Авторство: Рослов Владимир

Дата Великого раскола в христианстве


21.10.2023 Статьи/Христианство

Христианская церковь в соответствии с евангельскими словами Иисуса Христа, должна быть единой.  Однако история показала, что по причине разномыслия христиан, достижение единства среди них оказалось невозможным. Отдельные периодические попытки сближения и объединения различных христианских конфессий, названные в 1937 году «экуменизмом», положительного результата не дали и сегодня практически прекращены. В России экуменических позиций придерживался о. Александр Мень, чьё богослужебное сотрудничество с католиками и протестантами не нашло одобрения со стороны православного клира и что, по всей вероятности, явилось главной причиной его зверского убийства одним из верующих фанатиков.

Значительным событием в истории христианства является разделение церквей Западной(католической) и Восточной (православной), состоявшееся в середине одиннадцатого века – в 1054 году. В календаре это событие, именуемое «полным разрывом», в качестве точки отсчёта установочно принято датировать 16-ым числом июля.

Если православные употребляют в евхаристии обыкновенный квасной хлеб, то Западная церковь пошла на нововведение – стала употреблять исключительно пресный хлеб, что вызвало большое нарекание со стороны восточного духовенства.

В России среди религий, так сложилось исторически, главенствует Православие. Иногда его небезупречно называют при неполных основаниях греческим или византийским христианством. Не надо проводить никакой статистики - и без того ясно, что подавляющая часть верующих в нашей стране – православные. Но на вопрос, знают ли они, когда и при каких обстоятельствах родилась их религия – положительно не ответишь. Конечно, кто-то и знает, но таковых совсем немного.  Интересоваться, когда, как и по каким причинам родилась эта могучая ветвь христианства, большинству русских верующих  не свойственно. В исторической памяти православных эти детали не присутствуют.  Им важнее блюсти тот богослужебный календарь, что подчиняется сложившемуся церковному уставу, и те обрядовые особенности, что сложились в результате традиций, отмеченных национальным колоритом. Между тем, Православие не изначальная линия в христианстве. Зрело оно и оформлялось при определённых исторических условиях на протяжении достаточно длительного времени. Вместе с этим, Православие имеет и точную дату своего официального возникновения, приходящуюся на 16 июля 1054 года. К этому времени уже обнаружились принципиальные богословские расхождения между западной и восточной трактовками христианского вероучения, нашедшими своё подтверждение и в проводимых церковных обрядах. Они-то и легли в идеологическую основу разделения христианства на римско-католическую и православную церкви.  И хотя не они сами по себе явились главной причиной раскола, знакомство с ними представляет немалый интерес как для верующего, так и неверующего человека. Чем же, всё-таки, отличаются друг от друга эти самые массовые и называемые историческими церкви? Так ли велики и существенны между ними догматические различия? На чём основывается взаимная непримиримость католиков и православных?

Событийная канва раскола не лишена драматизма. Никогда не жившая спокойно Европа к XI веку более всего была обеспокоена угрозой с севера, со Скандинавии, где проживали, воинственные, хорошо организованные и ещё не христианизированные народы. Опасность требовала единства сил и Рим добивался его на условиях подчинения самому себе. Общая вера сулила надежды. Практически весь континент стал поклоняться Сыну Божию. Византия тоже была христианской, но при этом Папе не подчинялась, находилась, как говорят ныне, вне рамок его юрисдикции. В этом проявлялся непорядок уже с учётом Евангелий, в которых со ссылкой на основателя церкви говорится: «Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мат.16.18). В этом же контексте звучат и другие слова основателя церкви: «…где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мат. 18,20).  Фактическое раздвоение христианства служило прямым свидетельством разрушения церкви и дискредитировало слова Иисуса Христа. Его следовало устранить уже в силу того, что апостол Пётр, которому, согласно Евангелию от Матфея, эти слова были адресованы, уже, правда, на надуманном основании был признан основателем первой церковной общины именно в Риме. Претензии папства на руководящую роль в христианстве ни для кого секретом не являются. Особенного могущества Римский патриархат достиг в шестом веке при папе римском Григории Великом.  Все Папы считались (и считаются до сих пор) последовательными наследниками ближайшего к Христу апостола. Однако в Константинополе объявились свои персоны на это звание. Они-то и стали откровенно критиковать (судить) ту кафедру, которую никому из смертных судить не положено. При этом всё больше и больше становилось внешнее различие между двумя частями христианства, всё явственнее обозначались притязания каждой из них на руководящее положение своей церкви.  

Конфликт следовало устранить, и папа Лев IX с этой целью   посылает на восток своих легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Понятно, что расхождения между церквями носили не столько обрядовое, сколько политическое значение. Особенностями обряда, в конечном итоге, можно было пренебречь. Важно другое: и та и другая церковь, стремились установить своё господство на политической основе тех государственных образований, к которым каждая из них принадлежала. С учётом этого разрыв следует считать неизбежным. Путей к договорённости и примирению не прослеживалось. Разрыв имел глубинный характер и был следствием политических, а не духовно-обрядовых разногласий.

Вместе с тем, политика требовала и духовных (идеологических) обоснований права на своё господство и независимость, подтверждения правильности (непогрешимости) принятой системы поклонения.  Они нашлись, и о них не лишне знать. Межцерковные несоответствия обнаружились по отношению к вопросу о «филиокве». Состоял он в разнице ответов на вопрос, от Кого исходит Дух Святой. Западная церковь, давно уже себя называвшая католической, то есть вселенской, держится на том основании, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Восточная же церковь с этим на соглашается, ссылаясь на то, что Сам Христос так сказал о Духе Святом: «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан,15,26).

Ещё одно отличие, другое расхождение между Западной и Восточной церквями, заключалось в выборе хлеба, употребляемого при хлебопреломлении.  Надо отметить, что богословы как Востока, так и Запада единодушно стали учить, что в обряде причащения хлеб и вино буквально превращаются в тело и кровь Христа. В этом межцерковное согласие имеется. Но если православные употребляют в евхаристии обыкновенный квасной хлеб, то   Западная церковь пошла на нововведение – стала употреблять исключительно пресный хлеб, что вызвало большое нарекание со стороны восточного духовенства.

Конечно, подлинной причиной разделения церквей на Западную и Восточную ветви, полного их разрыва в 1054 году были не вопросы о «филиокве» и использовании каких-то определённых сортов хлеба при евхаристии, а борьба за власть, за первенство в христианском мире. И эта история имеет современное продолжение.

В. Р.


Посмотреть и оставить отзывы (7)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Учение Христа и христианское учение. В чём различия?
  • Авторитарный аспект христианства
  • Легко ли быть голубем и нести тяжкую ношу?
  • Странное отношение у людей к святым
  • Адресат выбыл

    Пришествий на страницу: 5964