«С Pussy Riot Церковь зашла слишком далеко»
03.10.2012 СМИ/Pussy Riot
В интервью «Известиям» о. Сергий объяснил, почему он больше не хочет «находиться
в одной Церкви с лжецами, стяжателями и лицемерами», и призвал Церковь к благоразумию
и прекращению дальнейшего сращивания с властью.
— Как к вам сейчас обращаться — о. Сергий или Сергей Викторович?
— Сан с меня может снять только патриарх, пока он его не снял. Но, в общем, как
вам угодно.
— РПЦ уже заявила, что вы давно выведены за штат, и о том, что официальное обращение
они не получали. Даже появились сообщения, что это письмо — фейк. Почему вы избрали
именно такую форму обращения к патриарху — через свою страничку в Facebook и сделали всё публично?
— Я диакон, и это письмо — не подделка. С 2003 года я почислен за штат с правом
перехода в другую епархию, каких-либо канонических препятствий и взысканий у меня
нет. Рукоположен я был после окончания духовной семинарии в 1994 году. Служил
в храме Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость при Вознесенском женском монастыре
г. Тамбова, в Покровском храме, в Казанском соборе — служил диаконом и преподавал
в воскресной школе и еще по совместительству преподавал основы духовной нравственности
в медицинском колледже Тамбова, тогда это было лишь в плане эксперимента, а потом
уже стало чуть ли не повсеместно.
— Почему же вы вышли за штат?
— Почислен по своему собственному прошению — у меня умирал отец в Волгоградской
области и позвал нас к себе, мы всей семьей к нему переехали. Восемь лет я жил
в затворе в Волгоградской области и полгода назад, перехоронив всех близких, мы
с мамой вернулись на родину. Сейчас я получаю светское образование — заканчиваю
юридический факультет, в этом году защита диплома. В Волгоградской области я помогал
священнику, я мог бы служить, но тогда меня могли бы дернуть и перевести в любую
область, а мы не могли тогда никуда уехать, потому что ухаживали за больным. Помогал
в качестве редактора газеты «Урюпинский благовестник», там печатались мои статьи,
курировал православное молодежное движение «Хопер православный».
— Почему вы написали письмо патриарху Кириллу и решили выйти из РПЦ? Ведь девушек
из Pussy Riot судил не церковный суд, а светский…
— Все мы прекрасно понимаем, какую роль сыграла в этом процессе церковь. И Андрей
Кураев, и я сам это подчеркивал, что самая страшная беда, к которой может привести
этот процесс, — это раскол церкви. Так и случилось. Раскол произошел в обществе.
Среди верующих мнения тоже разошлись.
Естественно, никто не одобряет этот поступок («панк-молебен» в храме Христа Спасителя.
— «Известия»), но то, что произошло на процессе, и сам приговор заставили нас
всех задуматься о реальном сращивании Церкви и государства. Церковь очень далеко
зашла. И скандал с патриаршими часами Breguet и пылью в квартире — это такая мелочь!
Закончилось всё давлением на следствие — это уже совсем выходит за рамки. И протест
против такого поведения Церкви я выразил таким вот образом. Я считаю, что Церковь
не должна была инициировать уголовный процесс и быть инициатором возбуждения уголовного
дела.
— Вы первый из клириков, кто публично высказался на тему давления РПЦ на следствие.
Вас хоть кто-нибудь поддержал из коллег?
— Сейчас в РПЦ больше 35 тыс. служителей — от диаконов, священников до иерархов
— и ни один не сказал, все промолчали! Хотя я знаю, что внутри Церкви очень многие
не согласны с официальной позицией Церкви. 25–30% — это точно, а после приговора
Pussi Riot таких стало еще больше, процентов 40. Конечно, они молчат — у многих
батюшек жены, много детишек, и они прекрасно понимают, чем для них закончится
подобное выступление, но они не согласны.
