обещаний, Эсфирь вытягивает из супруга признания и обещания: ты любишь меня? значит, ты любишь тех, кого я люблю? значит, ты любишь мой народ? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит меня? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит моих друзей и родственников? значит, ты ненавидишь ненавистников моего народа?
Так дай волю своей ненависти! Уничтожь моих врагов, которых ты считаешь и своими врагами! И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, теперь с удивлением обнаруживает, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев...
В итоге в день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля - начало марта) во все города империи приходит царское повеление относительно погромов. Но готовилось-то всё к избиению евреев. А гонцы привезли совершенно иной указ. Оказалось, что царь позволил Эсфири и ее двоюродному брату и воспитателю Мардохею составить указ о предстоящих погромах: "напишите и вы о иудеях, что вам угодно, от имени царя, и скрепите царским перстнем... И позваны были царские писцы и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям ста двадцати семи областей от имени царя - о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить" (Есф. 8,8-11)
И в течение двух дней "все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле" (Есф. 9,3-5). Аман был повешен с десятью его детьми. Всего было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена.
Я не пишу сейчас богословское исследование, не занимаюсь истолкованием и апологией Ветхого Завета. Я не скажу ни слова осуждения в адрес персонажей Священной Истории.
В таком случае, зачем все это здесь? В первом абзаце этого “труда” вы обещали богословское исследование с археологическим уклоном.
Я же сказал, дурака валяет. Этакий веселый малый с недюжинным остроумием. Богосло-о-ов, вашу мать!
Замечу лишь, что в еврейском тексте книги Эсфирь ни разу не упоминается слово Божие. Это историческое сказание, а не откровение Божие.
Мое недоумение о другом: как можно спустя тысячелетия праздновать события того дня... Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств?
Есть. Я знаю один такой. “Народ божий”.
Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы - это мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать о "веселом празднике Пурим"?
А праздник этот очень веселый. Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает напиваться: "После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами "проклят Аман" и "благословен Мордехай"" (Сидур. Врата молитвы (шаарей тфила) на будни, Субботу и Праздники. Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. 664). Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием "уши Амана" (Еврейская Энциклопедия. т. 13. Стб. 126). Говорят, это знакомые нам всем треугольные пирожки из слоеного теста с мясом внутри. Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от имени Мардохея, предлагает сынишке: "милый, не хочешь ли еще покушать плоти нашего врага?".
И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать" (там же, стб. 124).
Сколько ссылок! Странно для историка-богослова не приводить ни одной исторической ссылки по поводу 8 марта, подменяя фантазиями, но как только вопрос касается критики евреев или защиты педерастов в клобуках, или апологетики тугой мошны РПЦ, Кураев проявляет знание предмета и соответствующей литературы. И Талмуд, и мифы античного мира.
А чего ж ты хотел? Ведь это он писал не как богослов (см. выше). Просто диакон проявляет потрясающее владение темой. Но не как богослов, а как человек.
Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?
Предполагать можно все, что угодно, предположения обоснований не требуют.
У Интернационала и цели были интернациональные, планетарные. Им было, что сказать всем народам. Пурим - праздник избиения врагов. А кто такие враги для иудеев? Только ли соплеменники несчастного Амана? В средневековом "Диспуте Нахманида" иудей толкует псалом "Рече Господь Господу моему седи одесную Мене дондеже положу враги твои к подножию ног Твоих". Иудей соглашается, что речь идет о Мессии. И поясняет: "Бог и будет помогать мессии, доколе положит все народы в подножие ног его, ибо все они враги его - они порабощают его, они отрицают его пришествие и его власть, а некоторые из них создали себе другого мессию" (Диспут Нахманида. Иерусалим-Москва, 1992, с. 48). Итак, в истории еврейской мысли есть течение, которое полагает, что все народы - враги евреев.
