КТО СЛУШАЕТ СЛОВА МОИ И ИСПОЛНЯЕТ ИХ…
(К секулярному анализу “Нагорной проповеди” из Евангелия от Матфея)
В заключительных словах Нагорной проповеди Иисус заверяет своих слушателей в практической полезности всего того, что он говорил:
Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что был основан на камне.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
Обратим внимание на то, что в Нагорной проповеди ни словом не упомянуто о грядущей смерти и последующем воскресении Иисуса. А ведь именно оно призвано сыграть решающую роль в судьбах всего человечества. Какими бы хорошими ни были законы, они, как оказалось, не способны победить первородный грех. Безногому трость не поможет. В христианстве это подчеркивается особым образом. Законы существовали и до Иисуса. И они были вполне приличными. Сам Иисус в целом против них не протестовал. Беда только в том, что они не исполнялись – призывай к их исполнению, не призывай, старайся им следовать, не старайся.
И вот здесь в Нагорной проповеди обнаруживается самое серьезнейшее и неразрешимое евангельское противоречие. С одной стороны, лишь жертва единородного Божьего Сына спасает человечество от бремени греха и пролагает пути праведного поведения, а с другой, Иисус укоряет людей в грехах и призывает их жить по законам, установленным ещё Моисеем. Христианство учит, что без прямого участия Бога, без его искупительной жертвы на Голгофе праведное поведение человека невозможно. И в то же время, Иисус постоянно обращает внимание людей на то, что они ведут себя неподобающим образом, не позволяющим им обрести Небесное царство.
Если человек сам способен выбирать правильный путь, то тогда жертва Иисуса становится по меньшей мере бесполезной. Существует поверье, что все рожденные в святое пасхальное воскресение автоматически попадают на Небеса. Никаких человеческих усилий, никакой праведности для этого им не требуется. Но по этим словам мы можем судить о том, что условия спасения человека ставятся в зависимость от выполнения провозглашаемых им законов. Как же так? С церковной точки зрения лишь мессианство Бога освобождает человека от проклятия греха. И в то же время мы читаем, что евангельский мессия требует от людей самим освобождаться от адамова наследства. Очень часто по словам Иисуса выходит, что, только добившись праведности и соблюдения законов, человек может войти в его Царство. Делая такого рода заявления, Иисус вольно и невольно отменяет свою искупительную жертву. Целесообразность Голгофы Нагорной проповедью поставлена по крайней мере под большое сомнение. Получается так, что очень часто ведется разговор о несовершенстве и несамостоятельности человека. Вместе с тем на такого слабого, несовершенного, безответственного субъекта возлагается ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу всего человечества
Родители, осуждающие своих детей, невольно осуждают, прежде всего, самих себя. У евангельского Бога такое понимание отсутствует. Все хорошее исходит только от него, а все плохое – от детей. Последние слова Нагорной проповеди гласят о том, что должна случиться страшная катастрофа. Дома упадут, и лишь некоторые из них уцелеют. Благоразумные спасут свои жилища, а значит, и самих себя. Нужно только строить жизнь на камне. Камень – это сам Иисус и те истины, которые он только что проповедал. Но как бы то ни было, порядочному человеку, если он даже стопроцентно уверен в своем личном спасении, не может быть радостно от сознания того факта, что большинство населения все-таки должно погибнуть. А случиться это должно со дня на день. Вновь слышится: наша цивилизация будет стерта с лица земли. Остается ждать. Такова ближайшая христианская перспектива. А пока евреи, в своей массе так и не избравшие Иисуса в качестве фундаментального камня, худо ли бедно, но в буквальном смысле на песке пустыни восстановили свое государство на обетованной земле, выдерживают напор людских и природных стихий (дождей и ветров) и живут, по крайней мере, не хуже многих и многих тех, кто основанием своей жизни считает христианскую религию. В Китайской Народной Республике культурный и экономический прогресс происходят без общегосударственного поклонения христианским богам, как и во многих других странах. Христиане всегда ревностно фиксируют проявления к ним особой божьей любви. Но, похоже, что Бог больше любит чужих, чем своих.
(Владимир Рослов)
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 6146