Я же не могу молчать, наоборот, я хочу, чтобы меня услышали. Хотя бы потому,
что я хочу жить в мире со своей совестью. Мне стыдно за то, что творили во время
расследования и процесса так называемые псевдоправославные, признанные потерпевшими
по делу. Оскорбить чувства истинно верующего невозможно, это только у маловерующего
чувства могут пошатнуться, а истинно верующего — его ничего не сломит.
Как в первые христианские века мученики были — их ничего не могло сломить. А
их раз — и вдруг сломали. На суде те же потерпевшие терялись в показаниях — потому
что не по своей воле пришли. Не душа у них болела, а болело самолюбие наших иерархов.
Все язвы и нарывы были вскрыты на этом процессе, все скелеты из шкафов повылазили.
Если бы вовремя остановились и проявили мудрость, может быть, этого безобразия
сейчас и не было бы. Но пошли до конца.
И что меня еще убило и стало последней каплей — спустя час после приговора появилось
открытое заявление высших руководителей Церкви, которые в это время были в Польше.
Это же получается, что они заранее знали об обвинительном приговоре и заявление
тоже подготовили заранее. Они сами себя этим заявлением выдали.
— Вам не звонили из Тамбовской епархии, из РПЦ, не просили письмо отозвать?
— Нет, но не сомневаюсь, что они придумают, как мне за это отомстить. Столько
на меня сейчас льется грязи — от проклятий до обвинения во всех смертных грехах,
уверен, что будут искать компромат, начнут просто меня уничтожать. Вы знаете,
я даже из квартиры не выхожу на улицу, живу в затворе и провожу время в домашней
молитве. Меня поддерживает мама, она инвалид, часто ходила в храм, но теперь у
нас обоих желание ходить в храм пропало, веры к священникам нет.
— Почему вы решились именно на такую форму выхода из церкви — сделать все публично?
— Если бы я послал прошение по почте, его могли потерять, объявить меня дебилом
или сумасшедшим, лишить меня сана заранее, задним числом — да что угодно сделать,
я бы уже ничему не удивился. Моя цель — призвать Церковь к благоразумию: как было
при патриархе Алексии, как было до этого. Церковь была благоразумна в поступках,
и не было такого сращивания с властью — и так не должно быть. Это нездоровая обстановка.
— И все-таки странно винить РПЦ в приговоре, который вынес светский суд.
— Обратите внимание: суд использовал всю мотивировочную часть внутрицерковной
документации — остался Лаодикийский собор, Архиерейский собор 2011 года, письмо
ключаря ХХС и памятка поведения в храме, и на основании всего этого вынесли приговор
«именем Российской Федерации». Как юрист я понимаю, что это настоящие мракобесие
и приговор беззаконный, с юридической точки зрения он просто невозможный. А как
священнослужителю мне стыдно и печально, что Церковь поспособствовала и инициировала
этот процесс.
— Объясните, пожалуйста, что за церковный суд был перед Хамовническим судом?
— Меня неправильно поняли. Речь шла о том, что на церковном суде можно было бы
решить, как наказать богохульниц и кощунниц — например, наложить на них епитимью.
Ведь внутри церкви есть свой суд. И — я убежден — не надо было передавать это
дело светским властям.
— Как вы считаете, Церковь могла из этой истории выйти достойно?
— Я думаю, что перед Прощеным Воскресеньем их можно было простить и войти в Великий
пост и встретить светлое Христово Воскресение в мире. Нет, весь Великий пост провели
в этих распрях, в этих обсуждениях, даже в самих приходах люди начали раскалываться
— на тех, кто считал, что надо простить и тех, кто считал, что прощать нельзя.
Зачем всё это? Но после приговора все уже забыли о самом проступке, потому что
все просто возмущены реальным сроком, который дали этим женщинам, возмущен им
и я.
— Вы не боитесь за свою семью, детей?
— Я не женат, детей нет, живу с мамой. Она следила за процессом над девушками и поддержала меня, когда я решил выйти из Церкви. А веру мою и веру моей мамы никто не погубит, никто над ней не надругается и никто ее не уничтожит.
Последние публикации на сопряженные темы
Пришествий на страницу: 4084