Авторство: Дулуман Е.

Дух всегда отягощен материей, вызывается к жизни личными и общественными потребностями


05.03.2003 Письма/Смысл жизни

 
Уважаемый Роман Верников!
 
Я еще раз прочитал полученное  от Вас письмо, прочитал мой ответ на него и пришел к осознанию того, что я, по-видимому, не полностью удовлетворил Вас своим ответом на него. Правда, мы оба прекрасно знаем, что вопрос о смысле жизни не исчерпаем. Надеюсь, мы продолжим переписку, и Вы сумеете поставить еще ряд смысложизненных вопросов для общего - религиозного и атеистического - рассмотрения.
Я подумал, что по заданным и вкусно проиллюстрированными Вами вопросом о морали атеиста, Вас может в какой-то мере удовлетворить  подготовленный мною ранее - до нашего емайловского знакомства - к публикации фрагмент письма Белинского Гоголю с моим Послесловием.  Порывшись в имеющихся у меня атеистических заготовках, я обнаружил материал о морали атеиста и морали на основе личной веры в Бога.
Оба указанные материалы я публикую на своем сайте – http://www/evduluman.narod.ru/ - как приложение к нашей переписке. Оба материалы, по моему мнению, являются ответами по существу нарисованного  Вами морального облика атеиста. Я не пересылаю эти вопросы на Ваш емайловский адрес. Вам и мне удобнее и дешевле взаимно ознакомится с означенным выше по сайтовскому Интренету.
И в предыдущем письме и в последнем Вы делаете вид, что не понимаете: для чего атеисту Бах, для чего искусство, для чего все духовное, поскольку для атеиста есть только материя, плоть и кровь? А в искусстве, по-вашему, нет ни плоти ни крови, оно вне этого, как вне этого и Бог.

Вы опять огрубляете атеиста и видите атеиста по аналогии с собой: лиши Вас веры в Бога, Вы обязательно стали бы скотом, потому что так для Вас, пишите Вы, «будет проще». В данном случае Вы не только упрощаете, а до безобразия огрубляете своего неправославного ближнего. Ну, зачем же так?