В классической психиатрии существует заболевание, когда человек считает весь окружающий мир враждебным для него. При этом наиболее часто бредовая идея проецируется на весь окружающий мир. Из многих кураевских публикаций можно сделать вывод, что диакон с этим заболеванием знаком не понаслышке. Мне кажется, что ему бы следовало от этого полечиться. А заодно и от графомании. Чуть не забыл. Заболевание сие есть паранойя.
Из песни слов не выкинешь. Действительно, в библии есть такое место (отцитированные иудеем строки, советую вдумчивому читателю ознакомиться со 109 псалмом целиком, занятные откровения). Если диакону не нравится комментарий иудея, то хочется спросить его: а как он сам воспринимает эту прямо и недвусмысленно звучащую цитату? Как еще можно истолковать слова “положу враги к подножию ног твоих” и “совершит суд над народами, наполнит землю трупами”, если, подчеркну, православная официальная идеология так и рассматривает не подчинившихся воле христа, не принявших его учение, как врагов бога. И врагов христиан. Приведу лишь две цитаты из библии, ясно очерчивающие эту позицию:
1. Обозначение состояния, так сказать отнесение к лагерю.
Матф. 12.30:
30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
2. Олицетворение врагов мессии. Заметьте, что даже близкие верующего христианина не избегают этой участи:
Матф. 10:34
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку - домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Сравните с похожим местом у евангелиста Луки. Там сказано еще откровеннее.
Надеюсь, что глубоконеуважаемый диакон Кураев не станет отрицать, что мессия – христос?
Я даже не привожу здесь христово напутствие апостолов на проповедь, в котором новоявленный гуру грозится страшными карами населению городов, которые не примут апостолов, и кара эта страшнее содомской и гоморской, где население было уничтожено серой и огнем. И так далее.
События Пурима напоминают, как именно надлежит поступать с врагами.
Я бы хотел обратить ваше внимание, что подобная резня (согласно библии, как правило инспирируемая, а то и проводимая самим Яхве) носит эпизодический характер у евреев. Тогда как христиане подобные методы воздействия вводили в повседневную практику как минимум на протяжении 10 веков. Чья бы корова мычала.
А корова эта не мычит, а молча наблюдает, как от ее лица (морды?) всякого рода православные казачки призывают к силовому “очищению” от “нехристей и порнографии” “земли русской”. Если РПЦ не по пути с такими деятелями, то напомню еще раз, что они постоянно тусуются и благословляются по православным храмам, что они уже настолько осмелели, что вещуют и призывают к погромам от лица РПЦ. Церковь молчит и втихаря благословляет. Не хвалит – рановато, власти еще нет. Не ругает – а вдруг пригодятся.
В этом и состоит чудовищность этого "веселого праздника": из поколения в поколение он воспроизводит модель обращения с теми, кого евреи однажды сочтут своим врагом. Истории нет, прогресса нет.
В то время как библия прогрессирует довольно успешно. Вот только куда? С каждым новым Вселенским Собором в библии появлялись прогрессивные строчки и прочтения, позволявшие более эффективно оправдывать античеловеческую деятельность христианской церкви. Это прогресс болезни, что намного хуже, чем отсутствие прогресса вовсе. Что же касается предмета упрека, то не надо ли напомнить Кураеву, с чьей идеологий так тяжело приходилось бороться ученым, и кто запаливал костры из цвета науки средних веков и начала Возрождения? А заодно, чьи запреты и чья деятельность сковывают развитие наиболее перспективных отраслей биологии и медицины? Кто больше всех возмущался против расшифровки генома человека? Кто именно протащил идиотский закон о запрете экспериментов, связанных с клонированием живых тканей? И это не средние века, это наш 21 век. Уж не себе ли вы хотите приписать ведущую роль в прогрессе? Стыдно, господа.
Роста духовного сознания и нравственности нет.
А что вы называете ростом духовного сознания? Если это то самое, что вы пытаетесь взрастить в школах, то этого у них хоть отбавляй. Вы когда-нибудь видели ортодоксального еврея? Того, как они соблюдают предписания Торы, не скоро достичь ни вашим прихожанам, ни вам самим по отношению к библии.
