Авторство: Троцкист

Русская православная церковь в первые годы советской власти


16.01.2012 Статьи/История

Накануне 1917 года Русская православная церковь внешне мощная организация оказалась в кризисном состоянии. Преобладание административной формы управления церковной организацией, отсутствие обратной связи с низшими звеньями церковного устройства – приходами, усилило разобщенность между епископатом и белым духовенством, снизило активность приходской жизни, способствовало падению интеллектуального и культурного уровня клира и в целом – отрыву церкви от участия в жизни мирян.
 
25 февраля 1917 года царь Николай II вошедший в российскую историю с прозвищем «Кровавый» отрекся от престола. Произошла буржуазно-демократическая революция. В стране появилось двухвластие, а именно: Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов.
 
Церковь тут же выступила на стороне Временного правительства, 8 марта Синод обратился с воззванием:
«Свершилась воля божья! Возлюбленные чада православной церкви, оставьте в это великое и историческое время свои распри и несогласия. Доверьтесь Временному правительству! Святейший синод усиленно молит господа, да благословит он труды и начинания Временного правительства».
 
Однако само Временное правительство было негативного отношения к православной церкви. Новым обер-прокурором синода стал Н.В. Львов, который самочинно увольнял епископов и изменив состав синода, введя в него приходское духовенство. А Декретом от 20 июня было принято решение о праве человека самостоятельно определять свое вероисповедание начиная с 14-летнего возраста и о передаче церковно-приходских школ в ведение министерства просвещения.
 
15 августа в Москве состоялось открытие Всероссийского поместного собора. Собор имел своей целью определить путь дальнейшего развития жизни церкви и государства. Церковный собор объявил себя вне политики, но высказал свое отношение, к происходящим событиям заявив, что: «социализм явление противоположное христианству – из волн которого выявится свирепая морда антихриста».
 
Однако союз с Временным правительством не помешал собору в августе 1917 года поддержать корниловский мятеж, направленный на свержение этого же правительства. После разгрома мятежа съезд духовенства снова приступил к переговорам с Временным правительством.
 
5 ноября 1917 года этот же церковный собор в храме Христа Спасителя избрал патриархом Московским и всея Руси митрополита Тихона (Белавина), а уже 7 ноября произошла Октябрьская социалистическая революция, свергшая Временное правительство.
 
После Октябрьской революции церковные и монастырские земли передавались в распоряжение земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов без всякого выкупа. Таким образом, церковь оказалась лишенной экономической базы. В декабре 1917 года собор принял постановление «О правовом положении православной церкви в России», в котором выдвигались условия несовместимые с политикой Советской власти, а тем более с реалиями жизни. Церковь настаивала на том, чтобы государство платило ей ежегодно ассигнования по особой смете в пределах ее потребностей.
 
23 января 1918 года Советом народных комиссаров был издан Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Ответом со стороны патриарха Тихона стало широко сейчас известное воззвание, в котором он призывал верующих не подчиняться новой власти, а саму Советскую власть предал анафеме.
 
Необходимо отметить, что воззвание патриарха Тихона оказало большое влияние на верующих и духовенство. Для защиты церковного имущества ими были организованы специальные братства. В храмах устраивались ночные богослужения с чтением на молебнах специальной молитвы «О спасении церкви православной».
 
Важнейшей задачей Советского государства был выход из империалистической войны и заключение мира. Декрет Советского правительства о мире предлагал всем правительствам и народам закончить войну и заключить мир на справедливых демократических условиях. 18 марта 1918 года в день подписания мирного договора, патриарх Тихон опубликовал послание, в котором писал, что «церковь не может благословить заключенный от имени России позорный мир», и призвал союзные державы к оказанию давления на Советскую Россию.
 
Летом того же года началась гражданская война. Духовенство организовывало полки под названием «полков Иисуса» и «полков богородицы», которые воевали с особым ожесточением. В 1919 году, когда армия Юденича двинулась на Петроград, некоторые представители духовенства бежали к белогвардейскому генералу. После гражданской войны часть духовенства эмигрировало за границу, организовав Русскую православную церковь зарубежом.
 
Летом 1921 года страну постигли неурожай и голод, затронувший сорок губерний европейской России, Северного Кавказа, Украину, Сибирь. Голодало более 33 миллионов человек. Ликвидировать голод без закупки хлеба за границей было невозможно. Хлеб можно было получить лишь на золото и драгоценные камни. Колоссальные богатства находились в руках церкви. Голодающие люди обратились к Советскому правительству с просьбой изъять ценности у церкви и использовать их для закупки хлеба за границей. Церковь обязана в этот момент была прийти на помощь народу. Однакоже, патриарх Тихон в новом своем воззвании фактически отказался на добровольную передачу церковных ценностей и сокровищ на закупку хлеба и заявил, что «важно не то, что давать, а кому давать».
 
В результате изъятия церковных ценностей в Ростове, Смоленске, Старой Руссе, Шуе сопровождалось кровавыми столкновениями между представителями Советской власти и фанатично настроенными верующими. Открыто враждебно по отношению к изъятию церковных ценностей был настроен митрополит Петроградский Вениамин. Он заклинал прихожан всех церквей Петрограда не отдавать церковных ценностей «на поругание». Митрополит Петроградский также угрожал Советской власти, что, если она не допустит «самостоятельной организации благотворительной деятельности церкви», то он обратится к верующим с призывом к бунту.
 
В 1922 году в Москве и Петрограде состоялись открытые судебные процессы над патриархом Тихоном и митрополитом Вениамином.
 
В это же время часть священнослужителей поспешила «откреститься» от мракобесов и фанатиков патриаршей церкви и была организована обновленческая церковь. Обновленцы сочувствовали Советской власти и желали изменить религиозную жизнь. Так, в начале 20-х годов Русская церковь распалась на тихоновцев и обновленцев. Внутри обновленческого движения таже существовал ряд группировок: «Живая церковь», «Союз церковного возрождения», «Древнеапостольская церковь».
 
В феврале 1925 года был создан Союз воинствующих безбожников. Союз был создан по инициативе Е. М. Ярославского, который являлся руководителем антирелигиозной пропаганды в стране. Союз выпускал журнал «Безбожник», рассчитанный на пропагандистов.


Посмотреть и оставить отзывы (4)


Последние публикации на сопряженные темы

  • С заутрени на парашу
  • Еврейская старина по Второзаконнику
  • История по  Священнику
  • Были ли церковные гонения в СССР?
  • Гибель империи: Российский урок и наглая ложь архимандрита Тихона (Шевкунова)

    Пришествий на страницу: 3785