 
Вы хотите, чтобы  я Вам каким-то образом редуцировал (низвел, связал) высшие духовные устремления с «материальным, с телом и кровью». Редукция всегда упрощает, но она полезна, ибо помогает усмотреть связи высшего с низшим. Конечно, нельзя свести, редуцировать, духовную жизнь к психике, психику - к физиологии, физиологию - биологии, биологию - химии, химию - физике, физику - механике. Но между всеми ступенями редуцируемого есть прочная и объяснимая связь. Между ними нет, как написано в Библии, «бездны, ея же не прейдеши».
Искусство, которое духово выражает жизнедеятельность человека и общества, выражает это, во-первых,  материальными средствами. «На духе, - метко писал Маркс, - всегда лежит проклятие материи». Слова и музыка отягощены колебанием материального воздуха. В безвоздушном пространстве слово, музыка не звучат, не несут на себе никакого духовного содержания и не слышимы. Вы можете себе вообразить балет без танцора в плоти и крови, архитектуру без материи и пространства, сочинения Достоевского без бумаги и букв?… На духе всегда лежит печать материи, дух всегда выражается материально. Это все - во-первых, которое, во-первых, можно, можно и можно развивать, продолжать, растолковывать и так далее… Думаю, у Вас хватит воображения, запаса знаний и ума, чтобы все это проделать самому…
Во-вторых, Вам не стоит зловредно отрицать за искусством способность доставлять человеку удовольствие. Искусство, духовное производство и духовные продукты в высшей степени приятны человеку. Приятны  не только в своей духовной форме, но и материальном воздействии. Читая плаксивые художественные размалевывания Достоевским жизни – учтите: материальной жизни! – мы и сами начинаем плакать. Как писал Пушкин: «Над вымыслом слезой умоюсь». Или заметил Твардовский в описании Василия Тёркина, который балагурил на привале: «Балагуру смотрят в рот/ Словно ловят жадно./ Хорошо, когда кто врет /весело и складною/». Услышав залихватскую «Барыню», нас так и подбрасывает пуститься в пляс. Услышав «Вставай, страна  огромная», - мы распрямляемся и выпячиваем грудь! (Во всяком случае, со мной, пережившего войну, всегда так происходит) А ведь ни вымысла, по-вашему, материально – нет, и вранья балагура материально – нет, и подтянуться и выпятить грудь меня материально никто не принуждает. Чего же это слезой умываться да в рот смотреть балагуру? Зачем ставать по стойке «Смирно!»?
Бога тоже – нет. Он не существует, как существо, его нет, как личности. Но верующие слышат о нем как о существе, как о личности, представляют себе его существование и его личность. Вот  этим своим представлением – духовным представлениям - они радуются или страшатся, у него что-то там просят или за что-то благодарят, перед ним изливают свою душу или бегут от лица его гнева. Я был некогда глубоко верующим человеком. Сейчас убежденный  атеист и антирелигиозник. Но когда, случается, зайду в храм и услышу: «Хри-истос во-оскре-есе из ме-е-ертвых» у меня начинает распирать грудь, и я вытягиваюсь во весь рост. А чего боятся, чему радоваться, от чего плакать, чего вытягиваться? Ведь ничего этого  (Бога, художественного образа, вымысла балагура) в реальной, материальной, действительности нет.  Ведь именно так следует из Вашего отравленного православием размусоливания по поводу атеиста.
Есть, есть материальные корни, есть, есть материальные потребности в духовном! А Вы, не желая здраво вдумываться в сущность всей реальной жизни, слепо, как попка, повторяете, «прибыли поповской ради», церковные штампы.
В-третьих, искусство, духовное производство и духовные продукты имеют важнейшую общественную сущность и общественную пользу. Идеологическим производство да идеологическими продуктами был разрушен Советский Союз. Идеологическим образом, препаскудной рекламой кровные враги бывшего Советского Союза продолжают духовно мстить оставшимся «совкам», превращая их в быдло, в рабов, в мразь… И не атеизм в этом повинен. Да Вы это прекрасно и сами знаете. Вы видите моральную деградацию нашего народа, упадок нравов… От какого уровня деградация, из какой высоты упадок? Конечно, не с уровня царской России, не с высоты 1913 года, а с уровня так поносимого всеми и вся «развитого социализма». А до опускания на дно царской России нам ой-йо-йой как далеко, нам еще тонуть и тонуть. Зазор еще о-го-го какой!
Или Вы, в самом деле, мечтаете о поголовной неграмотности русского населения, о крепостничества и обо всем том, о чем так яростно писал Белинский Гоголю. Если вы мечтаете о таком, мне Вас не только жаль. Вы, в таком случае, низменный человек, только и мечтающий о спасении  своей мелкой  мерзкой душонки эгоист. Извините за оскорбительные обвинения, но так Вам должно быть понятнее моя реакция на Ваше поношение атеистов. (Прочитайте Белинского. Это он меня  сейчас вывел из равновесия).
Давайте жить хотя бы по принципу райкинского товароведа: «Ты меня уважаешь. Я тебя уважаю. Мы – уважаемые люди!»
С искренним уважением к Вам – Евграф Дулуман.
7 июня 2003 года.
 


Посмотреть и оставить отзывы (5)


Последние публикации на сопряженные темы

  • Кто знает больше всех о смысле жизни?
  • Вечная жизнь как главная ложная идея религии
  • Смысл жизни, Бог, религия, жизнь после смерти, наука
  • Апологеты и миссионеры православия вызывают атеистов на диспут
  • "Рай - это сказка для людей, испытывающих страх перед темнотой"

    Пришествий на страницу: 3102