Да уж. Мне вспомнился упрек знакомого мусульманина, побывавшего со мной на христианском кладбище. Мне показалось, он даже на меня стал смотреть с презрением. А и было за что. Мусор, свалка, огрызки на могилках, пьяные “родственники усопших”, какие-то дымы от костров... И это только одна, далеко не главная сторона христианской жизни – отношение к усопшим. Что говорить о большем...
Подобных примеров можно привести тысячи. Вспомнить тот же христианский чат
http://biblerussia.org/chat , сколько раз я наблюдал, как христиане отрекаются от библии, когда вопрос стоит: церковные каноны (установки пастырей и пр.) или слова христа. Это весьма показательно. Каков поп, таков приход.Ветхозаветная кровожадность не преобразилась. Те нормы живы до сих пор. Архетип не отменен. Он продолжает расцениваться как образец, достойный воспроизведения (пока - ритуально-символического, при случае - реального)...
Повторяться не буду. И потом, чужие ошибки и зловредность не оправдывают собственных. Именно это мы подчеркивали выше.
Теперь нам осталось лишь вспомнить, что приход Интернационала к власти в России был связан с переменой календаря, и спросить: а когда же праздновался день, ныне называемый "восьмым марта" в революционных кружках предреволюционной России? Оказывается, восьмое марта по новому стилю – это 23 февраля по старому. Вот и отгадка - почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался 23-им февраля. Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но - надо было найти и для нее прикрытие. Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной Армии". Память о первом сражении и первой победе.
Тарищ защитник национальных интересов, чем тебе теперь день защитников Отечества не угодил? Где тебя пойма Ты откуда к нам прибыл, такой уникальный радетель?
Но это - миф. 23 февраля 1918 г. не было еще ни Красной Армии, и не было ее побед. Газеты конца февраля 1918 года не содержат никаких победных реляций. И февральские газеты 1919 года не ликуют по поводы первой годовщины "великой победы". Лишь в 1922 г. 23 февраля было объявлено Днем Красной Армии". Однако, еще за год до 23 февраля 1918 г. "Правда" пишет о том, что 23 февраля является праздничным днем: "Задолго до войны пролетарский Интернационал назначил 23 февраля днем международного женского праздника" (Великий день // Правда, 7 марта 1917; подробно об этом см. М. Сидлин. Красный подарок к Международному женскому дню 23 февраля // Независимая
газета, 22.2.1997).
Все. Картина Репина “Приплыли”... О том, что Кураев нагло врет, уже показано и доказано выше. Но теперь он не просто врет, а врет, как нашкодивший первоклассиник, который врать толком еще не научился. Желание есть, да опыта мало. Ведь выше сам Кураев заявлял, что истории у 8 марта нет (исторического основания). Теперь он сам цитирует, что есть.
Впрочем, придумать празднованию 23 февраля прикрытие
Опять прикрытие, легенды, тайники, радистки...
надо было еще и потому, что именно 23 февраля 1917 г. началась "Февральская революция". Поскольку большевики не играли в ней ведущей роли, но все же приняли ее, приветствовали и внесли в свои святцы, то надо было дню "свержения самодержавия" (сохранив его праздничность) дать иное название. Он стал "днемКрасной армии".
Так традиция празднования Пурима привела к установлению женского праздника 8 марта. К женскому революционному дню были приурочены беспорядки якобы голодавших жительниц Петрограда 23 февраля 1917 г. Падение Российской Империи совпало ("совпали") с разгромом империи Персидской. С Пурима 1917 г. в России запахло погромом - погромом русской культуры... Так что советское поздравление с 8 марта (равно как и с 23 февраля) - это еще и поздравление с "избавлением" от "царизма". Православным же людям поздравлять друг друга с таким праздничком - это уже не смирение, а садомазохизм.
И еще: единственное военное событие, происшедшее 23.2.1918 – это решение ЦИК Совнаркома о принятии условий "Брестского мира". Это – день капитуляции России в Первой мировой войне. Капитуляции по воле Интернационала, превратившего "войну империалистическую (точнее - отечественную) в войну гражданскую". Трудно найти более позорный день в военной истории России (в том числе - Советской России). И то, что сегодня этот день называют "Днем защитника Отечества" - еще одна издевка.
“Господин Кураев посвящен? Иначе кто еще так просто и доступно объяснил нам смысл всех речей и тостов, произнесенных на церемониях?” – комментарий моей жены
Вообще очень занятно слушать намеки, которые "посвященные" в тайну Пурима произносят в присутствии людей, которых они считают непосвященными.
Например, в 1994 г. в Москве открылся магазин кошерной пищи. Главный "антифашист" Москвы, депутат Московской городской думы Евгений Прошечкин, выступая на церемонии открытия этого магазинчика, "произнес тост за повышение роли торговых предприятий в развитии национально-политических отношений. Кстати, в свое время особую и весьма достойную роль в них сыграли масла,
Единственную роль, которую может сыграть масло в развитии торговых отношений, это организация его поставок. Внимание вопрос: кто и кому предлагал поставлять ароматические масла с просроченным сроком годности? :)
которыми натиралось тело библейской героини Эсфири, жены персидского царя Артаксеркса" (П. Эрлих. Москва кошерная. // Сегодня, 30.6.1994) Какой тонкий юмор! Оказывается, вырезать 75 тысяч человек - значит сыграть "достойную роль в развитии национальных отношений"! Поддерживая изящную шутку депутата, журналист продолжает: "Говорят, царь оставил немного для фирмы "Осем" и для нас с вами". Так что - владельцы и посетители кошерного магазина намерены воспроизвести в России сюжет книги Эсфирь? Кстати, по сообщению этого же журналиста, в меню презентации входило блюдо под именем "уши Амана"...
Где именно автор взял информацияю по поводу того меню? Хотелось бы ссылки не на “того же корреспондента”, а на издание, дату выхода и номер.
“Да это ладно, какое отношение все это имеет к обсуждаемой теме?” – комментарий моей жены
Понимаю, что от вышеприведенных рассуждений легче всего отмахнуться, навесив на них ярлык: "антисемитизм". Но это будет неправдой. Я не антисемит.
Да ну?
“Больше всего я не люблю расизм и негров :) ” - комментарий моей жены
И до сих пор я не отрекаюсь от своей статьи "Антисемитизм – это грех" (Еврейская газета. ?1, 1992). Грешна любая ненависть, в том числе и национальная.
Призывает ли христос к греху?
Лука 14:26
если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником
Но если Еврейский Национальный Конгресс и НТВ позволяют себе недобрым оком взирать на наше Евангелие (поистине - избави нас "от очес призора"), то и я счел допустимым посмотреть на историю Пурима взглядом, не сглаживающим острые углы. Так что эту мою статью можно считать ответом на "последние искушение" НТВ.
“Невиноватый не оправдывается, оправдывается виновный” (восточная мудрость).
Это просто напоминание: не бросайтесь камнями, живя в стеклянном доме. Но это - повод.
А причина моей неприязни к 8 марта гораздо более прозаична: просто я с детства терпеть не мог 8 марта. А став человеком церковным, я полюбил православный "женский день" - "неделю жен-мироносиц", празднуемую в третье воскресенье после Пасхи (в этом году - 3 мая). Так что эту статью я написал не для того, чтобы кто-то стал хуже относиться к Кларе Цеткин и к ее народу, а для того, чтобы вернулось уважение к нашим, православным традициям. Ради того, чтобы и в нашем, в русском доме был праздник.
На протяжении всей статьи Кураев поливает грязью оптом и поодиночке: Клару Цеткин, большевиков, евреев, революционеров, Красную Армию, праздник 8 марта. А в конце статьи он же, в качестве эпилога, пишет, что вовсе такого не делает. Совсем не хитрый прием, однако, дает место для маневра его сторонникам. Из опыта общения с ними известно, что они используют места его статей зачастую в прямо противоположных темах дискуссий. Цитируют и выпячивают места, где он льет грязь при обсуждении затронутых Кураевым тем, но так же легко “отметают” обвинения Кураева в антисемитизме, нацизме и женоненавистничестве, ссылаясь на него же. Мол, вот же он сам сказал, что он вовсе не такой. Скользко, лукаво и мерзко? А что еще ожидать от такого “проповедника” и его последователей?
P.S. Поскольку мне приходится часто полемизировать с оккультистами, то не могу не воспользоваться случаем и не указать на ниточку, которая связывает иудейский Пурим и оккультных чаятелей "Эры Водолея".
Здесь выстраивается такая перекличка: у астрологов нынешняя эпоха именуется "эрой Рыб". Она началась около Рождества Христова и заканчивается в самом начале XXI столетия. Рыба - раннехристианский символ (по гречески рыба - icquj - может быть расшифровано как сочетание первых букв выражения
"Иисус Христос Сын Божий, Спаситель"). Поэтому "эпоха Рыб" толкуется оккультистами как время торжества христианства, и, соответственно, магического "невежества", как время, неблагоприятное для "эзотериков". С наступлением же "эры Водолея" связываются надежды на расцвет оккультно-магических способностей. Талмудическая литература солидарна с оккультистами в том, что знак Рыб неблагоприятен для иудеев. Она повествует, что Аман был астрологом, и выбирая время для преследования евреев, он обратился к астрологическим таблицам. Однако каждый месяц оказывался благоприятным для евреев: так, Нисан был благоприятен для евреев из-за пасхального жертвоприношения; Ияр - из-за малой пасхи, Сиван - потому что в этом месяце была дарована Тора и т. д. Но когда Аман дошел до Адара, то нашел, что он находится под зодиакальным знаком Рыб, и сказал: "Теперь я буду в состоянии поглотить их, подобно рыбам, проглатывающим одна другую" (Еврейская Энциклопедия. т. 6, стб. 124). Этот талмудический рассказ складывается уже в христианскую эпоху, и в сознании его авторов и слушателей в течение веков он явственно ассоциировался с "временем Рыб", то есть с эпохой господства христиан. Вопроса о влиянии иудаизма на европейский оккультизм я касаться не буду. Но созвучность чувствований и идей все же несомненна. И там, и там есть ассоциация: рыбы-христиане-зло.
Какая связь этого “Зы:” с темой статьи? Долго пытался врубиться. А самая непосредственная. И ту, и другую ахинею несет один и тот же православный дьячок.
Так что христианам отмечать праздник Пурим, пусть даже под другим названием, не приличествует. Ведь это праздник, желающий нам уйти в прошлое.
То, что Кураев умудрился притянуть Пурим к 8 марта, никак не доказывает того, что человек празднует не то, что он хочет праздновать. Что у этого праздника есть сокровенный, тайный смысл. В конце концов, смысл в праздник вкладывают те, кто его празднуют, а с чем он совпал когда-то или мог совпасть – вопрос десятый. В противном случае я легко подтащу любой церковный праздник по вашему выбору к сатанистскому толкованию, найдя у того или иного племени совпадающий по дате, по тому или иному календарю, праздник оккультного характера. Можете считать это заявкой. :) Только я четко понимаю, что из этого не будет следовать, что христиане вместо рождества поклоняются богине Каали, но не знают об этом.
Сокращенный вариант статьи (под названием "Сомнительный праздник 8 марта") напечатан в журнале "Русский дом" № 3, 1998.
Комментарии даны:
Zilber aka Hawky
Hawky@windoms.sitek.netPilgrim
pilgrim_p@mail.ruРазрешается цитирование, перепечатка и опубликование на любых видах носителей, и любых электронных сетях, с обязательным указанием авторов.